Адаптированная рабочая образовательная программа Воспитательной работы в группе с детьми с ОВЗ
рабочая программа (9 класс)

Программа направлена на организацию воспитательной деятельности и развитие личностных особенностей учащихся 8-9х классах ГКОУ СКОШИ № 2 Составлена на основе:

- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ;

- Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.

«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

-  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Локальных нормативных актов, регламентирующих воспитательную деятельность.

- Общешкольного плана работы на 2020-2021 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа38.44 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2

«Утверждено педагогическим советом» ГКОУ СКОШИ №2

Протокол № ______ от _ 20 _____ г.

«Утверждено»

Директор ГКОУ СКОШИ №2

Суворов П.А. _________

Приказ № ______ от 20 _______г.

Адаптированная рабочая образовательная программа

Воспитательной работы в группе с детьми с ОВЗ

Возраст детей:

14 – 18 лет

Срок реализации:

2020 – 2021 учебный год

Автор составитель:

Воспитатель

Левина Анна Ивановна

Г. Москва

2020 г.

Пояснительная записка

Программа направлена на организацию воспитательной деятельности и развитие личностных особенностей учащихся 8-9х классах ГКОУ СКОШИ № 2 Составлена на основе:

- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ;

- Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- Приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.

«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

-  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Локальных нормативных актов, регламентирующих воспитательную деятельность.

- Общешкольного плана работы на 2020-2021 учебный год.

Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Это мощное психолого-педагогическое средство развития и воспитания личности. Доставляя радость и удовольствие, внеурочная деятельность организует жизнедеятельность воспитанников, раскрывает потенциальные возможности детей, помогает приобрести новый опыт, формирует нравственные ценности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 14-17 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Характеристика группы

Данная программа представляет собой вариант адаптированной рабочей программы организации воспитательских часов старших подростков. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в группах, состоящих из учащихся 9-11классов.

В составе группы 15 мальчиков и 12 девочек В группе есть учащиеся со слабыми знаниями. Дисциплина в группе не вызывает беспокойства и озабоченности со стороны учителей.

Все воспитанники имеют различные нарушения зрения, а также сложную и сочетанную структуру дефекта. В группе дети с ОВЗ и дети – инвалиды, а так, же обучающиеся, проходящие повторное обучение.

Нарушение зрения влияет на яркость отдельных эмоций, развитие чувств и их выраженную окраску, обусловленную состоянием сенсорной сферы и накоплением чувственного опыта.

Характерной особенностью возраста является активное формирование коллективных групп. В целом группа дружная и сплоченная. Сложились определенные традиции. Между учащимися сложились хорошие взаимоотношения, дети любят совместно проводить время и в школе, и вне неё. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, но в тоже время бывают вспыльчивы, несдержанные, могут нагрубить друг другу, при этом умеют прощать обиды, не таят зла.

Обучающиеся принимают активное участие в школьных внеклассных мероприятиях. Умеют самостоятельно подготовиться к мероприятиям, но в тоже время ещё необходим контроль в организации со стороны воспитателя. Наиболее активные девочки. Постоянные организаторы и участники общешкольных мероприятий и спортивных соревнований.

Воспитанники группы занимаются в различных кружках, секциях, учреждениях дополнительного образования.

Структура и формы реализации программы

Программа является модульной и состоит из автономных модулей (общим объёмом 120 ч), содержание которых, предлагается старшим подросткам для освоения.

Программа предполагает, как проведение регулярных еженедельных воспитательских часов со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками.

Каждый из модулей предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности старших подростков и направлен на решение своих педагогических задач.

Цель программы:

Формирование навыков гражданского, правового и социально – нравственного поведения подростков с нарушением зрения.

Задачи программы.

Образовательные:

обучение использованию в учебном процессе различных источников информации (книги, интернет ресурсы).

Воспитательные:

– воспитание навыков самостоятельного морального выбора, решения проблем, выбора позитивных поступков и действий.

Коррекционные:

– формирование навыков гражданского поведения в обществе,

– реализация системы мероприятий по социальной адаптации учащихся.

