РАБОЧАЯ ПРОГРАММА"В КРУГУ СЕМЬИ"
рабочая программа

АГАФОНОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Аннотация к рабочей  программе социально – педагогической направленности по коррекции детско-родительских отношений

 «В кругу семьи»

Рабочая программа «В кругу семьи»  разработана для детей возрасте 12 – 18 лет, социально – педагогической направленности по коррекции детско – родительских отношений, рассчитана на период 6 месяцев, с повторным изучением курса во втором полугодии.

Программа рассчитана на период 6 месяцев, с повторным изучением курса во втором полугодии. Занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятий 2 академических часа (40 минут) с перерывом 10 минут. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность.

Данная программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Е.И. Ждановой «Тропинка к счастливой семье».

 Важно, повышать социальную компетентность воспитанников, формировать у них ценностные ориентации и положительную мотивацию по созданию в будущем своей собственной полноценной семьи, в этом и заключается педагогическая целесообразность программы «В кругу семьи».

Семейное воспитание детей в условиях реабилитационного центра – является одним из наиболее важных, актуальных направлений воспитательного   и реабилитационного процесса.

Новизна программы «В кругу семьи» состоит в том, что она позволяет повысить уровень социализации несовершеннолетних в обществе, личностное и духовно-ценностное саморазвитие воспитанников. У детей формируется представление о жизни в нормальной полноценной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми. Даются основы ведения домашнего хозяйства,  организации быта.

Данная программа ставит перед собой цель: способствовать формированию у воспитанников семейных ценностных ориентиров и положительной мотивации по созданию в будущем собственной полноценной семьи и коррекцию детско – родительских отношений.

Программа «В кругу семьи» решает следующие задачи:

 - заложить в сознание детей, что семья величайшая ценность;        

- способствовать социализации воспитанников;

- формировать у воспитанников традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности на примере русских народных обычаев, обрядов, об истории русской семьи и культурных традициях русского народа;

- развивать умение и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений;

- расширить теоретические знания и совершенствовать навыки воспитанников в благоустройстве жилища;

- предоставить воспитанникам теоретические знания и сформировать у них практические навыки ведения домашнего хозяйства;

- воспитать интерес и желание заниматься домашней экономикой, формировать разумные потребности;

 - научить ведению бюджета семьи

Программа «В кругу семьи» представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Материалы программы представляют собой    коррекционно-развивающие занятия,  дидактические материалы, методические разработки.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Формы занятий, планируемых по каждой теме, различны: могут проводиться в форме теоретических и практических занятий, игр, викторин, презентаций, устных журналов. Приобретенные знания и представления о семье, помогут воспитанникам преодолеть последствия негативного опыта в родной семье, наладить детско-родительские отношения по возвращении домой, а в будущем создать  свою собственную  крепкую, достойную уважения семью.

Работа по формированию у детей ценностно-ориентированного, положительного отношения к семье в условиях социально-реабилитационного центра, способствует решению главного  запроса общества - возрождению и укреплению  семейных традиций и  ценностей. Эта работа проводится регулярно и постоянно совершенствуется.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_krugu_semi_poyasnit._1-10.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление:

  1. Титульный лист
  2. Оглавление……………………………………………………………….…1
  3. Пояснительная записка…………………………………………………..2-8

3.1.Актуальность………………………………………………………………2

  1. Педагогическая целесообразность………………………………………..2
  2. Новизна……………………………………………………………………..3
  3. Цель и задачи………………………………………………………………3
  4. Отличительная особенность………………………………………………3
  5. Принципы…………………………………………………………………..4
  6. Реализация программы……………………………………………………4
  7.  Продолжительность учебной недели……………………………………4
  8. Общие сведения об учебной группе……………………………………...4
  9. Построение конспектов занятий……………………………………4
  10. Формы и режим занятий…………………………………………….4
  11. Структура и содержание программы………………………………5
  12. Формы оценки результативности обучения……………………….5
  13. Планируемые результаты программы……………………………...5
  14. Воспитанник должен знать………………………………………….5
  15. Воспитанник должен уметь…………………………………………5
  16. Совместная педагогическая деятельность семьи и реабилитационного центра…………………………………………………..5
  17. Материально-техническое обеспечение…………………………...5
  1. Список используемой литературы………………………..………………6

Пояснительная записка

Рабочая программа «В кругу семьи»  разработана для детей возрасте 12 – 18 лет, социально – педагогической направленности по коррекции детско – родительских отношений.

