Внеурочная деятельность "Школа волонтера"
календарно-тематическое планирование (10 класс)

Чаанмай Алена Борисовна

рабочая программа для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunye_volontery.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Школа Волонтеры» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта  общего образования ФГОС и с учетом требований образовательной программы  общего образования», предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися десятого  класса.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в  школе, так и к содержанию образования. В период стремительной информатизации жизненного пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, ребёнок каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранять здоровье и отстаивать свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2021 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2021 года указывается, что “общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.

Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов. В отечественной педагогике накоплен большой опыт детской социализации. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов детей. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовала появления новых подходов и методов активизации учащихся. Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения учащихся в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребёнка навязанной извне. 

ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты освоения программы «Школа волонтеров»:

- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование неравнодушного отношения к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

Мета предметные результаты освоения программы «Школа волонтеров» проявляются в:

-расширении круга приёмов составления разных типов плана;

- расширении круга структурирования материала;

- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);

- умении организовывать волонтёрскую деятельность;

- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.

Направления работы

- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;

- здоровье сберегающее – пропаганда ЗОЖ;

- формирование толерантности – организация досуга

Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся

- Активность участия.

- Умение планировать работу волонтёров.

- Самостоятельность.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся будут знать:

- о волонтерском движении в России;

- права и обязанности волонтеров;

- основные направления деятельности волонтеров;

- основные формы работы волонтеров.

Обучающиеся будут уметь:

- организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категории нуждающихся в помощи;

- аргументировано отстаивать свою позицию;

- адекватно общаться с учащимися и взрослыми;

- издавать агитационную печатную продукцию;

- принимать общечеловеческие ценности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание программы разделено на два блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.

Раздел 1. Волонтерское движение в России.

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.

Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Программа содержит теоретические и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, анкетирование по созданию базы добровольческой деятельности. Освоение программы “Юные волонтёры” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.

Формы реализации

Реализация программы проводится во внеурочной форме. На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, проектная, коллективная.

Содержательными формами проведения занятий могут быть: практическое занятие, беседа,  участие в акции.

Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации.

  Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма контроля

1

Волонтерское движение в России.

7

Тренинг – 2

Моделирование – 1

Анкетирование - 1

2

Участие в благотворительных акциях, практических делах

27

Изготовление поделок – 8

Трудовые дела – 4

Проект – 1

Акции – 7

              Итого:

34

                                                           КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класса

п/п

Тема учебного занятия

Кол-во

часов

Содержание деятельности

Дата

Факт

Теоретическая часть занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся.

Практическая часть занятия/основные виды внеурочной деятельности обучающихся.

1

Вводный урок. Волонтерское

движение. «Спешите делать добрые дела!»

1

02.09

Участие в беседе о волонтёрах, волонтёрском движении.

Просмотр видеофильмов, обсуждение; работа в группах: тренинг «Цветик-семицветик».

2

Оформление открытки-поздравления для пап «С Днём работника леса»

1

09.09

Участие в беседе о празднике Дне работника леса, о роли волонтёров в организации праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. 

Изготовление открытки-поздравления для пап из цветной бумаги и картона

3

Живите радостно! Моделирование дома моей мечты.

1

16.09

Беседа о роли волонтёров в том, что делает жизнь радостной. Что приятнее: получать или дарить радость?  

Моделирование дома своей мечты, защита модели.

4

Подготовка праздничного поздравления к Дню пожилого человека

1

23.09

Участие в беседе о празднике Дне пожилого человека, о роли волонтёров в организации праздника.

Отбор праздничных номеров, распределение ролей, обязанностей, подготовка поздравлений.

5

Поздравление пожилых людей на квартирах с праздником Днём пожилого человека

1

30.09

Участие в беседе о поведении на улице, в гостях, о правилах поведения и общения со взрослыми людьми.

Выступление детей на квартирах пожилых людей, вручение открыток-поздравлений, цветов.

