рабочие программы внеурочной деятельности
рабочая программа (8, 9, 10, 11 класс)

Литягина Оксана Николаевна

программы расчитаны на 34 часа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_v_litsah.docx25.11 КБ
Файл nou_istoriya.docx24.26 КБ
Файл proektnaya_deyatelnost.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Называевская средняя общеобразовательная школа № 4» Омской области»

        «Согласовано»

Зам. директора по ВР

МБОУ «Называевская

СОШ № 4»

_______      _______________

                          Ф.И.О.

«___» ____        202__г.

        «Утверждаю»

Директор МБОУ

«Называевская СОШ № 4»

________     _______________

                        Ф.И.О.

 «___» _____202__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«История в лицах»

                                                              11 класс

Количество часов: 34 часа, 1 час в неделю.

Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год.

Рабочую программу

внеурочной деятельности

составила учитель истории

МБОУ «Называевская СОШ №4»

Литягина Оксана Николаевна

г. Называевск - 2022

Планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные: 

Личностные результаты:

— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека:

— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность

Метапредметные результаты:

—способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы в т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

— овладение целостным представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миро- понимания и познания современного общества, истории собственной страны;

— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия суццностi4 и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний  личностей и народов в истории своей страны в человечества в целом;

— готовность применять исторические знания для выявления в сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

                                     

Содержание программы
Введение (1 час)
Влияние личности на историю. Цари-императоры в истории России. Иван IV, Петр I,
Екатерина И, Александр II - их влияние на судьбы России. Разные оценки и подходы
Российской историографии к данным политическим и государственным деятелям.
Раздел 1. Великие Рюриковичи (24 часов)
Тема 1. 1. Киевская Русь (5 часов)

     Рюрик, Синеус, Трувор - легендарные варяги. Легендарное призвание варягов с
Рюриком. Норманская теория (Байер, Миллер, Шлецер). Споры норманистов с их
противниками об основании Древнерусского государства.
    Олег - победитель греков. Олег - основатель государства Киевская Русь,
противник проникновения христианства на Русь. Внешняя политика, войны с Византией.
    Великие продолжатели дела: Игорь, Ольга Святая, Святослав.

Летопись о князе Игоре. Походы князя Игоря на Византию. Игорь и печенеги.
Убийство Игоря древлянами. Месть княгини Ольги. Урон и погосты. Ольга - первая
христианка на Руси. Святослав - полководец и дипломат.
    Дела великого князя Владимира - Красно Солнышко, в крещении Василий.
Успешные походы на запад, походы на вятичей, радимичей, волжских булгар.
Языческая реформа князя Владимира. Принятие христианства на Руси как
государственной религии.

Тема 2. Эпоха феодальной раздробленности. «Властолюбие вооружает не только
брата против брата, но и сына против отца...» (12 часов)
2.1. Начало политической раздробленности (6 часов)
    Борис и Глеб - великие святые церкви. Святополк. Начало усобиц между
сыновьями Владимира. Убийство Святополком братьев Бориса и Глеба. Месть Ярослава.
    Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый. Война Ярослава со Святополком.
Правление Ярослава Мудрого. «Русская Правда».

     Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха. Уставы» Владимира
Мономаха. Усобица Владимира Мономаха. Поход Владимира Мономаха на половцев.
«Поучение Владимира Мономаха».
    Юрий Долгорукий. Правление Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княже-
стве. Первое летописное упоминание о Москве.
    Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Правление Андрея
Боголюбского во Владимиро-Суздальской земле. Постройка Успенского собора во

Владимире, возведение церкви Покрова на Нерли. Взятие Киева и перенесение центра из
Киева во Владимир. Правление Всеволода Большое Гнездо - «политика осторожного, но
целеустремленного в деле увеличения своих земель».
   Мстиславы Храбрые - пример незлобия в мире и ужасных битвах. Правление
великого князя Мстислава, князя, знаменитого подвигами славными. Поход против ордена
Меченосцев.

2.2. Борьба Руси с иноземными захватчиками. (6 часов)
   Святой Александр Невский. Взаимоотношения Александра Невского и Золотой
Орды. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского.
   Великий князь Михаил Ярославович - Отечестволюбец и Юрий - князь
Московский. Соперничество Михаила Ярославовича Тверского и князя Юрия Данилович
Московского.

