Летняя эколого-биологическая площадка «Цветочная поляна»
проект (6 класс)

Чесанова Татьяна Александровна

Программа летней творческой площадки при МБОУ СОШ №9 имеет эколого-биологическую направленность. Программа составлена для детей 12-13 лет, является краткосрочной и рассчитана на 10 дней по два часа в период летних каникул. 

Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии, расширением знаний о применении и использовании представителей флоры в разных областях хозяйственной деятельности человека. Кроме того, на базе МБОУ СОШ № 9 существует достаточно большой по площади декоративный отдел учебно-опытного участка, представленный тремя клумбами вблизи здания школы, который является практической базой для проведения занятий по данной программе, многочисленной коллекции комнатных растений, коллекции гербарных экземпляров.

В программу введен цикл занятий по основам флористики,  включающий  современные тенденции в области фитодизайна, что является новизной данной программы. Кроме того, отличительной особенностью программы является усиление внимания к разнообразию растительного мира в целом и видового состава цветковых растений в частности и включение метапредметных связей на практических и теоретических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetochnaya_polyana.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 9

ПРИНЯТО

на заседании Педагогического

совета

протокол от «___»________20_ г.

№ ________

УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ СОШ № 9

приказ от «___»______20_г.

№ ________

_____________/А.В. Уханов/

Летняя эколого-биологическая площадка

 «Цветочная поляна»

Возраст детей: 12-13 лет

     Срок реализации:  10 дней

                                                                           Автор:  Чесанова Т.А.,

Учитель биологии

г.Выкса, 2019г.

Пояснительная записка

Программа летней творческой площадки при МБОУ СОШ №9 имеет эколого-биологическую направленность. Программа составлена для детей 12-13 лет, является краткосрочной и рассчитана на 10 дней по два часа в период летних каникул.  

Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии, расширением знаний о применении и использовании представителей флоры в разных областях хозяйственной деятельности человека. Кроме того, на базе МБОУ СОШ № 9 существует достаточно большой по площади декоративный отдел учебно-опытного участка, представленный тремя клумбами вблизи здания школы, который является практической базой для проведения занятий по данной программе, многочисленной коллекции комнатных растений, коллекции гербарных экземпляров.

В программу введен цикл занятий по основам флористики,  включающий  современные тенденции в области фитодизайна, что является новизной данной программы. Кроме того, отличительной особенностью программы является усиление внимания к разнообразию растительного мира в целом и видового состава цветковых растений в частности и включение метапредметных связей на практических и теоретических занятиях.

Цель программы: формирование основ ботанических знаний, развитие практических умений и навыков при проведении лабораторных опытов и выполнении работ.

Задачи: - познакомить учащихся со строением, многообразием и жизнедеятельностью растений;

          - расширить кругозор, развивать познавательную активность и мотивацию детей к изучению ботаники;

          - воспитывать трудолюбие, внимательность, аккуратность при выполнении работ;

          - способствовать формированию социально-гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды;

          - способствовать формированию эстетического вкуса учащихся в процессе оформления цветочных композиций;

          - развивать биологическое мышление детей в процессе изучение основных ботанических понятий и явлений;

          - развивать навыки самостоятельной работы, наблюдательность и творческие способности детей при выполнении практических работ.

 Обучение по программе предполагает теоретические и практические занятия. Теоретические занятие включают в себя общее знакомство с цветковыми растениями как наиболее многочисленным отделом, знакомство с многообразием растительного мира и жизнедеятельностью растений, изучение основ флористики, знакомство с миром комнатных растений как основным элементом фитодизайна помещений, с использованием метапредметных связей.

В ходе изучения большинства разделов включены также практические работы, экскурсии, практические занятия на учебно-опытном участке, направленные на закрепление и расширение полученных знаний.

При подведении итогов изучения отдельных тем проводятся викторины, конкурсы, выставки работ учащихся, создание проектов.

Ожидаемые результаты:

- знакомство учащихся со строением, многообразием и жизнедеятельностью растений;

          - расширение кругозора, развитие познавательной активности и мотивации детей к изучению ботаники;

          - воспитание трудолюбия, внимательности, аккуратности при выполнении работ;

          - формирование социально-гражданской ответственности за экологическое состояние окружающей среды;

          - формирование эстетического вкуса учащихся в процессе оформления цветочных композиций;

          - развитие биологического мышления детей в процессе изучение основных ботанических понятий и явлений;

          - развитие навыков самостоятельной работы, наблюдательность и творческие способности детей при выполнении практических работ.

Содержание программы

«Цветочная поляна»

1 день - Организация труда. Техника безопасности; Экскурсия в природу «Изучение строения цветковых растений»

Растения и человек. Роль растений в жизни человека. Охрана растений.

2 день – Основы флористики. Господство цветковых растений. Многообразие цветковых растений.

Практическая работа. Гербаризация растений;

Изготовление картин из природных материалов

Экскурсия. Изучение строения цветковых растений

3 день – Виды мозаики. Зерновое искусство.

Семена - продолжатели жизни растений. Условия, необходимые для прорастание семян.

Создание картин из семян зерновых культур

Выступление в школьном лагере: мастер – классы «Волшебство в предметах»

4 день – Викторина «Самые, самые, самые…»

(Растения рекордсмены)

Работа с детьми младшего школьного возраста в школьном лагере.

