Рабочая программа "Чтение с увлечением"
рабочая программа (6 класс)

Вальчук Марина Константиновна

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своего отечества  и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-

читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. Приобретает культуру чтения.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития школьника, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание, и самообразование.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят читателя с основами информационной культуры, с навыками чтения, с авторами детских книг; обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_valchuk_6_kl.docx44.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Вторая Санкт-Петербургская Гимназия


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  внеурочной деятельности

«Чтение с увлечением»

Общекультурное направление личности


6 класс

Составитель: педагог-библиотекарь высшей категории

Вальчук Марина Константиновна



Санкт-Петербург

2021

Пояснительная записка.

Преподавание в 2021–2022 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

-Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) (далее - ФБУП-2004);

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);

-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) (далее - ФГОС среднего общего образования);

-Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 10.06.2019);

- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189  (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);

- Инструктивно-методического письма от 21.04.2020 № 1011-р/20 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год»

- Инструктивно-методического письма Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.05.2015 №03-20-2257/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга»

Актуальность.

           В настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема формирования информационной культуры чтения школьника. Из различных СМИ дети получают огромное количество информации, в том числе неточной, негативной, агрессивной. Задача библиотекаря научить ориентироваться в этом информационном потоке.

          Суть концепции информационной культуры личности в том, что массовое повышение уровня информационной грамотности общества возможно лишь при организации специального обучения учащихся.

Программа внеурочной деятельности - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературы для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет школьнику общаться с детскими книгами: читать, размышлять, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своего отечества  и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-

читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. Приобретает культуру чтения.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития школьника, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание, и самообразование.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят читателя с основами информационной культуры, с навыками чтения, с авторами детских книг; обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Главные цели

- создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся;

-формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи программы:

-активизация познавательных интересов;

-раскрытие творческих способностей;

-развитие образного и логического мышления;

-развитие эмоциональной отзывчивости  на слушание и чтение произведений;

- развитие в детях потребности в постоянном общении с книгой путем знакомства с творчеством детских писателей и поэтов;

- формирование представлений об информационной культуре как  жизненно важной  в информационном обществе;

Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями  и т.д.

На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

         

                  Программа рассчитана на 1 год, для учащихся 6-х классов . Продолжительность одного занятия- 40 минут

Всего 34часа

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

-  формирование интеллектуальных умений;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование умения рассуждать;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.

Планируемые результаты, включающие формирование УУД.

Занятия формируют следующие  универсальные учебные действия:

коммуникативные:

учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении прочитанной книги, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

познавательные:

учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки;

- находить по каталогу нужную книгу;

- находить нужную информацию в газетах и журналах;

- пользоваться словарями, справочниками;

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ,

сравнение, классификацию, обобщение)

- строить рассуждения.

личностные:

у учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательная  мотивация  учения, интерес к чтению;

- осознание значимости чтения для личностного развития;

- потребность в систематическом чтении;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности поэтической  речи;

- осознание роли речи в общении людей;

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на примере героев книг).

регулятивные:

учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Структура курса

1.Роль книги в жизни человека (1ч.)

Форма занятий: эвристическая беседа

УУД: умение вступать в диалог( отвечать на вопросы, задавать вопросы);

использовать на доступном уровне логические приемы мышления; потребность в систематическом чтении

2. Мои любимые книги. Презентация(1ч.)

Форма занятий: презентация

УУД: умение вступать в диалог( отвечать на вопросы, задавать вопросы);

использовать на доступном уровне логические приемы мышления; потребность в систематическом чтении

3. Структура книги. Справочный аппарат книги. Как работать с книгой.» По страницам любимых книг» презентация(1ч.)

Форма занятий: Практическое занятие. Презентация

УУД: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки; учебно-познавательная  мотивация  учения, интерес к чтению;

4. Игра «Мои любимые герои книг» (1ч.)

Форма занятий: Практическое занятие. Презентация

УУД: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки; учебно-познавательная  мотивация  учения, интерес к чтению;

5. Художники-иллюстраторы книг. Техника оформления обложки.(1 ч.)