    Иван Данилович Калита. Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить
в нем общественную безопасность и тишину... дал почувствовать выгоды своей политики
и другим частям Северо-Восточной Руси. Подавление восстания в Твери, строительство
Московского Кремля. Образование Великого Московского княжества.

    Дмитрий Иванович Донской. Строительство белокаменного Кремля. Битва на р.
Воже. Куликовская битва.

Тема 3. Русь неделимая, единая, долговечная... (7 часов)
   Самодержцы земли Русской. Самодержавная власть. Условия создания
Московского государства.
   Иван Васильевич, князь и самодержец. Процесс объединения русских земель
вокруг Москвы. Война с Казанским царством. Битва на реке Шелони. Брак с С. Палеолог.
Присоединение Ростовской, Новгородской, Тверской, Вятской земель. Строительство
Московского кремля, соборов, Грановитой палаты. «Судебник Ивана».

    Князь Василий Иванович, великий государь. Окончание процесса политического
и территориального объединения русских земель. Появление идеи - «Москва - третий
Рим».
   Государь Иван Васильевич – Грозный. Удивительный. Борьба боярских
группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547 г. - венчание Ивана на царство.
Деятельность Избранной рады - реформы. Созыв Земского собора, «Судебник Ивана»,
военная реформа, стрельцы. Стоглавый собор. Опричнина. Введение заповедных лет.
   Государь князь Федор - достойный счастья. Борис Годунов. Второй сын Иван IV - болезненный и нерешительный - передача власти шурину царя - Борису Годунову.
Строительство городов, гаваней, утверждение Всероссийского патриаршества.
  Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского.Венчание Лжедмитрия на
царствие под именем Дмитрий I. Дела Лжедмитрия. Ополячивание Москвы. Боярский
заговор против Лжедмитрия I.

Раздел 2. Великие Романовы (9 часов)
Тема 2.1. Путь к абсолютизму (4 часа)
    Державный сын и светоносец во тьме... Государь Михаил Федорович.
«Романовы устраивали всех. Таково свойство посредственности». Управление страной
с помощью отца - патриарха Филарета. Формирование первых полков иноземного строя.
Первая рукописная газета «Куранты». Полки иноземного строя.

     Алексей Михайлович - «царь-Солнце». Правительство боярской знати во главе с
Морозовым. Соборное уложение, Новоторговый устав. С Полоцкий; экспедиция Семена
Дежнева, Хабарова. Соляной и Медный бунты. Составление завещания.
    Федор Тишайший. Царевна Софья. Поворот на Запад. Принятие первого
государственного бюджета. Отмена местничества; публичные сожжения разрядных книг.
Регентство царевны Софьи.

      Царь Петр Алексеевич - Великий. Потешные полки. Основание славяно-греко-
латинской академии. Стрелецкий бунт. Летоисчисление от рождества Христова. Газета
«Ведомости». Основание Санкт-Петербурга. Введение гражданского шрифта. Учреждение
Сената, ассамблей, коллегий. Кунсткамера. Академия наук

Тема 2.2. Эпоха дворцовых переворотов (2 часа)
     Екатерина I. Воцарение Петра II. Правление Анны Иоанновны.
Учреждение Верховного тайного совета. Внук Петра Великого. Ссылка А. Д.
Меншикова. Смерть 14-летнего Петра от оспы. Правление Анны Иоанновны - «это был
грубый вызов русскому чувству национальной чести».
     Елизавета Петровна и Петр III.

«Ни одно царствования до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного
воспоминания» (В. О. Ключеский). Петр III - «он не был злым, но его ограниченность -
недостаток воспитания... Из него вышел бы хороший прусский капрал, но не государь
великой империи» (Е. Данекова). «Манифест о вольности дворянской».
Тема 2.3. Эпоха самодержавных преобразований (3часа)

      Екатерина II. Павел I и Александр I.

«Екатерина II умела на только сообразовывать дела своего царствования с запросами
времени, но обставлять их пышной декоративной обстановкой и помпезным блеском, с
ловким подчеркиванием материнских своих забот о подданных».
     Правление Павла I - время радикальной реакции. Он не считал себя обязанным
уважать права своих подданных.

      Правление Александра I. «Александровская эпоха завершилась, как и началась,
насилием». Негласный комитет. Учреждение министерств, организация гимназий. Указ о
вольных хлебопашцах. Военные поселения. Указы Сперанского. «Сфинкс- неразгаданный
до гроба» (А. С. Пушкин).

