Квест игра "Иж-Бубый"
материал

Квест игра посвящен 240 летию медресе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bubi_dlya_kvesta.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Квест  -игра     «Лишь тебе, народ, служенье!»  

  (240 лет медресе Иж- Буби )

Цель квеста :    создание условий   для формирования интереса к изучению истории медресе Буби, воспитания уважения к деятельности педагогов династии Буби, их учеников, отдавших силы делу просвещения  своего народа.  

       Целевая аудитория , количество участников:

Участники квеста-учащиеся 9-10 классов. В игре принимают участие две команды, состоящие из 7 чел. Для подведения итогов создается жюри в количестве 4 человек. Игра идёт по круговому принципу.

Ведущий  раздает командам маршрутные листы. На этих листах при успешном выполнении задания ведущие станций делают отметку напротив названий станции.Игра  включает  в  себя  движение  по  маршруту,  на  котором  располо-жены  игровые точки. Команда, получив пазл за правильные ответы на станции, в конце игры собирает слова Г. Тукая, которые стали выражением жизненного кредо для представителей семьи Нигматуллиных-Буби и других татарских просветителей «Лишь служение народу признаю за счастье я…».. Побеждает команда, которая быстрее пройдет заданный маршрут.

Квест включает выполнение  заданий по следующим станциям:

1 станция. Начало пути. Корни

2 станция. Становление очага просвещения

3 станция. Создание женского медресе

4 станция.  Испытание на верность идеалам

Станция 5. «Лишь тебе, народ, служенье!»

Игра «История медресе Буби»- одна из первых в цикле познавательных мероприятий, посвящённых 240-летию основания медресе Буби. Ученики заранее готовятся к участию в игре, в ходе игры могут использовать необходимые Интернет-сайты, краеведческую литературу.

Ведущий: Губайдулла, Мухлиса, Габдулла Нигматуллины-Буби явились активными участниками национального движения татар. Их подвижническая деятельность связана с созданием в своей родной деревне Иж-Буби крупнейшего очага просвещения с систематическим преподаванием общеобразовательных предметов как для юношей, так и для девушек. Авторитетное во всем мусульманском мире, медресе Иж-Буби по уровню постановки дела обучения и воспитания опередило все известные татарские медресе. В медресе Буби были подготовлены сотни учителей, « из рядов шакирдов, окончивших это медресе, вышли общественно-политические руководители, писатели, журналисты», горевшие желанием просветить свой народ, защитить его от зла и несправедливости. Познавательная игра «Лишь тебе, народ, служенье!»  поможет уяснить вклад просветителей Буби в развитие  Татарстана и татарского народа. В добрый путь, ребята!

Ведущий объясняет правила игры.

1 станция. Начало пути. Корни

1) Как звали родителей Губайдуллы, Мухлисы, Габдуллы.Нигматуллиных-Буби. Что вам известно о них. Объясните происхождение фамилии

2) Соотнесите понятия и определения:

         Понятия:                                         Определения:

       А) Медресе                         1. Начальная школа

        Б) Мектебе                         2.Средняя и высшая духовная школа

        В) Мударрис                      3.Старший ученик, помощник учителя

        Г) Шакирд                          4.Учащийся

        Д) Закят                              5.Господин, обращение к мулле

        Е) Хазрат                           6.Налог в пользу нуждающихся      

        Ж) Хальфа                        7.Духовное лицо, глава мусульманской  общины

        З) Имам                             8.Учитель, глава медресе

                                                       

3) Запишите термины, о которых идёт речь:

А) Общественно-политическое течение, представители которого стремились устранить недостатки общества путём распространения идей справедливости и научных знаний; Б) Прогрессивный общественный деятель, распространитель передовых идей и знаний ;

В) Реформаторское движение среди татар и некоторых тюркских нардов за обновление различных сторон жизни общества, главным образом в системе народного образования в соответствии с требованиями времени. Формировалось в татарском обществе в течение XIX в..

4)Татарские передовые общественные деятели отстаивали  новометодные школы Сравните новометодные  и старометодные школы.

5) О каком деятеле  просветительского движения, оказавшем большое влияние на образовательную деятельность  Буби, идёт речь:

«Новый метод»_______________включал в себя звуковой метод обучения грамоте и введение в программу начальных мусульманских школ начал общеобразовательных предметов-арифметики, географии, истории и т.д., не входивших ранее в круг обучения, и призван был вытеснить «ысуле кадим»(старый метод), основанный нагромоздком буквослагательном методе обучения грамоте и зубрёжке религиозных текстов на арабском языке...И когда в 1883-84 учебном году_______________ открыл свою начальную школу в Бахчисарае и регулярно стал сообщать об этом в газете, приглашая желающих перенимать его опыт»

2 станция. Становление очага просвещения

1) В 1895 г. Габдулла Буби занял должность муллы и мударриса в Иж-Буби. Отец . Габдулгаллям-хазрет полностью передал медресе в руки сыновей. Реформу школы начали с начальной школы, составили учебный план, что было неведомым доселе делом. Рассмотрев Недельную сетку часов для начальной школы на 1895-1896 год докажите, что коренные изменения в начальной школе начались.