Модули программы

  • интеллектуально-познавательная деятельность;
  • нравственно-правовое воспитание;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • семья и семейные ценности;

Реализация данной программы предполагает активную работу педагога по следующим направлениям?

  • Организация групповой работы с обучающимися
  • индивидуальная работа с учащимися группы;
  • работа с учителями-предметниками;
  • работа со специалистами коррекционной службы
  • работа с педагогами дополнительного образования
  • работа с родителями

Воспитательная работа в группе строится на следующих принципах:

  • принцип открытости: обучающиеся активно привлекаются к планированию жизни в группе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения воспитателя с учетом своих интересов, потребностей и желаний;
  • принцип деятельности: обучающимся нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки, свои способности, таланты;
  • принцип свободы выбора: обучающимся необходимо предоставлять возможность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;
  • принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия воспитанников в группе, общешкольных мероприятиях;
  • принцип сотворчества: учащиеся имеют право выбора партнера по выполняемому делу, а также возможность внесения коррективов в сценарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности;
  • принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.

Формы организации работы

  • воспитательские часы
  • индивидуальная работа с обучающимися
  • организация групповых мероприятий
  • просмотр и видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
  • участие в мероприятиях районного, городского и международного уровня
  • организация тематических вечеров
  • организация выставок
  • организация выездных мероприятий

Формы индивидуальной работы с учащимися:

- контроль успеваемости и посещаемости уроков;

- вовлечение в коллективные дела группы и школы.

Формы работы с родителями:

- организация и проведение родительских собраний

- проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);

- индивидуальные консультации

Расписание воспитательских часов в группе

 

День недели

Время

 Направление работы

Понедельник

19:20 – 20:00

Направление «Я гражданин и патриот Родины!» - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек.

Направление «Я и мой мир» воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.

Вторник

19:20 – 20:00

Направление – «Ученье – путь к успеху!»

Направление «Мои ценности» - Духовно-нравственное воспитание.

Среда

19:20 – 20:00

Направление – «Здоровье – наше богатство» - Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

17:20 – 19:00

Работа с родителями

Четверг

19:20 – 20:00

Направление – «Я и профессия»

Содержание и формы воспитания и социализации обучающихся.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

1. Направление «Я гражданин и патриот Родины!» - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек.

Ценности: любовь к России, своему народу, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире.

Цель направления:

Формирование гражданской позиции, патриотизма, юридической грамотности, знание законов, своих прав и обязанностей, знание о правовых нормах как регуляторе поведения человека в обществе.

Задачи:

  • воспитание личности духовной, нравственной, социально адаптированной к современному обществу;
  • обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
  • формирование правовой культуры.

Ожидаемый результат: Сформированность у учащихся соответствующих знаний о правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного, осознанного выбора поведения; сформированность патриотических чувств и сознания молодежи на основе системы ценностей отечественной культуры, истории, искусства.

Тематический план

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

«Устав школы. Правила внутреннего распорядка обучающихся»

Инструктаж

1

«Урок Мужества» посвященный трагедии в Беслане

Беседа

1

«Страна, в которой мне хотелось жить».

Беседа. Доклады

7

«Оставаться человеком, или Ленинградский День Победы»

Беседа, просмотр фильма

3

23 февраля

Беседа, игра

2

 «Герои России – наши космонавты».

Дискуссия, выступление детей, просмотр фильма

5

 «Сталинградская битва».

Презентация

1

 «Герои нашего времени».

Презентация

1

Итого

21

2. Направление – «Ученье – путь к успеху!»

Цель: Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей каждого ученика в меру его возможностей, обеспечение развития познавательной активности учащихся.

Задачи:

  • Создание ситуации успеха в учебе.
  • Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.
  • Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.
  • Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.

