Внеурочная деятельность
методическая разработка (5 класс)

Елохина Екатерина Николаевна

Внеурочная деятельность 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_5_kl.doc348.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Программа рекомендована

к работе педагогическим  

советом школы  

Протокол № ____от «____»__________20____г.                                                                                                                                        

Утверждаю                                                                                                                              

Директор МБОУ «Средняя                            

общеобразовательная школа № 6»

_____________А.Б. Царюк

Приказ №______

от «____»__________20___г.                    

                                                                   

Программа обсуждена на

заседании методического

объединения учителей

Протокол №____ от «____»__________20____г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

для 5 класса

на 35 часов в год  (1 час в неделю)

           Составитель:                                                                                                                      

           Елохина Е.Н.                                                              

                                                                                                       учитель географии

                                                                                                       и биологии

г. Новокузнецк, 2021

           

 

Пояснительная записка

Программа «Мир, в котором я живу» составлена на основе программы общего образования МБОУ СОШ №6 и примерной программы по внеурочной деятельности.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует развития новых методов и форм образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, ее творческой инициативы, с  формированием навыка самостоятельного движения в информационных полях, универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем в профессиональной деятельности, в самоопределении.

     Реализация программы «Мир, в котором мы живем» направлена на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность, развивается чувство эмпатии.

     Актуальность программы состоит также в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные педагогом и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других. Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.    

Общая характеристика программы:

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5-х классов и ориентирована на формирование социальной компетентности детей, их готовности к саморазвитию, к активной совместной творческой деятельности на благо себе и других. Она актуализирует проблему совершенствования и самосовершенствования личности ребенка на основе принципов гуманизма, формируя общечеловеческие ценности. Содержание учебных занятий, методы работы способствуют воспитанию у обучающихся любви к своей школе, своему краю,  заботы, ответственности, чувства долга, толерантности, а также стремления к познанию и истине, целеустремлённости, настойчивости, бережливости, трудолюбия, экологическое сознания.

    Учебный курс строится на принципах системно-деятельностного, рефлексивного, проблемно-ситуативного подходов, диалогического общения. Программа имеет комплексный характер.

     Направление программы – социальное.

Место внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»

Программа рассчитана на 1 час в неделю – 35 часов. 

Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.

Задачи:

  • развитие и приобретение  учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
  • развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)  -  для формирования здорового образа жизни. 
  • создание условий для развития социально-активной личности, обладающей чувством гордости и ответственности за судьбу Отечества  и свое будущее;
  • воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата.

Принципы реализации Программы:

- учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию

Ценностные ориентиры программы: любовь к России, своему краю, служение Отечеству, забота, помощь, ответственность, чувство долга, толерантность, стремление к познанию и истине, целеустремлённость, настойчивость, бережливость, трудолюбие, экологическое сознание, красота, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и в искусстве.

Форма организации занятий. Беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, творческие конкурсы, викторины, КВНы, интеллектуально-познавательные игры, наблюдения, акции, трудовые десанты, проекты,  фестивали, праздники, выставки, концерты, индивидуальная самостоятельная работа. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Результаты освоения программы.

Личностные универсальные учебные действия.

У обучающихся будут сформированы:

-  самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля,

-  уважение  и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни,

-  уважительное отношение к иному мнению,

-  положительное отношение к школе,

-  навыки  взаимодействия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:

-  овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,

- развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей,

 -  сформировать эстетические ценности и чувства,

-   развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,

-   научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми,

-   сформировать элементарные основы экологической культуры.

     Регулятивные  универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

-   принимать и сохранять учебную задачу,

-   в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале,

-   переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

-   оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи,

-   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-   первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности,

-   задавать вопросы,

-   учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-  адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть диалогической формой общения,

-  формулировать собственное мнение и позицию,

- развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Познавательные универсальные учебные действия

 В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-    слушать и понимать речь других людей,

-    работать по предложенному учителем плану,

-  выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

     В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-    строить сообщения в устной и письменной форме,

-    устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений,

-    обобщать,

-    устанавливать аналогии,

-  использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.

Материально-технического обеспечение:

Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

- настенные классные  и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,

- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,

- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,

- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника).

А также экранно-звуковые пособия:

- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.

Библиотечный фонд:

- энциклопедическая и справочная литература,

- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.


Тематическое планирование внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу»5 класс

Темы

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1.

Школьная жизнь по правилам.

Беседа с учащимися.

1

2.

Выборы делегатов в школьную Думу. Акция «Мы тоже были малышами».

Выборы в органы самоуправления в классе.

1

 3.

Конкурс стенгазет ко Дню Учителя.

Подготовка и участие в конкурсе.

1

4.

Акция ко Дню пожилого человека.

Изготовление поделок.

1

5.

Акция «Чистый двор»

Уборка и благоустройство школьной территории.

1

6.

Дом, в котором я живу.

Заочная экскурсия по городу Новокузнецку.(презентация про город).

1

7.

Главные праздники страны «День примирения и согласия»

Беседа.

1

8.

Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!»

Фильм про авиацию и вооруженные силы.

1

9.

Чему учит история родного края.

Посещение музея.

1

10.

Акция «Подарок любимой маме»

Изготовление поделок.

1

11.

Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!»

Беседа о военнослужащих.

1

12.

Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!»

 Рассказы о службе и интересные случаи на службе

1

13.

Проект «Есть такая профессия -Родину защищать!»

Сочинение на тему: «в моем городе есть воинская часть». Конкурс рисунков и фотографий.

1

14.

День прав человека.

Беседа.

1

15.

Акция «Забота о птицах».

Изготовление кормушек.

1

16.

Акция «Поздравь друга».

Сладкий подарок к Новому году.

1

17.

Акция «Мы тоже были малышами».

Шефство над первоклассниками.

1

18.

Акция «Книжкино новоселье».

Пополнение фонда детской литературы в школьной библиотеке.

1

19.

Семейные традиции. Семейный праздник.

Беседа и рассказы детей.

1

20.

Акция «Добрые дела и поступки»

Беседа и рассказы детей.

1

21.

Акция «Забота о птицах».

Изготовление кормушек.

1

22.

Подготовка к  Игре «Из чего же, из чего же, из чего же…»

КВН между девочками и мальчиками 5-х классов.

1

23.

Игра «Из чего же, из чего же, из чего же…»

КВН между девочками и мальчиками 5-х классов.

1

24.

Я – гражданин г. Новокузнецка.

Экскурсия в музей г.Новокузнецка.

1

25.

Профессии наших родителей.

Встреча и рассказы родителей о своих профессиях.

1

26.

Акция «Чистый дом»

Уборка и благоустройство кабинета.

1

27.

Добрые дела для моего класса

Разведение комнатных цветов.

1

28.

Акция «Мы тоже были малышами».

Шефство над первоклассниками.

1

29.

Акция «Чистый двор»

Уборка и благоустройство школьной территории.

1

30.

Акция «Поздравь ветерана»

Поздравления ветеранов с Днем победы.

1

31.

Акция «Цветы для школьного двора»

Сбор и посадка семян цветочных культур на клумбе школьного двора.

1

32.

Ах, эта чудная природа. Красоты нашего края.

1

33.

Это кто шагает в ряд?

Виртуальный однодневный туристический поход в лес.

1

34.

Сочинение на тему: «Как я проведу лето»

1

35.

Подведение итогов года.

1

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...