6

Игра «За что мы в ответе перед нашей планетой?»

1

07.10

Беседа о роли волонтёров в бережном отношении ко всему живому на планете.

Участие в экологической игре, составление покетмода

7

Экологический десант «Сделаем территорию школы чистой!»

1

14.10

Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора.

Уборка школьной территории от осенней листвы

8

Подготовка поздравления, сувениров для поздравления школьного библиотекаря с Международным днём школьных библиотек

1

21.10

Участие в беседе о Международном дне школьных библиотек, о роли волонтёров в организации праздника, обсуждение поздравления школьного библиотекаря, самооценка и анализ работ.

Выбор и подготовка стихов, изготовление сувениров в парах.

9

Толерантность – качество волонтёра

1

28.10

Участие в беседе: что значит быть толерантным, важно ли это качество для волонтёра?

Чтение и обсуждение художественных произведений.

10

12 ноября – Синичкин день.

1

04.11

Участие в беседе о Синичкином дне, о роли волонтёров в жизни зимующих птиц, об изготовлении дома с родителями кормушки для птиц.

Рисование синички-эмблемы.

11-12

Изготовление для мам подарков к Дню матери. Букет астр.

2

11.11

18.11

Участие в беседе о Дне матери, о роли волонтёров в организации праздника, просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ. 

Изготовление букета астр для мам из цветной бумаги и картона.

13

3 декабря – Международный день инвалидов. Изготовление подарка к Дню инвалида. Портфель пожеланий. Поздравление ученика Кувакина Глеба

1

25.11

Участие в беседе об инклюзивном воспитании (о детях-инвалидах), о роли волонтёров в помощи детям-инвалидам.

Изготовление коллективного подарка, подготовка поздравлений-пожеланий, выступление детей и вручение подарка Кувакину Глебу.

14

5 декабря – Всемирный день волонтёров.

1

02.12

Участие в беседе о волонтёрах, волонтёрском движении. Самооценка личной волонтёрской деятельности, задачи на будущее.

Анализ волонтёрской деятельности, перспективы работы.

15

Акция  «Покормите птиц зимой»

1

09.12

Участие в беседе о роли волонтёров в жизни зимующих птиц.

Развешивание кормушек, принесённых детьми из дома и изготовленных вместе с родителями, кормление птиц.

16

Акция «Вахта памяти». Уборка снега у пожилых людей

1

16.12

Участие в беседе о памяти к тем людям, кто боролся за нашу независимость, счастливое детство, о долге перед ними.

Уборка снега у памятника участникам Великой Отечественной войны и территории около него.

17

Изготовление петушка с сюрпризом для детей дошкольной группы

1

23.12

Участие в беседе о роли волонтёров в организации новогодних сюрпризов, об изготовлении сюрприза детям дошкольной группы, самооценка и анализ работ.

Изготовление петушков с сюрпризом и вручение их малышам дошкольной группы.

18

Расчистка игровой площадки дошкольной группы от снега

1

30.12

Участие в беседе об активном отдыхе малышей и помощи волонтёров работникам дошкольной группы.

Уборка снега с игровой площадки.

19

Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр с детьми дошкольной группы.

1

20.01

Участие в беседе о помощи волонтёров в организации игр с малышами дошкольной группы.

Организация и проведение интеллектуальных развивающих игр волонтёров с детьми дошкольной группы.

20-21

Изготовление открыток труженикам тыла Великой Отечественной войны и поздравление их на квартирах с Днём защитника Отечества

2

27.01

03.02

Участие в беседе о роли волонтёров в проведении Дня защитника Отечества,  просмотр презентации, определение последовательности работы, самооценка и анализ работ. 

Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение открыток-сувениров труженикам тыла и поздравление их на квартирах.  

22

17 февраля – День спонтанного проявления доброты. Тренинг “Добру пусть откроется сердце ”

1

10.02

Участие в беседе о доброте, о роли этого качества для волонтёра, самооценка и анализ работы.

