Адаптированная рабочая программа воспитательной работы в группе с детьми с ОВЗ.
рабочая программа (7 класс)

Шаройко Елена Викторовна

Данная программа будет интересна педагогам, работающим с подростками среднего школьного возраста. В этом возрасте необходимо помочь учащимся осознать главные нравственные нормы и правила, научиться применять их в жизни. Также большую роль играет значимость их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения. И наконец, немаловажным является формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Для подростков характерны перепады настроения, повышенная раздражительность, возбудимость конфликтность, плаксивость, утомляемость. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа воспитателя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений, развитие их позитивных отношений к общественным ценностям и приобретение ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных отношений на практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sharoyko_e_v_rabochaya_programma.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №2

«Утверждено педагогическим советом» ГКОУ СКОШИ №2

Протокол № ______ от _ 20 _____ г.

«Утверждено»

Директор ГКОУ СКОШИ №2

Суворов П.А. _________

Приказ № ______ от 20 _______г.

Адаптированная рабочая образовательная программа

Воспитательной работы в группе с детьми с ОВЗ

Возраст детей:

13-15 лет

Срок реализации:

2020 – 2021 учебный год

Автор составитель:

Воспитатель

Шаройко Елена Викторовна

Г. Москва

2020 г.


Пояснительная записка

Актуальность. Подростковый возраст (13-15 лет, 7 «А» и «Б» классы) — наиболее удачный возраст для развития социальных отношений. Он совпадает с глубокой перестройкой всего организма. Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Им требуется больше времени, чтобы принять решение. Для подросткового возраста характерно значительное изменение гормонального фона. Повышение содержания половых гормонов в крови приводит к нестабильному эмоциональному фону. Для подростков характерны перепады настроения, повышенная раздражительность, возбудимость конфликтность, плаксивость, утомляемость. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа воспитателя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений, развитие их позитивных отношений к общественным ценностям и приобретение ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных отношений на практике.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. В этом возрасте им жизненно необходимо признание их взрослости, им необходимо чувствовать серьезное, уважительное отношение к своей личности и постепенно получать опыт самостоятельно принятых решений. Поэтому воспитатель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.

Так же средний подростковый возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Главное в воспитательной работе - взаимодействие классного руководителя, воспитателя и воспитанников. Эти взаимодействия, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя, воспитателя и детей, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности воспитателя.

Цель - воспитание духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, готовой войти в информационное сообщество, способной к самоопределению в обществе.

Задачи:

  • Обеспечение позитивной динамики интеллектуального развития личности воспитанника.
  • Сплочение коллектива обучающихся 7 «А» и «Б» классов, создание в нем дружной семьи единомышленников со своими традициями, основанными на уважении друг к другу и взаимопомощи.
  • Формирование любви к Родине, активной гражданской позиции и самостоятельности воспитанников, развитие творческих способностей.
  • Формирование эстетической культуры воспитанников.
  • Дальнейшее физическое развитие личности.
  • Воспитание сознательной дисциплины, нравственных качеств воспитанников через вовлечение в коллективную работу.

В этом возрасте необходимо помочь учащимся осознать главные нравственные нормы и правила, научиться применять их в жизни. Также большую роль играет значимость их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения. И наконец, немаловажным является формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Поэтому за основу программы были выбраны четыре главных направления:

«Я – гражданин России»,

«Здоровый образ жизни»,

«Вместе»,

«Красота спасет мир».

Характеристика группы.

Группа 7-х классов ГКОУ СКОШИ № 2 представляет собой смешанную группу по гендерному признаку. В группу №12 зачислено 15 детей (из них 7 воспитанников из 7 «А» класса и 8 воспитанников из 7 «Б» класса).

В группе 5 мальчиков и 10 девочек. Из них инвалидов - 6 человек, детей с нарушением слуха – 1 человек, 1 ребенок проживает в детском доме.

По заявлению родителей воспитанники имеют разную форму пребывания в школе-интернате.

  • 9 человек посещают группу продленного дня до 19 часов.
  • 6 человек находятся в интернате на протяжении всей учебной недели.