     Николай I - жандарм Европы и Александр II - Освободитель.
Создание бюрократической системы. Реформы П. Д. Киселева и
Е. Ф. Канкрина. Указ об «обязанных крестьянах». Николай I - умный и расчетливый
политик. Александр П. Отмена крепостного права и либеральные реформы.

     Александр III и Николай II.
Контрреформы Александра III.
Царствование Николая П. «На рубеже веков у царской власти была лишь одно
насущная политическая задача - во чтобы то ни стало сохранить самодержавие» (Н. Верт).

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

тема

Кол-во часов

дата

1

Введение

1

Киевская Русь (5 часов)

2

Варяги. Рюрик, Синеус, Трувор.

1

3

Игорь. Ольга Святая и его реформы.

1

4

Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы»

1

5

Князь Владимир Святой. Основные направления внешней и внутренней политики.

1

6

Принятие христианства.

1

Начало полической раздробленности. ( 6часов)

7

Борис и Глеб Святополк Окаянный.

1

8

Ярослав Мудрый. «Русская правда»

1

9

Правление Владимира Мономаха. «Поучение Владимира Мономаха».

1

10

Юрий Долгорукий.

1

11

Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо

1

12

Правление великого князя Мстислава.

1

Борьба Руси с иноземными захватчиками.  (6 часов)

13

Святой Александр Невский. Взаимоотношения Александра Невского и Золотой Орды. Невская битва и битва на Чудском озере.

1

14

Великий князь Михаил Ярославич и Юрий - князь Московский. Соперничество Михаила Ярославовича Тверского и князя Юрия Данилович Московского.

1

15

Иван Данилович Калита

1

16

Образование Великого Московского княжества.

1

17

Дмитрий Иванович Донской

1

18

Битва на р. Воже. Куликовская битва

1

Русь единая, неделимая (7 часов)

19

Самодержцы земли Русской. Самодержавная власть.

1

20

Иван 111 - князь и самодержец. «Судебник Ивана 111 ».

1

21

Князь Василий Иванович, великий государь. Окончание процесса политического и территориального объединения русских земель. Появление идеи - «Москва - третий Рим».

1

22

Государь Иван Васильевич – Грозный.

1

23

Государь князь Федор - достойный счастья. Борис Годунов.

1

24

Лжедмитрий I..Венчание Лжедмитрия на царствие под именем Дмитрий I. Дела Лжедмитрия. Ополячивание Москвы. Боярский заговор против Лжедмитрия I.

1

25

Царствование Василия Шуйского. Скопин- Шуйский – политик и полководец.

1

Путь к абсолютизму (4 часа)

26

Державный сын и светоносец во тьме... Государь Михаил Федорович. Патриарха Филарет.

1

27

Алексей Михайлович - «царь-Солнце». С Полоцкий; Семен Дежнев, Хабаров.

1

28

Федор Тишайший. Царевна Софья.

1

29

Царь Петр Алексеевич - Великий

1

Дворцовые перевороты ( 2  часа)

30

Екатерина I. Воцарение Петра II. Правление Анны Иоанновны.

1

31

Елизавета Петровна и Петр III. В. О. Ключевский

1

Эпоха самодержавных преобразований. (3 часа)

32

Екатерина II. Павел I Александр I. М.М.Сперанский

1

33

Николай I - жандарм Европы и Александр II -Освободитель. П. Д. Киселев и Е. Ф. Канкрин.

1

34

Александр III и Николай II.

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Называевская СОШ № 4» Омской области

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

№ __    от «___» __        201_г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУ « Называевская СОШ № 4»    Омской области

_______      _______________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Утверждено»

Директор МБОУ « Называевская СОШ № 4»   Омской области

________     _______________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

                                                                                                       

Кружковая деятельность  по истории

9 класс

История моего родного края

                                                                                   Программу кружковой деятельности   составила

                                                                                   учитель истории и обществознания

                                                                                   МБОУ «Называевская СОШ № 4»

                                                                                   Литягина Оксана Николаевна

                                                               

2018

Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися  личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий Крыма;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе знакомства с памятниками истории, произведениями искусства, литературой;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,
  • развивать умение сравнивать и осмысливать поступки людей прошлых поколений и свои;
  • развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, условиями её реализации;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях, интернете и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов, анализа рисунков, экспонатов и пр., осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты. В результате занятий в кружке учащиеся должны

Знать:

  • историю своего края и города; основные достопримечательности; познакомиться с экспозицией музеев;
  • историю своей семьи;
  • правила поведения в общественных местах;

Уметь:

  • работать с картой, различными видами источников информации;
  • отбирать и систематизировать информацию, уметь выделять главное;
  • организовать исследовательскую деятельность, представить ее в виде доклада, реферата, презентации; разделять роли в группе во время коллективной работы;
  • собирать и хранить старинные семейные вещи; готовить экспонаты для выставок.