Формы работы:

  • привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах и спецкурсах.
  • игры, мониторинг результата.
  • интеллектуальные игры, викторины, конкурсы внутри группы;
  • участие в интернет - олимпиадах и конкурсах;

Тематический план

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

Познавательная деятельность: организация и функционирование в классе интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»

Игра Беседа

5

Введение в игру

Диалог

1

Техника мозгового штурма

Творческая мастерская

4

Составление вопросов к играм

Диалог

2

Игры и турниры

Игра

10

Художественное творчество: организация и выпуск классной газеты

Диалог

5

«Правила делового общения»

Беседа

1

Информационный блок

Беседа

2

Как делается газета

Творческая мастерская

2

Пробы выполнения стен газет

Творческая мастерская

5

«Новогодняя мистерия»

Коллективное творческое дело

3

Итого

38

 3. Направление – «Я и профессия»

Цель: Осознание учащимися общественной и личностной значимости труда, перспектив своего участия в нём; формирование стремления к профессиональной самореализации.

Задачи:

  • формирование адекватных профессиональных притязаний;
  • создание условий для личностного и профессионального самоопределения,
  • знакомство с условиями успешного профессионального определения.
  • формирование адекватных представлений об экономической ситуации в стране.

Ожидаемый результат: формирование адекватных профессиональных притязаний, определение сферы самоутверждения учащихся, на основе формирования понятий «смысл жизни», «идеал», «счастье».

Формы работы: Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика:

- информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся основной и средней школы;

- рекомендации психолога по профориентации;

Тематический план

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

 «Выбор профессии – выбор экзаменов.

Беседа.

3

Как правильно выбрать профессию».

Дискуссия

1

«Моя профессия. Здоровье и выбор профессии»

Беседа

1

 «Успех – реальность или мечта».

Беседа

2

«Каким я вижу себя в будущем?»

Беседа. Доклад

6

Мастер класс профессий

Беседа. Доклад

1

Итого

14

4. Направление – «Здоровье – наше богатство» - Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Ценности: жизнь во всех еѐ проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика.

Цель: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями, убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.

Задачи:

  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Взаимодействие с медицинскими учреждениями для построения индивидуальных карт здоровья.
  • Профилактика асоциального поведения учащихся.

Ожидаемый результат: осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.

Формы работы с классным коллективом:

  • участие в спортивных соревнованиях;
  • спортивные викторины, классные часы по спортивной тематике;
  • беседы и дискуссии по данной проблеме.
  • Занятие по ППД

Тематический план

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

Правила безопасного поведения в школе и на прогулке (Инструктаж по ТБ).

Беседа, инструктаж

2

«О правилах безопасного поведения на дорогах в рамках акции

Беседа, инструктаж

1

«Правила безопасного поведения при ЧС»

Беседа, инструктаж

1

Будущее в твоих руках.

Беседа

1

Противопожарная безопасность.

Беседа, инструктаж

1

Твоя безопасность в твоих руках.

Беседа, инструктаж

1

Пивной алкоголизм. Пристрастия в нашей жизни.

Беседа, презентация

1

Занятие по ППД

Беседа, инструктаж

1

Компьютерная зависимость

беседа

1

Как вредит алкоголь и курение на организм

Беседа. Диалог

2

Здоровый образ жизни. Здоровье наше богатство

Беседа

1

«Безопасность в сети Интернет»

Беседа

1

За что ставят на учет в КДН?

Беседа

1

За что ставят на ВШУ?

Беседа

1

Итого

16

5. Направление «Я и мой мир» воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.

Цели и задачи:

  • художественно-эстетическое развитие;
  • привитие чувства прекрасного;
  • помощь в раскрытии и реализации внутренних резервов (способностей, интересов, таланта, личностных качеств);
  • создание условий для развития творческих способностей учащихся;
  • формирование основ общей культуры, умение общаться, потребности к самовоспитанию.

Формы и средства реализации:

  • посещение театров, выставок, кинотеатров;
  • встречи с интересными людьми;
  • организация конкурсов;
  • экскурсии (залы, музеи);

Ожидаемый результат: понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира; способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, спорте и творчестве людей, общественной жизни; опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества; опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

Тематический план

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

Международный день распространения грамотности

Беседа

1

Экологический урок "Сила леса"

2

Что такое личное пространство?