Данная программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Е.И. Ждановой «Тропинка к счастливой семье».

В наше время все больше внимания уделяется семейной политике. Полноценная семья - это важнейшая составляющая процветающего общества. Счастливые, крепкие семьи воспитывают полноценных разумных людей, ведущих общество к развитию.

Можно научить ребенка какому-то ремеслу, соблюдению правил культурного поведения, дать ему хорошие знания, привить эстетический вкус и  т. д.,  но если его не научить жить  в семье, не сформировать чувство ответственности за своих будущих детей, он будет практически лишен возможности иметь собственную нормальную семью. Такой человек не состоится как личность, его семейная самореализация будет невозможна. Что является актуализацией данной программы.

Социализация ребенка протекает во взаимодействии его с окружающими людьми, в процессе которого происходит усвоение социального опыта в виде знаний, норм поведения, ценностей народа. Одной из форм социализации на протяжении тысячелетий была и остается семья. Так, вне семьи невозможно обретение адекватных представлений о семейных ролях («муж», «жена», «отец», «мать»), об основах семейной жизни, детско-родительских отношениях образцами которых для ребенка служат его собственные родители.

Такие представления у детей,  проживающих в неблагополучных, неполных семьях, существенно искажены. Такие дети часто создают свои, неверные образы той или иной роли.

Вот почему так важно, повышать социальную компетентность воспитанников детей, формировать у них ценностные ориентации и положительную мотивацию по созданию в будущем своей собственной полноценной семьи, в этом и заключается педагогическая целесообразность программы «В кругу семьи». 

Семейное воспитание детей в условиях реабилитационного центра – является одним из наиболее важных, актуальных направлений воспитательного   и реабилитационного процесса.

Новизна программы «В кругу семьи» состоит в том, что она позволяет повысить уровень социализации в обществе, личностное и духовно-ценностное саморазвитие воспитанников.  

 Формируется представление о жизни в нормальной полноценной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Даются основы ведения домашнего хозяйства,  организации быта.

Данная программа ставит перед собой цель: способствовать формированию у воспитанников семейных ценностных ориентиров и положительной мотивации по созданию в будущем собственной полноценной семьи и коррекцию детско – родительских отношений.

 Программа «В кругу семьи» решает следующие задачи:

 - заложить в сознание детей, что семья величайшая ценность;        

- способствовать социализации воспитанников;

- формировать у воспитанников традиционное представление о семейных ролях, функциях семьи и ее ценности на примере русских народных обычаев, обрядов, об истории русской семьи и культурных традициях русского народа;

- развивать умение и навыки правильного построения внутрисемейных взаимоотношений;

- расширить теоретические знания и совершенствовать навыки воспитанников в благоустройстве жилища;

- предоставить воспитанникам теоретические знания и сформировать у них практические навыки ведения домашнего хозяйства;

- воспитать интерес и желание заниматься домашней экономикой, формировать разумные потребности;

 - научить ведению бюджета семьи

Отличительной особенностью данной программы, является стремление в течение всего периода реализации программы создание модели  семейного воспитания в учреждении реабилитационного центра.

 Принципы:

- принцип развивающего образования;

- принцип научной обоснованности и практической применяемости;

- принцип интеграции;

- комплексно-тематический принцип;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;

- культуросообразности.

Реализация программы: «В кругу семьи» рассчитана на период 6 месяцев, с повторным изучением курса во втором полугодии. Занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятий 2 академических часа (40 минут) с перерывом 10 минут. Праздники, развлечения, театральные постановки, экскурсии могут иметь большую продолжительность.