        

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

   Введение (6 часов)                                                                                                                                                Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования. Направления краеведения. Что изучают юные краеведы.                                                                                                                                                                              Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина.  Карта местности: области, района, сельского поселения. Основные населённые пункты: областной центр, малые города области; районные центры; сёла и деревни (в том числе Называевского района). Границы  края (области, района, сельского поселения, своего населённого пункта),  их условность и подвижность. Дом – школа  с   ближайшими окрестностями;  населённые пункты – район;  районы – область.  Родной край – часть России, частица мира.  Государственная символика: флаг, герб, гимн. Региональная символика: флаг, герб, гимн Омской области. Муниципальная символика: герб и флаг Крутинского района. Государственные праздники. Интеллектуальная игра – викторина «Государственная символика России».Экскурсия. Известные культурно-исторические места Называевска и Называевскогорайона.

                 Блок 1.  Первобытная  история  края. Природа.  Народы. Культура. (7 часов)                          Природные условия Сибири  и нашего края  в древности. Заселение и освоение территории.                            Условия жизни и занятия населения Среднего Прииртышья. Формирование  материальной и духовной культуры. Древние верования.                                                                                                                                          Новокаменный век в  Западной Сибири и Среднем Прииртышье.                                                                         Племена медного и бронзового веков в Среднем  Приртышье.                                                                                               Племена железного  века. Саргатская  культурно-историческая общность  в Среднем Прииртышье.                                             Практическая  работа:  подбор материалов о саргатской культурно-исторической общности и подготовка проекта – коллажа «Саргатская  культура».                                                                                                   Практическая работа: презентация проекта-коллажа «Саргатская культура» для  обучающихся 8 классов.      

Блок 2.  «Мой город. История. Народы. Культура»(5 часов)                                                                         Источники сведений о прошлом села. Основные этапы  истории города Называевска в XX веке. Первые жители города.Практическая работа: сбор материалов о потомках первых жителей. Составление династической родословной (по мужской  линии).                                                                                                                     Особенности становления и развития города в условиях многонациональности и поликонфессиональности: материальной и духовной культуры,  социальных  отношений в началеXX вв. Советский период в истории города. Рост  численности населения и его роль в развитии города.                                                                                                                                                                                       Современный этап социально-экономической и  культурной жизни: предприятия и учреждения г. Называевска и района.  Сохранение национально-культурных традиций народов г.Называевска.                                                     Творческая работа:  создание мультимедийной презентации - участие школьников в подготовке  и проведении  национально-культурных праздников города.                                                                                                      

                                               Блок 3.  Моя  школа (4 часа)                                                                                                                                        Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы (досоветский, советский и постсоветский периоды), педагоги и учащиеся разных поколений.  Судьбы  известных выпускников школы разных лет.  Педагогические династии. Традиции  школы.  Современная жизнь.Практическая работа:  сбор материалов о педагогах и выпускниках школы. Создание газеты.Исследовательская  работа. История одного героя (жизненные вехи выпускников, прославивших школу) - в форме  буклета, мультимедийной  презентации.  

Блок 4.  Моя  семья  (10 часов)

Понятие «генеалогическое древо». Схема генеалогического древа. Примеры родословных известных людей.                                                                                                                                                                        Практическая работа: Я и мои родители (предки). Их образование, трудовая и общественная деятельность. Поиск данных о своей семье.  Составление генеалогического древа своей семьи.                                         Исследовательская работа: Происхождение моей фамилии – рассказ.                                                                                                             Творческая  работа: Встреча с ветеранами. Рассказ-воспоминание моей  бабушки (прабабушки), дедушки (прадедушки) о памятном историческом событии. Фотографирование, видеозапись материалов для школьного архива.                                                                                                                                                  Творческая работа: История моей семьи в фотографиях. Мини-сочинение на тему «Кто мои предки?»  Творческая работа:   Старая фотография рассказывает… Семейные традиции, реликвии.  Мини-сочинение на тему «Работа и отдых в жизни  моих  родителей (моей семьи)».                                                                                 Практическая работа: Семейная реликвия. Вещественные источники истории семьи, их зарисовка,  описание.  Традиции семьи. Семейные предания и легенды. Создание семейной летописи. Описание наиболее любимых занятий детей и взрослых.