Недельная сетка часов для начальной школы ,1895-1896 год

Название предметов

   1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Азбука, письмо, чтение

    18

Счёт до десяти

    4

Коран

     2

       6

       6

       6

Счёт до ста

        4

Основы вероучения

        3

Тюркское (татар.) чтение

        6

Тюркское (татар.) письмо

        4

Заучивание сур

        1

Счёт до тысячи

         6

Четыре действия в арифметике

       6

Правила чтения Корана

         2

География

          1

        2

История пророков и ислама

          1

        1

Всего уроков в неделю

     24

       24

        25

       25

2) В годы революции 1905-1907 гг. повсюду в мусульманских медресе широко развернулось движение шакирдов. Основным требованием  было преобразование существующей системы образования, усовершенствование программ. Единственным среди джадидских медресе, где шакирды не устраивали забастовок, не бросали учебу в годы революции, было медресе Буби. В 1907 г.в Иж-Буби начали учиться 15 бывших шакирдов с. Тюнтер, а в1908 г. сюда перебралось 27 шакирдов оренбургского медресе «Хусаиния».

Опираясь на воспоминания бывшего шакирда «Хусаинии» Г. Мустакаева, Сравнительную таблицу предметов обучения  в медресе Буби» , «Мухаммадия», «Галия»ответить на вопрос: почему шакирдов устраивало медресе Буби?

Габдулла Мустакаев вспоминал: «…Это медресе (Хусаиния) стояло на первом месте по материальному обеспечению, но внутренние порядки не отвечали требованиям времени..Мы выдвинули руководству медресе следующие требования:сократить число уроков на богословие, уволить некоторых мугаллимов и надзирателей, прекратить ограничения, направленные на сохранение старых ненужных традиций…Руководство и шакирды медресе Буби встретили нас с пониманием.Это среднее педагогическое учебное заведение, в основном, готовило учителей для джадидских школ…Здесь не было таких ограничений, запретов, как в «Хусаинии».Никто никого не обязывал ходить в мечеть, держать уразу, исполнять другие религиозные обряды.Шакирды были вправе высказывать свои мысли о религии и религиозных обрядах.Они каждую неделю по четвергам организовывали вечера самодеятельности и другие вечера, посвящённые обсуждению  различных проблем…Шакирды хорошо занимались, жили дружно. Не было времени для безделья, зима и вообще учебный год проходили быстро. Для занятий спортом и гимнастикой была небольшая площадка, оснащённая некоторыми снарядами»

Сравнительная таблица предметов обучения в медресе

Названия предметов

Буби , 1910г.

Мухаммадия,1913г.

Галия 1914г.

Богословские дисциплины

35

95

46

Арабский язык

28

50

24

Тюркский(татар.) язык

16

13

8

Русский язык

60

36

23

Французский язык

4

История и филос. истории

6

13

9

География

9

8

8

Математические дисциплины

25

13

19

Естественные науки

20

7

15

Экономика

2

Каллиграфия и рисование

11

3

4

Педагогика и логика

4

5

4

Всего часов

220

243

160

Вопросы вспомогательные по таблице: сколько процентов времени отводилось на богословские дисциплины, изучение языков (русский язык и др.), математики, естественных наук?

3) О чём свидетельствует следующий факт:  «Шакирды медресе Аюб Мирсалимов и Гаяз Максудов успешно сдали в Стамбуле экзамены за пятый и шестой классы и поступили в соответствующие классы турецких средних учебных заведений, считавшимися лучшими гимназиями Турции, устроенными по французскому образцу»?