Группа № 12 - работоспособная, ребята интересуются общественными делами и с удовольствием их выполняют (оформление классного уголка, участие в конкурсах, соревнованиях, проектах, участие в общешкольных мероприятиях). В группе появились определенные традиции, между учащимися сложились хорошие взаимоотношения, ребята любят совместно проводить время. Они достаточно доброжелательны друг к другу, но иногда возможны конфликты.

 Для организации воспитательного процесса необходимы такие формы, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания (воспитательские часы, беседы, игры, конкурсы, викторины, круглые столы, занятия-практикумы, экскурсии).

Наиболее распространенную форму организации воспитательной работы в 7 классе считаю воспитательский час, который проводится каждый день по разной тематике (по нравственному воспитанию, патриотическому воспитанию, здоровому образу жизни, о трудолюбии, бережливости, справедливости, товариществе, доброте, скромности и др.) продолжительностью 40 минут. Проведение воспитательских часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении воспитательского часа преобладает форма свободного общения учащихся с воспитателем.

РАСПИСАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬСКИХ ЧАСОВ В ГРУППЕ

День недели

Время

Направление работы

Понедельник

19:20 – 20:00

«Здоровый образ жизни» - охрана и укрепление здоровья воспитанников, приобщение воспитанников к здоровому образу жизни

Вторник

19:20 – 20:00

«Мир спасется красотой» - повышение нравственной культуры воспитанников через приобщение их к духовным ценностям культуры и искусства

Среда

19:20 – 20:00

«Я – гражданин России» - воспитание гордости и уважения к истории своей страны

17:20 – 19:00

Работа с родителями

Четверг

19:20 – 20:00

«Вместе» - формирование ценностей единства школьного коллектива

Основные направления воспитательной деятельности

  1. «Я – гражданин России»

Цель: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

  • воспитание любви к Родине, бережного отношения к историческому и культурному наследию страны, традициям родного края, сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры;  
  • воспитание патриотов России, граждан нового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
  • воспитание сознательного отношения к семейной жизни;

Основные понятия: Патриотизм, гражданин, демократическое государство, национальная культура, толерантность, религиозная терпимость, суверенитет

Формы работы:

  • тематические воспитательские часы;
  • вечера памяти;
  • познавательные викторины, игры;
  • выпуск стенгазеты;
  • участие в общешкольных мероприятиях.

Тема занятия

Форма проведения

Количество   часов

Это громкое слово «патриотизм»

Дискуссия

2

«Моя Родина»

Доклады воспитанников

1

Мои права и обязанности

Беседа

2

«Я – гражданин России»

Беседа, деловая игра

2

Основные национальные традиции

Беседа с элементами игры

2

Главные праздники моего народа

Беседа

1

«Люби и знай русский язык»

Лингвистическая игра

4

Знакомство с культурой России XIII – XVII веков (архитектура, иконопись, живопись, фольклор, система образования)

Беседа, презентация, викторина

6

«По местам боевой славы» («Бородинская панорама», «Брестская крепость», «Оборона Севастополя», «Курская дуга», «Мамаев курган»)

Виртуальные экскурсии, документальные фильмы, беседы

6

«В жизни всегда есть место подвигу»

Беседа

1

«Мой любимый город – Москва»

Беседа, викторина

1

«Страна, в которой мне хочется жить»

Беседа с элементами игры

1

«Что я считаю главным богатством России?»

Дискуссия

1

Уважение культуры других народов – путь к крепкой стране

Доклады воспитанников, беседа

3

Итого

33

  1. «Здоровый образ жизни»

Цель: Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • Формирование негативного отношения к употреблению наркотиков, алкоголя, табака.
  • Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
  • Знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации.

Основные понятия: Психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.

Формы работы

  • дискуссия
  • тренинги физического самосовершенствования
  • обсуждение газетных и журнальных публикаций по   проблеме
  • занятия по ПДД, викторины, игры
  • участие в спортивных конкурсах, соревнованиях, общешкольных мероприятиях.

