Портфель экскурсовода.Поэтический путеводитель по школьному музею
учебно-методический материал (9 класс)

Потакуева Лилия Михайловна.

Данная  разработка  поможет педагогам,  работающим  с  детьми по  краеведению.Путешествие  по  отделам  музея  сопровождается стихами  из  уст  экскурсовода.стихи  запоминаются  легко.Иллюстрируют  экспонаты  музея.Можно  их  варьировать  по  усмотрению  экскурсовода,  дополнять загадками,  ребусами.Будет  интерес  и на  классных  часах,  беседах  по  истории  родного  края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73671333 Республика Бурятия Заиграевский район п. Горхон. ул. Железнодорожная д. 22,тел:50-7-39.Факс:50-7-39.

ПОРТФЕЛЬ

 ЭКСКУРСОВОДА

Методические  разработки экскурсий  в  школьный  музей  в  поэтической  форме.

«История не любит суетиться,

Она лишь усмехнется свысока.

Когда на пожелтевшие страницы

посмотрим через годы и века…

Подготовила  : руководитель

  школьного

 Историко-Краеведческого  музея

Л.М. Потакуева.

Данная  разработка представления  музея  в  стихах поможет  разнообразить методическую  копилку школьного  музея,  привлечет  внимание ребят  и взрослых, поможет  развитию  образной , монологической  речи и памяти экскурсоводов.

Отдел № 1. История  создания  музея.

Добрый день,  уважаемые гости!

 Мы рады  видеть вас в стенах  нашего уютного школьного  музея.

Не далеко и не близко, а в краях наших   Сибирских,

Против неба – на земле, был открыт музей в селе.

Экспонаты собирали, и музей сей создавали.

Стали думать и гадать, как  же наш музей  назвать ?

Так и этак мы вершили, наконец вот так решили:

Школьный  историко- краеведческий музей.

 Жители села в несли  к нам  предметы старины:

Крынки, чашки, утюги,в общем, все, что уж могли.

Дети вещи  собирали, отмывали, оттирали- экспозиции  пополняли.

Наконец, открыли  мы       дом –хранилище  старины.

 Шесть  разделов в музее нашем,и с каждым днем он становится краше.

Экспонаты-  их более трехсот , расскажут, как же жил сибирский  народ………

Первый раздел – «История  создания  музея », здесь-создатели  музея- педагоги-ветераны

Ну а здесь- награды  наши,  здесь- подарки-экспонаты.

Какие дела   мы  в школе  вершим?          В родной музей всегда спешим

И решаем на совете,          кто за что у нас в ответе.

Ветеранам помогаем,        с Днем победы поздравляем.

Мы природу охраняем          и музей наш пополняем.

И, конечно же, друзья,    без походов нам нельзя.

Лес родной – наш лучший друг,все любимое вокруг.

Любим  ездить по району, по  республике- везде.

Ну, а, главное,  в Горхоне мы  не  чужды  красоте!

Сохраняем  память  предков  мы  в Горхоне  и в  Киже.

Чтобы  помнили  и знали  и потомкам  передали……………..

 Я закончила  рассказ-  приглашаю  дальше  вас

Отдел. №2.      История села  Горхон  и горхонских  предприятий.

Ходим мы в музей не часто, и  с музеями всё ясно,

Очень нам они нужны  , очень нам они важны.

Ведь глядят на экспонаты с  любопытством все ребята,

Потому что интересно и  для жизни  им полезно.

Ну  , а главные люди села  Горхон- это  труженики  дороги ,

Дороги железной, Восточно- сибирской- части- Транссиба  Российской.

Железная  дорога- это  кровеносная система  государства..

Не крутите пестрый глобус , не найдете вы на нем

Нашу маленькую  станцию с названием  Горхон

И живет  поселок  этот  своей  жизнью вековой.

И не зря поем  мы с вами,  что он  стал  для нас родной

В нашем отделе рассказ, как  поселок-станция  Горхон   начинался…

Горхонская  дистанция  пути, депо, ЭЧК ,  станция и клуб –

все  пропитано с  детства звуком, где  слышен колес стук.

 Работа  железнодорожников-  нам    знакома с детства, наши  родители  трудятся  там,

И выпускники школы дети  и внуки - идут по отцовским  стопам.

Машинисты поездов и мотовозов, инженеры  транспорта и монтеры  пути,

 дежурные  по  станции, нормировщики, мастера  и дефектоскописты

-более 200 специальностей  на  железной  дороге.

А орудия  труда-очень  интересные: фонари , рожки, шарманки-

вещи всем  известные.