Выполнение тренинга

23-24

Изготовление сувениров для ветеранов педагогического труда, поздравление их на квартирах с Международным женским днём

2

17.02

24.02

Участие в беседе о Международном женском дне, о роли волонтёров в проведении праздника,  просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ.

Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение праздничных сувениров ветеранам педагогического труда  и поздравление их на квартирах.  

25

2.04 - Международный день детской книги. Ремонт книг школьной библиотеки

1

03.03

Участие в беседе о Международном дне детской книги, о бережном отношении к книге, о роли волонтёров в сохранении книг, самооценка и анализ работы.

Ремонт книг

26

12.04 - Международный день милосердия. “Будьте

милосердным”

1

10.03

Участие в беседе о Международном дне милосердия, о роли этого качества для волонтёра.

Просмотр видеофильмов,

чтение художественных произведений, обсуждение.

27

Уход за комнатными цветами, растущими в рекреациях школы.

1

17.03

Участие в беседе о роли волонтёров в создании уюта в школе и сохранении чистоты.

Уход за комнатными цветами, растущими в рекреациях школы.

28

Составление коллективного проекта «Благоустройство школьного двора и посёлка».

 Подготовка к акции «Мой двор, моя улица»

1

24.03

Участие в беседе о роли волонтёров в благоустройстве школьного двора, улиц посёлка и сохранении чистоты.

Составление коллективного проекта «Благоустройство школьного двора и посёлка».

29

Акция «Мой двор, моя улица»

Оформление листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты

1

07.04

Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора, улиц посёлка.

Оформление листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты.

30-31

Участие к акции «Ветеран живёт рядом»

2

14.04

21.04

Участие в беседе о Дне Победы, о памяти к тем людям, кто боролся за наше счастливое детство, о долге перед ними, о роли волонтёров в организации праздника; просмотр презентации, определение последовательности работы, выбор материалов, самооценка и анализ работ.

Изготовление сувениров, подготовка выступления детей; вручение открыток-сувениров труженикам тыла и детям войны, поздравление их на квартирах.  

32

Акция «Мой двор, моя улица»

2

28.04

05.05

Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты улиц посёлка.

Уборка мусора на улице Школьной.

33

Акция «Мой двор, моя улица»

Распространение листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты

2

12.05

19.05

Участие в беседе о роли волонтёров в сохранении чистоты школьного двора, улиц посёлка.

Развешивание листовок с обращением к жителям посёлка о сохранении чистоты в посёлке.

34

Итоговое занятие. Какой я волонтер? (анкетирование)

1

26.05

Анализ своей работы как волонтёра, её самооценка.

Выполнение анкеты.

 

Литература

1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).

2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011

3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011

5. Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. - Киев, 2001.

Сайты Интернет

1. Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all 

2. Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481   

3. Отряд волонтерского движения

http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm 

4. Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm 

5. Волонтёрский отряд «Планета друзей» http://plastsosh7.narod.ru/volonterskiotrad.htm 

6. Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/ 

7. Волонтёрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волонтер-21"

Реколмендована для обучающихся по ФГОС для 10 классов...

Программа курса внеурочной деятельности "Юные волонтеры"

Данная программа разработана для проведения внеурочных занятий с учащимися 5 класса с целью развития волонтерской деятельности класса....

Программа внеурочной деятельности "Я-волонтер"

общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важ-нейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений, гражданских принципов детей и молодежи и асоциал...

"Я - волонтер! Ты - волонтер!"

Данная акция подготовлена и проведена ко Дню волонтеров....

Программа внеурочной деятельности "Я-волонтер"

Программа внеурочной деятельности "Я-волонтер" для учащихся 8 класса....

Рабочая программа Внеурочной деятельности «Юный медиатор/Школа волонтера»

В школе, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей, неминуемо возникает много конфликтов, противоречий, проявлений напряжения и агрессии. Если к этому добавить максимализм ...