Тема занятия

Форма проведения

Количество часов

Жить по режиму скучно!

Дискуссия

2

Нужна ли зарядка в школе

Обсуждение

1

Здоровая пища – вкусно или полезно

Обсуждение

1

Должно ли государство способствовать укреплению здоровья граждан

Беседа

1

Курение – за и против

Дискуссия

1

Алкоголь – за и против

Дискуссия

1

Спорт всегда приносит пользу

Беседа

1

От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом

Дискуссия

1

Занятия по ПДД

Беседа, викторины, игры

9

Чем отличается физкультура от спорта

Беседа

1

Что полезнее, занятие физкультурой или спортом

Обсуждение

1

Энергетические напитки поддерживают тонус организма

Дискуссия

2

Современные спортивные игры

Работа с информацией

3

Применение спортивных игр на практике

Изучение правил проведения спортивных игр

8

Итого:

33

  1. «Вместе»

Цель: формировать у воспитанников нравственные нормы и правила поведения в обществе, умение взаимодействовать в коллективе.

Задачи:

  • Формировать у воспитанников понятия: жизненные ценности и правила.
  • Формировать у воспитанников понятия об этическом учении.
  • Формирование знаний о нравственных качествах личности современного человека.
  • Развивать волевые качества воспитанника, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
  • Воспитывать у воспитанников желание самосовершенствования.
  • Формировать позитивное отношения у воспитанников к традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, осознавать и делать выводы.

Основные понятия: Нравственный выбор, нравственное просвещение, нравственное поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических учений, нравственный опыт.

Формы работы:

  • беседы, творческие задания
  • дискуссии по нравственной тематике
  • просмотр и обсуждение художественных фильмов, видеороликов.
  • ролевые игры

Тема занятия

Форма проведения

Количество   часов

Понятие и критерии толерантности

Беседа

1

Проблема толерантности в современном мире

Дискуссия

1

Толерантность к другим

Тренинг

1

Границы толерантности

Беседа

1

Из истории слова «Милосердие»

Этическая беседа

1

Жалость или сострадание?

Обсуждение

1

Нужна ли в современном обществе благотворительность?

Дискуссия

1

Этикет от прошлого до наших дней

Изучение правил этикета

2

Настоящий коллектив тот, где есть лидер

Беседа с элементами дискуссии

2

Фильм «Чучело»

Просмотр фильма, обсуждение

4

Какой Я?

Изготовление коллажа

1

Мое реальное Я и мое идеальное Я

Изготовление коллажа, обсуждение

2

Какие чувства в жизни для меня самые главные?

Дискуссия

1

Мой характер

Беседа

2

Протяни руку помощи

Работа в группах

1

«Мой помощник – внимание»

Игры на внимание и смекалку

3

«Мои цели и планы в этом году»

Беседа

2

Профессии, которые мне интересны

Беседа, доклады воспитанников

2

Эмоциональный интеллект – что это?

Беседа с элементами игры, тренинг

4

Итого

33

  1.  «Красота спасет мир».

Цель: развитие навыков творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций как основы социальной реабилитации воспитанников; сохранение и развитие самобытных традиций русского народа в современном обществе.

Задачи:

  • Создать условия для самовыражения и самореализации посредством декоративно-прикладного творчества
  • Сформировать ценностное отношения к прекрасному у воспитанников
  • Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.

Основные понятия: Творчество и созидание; красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Формы работы:

  • Творческие воспитательские часы
  • Мастер-классы по развитию творческих способностей
  • Оформление классного уголка, выпуск стенгазет
  • Участие в конкурсах, общешкольных мероприятиях

Тема занятия

Форма проведения

Количество   часов

Путешествие по местам народных промыслов

Видео путешествие

4

«В мире прекрасного»

Творческая гостиная

10

Подарки своими руками

Творческая мастерская

5

Особенности русского национального костюма

Викторина

1

Русские народные песни и танцы

Изучение

5

Праздник в народном стиле

Проведение фольклорного праздника

2

«Мои творческие способности»

Доклады воспитанников

1

Оформление классного уголка, стенгазет к праздникам

Творческая мастерская

5

Итого

33

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у обучающихся качества, соответствующие определенной модели. Это должен быть ученик:

  1. Любящий свой край и свою Родину;
  2. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  3. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
  4. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  5. Любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  6. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

Содержание программы

  1. «Я – гражданин России»

Гражданин и семья. Поведение и действия достойного сына, дочери. Преемственные связи: деды-родители, родители-дети, дети-внуки. Гражданин и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Участие в жизни школы, забота о школе. Осмысление школьником себя как части своей Родины, её гражданина и патриота, необходимость уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству.