Беседа

1

Труд красит человека.

Беседа

1

Как не стать жертвой преступления?

Беседа

1

Международный день мира.

Беседа

1

Быть толерантным – это значит.

Беседа

1

100 лет со дня рождения советского кинорежиссера, актёра, сценариста, педагога Сергея Фёдоровича Бондарчука (1920–1994);

Презентация

1

Акция по сбору использованных батареек

Социальная акция

7

День учителя.

Подготовка подарка

6

Проблемы экологии.

Беседа. Диалог

1

Чтобы не случилось беды.

Беседа

1

Загадочные картины гениальных художников.

Викторина

1

Крышечка мира

Социальная акция

4

Бумажный бум

Социальная акция

5

Правила этикета

беседа

2

День матери «Мама, мамочка моя»

Дискуссия

1

Истинное мнение и ценности

Беседа

2

Итого

38

6.Направление «Мои ценности» - Духовно-нравственное воспитание.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека.

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности других людей.

Задачи работы:

  • Формировать у учащихся чувство толерантности;
  • Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
  • Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Формы работы:

  • Тематические классные часы по нравственной тематике;
  • Дискуссии по нравственной тематике;
  • Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
  • Изучение нравственного наследия своей страны;
  • Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мир.

Ожидаемый результат: Понимание учащимися жизненных ценностей; смысла человеческого существования; понимание нравственной сущности правил культуры поведения.

Тематический план

Название модуля

Темы занятий

Кол-во часов

 Правила поведения.

Беседы

2

Терроризм – угроза обществу.

Беседа

2

Мы – будущие избиратели»

Беседа

1

Беседы по предупреждению правонарушения подростков.

Беседа, диалог

6

«Урок Победы»

Беседа. Участие в митинге

1

День согласия и примирения. «Формирование нравственных ценностей у учащихся - толерантность».

Беседа

2

Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Беседа

1

«Коллективная помощь и сочувствие»

Беседа

1

«Культура поведения в общественных местах»

 Беседа.

1

Итого

17

Материально-техническое обеспечение реализации программы

Реализации поставленных выше задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их общекультурное развитие и связи с семьей.

Основными видами деятельности детей 14-18 лет являются:

-Компьютерные и информационно коммуникативные средства:

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

- Технические средства обучения:

Экспозиционный экран, персональный компьютер, настольные развивающие игры.

 - Оборудование класса:

Стол учительский с тумбой, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Единство цели/ Ш.А. Амонашвили. – М.: Просвещение, 1987. – 145с.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г. г.»

3. Данилюк, А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/

4. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. – 189 с.

5. А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.  189 с. 

6. Кондаков, Тишков. Рос .академия образования- М.  .Просвещение образования2009г.стр.189

7. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: Просвещение, 2005

8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 2006

9. Программы воспитания // Классный руководитель, № 3, 2006..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА "ДО-МИ-СОЛЬ-КА"

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА "ДО-МИ-СОЛЬ-КА "ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА 2017-2018 ГОД....

Адаптированная рабочая программа для детей подготовительной группы с ТНР

Для учителей -логопедов дошкольных образовательных учреждений...

Адаптированная рабочая программа воспитательной работы в группе с детьми с ОВЗ.

Данная программа будет интересна педагогам, работающим с подростками среднего школьного возраста. В этом возрасте необходимо помочь учащимся осознать главные нравственные нормы и правила, научиться пр...

Адаптированная рабочая образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант по адаптивной физической культуре, коррекции двигательного развития 1-4 класс

Цель программы: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков....

Адаптированная рабочая образовательная программа для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.4.) по адаптивной физической культуре (надомного обучения 1-4 класс)

Цели программы:Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся.Способствовать общему...

Авторская разработка. Адаптированная рабочая образовательная программа основного общего образования обучающегося с ЗПР

В АРОП отображены цели и задачи, психолого - педагогическая характеристика и образовательные потребности обучающегося с ЗПР (вариант 7.2), планируемые результаты, особенности оценки планируемых резуль...