Статья "Представления кадет о ценности профессии военного"
статья (9 класс)

Барсуков Александр Вадимович

Вопрос о силах, побуждающих человека к совершению поступков, детерминирующих, направляющих и регулирующих его поведение интересовал людей во все времена. По мнению многих исследователей, психологическими структурами, обеспечивающими поведение человека, являются ценностные ориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представления кадет о ценности профессии военного

Вопрос о силах, побуждающих человека к совершению поступков, детерминирующих, направляющих и регулирующих его поведение интересовал людей во все времена. По мнению многих исследователей, психологическими структурами, обеспечивающими поведение человека, являются ценностные ориентации.

Ценностные ориентации являются важнейшими социально-психологическими характеристиками личности. Они оказывают влияние на любые формы социального поведения и во многом определяют жизненную перспективу развития личности. Поэтому выявить закономерности в их изменениях и особенностях формирования – означает понять суть социальных изменений в личности, в группах, ее включающих, в обществе в целом. Кроме того, ценностные ориентации играют одну из главных ролей в профессиональном самоопределении, являются непременным условием формирования личности.

Известно, что именно в подростковом возрасте  закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения и ценностные ориентации. Поэтому предварительная подготовка молодых людей к служению Отечеству, осознанному выбору военной профессии с дореволюционных времен начиналась с раннего юношеского возраста.

История образования в России имеет богатый опыт подготовки юношей к государственной, преимущественно военной  службе. На протяжении трёхсот лет своего существования деятельность кадетских корпусов в России обеспечивала достижение этой цели – воспитание достойных защитников Отечества, обладающих высоким профессионализмом, а главное преданных избранному делу. Выпускники кадетских корпусов отличались образованностью, высокоразвитыми чувствами патриотизма, долга, чести, любовью к отечественной истории и армии.

Педагогический процесс в суворовских и нахимовских училищах, появившихся в России с 1943 года, также имеет ценностную направленность. Основная задача, стоящая перед ними – дать юношам общее среднее образование и подготовить их к военной службе в офицерском звании. При внешней схожести организационной структуры, возраста воспитанников, формы одежды, распорядка дня, сроков обучения новые училища отличались от кадетских корпусов старой России, так как девиз: «За Веру, Царя и Отечество!» не отвечал интересам государственного строя. Н.И.Алпатов во время создания в Советском Союзе суворовских училищ писал: «Суворовские училища от кадетских корпусов заимствовали всё лучшее, что в них было» [1; 206].

Современные кадетские корпуса появились значительно позже суворовских училищ и осуществляют педагогический процесс в соответствии с образовательными программами среднего (полного) общего образования, требованиями государственного стандарта и программой военной подготовки, предусматривающей раннюю профессиональную ориентацию по профилю Министерства Обороны РФ. Основными задачами кадетского корпуса являются: подготовка воспитанников к поступлению в высшие военно-образовательные учреждения, что предполагает осознанный выбор профессии офицера, развитие чувства патриотизма, готовности к служению Отечеству, верности конституционному и военному долгу, формирования высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств и становление ценностного отношения к армии.  

При организации ценностной направленности учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе нельзя не учитывать существующие общественные отношения. Они и опосредованное ими общественное мнение о военной службе вообще, об обучении в кадетском корпусе, о службе офицера, её социальном престиже, об общественном статусе офицера не могут игнорироваться. Их влияние трансформируется через сознание индивида, конкретные условия социальной среды, к которой он адаптируется. Развитие и воспитание кадет протекают в социальной и культурной среде, неразрывно связанной с различными сторонами общественной жизни и находящейся в состоянии исторического развития и изменения.

Толковый, энциклопедический, военный словари определяют слово «армия» как совокупность вооруженных сил государства. Армия всегда была важнейшим инструментом складывания русского государства и орудием международной политики. Уже по определению она является ценностью для государства, общества, человека как члена этого общества. История России является ярким свидетельством того, как бережно относились наши предки к своим силовым структурам, которые использовались в борьбе за целостность, суверенитет и независимость родной земли. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Армия на Руси почиталась всегда, а военный человек, как правило, был любимцем народа. XX век насчитывает всего две ситуации, когда заинтересованные силы настраивали общественность России против армии. Первый раз - после русско-японской войны 1904—1905 годов, второй - после распада СССР и перехода к рыночным отношениям.      

Профессия офицера всегда была престижна. В царские времена служба в армии была единственно возможной профессией членов императорской фамилии. В советские времена офицеры – достаточно привилегированная профессиональная каста. В настоящее время, в условиях социальных изменений и реформирования армии, отношение к ней носит двойственный характер. С одной стороны, принято считать, что профессия офицера не престижна (офицеры - малообеспеченные и несвободные люди). Денежное и другие виды довольствия военнослужащих, условия труда, действительно, оставляют сегодня желать лучшего. В тоже время, военная тема достаточно активно эксплуатируется обществом. Присутствие людей в форме придаёт торжественность различного рода массовым мероприятиям; форменная одежда различных структур и организаций часто подражает форме одежды военнослужащих; структура и ритуалы новых государственных и общественных организаций созданы по образу и подобию Вооруженных Сил.

