Знакомство будущих пятиклассников с учителем русского языка и со старшеклассниками
план-конспект занятия (5 класс)

Сахарова Ольга Евгеньевна

Процесс адаптации пятиклассников - это всегда сложный и трудный этап для всех. Традиционно мы знакомимся с классом на открытых уроках, проводимых учителем начальной школы. А я ещё стараюсь найти вторую возможность для встречи с будущими учениками. Обычно мы выбираем один из последних дней учёбы, когда уже в душе у всех ощущение праздника. И встечаемся с малышами в моём кабинете с одним из старших классов. В формате игры ребята освоятся в новом пространстве, познакомятся с теми, с кем будут встречаться на переменах. А старшие станут чувствовать ответственность за малышей. На этой встресче важнее эмоции, чем содержание. Но приведу в качестве примера возможные варинты заданий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство с будущими пятиклассниками.

Это не урок. Это встреча-игра. Лучше всего провести её в конце мая. Самое интересное – это  объединить с малышами какой-либо из старших классов, в котором я работаю. Тогда ребята познакомятся друг с другом и на будущий год им будет легче и приятнее встречаться около кабинета русского языка. Обычно старшеклассники с удовольствием включаются в эту игру, им нравится роль старших и мудрых наставников.

Рассаживаем ребят возрастными парами.

После вступительного короткого приветствия предлагаю ребятам не тратить время зря, а сразу начать работу, ведь у нас сегодня, да и потом на наших уроках надо будет столько всего успевать сделать!

  1. Самое главное слово в жизни человека? Его имя. Имя человека – это самое важное слово в его жизни. Оно является своеобразным ключиком, который может сблизить вас с людьми, открыть дверь к их сердцам, если вы будете правильно использовать его. Если вы хотите произвести хорошее впечатление на человека и заручиться его поддержкой в будущем, то в разговоре с ним почаще, но в то же время естественно и ненавязчиво, упоминайте его имя. Ведь если вы знаете имя человека, и человек слышит его постоянно из ваших уст, он начинает вам больше доверять, он чувствует, как будто вы уже давным-давно знакомы с ним.

Давайте  же узнаем имена друг друга. Расскажите что-нибудь о вашем имени. Особенное. Интересное.

Сначала говорю о своём имени: «Ольга. Единственная женщина, которая была правительницей в Киевской Руси. Умная. Решительная. Строгая».

Имя человека нужно произносить только с добрым намерением, обращаясь с ним бережно, ведь для человека его имя – это одна из самых дорогих ценностей в жизни. Если вы будете пренебрежительно использовать его имя, произносить его обвинительным и недобрым тоном, то человек автоматически от вас закроется и трудно будет восстановить то, что вы упустили – его доверие, а может быть еще хуже – человек просто-напросто перестанет с вами общаться.

 

  1. У каждого предмета, действия, признака тоже есть имя. Это СЛОВО. И обращаться с ним тоже надо бережно. Аккуратно. Не обижать невниманием и ошибками.

Стихотворения Александра Шибаева “Грустные вести”.

Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…

Здесь чудный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:

Здесь – лиса, красивый длинный прут.

И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…

На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он!
Боюсь, мой друг серьёзно болен.
Вернется – надо полечить:
Заставить правила учить.

Расскажите, какие безобразия творятся. Как обидел Мишка слова? Исправьте нелепости. И пообещайте себе, что будете бережно относиться к словам.

  1. Вы любите играть, дурачиться, занимаетесь чем-то интересным. Расскажите, какое ваше самое любимое занятие в свободное время. Напомните свое имя.

Например: Я Ольга Евгеньевна. Мне очень нравится вышивать. С нетерпением жду каникул, чтобы доделать начатую вышивку  и приступить к новой.

  1. Слова тоже любят играть. Меняя одну букву, можно превратить её в слово. Боб – бор – сор – сэр – Сэм – сом – ком – лом – лоб – зоб…

Кочка -

  1. А что каждый из вас категорически не любит делать? Я, Ольга Евгеньевна Сахарова, например, ужасно не люблю мыть посуду. … (То есть ещё раз повторяем свои имена)
  2. А слова не любят, когда их в предложении не разделяют знаками препинания. Хотите покажу, что они при этом могут вытворять? После прочтения текста предлагаю парам исправить эту страшную историю с помощью знаков препинания.

...кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят...

  1. А как вы относитесь к хитростям? Я, например, люблю детей на уроке запутывать.

Слова тоже с удовольствием подшутят над вами. Кто из вас поймет, как подшутили слова в следующем предложении?

У ЛИП ЛЁША НАШЁЛ ПИЛУ.

Как называется такое особенное предложение?

«Полечудесное» задание  (открываем буквы по принципу игры «Поле чудес»).

п

а

л

и

н

д

р

о

м

  1. Нам предстоит сейчас расстаться, но мы обязательно увидимся в школе 1 сентября. Очень хочется верить, что у всех хорошая память и вы не забудете друг друга за лето. А давайте проверим, насколько же у вас хорошая память. Сегодня мы работали с двумя текстами. Помните, про Мишку и про странное место, где всё делается не так. Задание.  Вспомните одно из слов и запишите его на листочке. Составьте с ним предложение, в котором вы расскажете, что ждёт вас летом. Прежде чем читать своё предложение, попросите кого-нибудь по имени назвать ваше имя. Посмотрим, насколько вы друг друга запомнили.
  2. Наше знакомство состоялось. Надеюсь, что впечатления у вас друг от друга хорошие. И все мы с радостью встретимся через три месяца.

Приложение №1

Стихотворения Александра Шибаева “Грустные вести”.

Пришло письмишко мне,
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…

Здесь чудный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:

Здесь – лиса, красивый длинный прут.

И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…

На днях в лесу нашёл я грусть и очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он!
Боюсь, мой друг серьёзно болен.
Вернется – надо полечить:
Заставить правила учить.

Приложение №2

...кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Совместная деятельность учителя – логопеда и учителя русского языка и литературы по профилактике дизорфографии у учащихся 5-9 классов в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.

Данная работа посвящена актуализации взаимодействия учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы, в целях успешного освоения базовой прогаммы по предмету учащимися среднего звена и сдачи вып...

Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.

Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...

Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург

Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой  бинарный урок общеметодологической направленности  (один из четырёх типов уроков деятельностной н...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Малый грант "Буря" "Будущие учителя русского языка"

Примерная разработка малого гранта по русскому языку...

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К.

Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К....