Рабочая программа "Интелектуалы" 3 класс - внеурочная деятельность.
рабочая программа

Шостак Инна Эдуардовна

Рабочая программа "Интеллектуалы"  3 класс предназначена для педагогов дополнительного образования, классных руководителей. рассчитана на один год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горковская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании

школьного методического

 объединения.

 Протокол №____

от «___» _______ 2021 г.

Руководитель ШМО

_____/___________/

Принято на заседании  педагогического совета

Протокол №___

от «___»________2021г.                      

Утверждена

Приказом №

от «___» _______ 20201г.

Директор   школы               _______/В.В. Харитонова                                                                                                                                                                  

Программа внеурочной деятельности

«Интеллектуалы»

(социально-педагогическое направление)

для учащихся 3 класса

общеобразовательной школы

                                                                  Составитель:  Шостак И.Э.

                                                                   Возраст детей: 9 - 10 лет.                  

                                                               Срок реализации: 1 год

                                                                Год разработки: 2021 г.

с. Горки

2021-2022 гг.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
  • Федерального  государственного  образовательного  стандарта основного общего образования;
  • методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
  • Программа «Интеллектуалы» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) на основании Примерной программы по учебным предметам и составлена в соответствии:
  • Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
  • Письмо департамента образования и науки от 14.09.2011 г. №47-14163/11-14 «Об особенностях организации внеурочной деятельности в классах общеобразовательных учреждений, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

Актуальность программы.

Программа направлена на развитие детской одарённости, на организацию досуга детского коллектива, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах, учились быть самостоятельными, умели оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Игровые формы обучения способствуют организации взаимодействия педагога и ученика. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, логическое мышление, стремление к знаниям, умение работать в команде, распределять роли.

 Увлекаясь, учащиеся не замечают, что они учатся, познают, запоминают новое; ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений и понятий, развивают навыки, фантазию. Развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления. 

 Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей.

Программа предусматривает организацию и проведение в  группах школьников 3 класса разнообразных занятий, способствующих развитию у них навыков конструктивного общения, умений взаимодействовать в группе, ценностных отношений к другим людям, к своей родине, к природе, к знаниям.

Таким образом, данная программа,  позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед  ребёнком младшего школьного возраста, так и педагогические задачи, связанные с воспитанием этих детей.

Основная задача образования – воспитание гармоничной личности, обеспечение ее физического, духовного, интеллектуального развития. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Новизна программы:

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться здоровому образу жизни, культурному времяпровождения. А так же формирование умения учиться, т.е. самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Программа ориентирована на развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности. В программу включена межпредметная интеграция знаний, умений и навыков. Каждое занятие направлено на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Программа предусматривает вовлечение учащихся в активную поисковую деятельность.

Интеллектуальные игры являются одним из способов – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Цель данной программы

Развитие  интеллектуальных способностей школьников 3 –его класса: развитие

памяти, мышления, восприятия, внимания, творческое воображение, наблюдательность,  последовательность рассуждений и его доказательность, умение пользоваться знаниями школьной программы самостоятельно.

Задачи программы:

  1. способствовать развитию познавательной сферы детей;
  2. ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;
  3. способствовать развитию логического мышления, внимания, смысловой памяти, рефлексии.
  4. учить методам и приемам познания себя и одноклассников;
  5.  развивать самостоятельность детей.
  6. развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности;
  7. формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
  8. развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность;
  9. развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  10.  формировать умение работать в команде.

Формы и методы работы.

Формы занятий: групповые;  индивидуальные, интеллектуальный турнир, решение викторин

Режим занятий: программа рассчитана на 34 часа, одно занятие в неделю.  Программа рассчитана на учебный год и состоит из 30 занятий для учащихся 3 класса.

В соответствии с ФГОС планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, которая дает представление о том, какими действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными – они достигаются.

Ожидаемые результаты реализации программы.

  1. приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  2. приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного  взаимодействия,   способах управления социокультурным пространством; 
  3. овладение способами самопознания, рефлексии; 
  4.  достижении поставленных целей;
  5. умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
  6. умение играть в команде и выполнять свою роль в команде.

 Формы организации

1.Словесный метод:

  • Рассказ, беседа, обсуждение (информационных  источников);
  • словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

 2.Метод наглядности:

  • Наглядные пособия и иллюстрации;
  • Мультимедийные материалы;
  • Вилеоматериалы.