  1. «Здоровый образ жизни»

Понятие «здоровый образ жизни». Объективная информация о последствиях курения, алкоголизма и наркомании. Основы здорового образа жизни, развитие навыков двигательной активности, координации движений, сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Воспитание ответственности за свое здоровье, устойчивого негативного отношения к курению. Значение полноценного питания для формирования организма, а также, используя литературный материал, показать пагубное влияние алкоголя и табака на здоровье человека.

  1. «Вместе»

Культурная и многонациональная жизнь нашего народа. Знакомство с памятниками культуры и искусства. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

  1. «Красота спасет мир»

Знакомство с творчеством выдающихся композиторов, художников, архитекторов, писателей, танцоров, актеров. Русское народное творчество как источник вдохновения, народные умельцы – пример для подражания. Самореализация и самовыражение через творчество, создание прекрасного своими руками. Разные техники декоративно-прикладного творчества, работа с бумагой, тканью, природным материалом, бисером, создание коллажей и плакатов в программе Excel.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
  2. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. -  М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
  3. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
  4. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / Сост. А.В.Енин. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. – 288 с.
  5. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.-метод. пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.
  6. Интересные каникулы. Сборник программ и сценариев для оздоровительно-образовательных центров, детских лагерей и площадок / Под ред. А.Г.Лазаревой. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2012. – 356 с.
  7. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
  8. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
  9. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса. Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. – М.: «5 за знания», 2006. – 256 с.
  10. Серов Б.Н. поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничеству? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. М.: Генезис, 1999.
  12. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2002.
  13. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в школе. – М.: Генезис, 2005. – 167 с.
  14. Хухлаева О.В. Психология подростка: учебное пособие. М.: Академия, 2008.
  15. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 112 с.
  16. Этикет и антиэтикет: книга для стильной молодежи / Авт.сост. В.В.Иванова, - М.: Лабиринт-К, 2000. – 384 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год в 4 группе.

Данная программа будет полезна для воспитателей школ - интернатов и детских домов. В ней изложены тематики родительских собраний и групповых занятий....

Рабочая программа воспитательной работы на 2013-2014 год в группе 6 класса

Рабочая программа с циклограммой на 2013-2014 учебный год. Работа по теме "Основы здорового образа жизни."...

Пробная рабочая программа воспитательной работы с детьми 11-13 лет

Программа воспитания и социализации воспитанниковспециальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для детей с ограниченными возможностями 11 – 13 лет...

Рабочая программа воспитательной работы с учащимися группы №6 5-9 классы VIII-го вида на 2016-2017 учебный год

Рабочая программавоспитательной работы с учащимися группы №6     5-9 классы VIII-го видана 2016-2017 учебный год...

Рабочая программа воспитательной работы с учащимися группы № 5 9 А с\с, 8 В классов на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программавоспитательной работы с учащимися группы № 59 А с\с, 8 В классов на 2015-2016 учебный год....

Рабочая программа воспитательной работы с учащимися группы №6 5-9 классы VIII-го вида на 2014-2015 учебный год

Рабочая программавоспитательной работы с учащимися группы №6     5-9 классы VIII-го видана 2014-2015 учебный год...

Адаптированная рабочая образовательная программа Воспитательной работы в группе с детьми с ОВЗ

Программа направлена на организацию воспитательной деятельности и развитие личностных особенностей учащихся 8-9х классах ГКОУ СКОШИ № 2 Составлена на основе:- Федерального закона «Об образовании...