Классный час "Язык- драгоценность"
классный час (7 класс)

Комкова Лариса Валерьевна

Классный час "Язык- драгоценность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.58 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx446.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 15»

о. Муром   Владимирской области

Внеклассное мероприятие  на тему

« Русский язык  - драгоценность русского народа»

Комкова Лариса Валерьевна, учитель

русского языка и литературы,

 МБОУ СОШ №15

о. Муром  Владимирской области,

 Larakomkova@yandex.ru

о. Муром

2021 г.

«Нам дан во владение самый богатый,

чёткий и поистине волшебный русский язык». 

 Н. Бердяев

Цели:

  1. формирование  у  учащихся  функции  русского языка как  государственного,  языка  межнационального общения;
  2. развитие  мнения  о  роли русского языка в современном мире;
  3. осознание учащимися практической значимости материала занятия;
  4. содействие развитию умения строить логическое рассуждение;
  5. воспитание  любви, уважения и  интереса  к знанию государственного языка, формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа.

                                        Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Учитель.

Ребята, сегодня наш классный час посвящен  русскому языку. Помогать мне будут …(ученики  - Оля и Влад)

2. Мотивация.

Вступительное слово учителя.

(слайд № 1)

        Дорогие друзья,  вам  хорошо известны  слова: Россия, Родина, Отчизна. Эти слова означают не только колоссальное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете. Язык народа – это его историческая память, его драгоценность. ЮНЕСКО учредила празднование «Международного дня родного языка» 21 февраля и «Международного дня русского языка»  6 июня.

( слайд   № 2  )

        Язык  - средство, способ общения людей и выражение мыслей и чувств.

Русский язык — это язык русского духа, язык русского народа, язык русской нации. Национальный язык — это язык, на котором говорит исторически сложившийся коллектив людей, проживающих на общей территории, связанных общей экономикой, культурой, особенностями быта. Русский национальный язык имеет сложную и длительную историю.

( слайд  № 3)

         Русский язык формировался в течение многих веков. Прародителем современного русского языка был древнерусский. После распада древнерусского в 16 веке  появился великорусский язык , в основу которого легли всевозможные диалекты севера и юга. Значительный вклад в становление русского языка внесли  святые Кирилл и Мефодий. Они создали славянскую азбуку (глаголицу), но кириллица (в честь святых мучеников)  была создана после смерти Кирилла и Мефодия  их учениками. Следует также знать, что много для развития  русского языка сделал Михаил Васильевич Ломоносов. С него начался новый русский язык. Завершающие штрихи в русскую речь внес  А.С. Пушкин. Русский язык такой, каким мы привыкли его видеть сейчас, является во многом его творением. Именно он обогатил и разнообразил нашу речь. Пушкин проторил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского и Чехова и др.

        Потребности культурного развития стали двигателем развития языка, и язык воссоздал и сохранил историю культурной жизни нашей нации. Благодаря этому язык  является для русского народа уникальным орудием сохранения национальной идентичности, самой крупной истоко-культурной ценностью.

( слайд № 4, 5, 6, 7  )

        В соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993) русский язык является государственным языком РФ на всей её территории. Одновременно русский язык является государственным или официальным ряда республик, входящих в РФ, наряду с языком коренного населения этих республик.

        Как государственный русский язык активно функционирует во всех областях общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость. На русском языке работают центральные и местные учреждения федерального уровня, осуществляется общение между субъектами федерации. Русский язык используется в армии, центральной и местной печати, на телевидении, в образовании и науке, в культуре и спорте.        

        Самое изумительное и мудрое, что создало человечество,- это язык.  Без языка невозможны жизнь людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Изучение русского языка помогает  вам, ребята,   лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. Теперь, ребята,  ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Какое слово чаще всего звучало в моем сообщении? ( язык)
  2. Почему эпиграфом к занятию я взяла именно такое высказывание?
  3. Почему мы будем сегодня говорить о русском языке?  (русский язык - государственный язык ….)  

 3.  Актуализация знаний (разминка)

( слайд № 8)

Учитель. 

        О гибкости, красоте, многогранности русского языка говорили многие писатели и общественные деятели в разные периоды русской истории.

Теперь вам слово, ребята.  Проверим ваше домашнее задание. Поделитесь  другими афоризмами о нашем прекрасном русском языке. Приклейте, пожалуйста,  ваши  листы с изречениями  к стенам нашего класса.

1 ученик:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» ( А. И. Куприн)

2 ученик:

«Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его» (Н В. Гоголь).

3 ученик:

«Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью» (А.Н. Толстой).

4 ученик:

« Создать язык невозможно - его творит народ» (В.Г. Белинский).

5. ученик:

«Язык – история народа» (А.И. Куприн).

6 ученик:

«Величайшее богатство народа – язык» (М.А. Шолохов).

7.ученик:

«Язык есть вековой труд целого поколения» ( В.И. Даль).

8 ученик:

« Язык народа - лучший, никогда не увядающий цвет всей его духовной жизни» (К.Д. Ушинский).

9 ученик:

«Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей» (М. Горький).

10 ученик

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых и естественных понятий…Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» (В.Г.Белинский)

Учитель.

« Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи», - говорил великий Н. В. Гоголь.  Прислушайтесь обязательно к этим слова, ребята.

4) Формирование новых знаний

 Учитель:

 Какова же цель такого  задания?

5) Реализация  полученных знаний. Включение в систему знаний и повторение.

Ученик 1 ( помощник) :

Сейчас, друзья, немного поиграем. Посмотрим, умеете ли вы внимательно слушать,  насколько хорошо владеете   вы родным языком.