Таким образом, кадет-подросток, пытающейся сформировать своё отношение к будущей профессии офицера может испытывать значительные трудности в случае постоянно поступающих к нему неконгруэнтных сообщений от представителей референтной группы. В её состав с разным удельным весом входят семья, сверстники и преподаватели-офицеры. От этих групп кадет психологически зависим, они оказывают значительное влияние на индивидуальное развитие и  формирование ценностных ориентаций. Поэтому исследование отношения к профессии офицера у представителей этих групп на современном этапе представляется интересным.

Согласно приказу министра обороны в кадетский корпус подростки принимаются только с согласия родителей (или лиц, их заменяющих). Изучение личных дел абитуриентов в 1999-2006 годах позволяет увидеть разнообразие семей, отдающих предпочтение кадетскому корпусу, как учебному заведению для сына. Среди обучающихся подростки из разных городов РФ, разной национальности, различных социальных слоёв общества (как дети обеспеченных родителей, так и находящихся за чертой бедности), в семьях абитуриентов различные стили воспитания, различные системы ценностей. О представлении родителей или лиц, их заменяющих, о профессии офицера можно судить по анализу ответов на вопрос: «Что привлекает вас в военной специальности, выбранной вашим сыном?»  Прежде всего, профессию считают перспективной, результаты деятельности полезными, привлекают также самостоятельность в принятии решений, контакты с людьми и сам процесс деятельности. Преобладающее большинство родителей кадет полагают: поступив в кадетский корпус, их сын определился с профессиональным выбором и делает первый шаг своей военной карьеры.

Заключение об отношении офицерского корпуса к своей профессии следует из результатов исследования по определению типа темперамента старших офицеров одного из Главных штабов ВС РФ с помощью методики Д.Кейрси (перевод и адаптация осуществлены Б.В.Овчинниковым, К.В.Павловым, И.М.Владимировой). Офицеры, достигшие высоких результатов в продвижении по карьерной лестнице,  тестировались по приказу начальника, в служебное время, не анонимно. Перечисленные условия позволяют предположить, что в своих ответах военнослужащие представили не свой реальный Я-образ, а идеальный профессиональный Я-образ. В результате получено представление об идеальном психологическом портрете офицера. Ответы подавляющего большинства (86%) офицеров соответствуют типу темперамента SJ. Представителей этого типа объединяет чувство долга, желание быть нужным и полезным, им свойственно высокое чувство ответственности, стремление к иерархическим структурам, четким правилам, нормирующим взаимоотношения, к поддержанию традиций. Они ориентированы на социальный статус, авторитет и одобрение окружающих.

Мнения кадет исследовалось в двух группах (первокурсники и выпускники). Следует отметить, что уровень престижа профессии офицера в российском обществе первокурсники считают выше среднего, а выпускники – средним. На вопрос: «Что в военной службе является для вас ценным?» кадетам предлагалось выбрать до 5 из предложенных 20 ответов.  Приоритеты распределились следующим образом. Для первокурсников – интересная специальность, хороший коллектив и товарищи по службе, воинская честь и достоинство. Для выпускников – воинская честь и достоинство, хороший коллектив и причастность к важному делу защиты Отечества. Для обеих групп неважными являются специальные льготы и преимущества, возможность решения жилищной проблемы, а также воинские традиции, ритуалы и форма одежды.

Полученные результаты исследования свидетельствуют, что мнения различных представителей референтной группы кадет о ценности профессиональной военной службы в целом не противоречат друг другу. Представления родителей (или лиц их заменяющих) о привлекательности профессии офицера (её перспективности и полезности для общества) являются решающими при выборе кадетского корпуса, как учебного заведения. Социальный состав абитуриентов и контингент воспитанников позволяют судить об уровне престижа профессии офицера в российском обществе. Представления кадет о ценностях военной службы соответствуют ценностям, характерным для типа темперамента идеального профессионального Я-образа офицеров, имеющих достаточно богатый опыт военной службы. Усвоение и принятие выработанных в кадетском корпусе норм, ценностей, представлений, стереотипов поведения и мышления позволяют кадетам приспособиться к новой для них военной среде, интегрироваться в специфическую профессиональную группу военнослужащих.

Литература:

1. Алпатов Н.И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М. 1958, - 224с.

2. Настольная книга войскового психолога, офицера по организации общественно-государственной подготовки и военно-социальной работы. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2003. – Вып.44. – 384с.

3. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие/Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.:Речь, 2002. – 694с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КРУЖКА «КАДЕТЫ»

ПРОГРАММА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГОКРУЖКА«КАДЕТЫ»   Разработана : преподавателем - организаторомОснов Безопасности Жизнедеятельностии допризывной подготовки,преподавателем первой кат...

Час интересных сообщений "Профессия - военный"

Ц Цель:  -познакомить воспитанников с пропрофессией военного...

Письмо кадета: - Есть такая профессия –Родину защищать!

В канун 18 годовщины подвига 6 парашютно- десантной роты 104 полка 76 воздушно-десантной дивизии. Кадеты 6 Е класса Ставропольского президентского кадетского училища подготовили открытый классный час,...

Есть такая профессия – военный музыкант.

Перед преподавателями ДМШ и ДШИ встаёт очень важная задача: проводить воспитательную, разъяснительную работу среди учащихся и их родителей о возможностях дальнейшего профессионального обучения будущих...

Беседа по профориентации: "Профессия военного"

Беседа с воспитанниками детского дома-школы о профессии военного. Рассказ о плюсах и минусах профессии....

Конспект занятия по внеурочной деятельности: «Профессия - военный»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная. Цели:  - познакомить обучающихся с проф...