Рельсы, шпалы и вагоны здесь  без них  нельзя!

Трудятся на них  монтеры, речь о них  , друзья.

Трудятся  семьями.  Целыми  династиями.

 Стаж работы у некоторых  железнодорожных династий  -более трехсот  лет.

Альбомы и фото, макеты , тетради подарены  нам  на  хранение..

Железнодорожные  династии Горхона  вызывают  уважение…

Итак, в конце века девятнадцатого, в связи  со  строительством  транссибирской  магистрали появилась  на  карте  маленькая  станция  Горхон. Для  обучения  детей работников  дороги  под школу  были  отданы  сначала  комнаты  в домах  рабочих, а затем построена  маленькая школа-барак .Но это  уже  другая  история.

И узнаете  вы ее в 6 отделе музея.

Я закончила  рассказ-  приглашаю  дальше  вас

Отдел №3. Этнографический  отдел музея.

Добрый день, гости, дорогие!

Всегда народ реликвии берег,  сокровища от глаз чужих стерег

В церквях, соборах и монастырях ,а  сам о них знал только на словах.

У нас  в отделе собраны для вас предметы быта- и о них  рассказ..

О жизни крестьян здесь можно узнать: про быт их и  тяжкий труд

Про печку и утварь, дом и работу вам поведаю тут.

О печке  русской могу  вам  рассказать и  обстановку крестьянской избы показать.

Ковши  и чугунки, тазы  и  рогач    лопаты и  прихваты,

Орудия  предков, старинные лапти, керамика, передовая когда-то,

Духовная жизнь и вера крестьян о многом поведают нам.

А чтобы девушки не знали безделья, матушки учили их рукоделью.

Самопряха  с прялкою,пяльца вместе  с вышивкой..

уменьшали  длинный  вечер у крестьянки  молодой,

обучали  жизни сельской,  приносили  в дом покой.

Замки  и киянки  и пестик  со  ступкой , а вот  утюги от деревянного  до современного

самоваров- коллекция, баночки  с чаем и , даже,  представьте -…….,

Внимание , открылся  , вдруг  старинный   бабушкин  сундук.

У бабушки  Насти- старинный  ларец, там скрылся  от глаз хрустальный  дворец

Штаны  и рубахи и деньги  в платочке и даже,  представьте  рецепты  лекарства..

Браслеты и серьги, и письма и фото ….,скрывает сундук- от бабули  достался

Хранятся в отделе  секреты и тайны,   открытия, сотни находок случайных,

История не любит суетиться, она лишь усмехнется свысока,

Когда на пожелтевшие страницы  посмотрим через годы и века.

Беседовать неторопливо с нею   и  мнение все время не менять

Музей  нас  учит, ну а я спешу вас дальше, гости,  отправлять.

Отдел №4 .Уголок боевой   и трудовой  славы.

Есть музей технический, есть биологический,

есть музей игрушек и лесных зверюшек.

И музей одежды, что носили прежде,

 есть ещё и боевой  весь пропитанный войной….

«Никто не забыт, и ничто не забыто!» -  

  Раздел вам расскажет о том, как победа добыта.

И помнят еще ветераны Отчизны кровавые раны.

Вы находитесь  в 4 отделе  школьного  музея-

 Уголке боевой  и трудовой  славы.

В нашем  уголке около 75  экспонатов- подлинников. Это письма  с фронта, боевые    награды, подарки в уголок бывших военнослужащих. Особое  место- воспоминания  ветеранов  и сочинения учащихся  нашей  школы  о своих дедушках  и бабушках- участниках  боевого  и трудового  фронтов и фотографии в плашетах   о войне…

Мы  тесно  сотрудничаем  с музеем  Горхонской дистанции  пути

В 2014 году  совместно с руководителем  музея  Митрофановым Владимиром Алексеевичем участвовали  в открытии  памятной  стелы  на  ст.  Кижа,  установке  памятных  знаков на  горах  Путиловка  в Киже  и  Угловка в  Горхоне, где  находились  пункты  воздушного  наблюдения  в годы  Великой  отечественной  войны. Это  наш  вклад  в  память  о войне.

В настоящее  время  в Горхоне  не осталось  в живых  ветеранов- фронтовиков. И только  фотографии, воспоминания и награды  напоминают  нам  о битвах  во  имя  жизни  на  земле.

В 2009 году ученик  нашей  школы Мамруков  Виктор  сделал  диораму  «\Сталинградская  битва».

Из  детских  игрушек и подручного  материала  он воссоздал  кусочек войны.

