«Краеведение и просвещение в МБОУ Лукошинской СОШ@
статья
Описание опыта работы во внеурочное время с детьми по изучению малой Родины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Краеведение и просвещение в МБОУ Лукошинской СОШ
во внеурочное время»
Любовь к Родине начинается с любви к родному дому, к тому месту, где ты родился и вырос. В настоящее время особенно актуальна задача воспитания образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края.
Знания о своей малой родине позволяют сформировать у детей чувство патриотизма, чувство любви к своему краю, к своему народу.
Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности.
Анализируя свою работу по развитию у ребят целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйстве, о месте нашей страны в современном мире;
Воспитывая любовь к родной стране, родному краю, уважение к истории и культуре Родины и населяющих ее народов - пришла к выводу, что учащиеся мало знают о своей малой родине, родном крае, не знакомы с его прошлым и настоящим.
Я считаю, что есть необходимость повышать познавательный интерес к истории родного края, его прошлому, настоящему и будущему, к окружающей нас природе.
Учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся по изучению родного края, а
внеклассная работа позволяет восполнить пробелы в изучении, позволяет развивать у учащихся интеллектуальные, творческие способности, познавательный интерес.
Роль внеклассной краеведческой работы неуклонно возрастает, особенно в последние годы, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Идёт ориентация, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится: "любящий свой народ, свой край, свою Родину".
Краеведение – один из видов внеурочной деятельности в нашей школе. А о направлениях, используемых в собственной практике и в совместной с коллегами деятельности я попробую сейчас рассказать.
В основу организации работы положен принцип разносторонности, систематичности, углубленного изучения природы и общества. В отличие от классно-урочных видов деятельности, внеклассные занятия не ограничены временем. К тому же учитель при этом свободен в выборе содержания работы.
Состав ребят меняется, но основное направление: изучение родного края через походы, фоторепортажи, выставки, смотры, работу с историческими документами, встречи с интересными людьми, помощь пожилым людям, сбор легенд – остается неизменным.
Для успешной работы необходимо соблюдать ряд условий. К ним относятся руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоятельная деятельность учащихся. Каждый имеет возможность проявить свои лучшие черты и качества, способности и умения.
Силами ребят подготовлены проекты, доклады, презентации, иллюстрированные альбомы, отражающих особенности своего края: «Исчезнувшие деревни Лозинка, Андреевка, Мурашовка, аул Рощинский», «Летопись родного края, родной школы». В них содержатся сведения по истории возникновения, расцвета и исчезновения деревень, о хозяйственной деятельности селян, о возникновении первых колхозов, о годах Великой Отечественной войны, о флоре и фауне степной зоны, об образовании и роли заказника «Майское утро», о передовиках хозяйства разных исторических эпох, об интересных людях, о людях внесших большой вклад в развитие и процветание нашего села.
В книгах есть списки односельчан, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, воинах интернационалистах. Собран материал о выпускнике нашей школы погибшего во время Чеченской войны.
Учащиеся следят за благоустройством территории около памятника погибшим.
Это позволяет каждому ребенку найти своё место в общем деле.
Массовая краеведческая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Мы проводим конкурсы, олимпиады, соревнования, игры, однодневные походы, основанные на знаниях обучающимися своего края и такие мероприятия требуют непосредственной активности каждого ребенка.
При проведении же бесед, утренников лишь часть школьников выступают в качестве исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение школьных спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Мы тесно сотрудничаем с ветеранским центром «Журавушка». Сопереживание, возникшее, от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива.
Традиционной формой массовой краеведческой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, событиям, связанным с прошлым и настоящим своего края. Ребята нашей школы ежегодно принимают участие в районном мероприятии «Дедовские чтения», которые проводятся в с. Новоключи, на берегу оз. Горькое. Такие мероприятия расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны и края, стимулируют детскую активность, развивают инициативу.
Одна из любимых форм работы детей - экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Экскурсии на природу я провожу осенью и весной. А общешкольное мероприятие, 1июня - День защиты детей, по давней школьной традиции я провожу на природе в форме однодневного похода. Обязательное условие – разбивка бивака, разведение костра, завтрак туриста, поиск клада.
Форма выявления результатов экскурсий на природу являются - оформление стендов, книжки-раскладушки, альбомы фотографий удивительных по красоте уголков села, природы. Творческие работы по темам: «Особо охраняемые природные территории Майского утра», «Природа глазами детей», «Родная улица села» и другие. Данный материал широко используется для проведения уроков географии и внеклассных мероприятий. Фотоработами и картинами ребят украшается кабинет географии.
Такую форму, как встречи с интересными людьми, передовиками хозяйства ( а это родители ребят), ветеранами труда, старожилами села, тружениками тыла я провожу в зависимости от воспитательной направленности. Определяю тему и цель встречи, круг обсуждаемых вопросов. Это все предварительно обговариваем с приглашенным человеком. К такой встрече необходима тщательная подготовка.
Интересует ребят и современная жизнь во всех ее проявлениях. Не только творческие, но и практические дела привлекают ребят. Мы активно участвуем в экологических мероприятиях.
В нашей «копилке» трудовых дел – экологические рейды «Чистая улица -чистое село», по благоустройству и поддержанию чистоты в родном селе. Благоустройство и озеленение школьного двора.
Помощь пожилым людям по уборке частных территорий от весеннего и осеннего мусора, дрова складываем, зимой чистим дорожки от снега.
Участвуем в районных акциях по посадке деревьев. Занимаемся озеленением территории вокруг памятника воинам ВОВ, комнатным цветоводством.
Два раза в год проводим акцию «Неделя добрых дел» ребята сами определяют список добрых дел и время проведения. Это позволяет самостоятельно приобретать навыки необходимые для жизни.
Немало важен и тот факт, что в данных мероприятиях задействованы не только активисты, но и ребята из малообеспеченных семей, из группы «риска». Для этих ребят занятость в данной работе – одна из возможностей заполнить свободное время, расширить свои знания, почувствовать себя исследователем, защитником природы.
Чем наполнены души наших детей, за это в ответе и родители, и учителя. Любовь к родному краю, малой родине может и должна стать одним из кирпичиков фундамента души, на котором будет строиться жизнь и судьба человека.
В процессе краеведческой работы происходит активное самостоятельное усвоение учащимися новых знаний о семье, родном крае, приобретаются навыки, необходимые для жизни.
Краеведение даёт возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Оно способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/23/picture-93728.jpg)
План-конспект урока "Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм", 10 класс
Эпиграф: «Если во главе государства находится «просвещенный» государь, то он сможет установить в своей стране справедливые порядки – «просвещенную монархию».(Французские просветители, XVIII в.)Цель: о...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/05/picture-351802-1515148378.jpg)
Деятельность МБОУ лицей г.Зернограда по правовому просвещению обучающихся
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-839462-1510302538.jpg)
Привлечение и поддержка молодых специалистов в МКОУ Лукошинскую СОш Купинского района
Проект развития общеобразовательной организации...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-1131885-1573744768.jpg)
План проведения мероприятий по организации правового просвещения и распространения информации о правах ребенка в МБОУ «Будницкая ОШ» в 2015-2016 учебном году.
План проведения мероприятий....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-755569-1455441841.jpg)
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МБОУ ШАРАГАЙСКАЯ СОШ
Современные экологические проблемы требуют от общеобразовательных организаций уделять больше внимания формированию экологического сознания, понимания окружающей среды. На сегодняшний день экологическо...