        Конкурс «Пословица - недаром молвиться»

Отгадайте пословицу по двум словам:

свет, тьма;

труд, лень;

встречают, провожают;

погибай, выручай.

        Закончите пословицу:

Не спеши языком - ... (торопись делом).

Знай больше, а ... (говори меньше).

Сделал дело …
Век живи, …
Ученье – свет, …
Ум– хорошо, …
От добра  добра …

Терпенье и труд, …
Слово – серебро, молчанье – …
За двумя зайцами погонишься – …

 Поспешишь -…

Что посеешь, …
Слово не воробей, …

Ученик 2  ( помощник) задает вопросы викторины « А знаете ли вы…»

1.Какая организация учредила празднование «Международного дня родного языка» 21 февраля и «Международного дня русского языка»  6 июня? (ЮНЕСКО)

2.Как расположить в правильном порядке этапы развития письменности ?

( слайд  № 9)

А) старославянское письмо

Б) древнерусское письмо

В) письмо народов  СССР

Г) древнегреческое письмо

( ГАБВ)

3. Сколько языков насчитывается в мире? (более 6 тысяч)

4.Кто создал славянскую азбуку? ( Кирилл и Мефодий)

5. В каком веке началось формирование русского национального литературного языка? (в 17в.)

6.Входит ли русский язык в состав 6 официальных рабочих языков ООН? (входит)

7. Назовите государственный язык Российской Федерации? (русский язык)

8.Какие поэты и писатели18-19 в.в стояли у истоков русского литературного языка? (А. С.Пушкин, М. В. Ломоносов, И.С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.)

7) Рефлексия (слайд 10  )

Учитель.

Подберите, уважаемые друзья, 5 прилагательных к словосочетанию «русский язык».

Учитель.

Теперь, пожалуйста, ребята, подойдите и распишитесь под теми афоризмами, которые Вам понравились. (уч-ся расписываются)

        ( слайд  11  )  

Учитель.

А сейчас продолжите фразу: «Великие люди высоко ценили русский язык, восхищались его богатством, меткостью, силой и красотой. Мы, следуя их примеру, должны:….» (умножать языковую культуру, обогащать свой словарный запас; укреплять грамотность; любить и беречь русский язык …)

Учитель.

Ребята! Любите и берегите наш родной язык. Говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

8) Итог

Вот и подошло к концу наше занятие.

Ученики  ( помощники) читают строки стихотворения А. Ахматовой.

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

                        

Учитель.

( слайд № 12.13)

 «Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая…», - говорил Д.С. Лихачёв. Будем же следовать этим мудрым словам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Нам дан во владение самый богатый, чёткий и поистине волшебный русский язык». Н. Бердяев Русский язык - драгоценность русского народа.

Слайд 2

Русский язык – средство познания .

Слайд 3

I . Образование и развитие древнерусского литературного языка . а ) Русский литературный язык в эпоху Киевского государства и последующий период феодальной раздробленности (XI —начало XIV в.). б) Русский литературный язык в эпоху Московского государства (XIV—XVII вв.). II. Формирование общенациональных норм русского литературного языка. а) Литературный язык начальной эпохи формирования русской нации (XVII— середина XVIII в.). б) Литературный язык эпохи образования русской нации и общенациональных норм литературного языка (середина XVIII — середина XIX в.). III . Функционирование и развитие литературного языка русской нации. а) Русский литературный язык второй половины XIX—начала XX в. б) Русский литературный язык советской эпохи . в) Язык новой России. Периодизация истории русского литературного языка.

Слайд 4

Русский язык – государственный язык

Слайд 5

Русский язык – государственный язык

Слайд 6

Русский язык – национальный язык

Слайд 7

Русский язык – официальный язык

Слайд 8

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн «Нравственность человека видна в его отношении к слову». Л.Н.Толстой «Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной». П.А Вяземский «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас» И.С.Тургенев «Русский язык – это прежде всего Пушкин - нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький». А. Толстой Афоризмы

Слайд 9

А) старославянское письмо Б) древнерусское письмо В) письмо народов СССР Г) древнегреческое письмо Как расположить в правильном порядке этапы развития письменности ?

Слайд 10

Рефлексия

Слайд 11

Продолжите фразу : « Великие люди высоко ценили русский язык, восхищались его богатством, меткостью, силой и красотой. Мы, следуя их примеру, должны : ….» Рефлексия

Слайд 12

«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая…», - говорил Д.С. Лихачёв. Будем же следовать этим мудрым словам! Итог

Слайд 13

з а внимание! Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Драгоценные камни в русской классике.

1.Изучена литература о драгоценных камнях, познакомились с легендами и поверьями о них.2.Произвели отбор произведений художественной литературы из школьной программы, отражающей изучаемую проблему.3.И...

Cообщение " Надя и Пушкин как драгоценный слиток..."

В данном сообщении дается размышление о значимости творчества великого поэта в жизни великой художницы Нади Рушевой....

Путешествие по самому драгоценному произведению природы – здоровью.

Развлекательно  - познавательная игра по станциям на спортивную тему....

Классный час "Здоровье - драгоценность" 5-9 классы

В рамках месячника по ЗОЖ проведен данный классный час...

Классный час на тему: «Здоровье – это драгоценность»

Разработка классного  часа по теме "Здоровье-это драгоценность" помогает заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья, активизирует познавательную деятельность  учащихся, со...

Классный час "Девять драгоценностей училища"

В основе содержания классного часа «Девять драгоценностей училища» лежит решение проблем, связанных с актуальными вопросами, встающими перед кадетами 12 взвода, которые стоят на пороге вып...