                   Обобщение. Источники комплексного изучения родного края  (2 часа)                                               Понятия: источники изучения родного края,  первоисточник, подлинник, копия, реликвия. Виды источников изучения родного края: вещественные, письменные, устные (звукозапись).                                                             1. Вещественные источники. Практическая работа: описание вещественных источников местности.  2. Изобразительные источники.                                                                                                                                           3. Письменные источники.                                                                                                                                                   4. Устные источники.                                                                                                                                        Творческая работа: Народное творчество местности. Создание экспозиции, отражающей особенности народного национального творчества города Называевска.                                                                                                 Топонимика края. Происхождение, значение и содержание, развитие местных географических  названий.  Творческая работа:  Происхождение названия  одного или нескольких географических объектов своей местности – уголка природы,  природного памятника, озера, реки,  улиц (областного и районного центров, своего села), населённых пунктов области, района, поселения; архитектурных памятников.  

Тематическое планирование

№ пп

тема

Кол-во часов

1

Введение

6

2

Первобытная  история  края. Природа. Народы. Культура.  

7

3

Моё село. История. Народы. Культура.    

5

4

Моя  школа.

4

5

Моя  семья.

10

6

Обобщение.

2

Календарно - тематическое   планирование

Блок

Тема занятия

Кол-во часов

дата

 аудит.

внеауд.

Введение..  6 часов

Краеведение - что это такое?

1

Родной край – частица мира.

1

Знаменитые культурно-исторические места города.

2

Государственная символика и государственные праздники.

1         1

Первобытная  история  края. Природа. Народы. Культура.   7 часов

Природные условия Сибири и нашего края в древности. Заселение и освоение территории.

1

Условия жизни и занятия населения Среднего Прииртышья. Формирование  материальной и духовной культуры. Древние верования.

1

Новокаменный век в Западной  Сибири и Среднем Приртышье.

1

Племена медного и бронзового веков в Среднем Приртышье.

1

Племена железного века. Саргатская  культурно-историческая общность в  Среднем Прииртышье.                          

1              1

1

Моё село. История. Народы. Культура.    5 часов

Источники сведений о прошлом города и района. Основные этапы  истории г. Называевска н. XX века.

1

Первые жители города и их потомки.  Семейные династии.                                            

1

              1

Современный этап социально-экономической и  культурной жизни.  Сохранение национально-культурных традиций народов города Называевска.                                                    

1

1                      

Моя  школа.       4 часа                                                                                      

Моя школа. Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги и учащиеся разных лет и  поколений

1

Моя школа. Педагогические династии.          Судьбы  известных выпускников школы.  

   1

1

Традиции  школы.  Современная жизнь.

1

Моя  семья.   10 часов.

Генеалогическое древо. Родословные знаменитых людей. Правила составления родословной.                                                                                                                                                                    

1

                       1

Я и мои родители (мои предки). Их образование, трудовая и общественная деятельность. Поиск данных о своей семье.  

1

1

1

1

Вещественные источники из истории моей семьи. Их осмотр, зарисовка, описание.

1

                       1

Традиции семьи. Семейные предания и легенды.

1

1

                     Обобщение.

Источники изучения родного края. Виды источников: вещественные, письменные, устные, звукозаписи. Народное творчество нашей местности.

1

Топонимика – вспомогательная историческая наука (о происхождении, содержании и развитии местных географических названий).