3 станция. Создание женского медресе

  1. Почему братья Буби приступили к созданию женского медресе? Прокомментируйте слова Габдуллы Буби: «В воспитании челевечества ни один учитель не может оказать такого влияния, как мать»
  2. Кто принимал самое активное участие в создании новой женской школы? Прокомментируйте воспоминания Г.Буби, сделайте необходимые выводы: «Мы и сами, братья, упорядочили эту школу, систематизировали методы и пути обучения. И ежедневно давали по два урока в ней.Но наша родная сестра Мухлиса Буби, жена брата Насима и моя жена Хуснифатима отдавали работе в этой школе всю душу, все свои способности, жертвовали всем ради благополучия и процветания женской школы. Они втроём по вечерам брали у нас уроки, целыми днями обучали в школе и преодолевали немыслимые , никем до сих пор невиданные препятствия. Во имя направления женщин России по пути знания и просвещения они, выслушивая самые грубые обвинения, брали на себя многие беды и тяготы, и, не получая ни копейки жалованья, лишь ради нации вкладывали огромные труды и старания, присущие только великим людям».
  3. Откуда приезжали девушки учиться в медресе?
  4. Каким учебным предметам уделялось наибольшее внимание?
  5. В каком году медресе Буби официально было признано учебным заведением , готовящим учителей для татарских начальных школ?
  6. Какое женское учебное заведение в России раньше всех начало выпускать учительниц для татарских  начальных школ?

Станция4.Испытание на верность идеалам

  1. Когда  в медресе Буби запретили обучение?
  2. Как вы понимаете слова С. Максуди, сказанные с трибуны Государственной думы 13 марта 1912 г. до начала судебного процесса над братьями Буби: «Господа, я думаю, что все, кто беспристрастно относится к этому вопросу с государственной точки зрения, найдет, что такая политика ошибочна и ложна. Такой политикой…наносят ущерб крепости русского государства. Под соусом панисламизма вы преследуете только начинающееся культурное движение, стремление к прогрессу». Приведите аргументы, доказывающие, что деятельность медресе Буби в 1895-1912 годы способствовала  развитию прогресса в России .
  3. Обнаружил ли суд панисламизм в действиях братьев Буби?
  4. Из рядов шакирдов, окончивших это медресе, вышли общественно-политические руководители, писатели, журналисты, педагоги. Многие из них остались верны  идеалам просветителей Буби и вслед за Г. Тукаем могли сказать: «Лишь тебе, народ, служенье!».

О каких выпускниках медресе Буби идёт речь?

А) Первый нарком земледелия ТАССР (1920-1924)

Б) Историк, педагог, татарский общественный и политический деятель. Уроженец с. Терси Елабужского уезда (ныне Агрызского района РТ). В 1920-1921гг.-начальник уголовного розыска и член Коллегии НКВД Туркестанской АССР. В 1922-1924 гг. редактор журнала «Коммунистический путь», заместитель СНК ТАССР

В) Общественный деятель, журналист, математик, кандидат физико-математических наук

Г) Татарский мыслитель и просветитель, учёный-энциклопедист, языковед-тюрколог, историк татарской общественной мысли, деятель культуры, основатель татарской профессиональной литературной критики и эстетической мысли. Педагог

Д) Археограф. Автор биобиблиографии, каталога сведений о деятелях науки и культуры

Е)Писатель,,журналист-литератор, преподаватель татарской литературы.. Автор повести «На берегах Дёмы. Перевёл на татарский язык произведения А.П. Чехова, М. Горького, Д.А. Фурманова.

Ж) Издатель и редактор первого татарского женского журнала «Сююмбике»,

Станция 5. «Лишь тебе, народ, служенье!»

Члены команд должны написать, какими качествами обладали  представители семьи Нигматуллиных-Буби, собрать из полученных пазлов слова Г. Тукая, которые стали выражением жизненного кредо для представителей семьи Нигматуллиных-Буби «Лишь служение народу признаю за счастье я…»..

Жюри подводит итоги

                                  Использованная  литература

Махмутова А.Х. Лишь тебе , народ, служенье!( История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби).-Казань: Магариф,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб квест "Ломоносов-великий сын России"

Веб квест ”Ломоносов – великий сын России»- занятие, ориентированное на учащихся, вовлечённых в учебный процесс.Работу по поиску информации в сети Интернет, (что предполагает веб квест), учащиеся выпо...

Квест "Колесо истории"

Интеллектуальная игра  по станциям КОЛЕСО ИСТОРИИ (для учащихся 7-ых классов)Кроссворды по истории Древнего мира и истории Средних веков брали из рабочих тетрадей 6 и 7 класса соответственн...

Создание квест-игры (квест сказки для учащихся)

Данный материал поможет педагогам создавать собственные квест-игры...

Квест-игра по литературе "КЛАССный квест!"

В игре принимают участие 4 команды. Станции находятся в различных кабинетах. Последняя станция обязательно должна находиться в библиотеке. На каждой станции команда может набрать определенное кол...

«Использование квест-технологии в работе педагога дополнительного образования на примере квест-игры «Поиск клада»

В работе представлен сценарий квест-игры, которая  проводилась среди обучающихся среднего школьного возраста, занимающихся в творческих объединениях туристско-краеведческой направленности. Участн...

Квест –путешествие «Город, где живет лень» ( квест - путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска)

интерактивное путешествие по самым необычным памятникам города Ульяновска...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...