3.Практический метод:

  • Тренировочные упражнения;
  • Интеллектуальные игры, турниры.

4.Объяснительно-иллюстративный:

  • Сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

  • Выполнение частичных заданий для достижения главной цели (поиск ответов на вопросы).

Личностные, метапредметные  результаты   изучения   курса «Интеллектуалы».

Личностными   результатами   являются:

  • развитие   любознательности, сообразительности   при   выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  •  развитие   внимания, настойчивости, целеустремленности, умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

 

Метапредметные

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать  разные   приемы   действий,  выбирать  удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения кроссворда, вопроса; использовать его в ходе самостоятельной работы.  
  • Анализировать  правила   игры.  
  • Действовать  в   соответствии   с   заданными  правилами.
  • Включаться  в   групповую   работу.  
  • Участвовать  в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  • Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

В соответствии с ФГОС планируемые результаты представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, которая дает представление о том, какими именно действиями – познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными – они достигались.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания «Школа успеха – Семь-Я» МБОУ «Горковская СОШ».

Реализация содержания модуля  «Курсы внеурочной деятельности» рабочей программы воспитания «Школа успеха – Семь-Я» МБОУ «Горковская СОШ».

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала кружков, секций  внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности  через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций  для обсуждения в классе;
  • применение на занятиях внеурочной деятельности  интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой  работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

Теория

Практика

1.

Водное занятие: знакомство с правилами на занятиях, с игровыми правилами, создание команд 

1

Беседа, опрос, практическая работа

0,5

0,5

2.

«Знания – сила»

1

Практическая работа,

Игра в командах

0

1

3.

«Литературная викторина», разгадывание кроссвордов

1

Практическая работа

0

1

4.

Осенняя викторина

1

Практическая работа,

0

1

5.

Игра «В гостях у сказки»

1

Практическая работа

0

1

6.

Игра «Счастливый случай» - викторина по русскому языку

1

Практическая работа

самостоятельная работа

0

1

7.

Настольные игры: игра «Ассоциации» с карточками; «Природа»

1

Беседа,

Практическая работа

0

1

8.

Знакомство с игрой «Пентагон», её правилами

1

Практическая работа,

0,5

0,5

9.

Игра «Пентагон» (окружающий мир)

1

Практическая работа

0

1

10.

Игра «Пентагон» (математика)

1

Практическая работа,

0

1

11.

Игра «Пентагон» (Сказочные герои)

1

Практическая работа,

0

1

12.

Игра «Пентагон» (обо всем на свете)

1

Практическая работа

0

1

13.

Игра «Поле чудес» или «Отгадай слово»

1

Практическая работа

0

1

14.

Разгадывание кроссвордов, ребусов

1

Практическая работа

0

1

15.

Интеллектуальная игра «Эрудиты» (презентация)

1

Практическая работа

0

1

16.

Интеллектуальный турнир «Своя игра»

1

Практическая работа

0

1

17.

Интеллектуальная игра «Самый умный»

1

Практическая работа

0

1

18.

Знакомство с КВН. Математический КВН

1,5

Практическая работа

0.5

1

19.

КВН «Сказки Пушкина»

1

Практическая работа

0

1

20.

Онлайн игры на сайте https://logiclike.com/

1

Практическая работа,

0

1

21.

Знакомство с игрой «Что? Где? Когда?»

1

Беседа,

практическая работа

0,5

0,5

22.

Игра «Что? Где? Когда?» - 1

1

Беседа,

практическая работа

0

1

23.

Игра «ЧГК» с презентацией

1

Практическая работа

0

1

24.

Игра «Самый умный» с презентацией

1

Практическая работа

0

1

25.

Викторина «Пионеры герои»

Практическая работа

0

1

26.

Интеллектуальный конкурс «Знание – сила»

1

Беседа,

практическая работа

0

1

27.

Интеллектуальная игра «Эрудит» с презентацией

1

Практическая работа

0

1

28.

«В гостях у знатоков»

1

Практическая работа

0

1

29.

«Кто хочет получить приз?» или игра «Счастливый случай»

1

Практическая работа

0

1

30.

Игра в командах «Битва эрудитов»

1,5

Итоговая аттестация

0

1,5

Итого часов:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность по биологии" для 5 классов

Проектная   деятельность   как   особая  форма    учебной   работы   способствует  воспитанию    самостоятельн...