ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МБОУ ШАРАГАЙСКАЯ СОШ
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Рютина Марина Владимировна

Современные экологические проблемы требуют от общеобразовательных организаций уделять больше внимания формированию экологического сознания, понимания окружающей среды. На сегодняшний день экологическое воспитание является одним из направлений воспитательной работы, что способствует общественному осознанию экологических проблем современности, их последствий, путей решения и предотвращения возникновения новых, является основой экологического благополучия общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ryutina_m.v.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ МБОУ ШАРАГАЙСКАЯ СОШ

М.В.Рютина

 МБОУ Шарагайская СОШ

c.Шарагай,, ул.  Мира,18,  ryutinar@mail.ru

Современные экологические проблемы требуют от общеобразовательных организаций уделять больше внимания формированию экологического сознания, понимания окружающей среды. На сегодняшний день экологическое воспитание является одним из направлений воспитательной работы, что способствует общественному осознанию экологических проблем современности, их последствий, путей решения и предотвращения возникновения новых, является основой экологического благополучия общества. Экологическому просвещению посвящена глава XIII Федерального закона Российской Федерации о 10 января 2002 года № 7 ФЗ « Об охране окружающей среды»[4].

Изучив теоретический материал, можно дать следующее определение понятию «Экологическое просвещение». Экологическое просвещение – это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни  человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.

 С одной стороны об экологии и природопользовании преподают с ранних лет на уроках окружающего мира, природоведения, продолжают на уроках ОБЖ. Педагоги формируют у детей бережное отношение к природе, к окружающему миру. Но по результатам наблюдения и исследования в 2016 году, проведенного на базе МБОУ Шарагайская СОШ, стало очевидным, что многие  учащиеся, не задумываясь, выбрасывают фантики от конфет, бумажки, жвачки, некоторые семьи вывозят мусор в ближайший лес, загрязняют природу, могут позволить себе разжигать костры в пожароопасный период. Получается, что просто «начитка» полезного, экологического материала на уроках не дает своих плодов. По результатам анкетирования (от 15 апреля 2016 года) уровень экологической грамотности учащихся составил: средний - 60% опрошенных, 40 % - низкий.

Выявив проблемы в сфере экологического воспитания, стало понятно, что необходимо активизировать работу по созданию системы экологического образования в МБОУ Шарагайская СОШ. Педагогами было решено внедрить подпрограмму по экологическому просвещению учащихся МБОУ Шарагайская СОШ в период с 2016 по 2020 год. Подпрограмма «Экопросвещение» была нацелена на формирование экологической культуры учащихся, на экологическое просвещение, повышение ответственности и самоконтроля в отношениях человека с природой, была разработана на основе ФГОС НОО, ООО, СОО, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1].

По мнению Л.В. Кондрашовой в процессе организации экологического просвещения следует учитывать, что отношение воспитанников к природе имеет специфические возрастные особенности. Ученикам начальной школы свойственно непрагматическое отношение к природе, они стремятся к общению с природными объектами. В младшем и среднем подростковом возрасте отмечается высокая степень психологической близости с природой, отношение к ней как к объекту охраны. В подростковом возрасте появляется установка пользы, однако вместе с тем, нередким является проявление природоохранных мотивов. Для учеников 9 класса характерно восприятие природы как объекта, отношение к ней обусловлено в большей степени эстетическими мотивами, установками пользы. В этом возрасте окончательно складывается структура отношения к природе, свойственная взрослым, однако в сравнении для учеников она занимает высшую иерархию ценностей[2].

Педагоги, классные руководители стали использовать самые современные технологии проведения уроков окружающего мира, природоведения, ОБЖ, а также использовать более современные способы донесения до учащихся об экологии вокруг нас.

 Подпрограмма «Экопросвещение» подразумевала экологическое просвещение не только теоретическим путем, но и путем практического участия в природоохранных и эколого-просветительских мероприятиях. Была выстроена система проведения серии уроков-викторин, конкурсов, игр и других учебно-развлекательных мероприятий. Учащиеся старших классов принимали участие с экологическими проектами в школьной НПК «День науки», которая была активно внедрена в школьный процесс с 2015 по 2018 год.

Самое важное и главное при организации таких мероприятий это основная цель – научить детей и показать им, что все экологические проблемы зависят только от самих людей, что необходимо повышать уровень ответственности, важно, чтобы каждый бережно относился к тому, что дала природа. Такого рода мероприятия должны привлекать детей, вызывать у них интерес и иметь творческую направленность.

