Рабочая программа "Шахматы"
рабочая программа (8 класс)

Лавров Андрей Владимирович

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на развитие и формирование творческих способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmaty_8_kl.-19_chasov.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Данная программа составлена на основе авторской программы Учебник «Шахматы в школе» 3-ий год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 3-ий год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017 г.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы заключается в объективной необходимости повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, развитие умственных, логических качеств школьников.   Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса шахматистов.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Отличительная особенность 

Настоящая      программа    по    шахматам  является  модифицированной (адаптированной), для работы  в школе. Программа предназначена для организации и планирования учебно-тренировочной работы. Теоретический и практический материал программы адаптирован к уровню старшего школьного возраста.  Учащиеся осваивают законы игры, которые принципиально различны для трех стадий игры: дебюта, миттельшпиля и эндшпиля. В процессе обучения шахматной игре по программе перед учащимися раскрывается (теория шахматной игры), созданная человечеством в ходе всей его предшествующей истории. Учащиеся должны освоить с помощью тренера-преподавателя эти, уже известные человечеству знания. Важно, чтобы процесс изучения «добытых ранее знаний» шел в единстве с развитием индивидуальной мыслительной деятельности, с органичным усвоением и собственным «открытием старых истин» каждым учеником.

 Адресат программы:

 Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 13-15 лет.

Объём программы

Занятия проводятся в кабинете. Продолжительность занятий в секции - 1 раз в неделю по 1 часу, 19 часов в год.  Количество занимающихся в группе -25 человек. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Программа предусматривает распределение учебно материала для работы на 19 часов и направлена на более качественный уровень освоения навыков и умений в шахматах.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, парные, коллективные, самостоятельные, индивидуально-обособленные

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Изучение программного материала рассчитано на 19 часов.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Путем специально организованного обучения решаются образовательные,

воспитательные,

развивающие задачи.

В обучении:

- обеспечивать усвоение детьми основных правил и понятий шахматной игры;

-сформировать знания и умения:

-уметь проводить шахматную партию от начала до конца;

-находить кратчайший путь к победе;

-решать шахматные комбинации и задачи;

-уметь пользоваться

шахматными диаграммами;

-Уметь объяснить употребляемые шахматные термины;

-уметь пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками,

турнирными сборниками);

-уметь пользоваться ПК при работе с игровыми и информационно

-поисковыми шахматными программами.

В воспитании:

-обеспечивать формирование творческих качеств личности, дисциплинированности,

самообладания, выдержки;

-способствовать выработки объективной самооценки, воспитанию уважения чужого мнения;

-формировать эмоциональное отношение к эстетической стороне шахматного искусства.

В развитии:

-способствовать развитию у детей строгой последовательности мышления, памяти, внимания,

творческого воображения;

-развивать умение производить важнейшие логические операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение);

-способствовать развитию навыков самостоятельной исследовательской работы.

Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:

–правила техники безопасности во время занятий;

–историю возникновения и развития шахматной игры;

–имена чемпионов мира по шахматам ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;

–вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

–историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикета также такими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;

–историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

–приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

К концу первого учебного года учащиеся должны уметь:

–уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

–знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

 –иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

-ориентироваться на шахматной доске;

 –играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

 –правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

–правильно расставлять фигуры перед игрой;

 –различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

 –рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

–знать что такое ничья, пат и вечный шах;

–знать «цену» каждой шахматной фигуры;

–усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

–владеть способом взятия на проходе;

–записывать шахматную партию;

– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра

 

Содержание программы

          Курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

            Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.  Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. 

1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

5. Шахматная партия. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Тематическое планирование

Содержание занятий

Всего часов:

Теоретические занятия

1

Практические занятия

17

Контрольные нормативы

1

Всего часов

19

Методическое обеспечение:

-шахматные доски - 15 штук;

-шахматные часы;

-учебно-демонстрационные плакаты;

-видеофильмы;

-компьютер;

-проектор.

Список литературы

для педагога:

  1. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
  2. Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
  3.  Е.А. Прудникова, Волкова Е. И. «Методические рекомендации» 3-ий год обучения, -Москва: Просвещение, 2017.

для учащихся:

  1. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
  2. Е.А. Прудникова, Волкова Е. И. «Шахматы в школе» 3-ий год обучения, -Москва: Просвещение, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...