Методическая разработка внеклассного мероприятия
план-конспект

Кострицкая Нина Ионовна

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_pushkin_i_geografiya.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов»

Методическая разработка внеклассного мероприятия:

«ГЕОГРАФИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА»

(литературно-географическая встреча)

Подготовили:

Кострицкая Н.И.

Оринская И.В.

Учителя русского языка и географии

                                                                            МБОУ «СШ №30 с УИОП»

г. Нижневартовск

2019 г.

ГЕОГРАФИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА

(литературно-географическая встреча)

Цели: расширение кругозора; познакомить с творчеством А.С. Пушкина, формировать географическое представление по произведениям поэта; воспитание у учащихся общечеловеческие и нравственные ценности, прививать любовь к природе, к Родине; способствовать совместному поиску организационной работы.

Оформление: зал украшен плакатами с тематикой мероприятия и иллюстрациями к произведениям Пушкина, в центре портрет А.С. Пушкина; учащиеся и приглашенные рассаживаются небольшими группками; запись лирической мелодии; слайдшоу к произведениям А.С.Пушкина.

Ход мероприятия

Учитель 1. Представляем вашему вниманию исследования  творчества А.С. Пушкина, связанного, так или иначе, с географической наукой – настолько географически точны многие его произведения.

В пушкинских строках  очень удачные описания географических объектов и явлений природы, примеры географической наблюдательности и точности, глубокие познания поэта в картографии, этнографии, фенологии, экологии. А истоки этого кроются на отдельных страницах биографии Пушкина.

Ученик 1. А.С. Пушкин родился 26 мая (6 июня н.с.) 1799 года. Умный и наблюдательный мальчик рано заинтересовался литературой. Летнее время семья будущего поэта проводила в подмосковном имении бабушки, где Саша полюбил простую деревенскую природу:

Ученик 2. Мне видится мое селенье,

                 Мое Захарово; оно

                 С заборами, в реке волнистой

                 С мостом и рощею тенистой

                 Зеркалом вод окружено.

Ученик 1. В более зрелом возрасте Пушкину довелось много путешествовать:

- Кавказ – лечение на минеральных водах в нынешнем Пятигорске;

- Крым – пребывание в Гурзуфе, посещение Бахчисарая – поразили поэта.

Ученик 2. Кроме того – проживание в Кишиневе, Одессе, ссылка в Михайловское, путешествие в Арзрум на Кавказ в действующую армию

Ученик 1. По территории современной Украины Александр Сергеевич осуществил 19 путешествий с 1820 по 1824 год; по территории России – три длительные поездки; две – на юг и одну – на восток – в Приуралье по маршруту Емельяна Пугачева. Многочисленными были поездки из Петербурга в Москву в свое имение.

Ученик 2. Огромной мечтой поэта были заграничные поездки в Китай, но мечте не суждено было сбыться.

Ученик 3. Путешествия – это любимое занятие и мечта поэта, они были ему необходимы как для физического, так и для морального удовлетворения. И как результат, в его произведениях – многочисленные картины природы, быта, обычаев, нравов горцев, цыган и простого крестьянского люда, поэтическое описание осени – любимого и самого плодотворного времени в творчестве жизни Пушкина.

Ученик 4. В повести «Путешествие в Арзрум» Пушкин точно отметил смену природной зоны: «Переход от Европы делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности; показываются птицы, неведомые в наших лесах…»

Ученик 3. В этой же повести – описание горной местности: «Мгновенный переход от грозного Кавказа к миловидной Грузии восхитителен. Воздух юга начинает повевать на путешественника. С высоты Гут-горы открывается Кайшаурская долина с ее обитаемыми скалами, с ее садами, с ее светлой Арагвой, извивающейся, как серебряная лента, - и все это в уменьшенном виде, на дне трехверстной пропасти, по которой идет опасная дорога…»

Ученик 4. В своей поэме «Бахчисарайский фонтан» Пушкин выразил свое восхищение природой крымской земли, описал географические объекты, которые увидел во время путешествия.

(учащийся 8 класса читает стихотворение «Бахчисарайский фантан»)

Ученик 3. В известном романе в стихах «Евгений Онегин» поэт вновь и вновь делится своими впечатлениями о природе Тавриды (Крыма).

(учащийся 10 класса читает отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)

Ученик 4. Пушкин словами Евгения Онегина воспевает и красоту Кавказа:

(учащийся 10 класса читает отрывок из поэмы «Евгений Онегин»)

Ученик 1. А вот как образно воспел поэт красоту и величавость северной части  России  с ее тундровыми приморскими ландшафтами, причем, сравнивая и противопоставляя природу юга России природе Крыма:

Когда порой воспоминанье

Грызет мне сердце в тишине

И отдаленное страданье,

Как тень, опять бежит ко мне;

Когда, людей повсюду видя,

В пустыню скрыться я хочу,

Их слабый глас возненавидя, -

Тогда, забывшись, я лечу

Не в светлый край, где небо блещет

Неизъяснимой синевой,

Где море теплою волной

на пожелтевший мрамор плещет

и лавр и темный кипарис

на воле тихо разрослись,

где пел Торквадо величавый,

где и теперь во мгле ночной

далече звонкою скалой

повторены пловца октавы.