Продолжительность учебной недели: 7 дней.

Общие сведения об учебной группе: 

- половозрастная группа обучающихся: девочки 12 - 18 лет;

- вид учебной группы: группа с переменным составом;

- количество воспитанников до 8 детей.

Построение конспектов занятий: конспекты занятий строятся с учётом возрастной группы детей. Имеет следующую структуру: организационный момент, основная часть, заключительная часть.

Формы и режим занятий

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Формы занятий, планируемых по каждой теме различны: могут проводиться в форме теоретических и практических занятий, экскурсий, игр, викторин, презентаций, устных журналов, игр-путешествий, работы над проектами.

В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов работы:

- проектная деятельность;

- экспресс-интервью, опросник;

- разбор ситуации на определенную тему;

- беседа, дискуссия, диспут;

- разговор за круглым столом;

- демонстрация фильмов;

- составление рукописной семейной газеты или альбома;

- отработка практических навыков;

- мини-сочинение детей на заданную тему;

- игры-драматизации, деловые игры;

-домашний «Эрмитаж» (рисунки на определенную тему или

рукодельные изделия для украшения комнат и пр.);

- экскурсии;

- устный журнал;

- встречи с интересными людьми и специалистами разных областей;

- семейные вечера (игры, конкурсы, викторины, музыкально – литературные композиции). 

Структура и содержание программы

Программа включает в себя три теоретико-практических  блока:

1 блок -  «Семья и её функции»

2 блок - «Хозяйство и бюджет семьи»

3 блок -  «Духовно - нравственные основы семьи»

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые проводятся в течение всего периода реализации программы.   Представлен механизм реализации программы, заключающийся в способах и алгоритмах решения перечисленных вопросов. 

Формы оценки результативности программы:

В ходе реализации программы "В кругу семьи" контроль и оценка результатов освоения программы осуществляется педагогом в процессе проведения практических занятий, а также выполнения воспитанниками индивидуальных заданий, проектов. Используются  различные  формы  учета  познавательной  активности воспитанников,  а  также  разнообразные  средства  оценки  результатов.

Результаты, ожидаемые от реализации программы:

- расширение диапазона теоретических знаний детей об организации жизнеустройства взрослых и детей в семье (быт, досуг);

- уяснение детьми приоритетного значения семьи как жизненно-ценного ориентира;

- воспитание в детях понимания необходимости взаимоуважения, взаимопомощи, взаимопонимания в семейных отношениях;

- развитие у детей умения правильно оценивать свои и чужие поступки, адекватно выражать свои мысли и чувства.

Планируемые результаты

Воспитанники должны знать:

основные родственные связи в семье, основные обязанности членов семьи;

- соблюдать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой;

- основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта;

- понимать важность такого шага как создание собственной семьи, важности планирования семьи;

- основные статьи доходов и расходов семьи;

- основы  организации семейного досуга.

Воспитанники должны уметь:

 - проявлять заботу об окружающих, близких людях;

- анализировать собственное поведение и адекватно реагировать в различных ситуациях;

- организовывать собственный досуг и привлекать окружающих к рациональному использованию свободного времени.

В конце изучения этих разделов у детей должно быть сформировано:

- представление о доме, понятие о благополучной семье;

- глубокое уважение к родителям и людям, которые проявляют заботу о них;

- культура общения с взрослыми, старшими, сверстниками;

- навыки конструктивного общения и ролевого поведения. 

Формы работы с родителями:

1.Психологическо-педагогическое просвещение родителей (родительские часы, собрания, информационные стенды, консультирование родителей по семейным проблемам)

2. Вовлечение родителей в практическую деятельность (индивидуальная, групповая, коррекционно-развивающая деятельность с привлечением родителей)

3.Вовлечение родителей в социокультурную деятельность (праздники, конкурсы, КВН, развивающие мероприятия)  

Совместная педагогическая деятельность семьи и реабилитационного центра:

- тематические родительские часы;

- совместные проекты с родителями;

- участие родителей в субботниках по благоустройству территории реабилитационного центра;

- привлечение родителей для участия в досуговых мероприятиях (в течение года)

Методическое обеспечение  программы:

Дидактические:

- наличие наглядного материала (плакаты, выставочные стенды);

 -наличие демонстрационного материала (фотоальбомы, видеофильмы, аудиозаписи);

 - литература по методике преподавания.