1

24

10



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Называевская средняя общеобразовательная школа №4» Омской области

                     «Согласовано»                                                                      «Утверждено»

                     Заместитель директора по ВР                                               Директор

                     МБОУ «Называевская                                                           МБОУ «Называевская

                      СОШ №4»                                                                              СОШ №4»

                      _________    Уварова Н.И.                                                  ________   Федюнин В.С.

                    «____» _____________201__г.                                          «____»___________201__г.                                              

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Проектная деятельность»

8 класс

Направление: социальное

Срок реализации: 1 год

                                                                                                           Программу разработала

                                                                                                           учитель истории

                                                                                                           МБОУ «Называевская СОШ №4»

                                                                                                            Литягина Оксана Николаевна

2018

Пояснительная записка


          В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного
информационного потока последних десятилетий актуальной становится
задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности
к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.
          Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:
 формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию
учащихся в обучении;
 развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки:
исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
 формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения,
непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической
деятельности;
 были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса
учащихся;
 реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
       Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и
отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня
методу
проектов.
Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения
актуальных
проблем:
 обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание,
осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не
приводит к системности знаний;
 отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к
самостоятельному приобретению новых знаний;
 ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, -
репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;
 субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и
учащимися.
         Образованный человек в современном обществе – это не только и не
столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать,
приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у
него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий
применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет
жить и трудиться в 21 веке, должен адаптироваться в меняющихся
жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть
коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
То есть речь идёт о формировании современных
компетенций:
 общенаучной;
 информационной;

 компетенции личностного самосовершенствования.
А школа должна создавать условия для формирования личности,
обладающей такими компетенциями.
          Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий
наиболее адекватным поставленным целям, является
проектное обучение.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков,
умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического и творческого
мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Не случайно в Федеральном компоненте государственного стандарта
отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и
проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение
учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих
работ, проектов… создание собственных произведений, идеальных и
реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с
использованием мультимедийных технологий».
                Курс «Проектная деятельность» направлен на освоение таких способов
деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ
проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка
цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся делают
проектную разработку.

Основные понятия:

Проект — буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.

Проект учащегося — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие обучающихся во внеучебной деятельности.

Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знаний, но и приобретение новых (порой путем самообразования).

Данная программа предназначена для учащихся 8-го класса, и рассчитана
на 34 часа.
       Цель данной программы – научить учащихся основам проектной
деятельности.
       Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.
2. Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.
3. Научить работать с различными источниками информации.
4. Научить способам первичной обработки информации.
5. Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.
6. Научить работать в группе, команде.
7. Научить оценивать свои и чужие результаты.
8. Познакомить с разными видами представления результатов своей
деятельности.
Воспитательные, развивающие:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника
проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
2. Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для
получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в
процессе выполнения творческих заданий;

3. Развивать исследовательские умения.
       При работе над проектом используются исследовательские методы, что
предполагает:
 определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
 выдвижение гипотезы их решения;
 обсуждение методов исследования;
 оформление конечных результатов;
 анализ полученных данных;
 подведение итогов;
 корректировка;
 получение выводов

Формы проведения занятий

Формы проведения: проектирование, творческая работа, элементы исследования, работа в меняющихся группах.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в библиотеке; проектная деятельность  включает проведение  наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. 

 В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования,  творческие проекты

Планируемые результаты

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • правила классификации и сравнения,
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
  • правила сохранения информации, приемы запоминания;
  • анализа проблемы;
  •  анализа способов решения проблемы.
    Учащиеся должны уметь:
  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
  • работать в группе;
  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

         Учащиеся получат возможность научиться:


 описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;
 определять противоречия, лежащие в основе проблемы;
 формулировать проблему;
 формулировать цель на основании проблемы;
 обосновывать достижимость цели;
 ставить задачи, адекватные цели;
 выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);
 рассчитывать время, необходимое для их выполнения.

                                              

Личностные   и   метапредметные результаты

Личностные

У школьников  будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Школьник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные

Школьник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

     альбом,  газета, журнал, книжка-раскладушка,  коллаж, выставка, коллекция, костюм, макет, модель,  плакат,  серия иллюстраций,  сказка,  справочник,  стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие,  фотоальбом,  экскурсия, презентация

Календарно – тематическое планирование

Содержание

Кол-во часов

Дата

1

Введение

1

Тема 1: Проблема, цель и тема проекта. (4 ч)

2

Проблема

1

3

Цель

1

4

Тема проекта

1

5

Гипотеза

1

Тема 2: Способы решения проблем. (5 ч)

6

Определение задач

1

7

Планирование

1

8

Сбор информации

1

9

Методы исследования

1

10

Самооценка продукта. Самоконтроль

1

Тема 3: Представление результатов работы. (4 ч)

11

Проектный продукт

1

12

Письменная часть проекта

1

13

Защита проекта. Презентация

1

14

Самооценка результатов деятельности

1

Тема 4: Учимся работать с информацией: зачем и как. (10 ч)

15

Человек в мире информации

1

16

Информация. Способы представления информации

1

17

Текст. Виды информации в тексте.