А еще в этом  отделе  письма  с фронта, написанные  химическим  карандашом  на пыльной  полевой  сумке, фотографии фронтовиков и подарки- головные  уборы из армейской жизни- наших  выпускников. Их  любят  примерять мальчики во  время  экскурсий.

Мы  храним  главную  реликвию нашего  отдела-  письмо с фронта,  написанное в далеком 1942 году  ученикам  нашей  школы  в ответ на  посылки  и письма  на  фронт.

Я закончила рассказ и приглашаю вас в следующий  отдел.

 

 Отдел № 5. Нумизматический.

У кого лежат в заначке  устаревших денег пачки?
Кто, проснувшись утром рано    смотрит мелочь из кармана,
Крутит, вертит, ковыряет -по годам перебирает?

Вы узнали- очень рад-это друг наш- НУМИЗМАТ.

 Слово нумизмат происходит от слова

Монеты старинные лежат под стеклом,  

Мы их собирали почти всем селом.

Кто коллекцию пополнил?          Кто монеткам вечно рад?
Кто таков? Скажите братцы!      Верно,точно: НУМИЗМАТ!!!

В нашей коллекции более50 старых монет и купюр.

Мыждем новых экспонатов.

Спасибо за  внимание! Проходите  в школьный  отдел  нашего  музея.

Отдел № 6. История Горхонской  средней  школы.

«История школы» - раздел интересный  и материал здесь собран уместный.

С дома  священника   все началось…И многое школе с тех пор удалось.

Чтоб окунуться в прошлое не надо  машину времени, поверь, изобретать.

Переступи порог отдела ШКОЛА ,И кажется — как будто время вспять.

Пустите за ширму веков и времен, забытых фамилий и чьих-то имен.

Детей в Горхоне  стал  обучать в начале 20  века учитель  Роман  Борисович,  политический  ссыльный. Фамилию, к  сожалению  уже  никто  не  помнит. Ученики  переходили  из  одного  дома  в другой .Где  учились,  там и кормились. Затем  ему помогала  жена  белого  офицера  Алексеева. Позже  были  открыты 2 классные  комнаты с общей  численностью-28 учащихся.

  С 1920 по 2015 год. Нашу  школу  возглавляли  в общей  сложности 15 директоров,

Их фамилии навечно будут  храниться  в школьном  музее.(список  директоров.)

В 1924 году  открыта начальн6ая  4-летняя школа,

в 1937-открыта  семилетняя школа.

В 1955 году была  открыта  средняя школа в новом  каменном  здании, построенном  в том числе  силами школьников  и жителей  станции.

 В середине  80-х годов к школе был  сделан  пристрой со столовой, спортивным залом,  библиотекой, мастерскими- здание  где мы находимся сейчас.

На стеллажах лежат конспекты уроков учителей, рабочие  тетради, фотографии педагогов  и учеников. Особое  место занимает история  пионерской  и комсомольской  организации со  своей  атрибутикой, правилами  жизни в школе, наградами поездками в лагеря  Артек, Орленок. Океан. Наш отдел  бережно  хранит учебную литературу – учебники  середины 50-х годов 20  века, может быть по ним обучались  и вы , а также письменные  принадлежности, школьную форму, октябрятские, пионерские, комсомольские  значки.

Школа,  ты не  старишься, никогда  не  старишься

и шумят под окнами те же  тополя.

Вечной  дружбой  связаны  школьные  товарищи,

 школьные товарищи  и учителя.

Спасибо  за  внимание.

Вы можете  рассмотреть экспонаты и сфотографироваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е.А.Худикова. Электронный портфель. "Моя пирамида успеха"

Система подготовки к ЕГЭ по математике.Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. ...

Сценарий урока "Профилактика искривления позвоночника. История школьного портфеля"

Мероприятие в увлекательной и ненавязчивой форме объясняет детям причины искривления позвоночника и серьезность последствий заболеваний, связанных с деформацией позвоночника.  Данный классный ча...

Кто живет в моем портфеле?

Внеклассное мероприятие для недели русского языка.Разработано по итогам проекта по русскому языку  и  с участием учащихся 6 класса....

Обобщение опыта по теме "Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика"

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации д...

ПОРТФЕЛЬ ПРОФЕССОРА СИГМЫ

ТЕАТР И ФИЗИКА. НЕДЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ. СПЕКТАКЛЬ И ИГРА!...

« ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА».

Возрастная категория учащихся: 6-11 классыТема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по иностранным языкам.Работа направлена на формиро...

« ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА».

Возрастная категория учащихся: 6-11 классыТема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по иностранным языкам.Работа направлена на формиро...