5 день - Основы аранжировки

Практическая работа «Уход за растениями. Выявление заболеваний у растений по морфологическим признакам. Оказание «медицинской помощи» «зеленым друзьям» человека».

6 день - Основные семейства комнатных растений. Растения национальные символы государств мира. Использование флористического материала в дизайне и быту. Фитодизайн. Пр. работа по изготовлению флористических открыток и декоративного мыла.

Викторина «Узнай растение» - работа с детьми младшего школьного возраста в школьном лагере.

Фитодизайн помещений

7 день - Фитодизайн помещений

Пр. работа «Составление дизайна своей комнаты»

8 день – Цветочная композиция

Пр. работа «Составление цветочных композиций»

Приемы декоративного оформления

9 день – Расчет проекта

Оформление чертежа

Подготовка презентаций с фотографиями комнат. Подсчет проекта.

10 день – Защита проектов

Выступление учащихся с проектами

Открытие выставки поделок и картин

Подведение итогов

Награждение участников

Количество часов

Название темы

Теория (6 часов)

Практика (14 часов)

1. Введение

1

1

2. Основы флористики

2

3. Виды мозаики. Зерновое искусство

1

1

4. Викторина

2

5. Основы аранжировки

1

1

6. Растения – символы государств

1

1

7. Фитодизайн помещений

1

1

8. Приемы декоративного оформления

1

1

9. Расчет проекта

2

10. Защита проекта

2

Методическое обеспечение программы

Данная программа проводится в кабинете биологии, который оснащен техническим оборудованием, наглядным пособием (плакатами, видео – материалами), необходимые для проведения практических работ.

Первое занятие проводится в виде беседы с учащимися, для актуализации последующих работ.

На втором занятии проводится Практическая работа. Гербаризация растений. Изготовление картин из природных материалов. Экскурсия. Изучение строения цветковых растений.

Для проведения данных работ необходимо: гербарная папка, лопатки, бумага, линейки, карандаши, ручки, клей.

На третьем занятии учащиеся готовят доклад на тему «Семена – продолжители жизни». Учитель знакомит с историей составления мозаики и зернового искусства. Для практической работы необходимо: презентация, компьютер и мультимедиа, листы формата А3, клей, зерна и семена различных растений, краски.

На четвертом занятии дети проводят викторину «Самые, самые, самые…»

(растения рекордсмены). Работают с детьми младшего школьного возраста в школьном лагере. В своей работе используется наглядный материал и другие дидактические материалы.

На пятом занятии учитель знакомит учащихся с основами аранжировки.

Практическая работа «Уход за растениями. Выявление заболеваний у растений по морфологическим признакам. Оказание «медицинской помощи» «зеленым друзьям» человека»

Для работы необходимо: компьютер, мультимедиа, презентация, наглядный материал (таблица «Заболевания растений. Источник заболевания. Меры борьбы), комнатные растения (дети для работы используют все разнообразие растений кабинета биологии.

На шестом занятии используя таблицы «Семейства растений» и таблицу «Характеристика семейств растений», учащиеся определяют семейства комнатных растений. Для знакомства детей младшего школьного возраста с кабинетом биологии ребята приглашают детей и проводят с ними викторину «Узнай растение».

На седьмом занятии учащиеся знакомились с основами фитодизайна помещений, для данной работы использовалась презентация.

Пр. работа «Составление дизайна своей комнаты»: миллиметровая бумага для чертежа, карандаши, линейки, стирки, литература «Все о комнатных растениях».

На восьмом занятии дети используя ленты, бисер, декоративные веревочки украшают цветочные горшки и составляют цветочные композиции.

На девятом занятии дети в сопровождении с учителем идут в цветочный магазин для знакомства с ассортиментом, предлагаемым в нашем городе. По возвращению дети окончательно оформляют чертежи

Готовят презентаций с фотографиями комнат. Подсчитывают проект, учитывая каждый элемент композиции (горшки, растения, земля, дренаж, украшения).

На десятом занятии дети защищают свои проекты. В конце выдаются благодарственные грамоты, подводятся итоги проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из газеты: из опыта работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", руководитель Беленкова Л. Э.

Статья отражает некоторые формы работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", методику проведённого исследования, результативность работы....

Сценарии мероприятий и праздников эколого-биологической направленности

Этот сборник (авторский и взят из разных источников) сценариев адресован учителям экологии, биологии, химии, природоведения для использования во внеклассной работе,при проведении предметных недел...

эколого-биологический эрудицион: "Цветы-земной красы начало"

Задачи:1. Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры учащихся.2. Развитие познавательного интереса.3. Воспитание чувства прекрасного в душе ребёнка....

Образовательная программа дополнительного образования эколого-биологической направленности объединения "Юный натуралист"

Предлагается вариант адаптированной образовательной программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности для работы объединения "Юный натуралист", рассчитанная на три года ...

Методические рекомендации классного руководителя "Развитие творческих способностей детейи подростков средствами эколого-биологического образования и воспитания»

Учебная деятельность школьников воспринимается учителем как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Однако в единстве с овладением знаний осуществляется и другой процесс - интеллектуальное развитие ...

КРАТКОСРОЧНАЯ ( ЛЕТНЯЯ) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА эколого-биологической направленности «Юный эколог»

1. Пояснительная записка. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИПРОГРАММЫ- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;- Приказ Министерства пр...