1

18

Общая характеристика и специфические черты научного стиля. Жанры устной и письменной научной речи.

1

19

Работаем с информацией научных текстов: читаем, слушаем, говорим, пишем.

1

20

Читаем: что читаем, для чего читаем и как читаем. Разные виды чтения для разных целей.

1

21

Слушаем: учимся воспринимать информацию на слух

1

22

Говорим: выступаем с сообщением и участвуем в обсуждении

1

23

Пишем: план, тезисы, конспект как важные способы организации информации и варианты ее фиксации

1

24

Работаем с информацией: применяем умения и оцениваем свою работу, подводим итоги.

1

Тема 5: Основные представления об общении и сотрудничестве в совместной деятельности (7 ч)

25

Коммуникативная деятельность

1

26

Регулирование конфликтов

1

27

Стратегии группового взаимодействия

1

28

Диалог

1

29

Аргументация

1

30

Спор: дискуссия, полемика, дебаты

1

31

Деловая игра. Мозговой штурм

1

Тема 6: Работа в группе над проектом или исследованием (3 ч)

32

Учимся выполнять групповой мини-проект

1

33

Работаем вместе над проектом

1

34

Защита проекта. Презентация

1

Методические рекомендации

В основу программы была положена идея о направленности учебно- познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.

Внутренний результат — опыт деятельности — станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Учебная программа, которая последовательно применяет проектный метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших подростков. Темы проектов для этого возраста должны быть в большей степени связаны с предметным содержанием. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находиться в зоне ближайшего развития. Продолжительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-4 неделями.

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.), поскольку одной из главных целей предлагаемого курса является подготовка к защите индивидуального проекта выпускника основной школы.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Он не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:

  • фасилитирует. Учитель провоцирует вопросы, направляет размышление, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный перессказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.);
  • консультирует. Учитель оказывает помощь в случае возникающего затруднения, показывая путь решения, а не само решение;
  • мотивирует. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения. Высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешной работы над проектом;

 -  наблюдает. При использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект — формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы, но на всех этапах он:

     - выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми. В этом случае речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи ставит перед необходимостью вступать во взаимоотношения с взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В этом случае, в отношениях с взрослыми происходит переход с позиций социальной инфантильности (он — ответственный опекун, я — безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он — профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я — человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность). Таким образом, взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию;

- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт — информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Ученики описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению, способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания.

Этапы работы над проектом

Этап работ ы

Виды деятельности обучающихся

1

Поисковый

  • Моделирование искомой ситуации
  • Анализ имеющейся информации
  • Определение и анализ проблем
  • Определение потребности в информации
  • Сбор и изучение информации

2

Аналитический

  • Постановка цели проекта
  • Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности
  • Определение задач
  • Определение способа разрешения проблемы
  • Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ
  • Планирование продукта
  • Анализ ресурсов
  • Сбор и изучение информации

3

Практический

  • Выполнение плана работ
  • Текущий контроль
  • Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию

4

Презентационный

  • Предварительная оценка продукта
  • Планирование презентации и подготовка презентационных материалов
  • Презентация продукта
  • Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация)

5

Контрольный

  • Анализ результатов выполнения проекта
  • Оценка качества выполнения продукта
  • Оценка продвижения

Материально-техническое обеспечение

 Литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.
  2. Заграничная Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие./ Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. – М.: «Интеллект-Центр», 2013. – 196 с.

  1. Гузеев В.В.         Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

  1. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

  1. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2

  1. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.

  1.  Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д.  М.: Директор школы, 1998, № 3-   256с.        

  1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

Литература для  обучающихся:

1.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: рабочая тетрадь  - Самара: Издательство «Учебная литература»,2013. – 80с.

2.Савенков А.И. Стань исследователем: Рабочая тетрадь для самостоятельной исследовательской деятельности. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2015. – 64с.

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет-  ресурсы:

  1. * Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ 
  2. * Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 

  1. * А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._

  1. * Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

  1. * Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]   http://www.booklinks.ru/

  1. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 

  1.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 

  1. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»

Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...