Была разработана серия эколого-просветительских классных часов: «Сберечь планету легче», «На тропе доверия», «Виртуальная экскурсия в Байкальский заповедник», «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить», «День Земли», «День Воды», «День Леса», «День Байкала», «День птиц» и другие. Были организованы экологические декады, выставки, экологические акции местного и всероссийского уровня: «Поможем зимующим птицам», «Птицы рядом с нами». «Чистые берега», «Сохраним зеленую красавицу», «Чистый двор - чистая планета», «Радуга цветов».

Также учащиеся принимали участие в районных, всероссийских и международных конкурсах рисунков экологической направленности «Природа глазами ребенка», «Птицы», «Экология глазами детей», «Подари планете жизнь».

Учащиеся МБОУ Шарагайская СОШ стали участниками областной НПК « Историко-культурное и природное наследие Сибири» в 2017 году, НПК «Расту здоровым» в 2016, 2017 – лауреаты 3 степени, в 2018 году.

100% учащихся МБОУ Шарагайская СОШ в период с 2016 года по 2018 год были активно включены в практическую деятельность по охране окружающей среды. Систематическая работа по экологическому просвещению дала свои положительные результаты. В 2017 году была проведена промежуточная диагностика уровня экологической грамотности учащихся с помощью диагностического инструментария: «Отношение к природе и ее охране», «Охранная грамота природы», комплексная экологическая анкета для учащихся по С.С Кашлеву. Результаты имели положительную динамику, показали, что педагоги, классные руководители идут в правильном направлении. Высокий уровень экологической грамотности имели 10 % учащихся, средний уровень – 80%, 10% -низкий уровень. Мы можем сделать вывод, что увеличилось количество учащихся, которые знают об экологических проблемах, стали задумываться над своими действиями по отношению к природе. Также необходимо вовлекать в данную деятельность и родителей, потому что отношение подростка к природе в значительной мере основывается на примере родителей, и предусмотреть систему связанных между собой мероприятий, которые формируют экологическое мышление каждого человека.

Самое главное на уроках, мероприятиях не должно быть представление «сухой», «скучной» информации, которая не запомнится учащимися, а проведение действительно интересных уроков, творческих конкурсов, мероприятий, где учащиеся смогли бы себя проявить, показать свое отношение к окружающему миру, выразить свое мнение, сделать правильный выбор. Главным условием в формировании гармонично развитой личности является сама природа с ее великим даром – чрезвычайно благоприятно действовать на ум и чувства детей. Без практического изучения природы невозможно познать ее научные основы.

Таким образом, опыт работы и предварительные  результаты исследования позволяют сделать вывод о продуктивности и эффективности подпрограммы по экологическому просвещению учащихся МБОУ Шарагайская СОШ.

Список использованной литературы:

1.Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 – 10

2.Кондрашова, Л.В. Методика организации воспитательной работы в современной школе: учебное пособие / Л.В.Кондрашова, О.О. Лаврентьева, Н.И.Зеленкова. - Кривой Рог : КГПУ, 2008 - 187 с.

3.О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.

4.Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа:   www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический - практико - ориентированный проект учащихся МБОУ Воргинская СОШ

Экологический практико - ориентированный проект " Прилетайте птицы к нам - расселяйтесь по домам"Природоохранная практическая деятельность учащихся МБОУ Воргинской средней школы Ершичского района Смол...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Работа школьных библиотек в области экологического просвещения учащихся

Презентация рассказывает о том как начинать и вести работу с учащимися по экологическому направлению.методические рекомендации для школьных библиотекарей....

Формирование экологической культуры и экологическое просвещение учащихся

"Человек, овладевший экологической культурой,подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования,  заботится об улучшении окружающей среды,не допуская её разр...

Экологическая конференция учащихся МБОУ Николо- Березовской СОШ по теме «Проблемы человечества и окружающая среда»

Предлагаю вашему вниманию разработку научно-практическую конференцию для учащихся «Про­блемы человечества и окружающая среда».План конференции вывешивается заранее для знакомства. Конференция проводит...

Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»

Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...

«Краеведение и просвещение в МБОУ Лукошинской СОШ@

Описание опыта работы во внеурочное время с детьми по изучению малой Родины...