Ученик 2. Пушкин несколько стихотворений посвятил лесным ландшафтам.

Ученик 1. В стихотворении «Кавказ» Александр Сергеевич, помимо живописного описания горных ландшафтов молодых кавказских гор, обращает наше внимание на вертикальную поясность, т.е. изменение видового состава растительного и животного мира в направлении от вершин к подножию гор.

(учащийся 9 класса читает стихотворение «Кавказ»)

Ученик 2. В произведениях Пушкина есть описания природных и антропогенных ландшафтов, городского и деревенского пейзажей. Особенно точно деревенская природа нарисована автором в «Евгении Онегине».

Ученик 1. Прочитав следующее стихотворение, каждый поймет, что речь идет о типичной горной реке, которая, стекая с большой высоты, имеет очень узкое, порожистое русло, по которому с большой скоростью течет вода. Чем ближе к устью, тем река становится более спокойной и в нижнем течении имеет вид равнинной реки. Речь пойдет о Тереке – горной реке Кавказа.

Меж горных стен несется Терек,

волнами точит дикий берег,

клокочет вкруг огромных скал,

то здесь, то там дорогу роет,

как зверь живой, ревет и воет –

и вдруг утих и смирен стал.

Все ниже. Ниже опускаясь,

Уж он бежит едва живой.

Так, после бури истощаясь,

Поток струится дождевой.

И вот… обнажилось

Его кремнистое русло.

Ученик 2. А теперь перенесемся на Украину и посмотрим на украинскую ночь очами и словами поэта.

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

..не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Ученик 3. Очень точны географически и поэтически образны пушкинские описания различных явлений природы. Много строк посвятил Пушкин ветру.

(учащиеся 6 класса читают отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», стихотворения «Земля и море» и «Аквилон»)

Ученик 4. Извержение вулкана – грозное и страшное явление природы. И это явление сумел реалистично описать Пушкин. Несколько строк он посвятил извержению вулкана Везувий, которое произошло в Италии в 79 году н.э.

Ученик 3. Красота родной природы всегда удивляла и умиляла Александра. Причем природа родного края для него была привлекательна и мила в любое время года. Стихотворение «Осень» - описание природы и деревенской жизни в любимое время года.

(учащийся 9 класса читает стихотворение «Осень»)

Ученик 4. А как красиво, свежо  и бодро зимнее утро!

(учащийся 9 класса читает стихотворение «Зимнее утро»)

Ученик 3. Но сколько морозам не куражиться и им приходит конец: за зимой обязательно следует весна.

(учащийся 9 класса читает стихотворение «Гонимы вешними лучами…»)

Ученик 4. Пушкин был удивительно наблюдателен. Поэт и нас учил быть внимательными и наблюдательными; ведь природа – это умная книга, только нужно уметь ее читать.

(учащийся 8 класса читает стихотворение «Приметы»)

Ученик 1. А.С. Пушкин в своих произведениях отразил личные познания не только в физической географии. Многие его стихотворения, поэмы содержат строки,  иллюстрирующие и вопросы социальной и экономической географии. Часто Пушкин выступает знатоком этнографии.

Ученик 2. В поэме «Кавказский пленник» описывается внешний вид, особенности нравов, веры, характера и быта черкесов. Несколько произведений посвятил представителям еще одного народа – цыганам.

(учащийся 10 класса читает отрывок из поэмы «Цыгане»)

Ученик 1. В статье-рецензии об индейцах «Джон Теннер» Пушкин выступает против расизма аборигенов Америки, предвидя будущее этих племен: «Остатки древних жителей Америки вскоре будут полностью уничтожены; и бескрайние степи, широкие реки, на которых сетями и стрелами добывали они себе еду, превратятся в обрабатываемые поля, покрытые поселениями, и торговые гавани, где задымят пироскафы (пароходы) и будет развиваться флаг американский…»

Ученик 2. Пушкин ко всем народам относился с любовью и симпатией, очень хотел, чтобы настал тот час, «когда народы распри позабыв, в великую семью соединятся».

Ученик 3. В романе в стихах «Евгений Онегин» Александр Сергеевич обращал внимание читателей на экологические проблемы города Одессы.

(учащийся 10 класса читает отрывок из  романа «Евгений Онегин»)

Учитель 2. Пушкин интересовался географией во всех ее аспектах. В библиотеке поэта 10 % книг – географического содержания, много географических карт, с которыми он никогда не расставался.

Ученик 1.Великий поэт считал, что для человека всесторонне развитого, который любит свою страну и весь мир, обязательным должно быть изучение географии. Помните об этом! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...