«Краеведение и просвещение в МБОУ Лукошинской СОШ@
статья

Цыганкова Галина Павловна

Описание опыта работы во внеурочное время с детьми по изучению малой Родины

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Краеведение и просвещение в МБОУ Лукошинской СОШ

во внеурочное время»

Любовь к Родине начинается с любви к родному дому, к тому месту, где ты родился и вырос. В настоящее время особенно актуальна задача воспитания образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края.

Знания о своей малой родине позволяют сформировать у детей чувство патриотизма, чувство любви к своему краю, к своему народу.

Как учитель, я не случайно обратилась к проблеме использования краеведения на уроке и во внеурочной деятельности.

Анализируя свою работу по развитию у ребят  целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйстве, о месте нашей страны в современном мире;

 Воспитывая  любовь к родной стране, родному краю, уважение  к истории и культуре Родины и населяющих ее народов   - пришла к выводу, что учащиеся мало знают о своей малой родине, родном крае, не знакомы с его прошлым и настоящим.

Я считаю, что есть необходимость  повышать  познавательный интерес к истории родного края, его прошлому, настоящему и будущему, к окружающей нас природе.

Учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся по изучению родного края, а

 внеклассная работа позволяет восполнить пробелы в изучении,  позволяет развивать у учащихся интеллектуальные, творческие способности, познавательный интерес.

Роль внеклассной краеведческой работы неуклонно возрастает, особенно в последние годы, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Идёт ориентация, в том числе, и на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится: "любящий свой народ, свой край, свою Родину".

Краеведение  –  один из видов внеурочной деятельности в нашей школе. А о направлениях, используемых в собственной практике и в совместной с коллегами деятельности  я попробую сейчас рассказать.

В основу организации работы положен принцип разносторонности, систематичности, углубленного изучения природы и общества. В отличие от классно-урочных видов деятельности, внеклассные занятия не ограничены временем. К тому же учитель при этом свободен в выборе содержания работы.

Состав ребят меняется, но основное направление: изучение родного края через походы, фоторепортажи, выставки, смотры,  работу с историческими документами,  встречи с интересными людьми, помощь пожилым людям,  сбор легенд – остается неизменным.

  Для успешной работы  необходимо соблюдать ряд условий. К ним относятся руководящая роль учителя, добровольность и работа по интересам, самостоятельная деятельность учащихся. Каждый имеет возможность проявить свои лучшие черты и качества, способности и умения.

      Силами ребят подготовлены проекты, доклады, презентации, иллюстрированные альбомы, отражающих особенности своего края: «Исчезнувшие деревни Лозинка, Андреевка, Мурашовка, аул Рощинский», «Летопись родного края, родной школы». В них содержатся сведения по истории возникновения, расцвета и исчезновения деревень, о хозяйственной деятельности селян, о возникновении первых колхозов, о годах Великой Отечественной войны, о флоре и фауне степной зоны, об образовании и роли заказника «Майское утро», о передовиках хозяйства разных исторических эпох, об интересных людях, о людях внесших большой вклад в развитие и процветание нашего села.

В книгах есть списки односельчан, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, воинах интернационалистах. Собран материал о выпускнике нашей школы погибшего во время Чеченской войны.

 Учащиеся следят за благоустройством территории около памятника погибшим.

 Это позволяет каждому ребенку найти своё место в общем деле.

Массовая краеведческая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Мы проводим  конкурсы, олимпиады, соревнования, игры, однодневные походы, основанные на знаниях обучающимися своего края и такие мероприятия требуют непосредственной активности каждого ребенка.

 При проведении же бесед, утренников лишь часть школьников выступают в качестве исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение школьных спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Мы тесно сотрудничаем с ветеранским центром «Журавушка». Сопереживание, возникшее, от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива.

Традиционной формой массовой краеведческой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры, событиям, связанным с прошлым и настоящим своего края. Ребята нашей школы ежегодно принимают участие в районном мероприятии «Дедовские чтения», которые проводятся в с. Новоключи, на берегу оз. Горькое.  Такие мероприятия расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны и края, стимулируют детскую активность, развивают инициативу.

Одна из любимых форм работы детей - экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Экскурсии на природу я провожу осенью и весной.  А общешкольное мероприятие, 1июня - День защиты детей, по давней школьной традиции я провожу на природе в форме однодневного похода. Обязательное условие – разбивка бивака, разведение костра,  завтрак туриста, поиск клада.

Форма выявления результатов экскурсий на природу являются - оформление   стендов, книжки-раскладушки, альбомы фотографий удивительных по красоте уголков села, природы. Творческие работы по темам: «Особо охраняемые природные территории Майского утра», «Природа глазами детей», «Родная улица села» и другие. Данный материал широко используется для проведения уроков географии и внеклассных мероприятий. Фотоработами и картинами ребят  украшается кабинет географии.

Такую форму, как встречи с интересными людьми, передовиками хозяйства ( а это родители ребят),  ветеранами труда, старожилами села, тружениками тыла я провожу в зависимости от воспитательной направленности. Определяю тему и цель встречи, круг обсуждаемых вопросов. Это все  предварительно обговариваем  с приглашенным человеком. К такой встрече  необходима тщательная подготовка.  

       Интересует ребят и современная жизнь во всех ее проявлениях. Не только творческие, но и практические дела привлекают   ребят.  Мы активно участвуем в экологических  мероприятиях.

В нашей «копилке» трудовых дел – экологические рейды «Чистая улица -чистое село», по благоустройству и поддержанию чистоты в родном селе. Благоустройство и озеленение школьного двора.

Помощь пожилым людям по уборке частных территорий от весеннего и осеннего мусора, дрова складываем,  зимой чистим дорожки от снега.

Участвуем в районных акциях по посадке деревьев. Занимаемся озеленением территории вокруг памятника воинам ВОВ, комнатным цветоводством.

 Два раза в год проводим акцию «Неделя добрых дел» ребята сами определяют список добрых дел и время проведения. Это позволяет самостоятельно приобретать навыки необходимые для жизни.

Немало важен и тот факт, что в данных мероприятиях задействованы не только активисты, но и ребята из малообеспеченных семей, из группы «риска». Для этих ребят занятость в данной работе – одна из возможностей заполнить свободное время, расширить свои знания, почувствовать себя исследователем, защитником природы.  

Чем наполнены души наших детей, за это в ответе и родители, и учителя. Любовь к родному краю, малой родине может и должна стать одним из кирпичиков фундамента души, на котором будет строиться жизнь и судьба человека.               

В процессе краеведческой работы происходит активное самостоятельное усвоение учащимися новых знаний о семье, родном крае, приобретаются навыки, необходимые для жизни.

Краеведение даёт возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Оно способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

План-конспект урока "Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм", 10 класс

Эпиграф: «Если во главе государства находится «просвещенный» государь, то он сможет установить в своей стране справедливые порядки – «просвещенную монархию».(Французские просветители, XVIII в.)Цель: о...

Деятельность МБОУ лицей г.Зернограда по правовому просвещению обучающихся

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относ...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МБОУ ШАРАГАЙСКАЯ СОШ

Современные экологические проблемы требуют от общеобразовательных организаций уделять больше внимания формированию экологического сознания, понимания окружающей среды. На сегодняшний день экологическо...