Материально - технические:

-помещение для занятий;

-инвентарь, бросовый материал;

- фотоаппарат;

- канцелярские принадлежности;

- компьютер.

Методы организации занятий:

- словесные, наглядные, практические;

-репродуктивные: объяснительно - иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные;

- стимулирования, определенные поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями, навыками.

Формы оценки результативности программы:

- составление и защита проектов,  творческих работ;

- оформление альбомов, буклетов, папок по итогам занятий;

- конкурсы, викторины, фотоотчеты;

- тестирование;

- выставки детских работ.

Список используемой литературы:

1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Юрий Азаров. – Москва: Эксмо, 2015. – 496 с.

2.Герасимова Л.П. Семейное право: Конспект лекций. – М.: Издательство Юрайт ; Юрайт-Издат, 2010. – 127 с.

3.Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1991. – 158 с.

4.Корчак Я. Как любить ребенка / Януш Корчак. – Екатеринбург: У-Фактория, 2008.- 380 с. – (Психология детства: Классическое наследие)

5.Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи.-   М.- 2000.

6.Панкова Л.М. У порога семейной жизни.- М.- 1991.

7.Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред.    А.А.Реана. – М.: АСТ. 2010. – 576 с.

Приложение 1

к  программе

«В кругу семьи»

Учебно-тематический план

Название разделов, блоков, тем

Всего

Количество часов

в том числе

Формы аттестации/ контроля

теоретических

практических

  1.

Введение в программу

1

1

2.

Блок: Семья и ее функции

30

8

22

опрос

3.

Блок: Хозяйство семьи и бюджет. Домашняя экономика

8

2

6

тестирование

4.

Блок: Домашний труд в семье

16

4

12

викторина

5.

Блок: Духовно – нравственные основы семьи

    14

5

11

деловая игра

6.

Итоговое мероприятие «В кругу семьи»

2

-

2

семейный праздник

ИТОГО

72

20

52

Приложение 2

к программе «В кругу семьи»

Совместная педагогическая деятельность семьи и реабилитационного центра:

Срок        проведения

                Тема, вопросы для обсуждения

   сентябрь

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Родительский всеобуч.

    октябрь

Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?».

     ноябрь

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

(праздничная программа, посвященная дню матери»)

    декабрь

Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?»

     январь

Тематическая встреча «Папа, мама, я - здоровая семья»

    февраль

Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына»

      март

Свободное время и семейный досуг. Организационно - деятельностная игра.

     апрель

 Круглый стол. «Человеком быть совсем непросто,

или как воспитывать в детях

нравственные качества на собственном примере».

 

       май

Праздничная программа, посвященная Дню семьи «Все начинается с семьи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В кругу семьи"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов "В кругу семьи"...

В кругу семьи

Внеклассное мероприятие,посвященное году семьи....

Классный час:"В кругу семьи"

Внеклассное мероприятие,посвященное году семьи(Приложение к классному часу,в  сокращенном варианте.)...

Рабочая программа "Дружный круг"

Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ дошкольного возраста....

Методическая разработка Игровая конкурсная программа "В кругу семьи", посвященная Международному дню семьи

Игровая конкурсная программа разработана для учащихся 1-3 классов и их родителей. Данная программа может быть использована педагогами дополнительного образования, педагогами-организаторами образовател...

Рабочая программа дополнительного образования "Семья и семейные ценности"

Рабочая программа дополнительного образования "Семья и семейные ценности"...

Рабочая программа сотрудничества с семьей

Рабочая программа сотрудничества с семьей...