Форма занятий: урок-творчество

УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых

ситуаций; вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,

подтекстовую, концептуальную; учебно-познавательная  мотивация  учения, интерес к чтению; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют

степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими

 критериями

6. Библиотеки Санкт-Петербурга. Экскурсия в ЦГДБ им.А.Пушкина(2ч.)

Форма занятий: экскурсия

УУД: адекватно используют  речевые средства для решения различных коммуникативных задач; научатся строить рассуждения; формирование учебно-познавательной   мотивации  учения, интереса к чтению

7. Мини-проект «Золотая полка моей семьи» (1 ч.)

Форма занятий: практическое занятие

УУД:  договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки; учебно-познавательная  мотивация  учения, интерес к чтению;

8. Лучшие книги о детстве.(1 ч.)

Форма занятий: беседа

УУД: договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки; учебно-познавательная  мотивация  учения, интерес к чтению;

9. Представление любимых книг (1ч.)

Форма занятий: практическое занятие

УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; осуществлять поиск необходимой информации, используя справочный аппарат книги, справочный аппарат библиотеки; пользоваться

 словарями, справочниками; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

10. Книги о животных. Обзор.(1ч.)

Форма занятий: беседа

УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);  использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития;

11.Представление любимых книг о животных (1ч.)

Форма занятий: обсуждение

 УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития;

12. Лучшие экранизации книг о животных. Просмотр фильма.(2ч.)

Форма занятий: обсуждение

УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития;

13. Дневник читателя. Виды читательских дневников(2ч)

Форма занятий: беседа

УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития

14.Методика ведения читательских дневников. (1ч)

Форма занятий: беседа

УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития

15.Методика критического мышления в работе с текстом.(1ч)

Форма занятий: практическое занятие

УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития

16. Кластер. Практическая работа(1ч)

Форма занятий: практическая работа

УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития

17. Составление цитатного плана (1ч.)

Форма занятий: творческая работа

УУД: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); осознание значимости чтения для личностного развития

18. Неделя детской книги. Международный День детской книги .(1ч)

Форма занятий: беседа

УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач;

19. Встреча с писателем( 1ч)

Форма занятий: беседа

УУД: учащиеся научатся:  вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать

 вопросы, уточнять  непонятное); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); строить рассуждения.

20. Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Игра (1ч.)

Форма занятий: игра

УУД: участвовать в коллективном обсуждении прочитанной книги, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; у учащихся будут сформированы: учебно-познавательная  мотивация  учения, интерес к чтению; осознание значимости чтения для личностного развития;

потребность в систематическом чтении;

21. Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. Конкурс чтецов (1ч)

Форма занятий: практическая работа, урок-творчество

УУД: учащиеся научатся вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); выделять существенную информацию из

небольших читаемых текстов; у учащихся будут сформированы: учебно-познавательная  мотивация  учения, интерес к чтению; осознание значимости чтения для личностного развития; потребность в систематическом чтении;

22.История страны в зеркале детской литературы. (1ч.)

Форма занятий: беседа

УУД:  учащиеся научатся:  вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать

 вопросы, уточнять  непонятное); выделять существенную информацию из

небольших читаемых текстов; использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); строить рассуждения.

23. А.Бруштейн и ее книги.

Форма занятий: беседа

УУД:  учащиеся научатся:  вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать

 вопросы, уточнять  непонятное); выделять существенную информацию из

небольших читаемых текстов; использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); строить рассуждения.

24. Д.Бродская Марийкино детство.

Форма занятий: беседа

УУД:  учащиеся научатся:  вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать

 вопросы, уточнять  непонятное); выделять существенную информацию из

небольших читаемых текстов; использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение); строить рассуждения.

