Конспект игрового занятия «Музыкальный сказочник»
план-конспект

Самуленков Анатолий Евгеньевич

Конспект игрового занятия

«Музыкальный сказочник»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_skazochnik.docx16.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Конспект игрового занятия

«Музыкальный сказочник»

(1-ый год обучения)

Разработал:

 педагог дополнительного образования

Самуленков А.Е.

Т\О «Гитара»

г.Ярцево

2019 год

Тема занятия: «Музыкальный сказочник» -  1-ый год обучения

Цель: закрепить, расширить понятия “музыкальная сказка”, “музыкальная живопись”, познакомить композитором Римским – Корсаковым – как “музыкальным сказочником”, развивать познавательные и мыслительные навыки.

Оборудование: гитара, магнитофон, симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехерезада», подготовленные слайды к уроку

Ход занятия: 

1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте ребята! В течении учебного года мы с вами изучили много нового, говорили о многообразии жанров и интонационной выразительности музыкальной речи. Слушали оперы, симфонические сказки, музыкальные сказки. На сегодняшнем уроке мы с вами закрепим наши знания и познакомимся новым произведением, музыкальной сказкой знакомого вам композитора.
Посмотрите на портрет и скажите ребята, как зовут этого композитора?

Учащиеся: Это портрет известного русского композитора Римского – Корсакова

Педагог: Да правильно, это знакомый вам русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. А его происхождение ребята кто помнит?

Учащиеся: Он из музыкальной семьи, отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.

Педагог:: А когда заметили его музыкальные способности?

Учащиеся: Когда ему было – 2 года. У него был абсолютный слух, ритм, память.

Педагог:: Ребята, давайте вспомним какими его произведениями мы познакомились? Какие произведения вы сами знаете?

Учащиеся: Опера “Садко”, “Снегурочка”,былины, “Сказка о царе Салтане”.

Педагог: Хорошо, мы с вами вспомнили знакомые нам произведения и у меня остался последний вопрос: последователем кого мы называем Римского-Корсакова?

Учащиеся: М. Глинки.

Педагог:  Да, как и Глинка, Римский – Корсаков был влюблен в богатейшую художественную культуру, историю, быт русского народа и в этом заключалась прилив его творческого вдохновения. Особенно привлекало его древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины, и сказки. Именно в этом, пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное Римскому-Корсакову понимание народности искусства, здесь он нашел свой путь как русский художник – музыкант.

Педагог: Ребята, а что описал в своих произведениях композитор?

Учащиеся: Картины моря, леса, разгорающей утренней зари, ночного звездного неба, пейзажи Севера, Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных “голосов природы”.

Педагог: Да конечно, и сегодня мы с вами познакомимся новым произведением симфонической сюитой Римского – Корсакова “Шехерезада”. Сюита (с франц. Suite – “ряд”, “последовательность”) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. “Шехерезада” составлена по мотивам арабских сказок “1000 и 1 ночь”. Римский – Корсаков говорил: “В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские”. И поэтому его назвали “музыкальным сказочником”.

– А сейчас, я предлагаю послушать отрывок из сюиты охарактеризующий природу, картину моря, шум прибоя.

(Слушание отрывка из симфонической сюиты “Шехерезада”.)

Педагог: Ребята, а что вы услышали в сюите? Какой характер произведения?

Учащиеся: Голос молодой рассказчицы, нежность, картина природы, волшебство арабской ночи, таинственность.

Педагог: Правильно ребята. А сейчас я хочу вам рассказать краткое содержание симфонической сюиты.
Султан Шахриар убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но Султанша Шехерезада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему на протяжении 1000 и 1 ночи так, что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехерезада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.
Восточная тематика занимает большое место в музыке Римского-Корсакова и “Шехерезада принадлежит к числу лучших образцов русской классической музыки, посвященных теме Востока”.
Кроме Римского-Корсакова есть много композиторов которые обратились к сказке. И сегодня мы с вами познакомимся сказочной песней Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Волшебный цветок”. Внимательно послушайте, определите характер, а потом будем все вместе разучивать.

(Исполнение песни “Волшебный цветок ” Ю. Чичкова учителем и разучивание с учащимися.)

2. Оценка знаний учащихся

3. Итог занятия

Педагог: Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Учащиеся: Композитор Римский-Корсаков “музыкальный сказочник”. Познакомились симфонической сюитой “Шехерезада”

                     

   Литература:

1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками "Музыка".  1-4 классы Издательство: Просвещение, 2000г
2. Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. Музыкальное искусство. 1 класс: Методическое пособие. Издательство: М.: Вентана-Граф, 2015                                 3. Кудаков Ю.Д. Подготовка учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников: Автореф. дисс…канд. пед. наук. – Чебоксары, 2019.
4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект игрового занятия "Britain and the USA. Sights, culture,famous people"

Викторина и несколько игровых заданий подходят как для урока, так и для внеклассного занятия...

Конспекты игровых занятий по ОБЖ

Конспекты разработаны  школы-интерната для детей с речевыми нарушениями....

ПЛАН - КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ «КРУГ»

КРУГ – это традиционное начало группового дня для детей, уже адаптированных к занятиям в группе. Это занятие поднимает эмоциональный фон в группе, даёт эмоциональную подпитку каждому ребёнку. Участвуя...

Конспект игрового занятия "Птицы"

Игра на закрепление раздела "Птицы" для 7 класса...

Конспект игрового занятия "Животные"

Игра предназначена для обучающихся 7-8 классов...

Конспект игрового занятия "Игры по станциям"

Игра по станциям для 5-6 классов...

Конспект игрового занятия «Музыкальный сказочник»

Конспект игрового занятия«Музыкальный сказочник»...