ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Прохоренко Антонина Викторовна

В тезисах рассматриваются проблемы педагогической реабилитации подростков с ограниченными возможностями; анализируется влияние социума и самооценки на реабилитацию. Подчёркивается важность данной проблемы в современных социокультурных условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prohorenko_a.v.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

А. В. Прохоренко

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В тезисах рассматриваются проблемы педагогической реабилитации подростков с ограниченными возможностями; анализируется влияние социума и самооценки на реабилитацию. Подчёркивается важность данной проблемы в современных социокультурных условиях.

Педагогическая реабилитация, подросток с ограниченными возможностями

Актуальность проблемы педагогической реабилитации подростков с ограниченными возможностями обусловлена тем, что в современном мире остро стоит вопрос о необходимости достойного образования для всех школьников. За последние несколько лет можно наблюдать тенденцию ухудшения здоровья детей и подростков. На данный момент общество нуждается в создании реабилитационной системы для упрощения процесса социализации, особенно для  детей с ограниченными возможностями.

Эта проблема застрагивает отношения не только между сверстниками, но также между учителем и обучающимся в образовательной системе. Гуманизация в данном случае играет очень важную роль. Совершенствование технологий и создание новых специальных образовательных программ способствуют наиболее успешному прохождению реабилитации. На сегодняшний день государство нацелено на улучшение условий  образования, однако  эта задача не решена в полной мере: не исследованы все методы реабилитации ребёнка-инвалида, не достаточно изучены способы и средства социальной, психологической и педагогической реабилитаци.

Понятие педагогической реабилитации изучалось многими специалистами (З.А. Лаврентьева и др.). Оно связано с  разными сферами жизни человека, что значительно усложняет работу с определением специфики данного феномена. Главной задачей реабилитации является упрощение процесса социализации и самоопределения подростка. Реабилитация помогает ученику приобрести навыки коммуникабельности, найти своё место в социуме.

На реабилитацию подростка с ограниченными возможностями оказывает большое влияние общество. Поведение сверстников может сказываться как положительно, так и отрицательно на процессе обучения, общения, социальной адаптации. В специализированных школах, где все дети имеют какое-либо отклонение в здоровье, все ученики находятся в одинаковом положении. Здесь привычны взаимовыручка, взаимопонимание внутри класса, которые облегчают процесс реабилитации. В настоящее время в стране становится распространенным инклюзивное образование, которое объединяет детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих отклонений. Это может затруднять реабилитационные процессы, так как подростки неоднозначно относятся к проблемам детей-инвалидов в силу своего возраста.

Определение собственного «Я» у подростка с ограниченными возможностями играет наиважнейшую роль в формировании личности и влияет на его дальнейший жизненный путь. Ошибки в школьном воспитании и обучении ребёнка с ограниченными возможностями могут отрицательно сказываться на формировании самооценки. Последствия низкой самооценки, такие как замкнутость, ухудшение работоспособности, скованность, могут  мешать подростку адаптироваться в своём классе и в социуме. Правильно организованная образовательная среда позволяет ему развиваться: открывать для себя новые возможности, раскрывать таланты, находить иные интересы, которые могут предопределить его будущее.

Таким образом, рассмотрев некоторые проблемы педагогической реабилитации подростков с ограниченными возможностями, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, педагогическая реабилитация облегчает процесс социализации подростка-инвалида, помогает найти своё место в обществе. Во-вторых, правильное школьное воспитание и обучение такого подростка даёт стимул к саморазвитию, самообразованию и самоорганизации. Всё это имеет значение не только в межличностных отношениях среди школьного класса и учителей, но и в системе социального развития общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода садовой терапии для социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье приводится использование метода садовой терапии для социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, его плюсы и минусы....

Возможности применения творческих средств социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями

В докладе рассматриваются проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями. воспитательные технологии, используемые в реабилитации детей   и подростков с ОВЗ. Арт-терапия, библиотерапия,, ...

"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".

Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....

«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».

«Педагогические условия организации работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки. Урок музыки и пения в начальном звене 2-4 класс».Учитель музыкиО.Ю. Манькова...

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...

Адаптированная программа «Творческая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями»

Проблемы адаптации и реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в окружающем макро и микро мире приобретает в наше время особое значение.Длительное время реабилитация инвалидов сводилась тольк...

ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ МИРА ПРОФЕССИЙ

Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов, что порой значительно усложняет сит...