25. Читательская конференция «Автографы победы»(2ч)

Форма занятий: обсуждение, презентация

УУД: научатся участвовать в коллективном обсуждении прочитанной книги, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; у учащихся будут сформированы: учебно-познавательная  мотивация  учения, интерес к чтению; осознание значимости чтения для личностного развития;

потребность в систематическом чтении;

26. Международная акция «Читаем книги о войне»(1ч)

Форма занятий: обсуждение, презентация

УУД: научатся участвовать в коллективном обсуждении прочитанной книги, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; у учащихся будут сформированы: учебно-познавательная  мотивация  учения, интерес к чтению; осознание значимости чтения для личностного развития;

потребность в систематическом чтении;

27. Итоговая викторина «В мире книг».(1ч)

Форма занятий: игра, анкетирование

УУД: научатся оформлять свои мысли в устной и письменной форме с

учетом речевых ситуаций; использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование темы

Количество часов

Форма занятий

теория

практика

1

Роль книги в жизни человека

беседа

2

Мои любимые книги. Презентация

презентация

3

Структура книги. Справочный аппарат книги. Как работать с книгой. » По страницам любимых книг» презентация

презентация

4

 Игра «Мои любимые герои книг»

игра

5

Художники-иллюстраторы книг.Техника оформления обложки.

беседа

6

 Библиотеки Санкт-Петербурга.Экскурсия в ЦГДБ им.А.Пушкина(он-лайн)

экскурсия

7

Мини- проект «Золотая полка моей семьи»

2ч.

проект

8.

Лучшие детские книги о детстве

беседа

9.

Представление любимых книг.

презентация

10.

 Книги о животных.Обзор

беседа

11.

Представление любимых книг о животных

презентация

12.

Лучшие экранизации книг о животных.Просмотр фильма.

обсуждение

13.

Дневник читателя. Виды читательских дневников.

беседа

14.

 Методика ведения дневника читателя.

беседа

15.

Методика критического мышления в работе с текстом.

беседа

16.

Кластер. Практическая работа

Практическая работа

17.

Составление цитатного плана.

Практическая работа

18.

Неделя детской книги. Международный День детской книги. История праздника.

беседа

19

Встреча с писателем.

беседа

20

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Игра.

игра

21

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. Конкурс чтецов

Урок-творчество

22

История страны в зеркале детской литературы.

беседа

23

А.Бруштейн и ее книги.

беседа

24

Д.Бродская  Марийкино детство.

1ч.

беседа

25

Читательская конференция «Автографы победы»

Читательская конференция

26

Международная акция «Читаем книги о войне»

1ч.

Читательская конференция

27

Итоговая викторина «В мире книг».

игра

 ИТОГО:                  

34ч

 

Планируемые результаты

  1. Создание читательского дневника
  2. Участие в конкурсах

Прогнозируемый результат реализации программы.

Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

Умение работать с текстом книги.

Умение работать со справочным аппаратом книги, элементы аннотирования книги.

Умение работать над отзывом.

Заинтересованность и активное участие родителей по развитию

познавательных способностей у своих детей.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам

следующих показателей:

1. Проверка читательского кругозора.

2. Анкетирование по выявлению мотивации чтения

Информационно-методическое обеспечение

  1. Антипова В. Б. Библиотечные уроки. Формирование информационной
  2. грамотности учащихся в школьной библиотеке. Выпуск 3: методическое пособие / В.Б. Антипова. – М.: Глобус, 2009. – 336 с. – (Уроки мастерства).
  3.    Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга. –  М.: Школьная библиотека, 2006 . -104 с.
  4.   Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: методические рекомендации для библиотекарей: Учебное пособие. –  М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.-128 с.
  5. Крук Н. В., Котомцева И. В. Библиотечные уроки по чтению  Ч.1. 1-4 кл. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2012. – 289 с.
  6. Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя: Сб. статей: в 2-х ч. Ч.1/ Чтение как творчество/ Ч. 2. Растим читателя творца / И. И. Тихомирова. — М.: РШБА. — 2009. — 287 с.
  7. Тихомирова И. И. Школа чтения: Опыт, Теории, Размышления. Хрестоматия М.: Школьная библиотека. — 2006. — 312 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".

Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...

Рабочая программа кружка по английскому языку в 1 классе "Английский с увлечением"

Программа, тематическое планирование, содержание учебного материала и формы контроля для кружка по английскому языку в 1 классе....

Рабочая программа для дополнительного образования "Математика для увлеченных"

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и мет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чтение с увлечением" английский язык

Обучение английскому языку очень тесно связано с изучением английской культуры и литературы. В рамках иноязычной коммуникативной компетенции современное обучение имеет комплексный, интегрированный, це...

Классный час "Мир моих увлечений" "Увлечения"

Презентация к классному часу "Мир моих увлечений". Вторая часть - "Увлечения"...