ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ
методическая разработка

КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kiberbezopasnost.doc60.5 КБ
Файл kiber.pptx654.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  кибербезопасности

«Я имею право на безопасный интернет» в 4 классе

Цель: актуализация знаний о безопасном поведении в сети Интернет.

Задачи:

образовательные: познакомить с санитарно-гигиеническими нормами для работы школьников за компьютер; продолжить формировать понятия «интернет», «всемирная паутина»; познакомить с видами общения в Интернете; познакомить с правилами безопасной работы при Интернет-общении; познакомить с основными правилами безопасного пользования интернетом.

развивающие: развивать наглядно-образное мышление, память, внимание, познавательный интерес; способствовать формированию информационной культуры учащихся.

воспитательные: воспитывать информационную культуру; воспитывать ответственное отношение к общению в сети

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и формы обучения: словесный (рассказ), видеометод, наглядный (демонстрация), практический; интерактивная форма обучения (обмен мнениями, информацией), опрос.

 Оборудование: проектор, презентация «Основы безопасности в интернете», памятка.

Ход урока

I. Организационный момент

Отдых наш кончается,

Работа начинается.

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

II. Актуализация знаний

- Ребята, как вы проводите свободное время дома?

- Чем любите заниматься?

- Отгадайте загадку:

У нас дома живет он — 
Мой учитель, почтальон. 
В нем есть мудрость сотен книг, 
Иногда он говорит, 
Доступ дарит в интернет, 
Без него уж жизни нет. 
Каждый это понимает 
И везде его узнает. 
Его можно брать с собой, 
Вот такой он наш герой. 
Ну, подумайте с минуту, 
Этот славный друг… (компьютер)

- Ребята, а давайте проверим - хорошо ли вы знаете компьютер:

На столе он перед нами,

на него направлен взор,

подчиняется программе,

носит имя... (монитор).

 Монитор — всего полдела.
Чтоб работа закипела,
Чтобы диски ты смотрел,
Чтоб без связи не сидел,
Чтоб компьютер нам помог,
Должен быть. (Системный блок).

У компьютера рука
На веревочке пока.
Как приветливый мальчишка,
Кто вам тянет руку… (мышь).

На доске по строчечке

Разместились  кнопочки
Догадайтесь мальчики
Как здесь тыкать пальчиком…(клавиатура).

Думать, делать помогает,
Жить компьютер заставляет
И заботлива, как мама,
Что?  Виртуальная... (программа)

II. Самооопределение к деятельности

- А кто из вас может сказать, для чего мы можем использовать компьютер? (Смотреть мультики и фильмы, слушать музыку, находить полезную информацию, читать книги и т.д.)

- А откуда мы берем информацию, игры, музыку, программы , мультики на наш компьютер?

- Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь на уроке? (Безопасный интернет, общение в сети интернет)

III. Изучение нового материала

- Он всех нас объединяет, 
Обо всём на свете знает, 
Он кино тебе покажет, 
Обо всём тебе расскажет. (Интернет).

- Ребята, что такое интернет? (Ответы детей)

- Интернет давно стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Все чаще от окружающих можно услышать: «Не знаю, посмотрю в интернете» или «Отправь мне по интернету». Интернет позволяет связать между собой любых людей в мире, поэтому, как только он появился, стали создаваться разные способы для общения в Интернете (Skype, Viber, Телеграмм, ICQ, QIP, Мэйл Агент и т.п.). Что же такое интернет?

Интернет обширная информационная система, которая стала наиболее важным изобретением в истории человечества.

Интернет - это всемирная электронная сеть информации, которая соединяет всех владельцев компьютеров, подключенных к этой сети. Сеть Интернет представляет собой информационную систему связи общего назначения. Получив доступ к сети, можно сделать многое.

Интернет позволяет связать между собой любых людей в мире, поэтому, как только он появился, стали создаваться разные способы для общения в Интернете (Skype, Viber, Телеграмм, ICQ, QIP, Мэйл Агент и т.п. При помощи Интернета можно связаться с человеком, который находится, например, в Австралии или Америке. Если компьютер вашего друга подключен к Интернету, вы можете переписываться с ним при помощи электронной почты, общаться с ним в «чатах» и даже видеть своего собеседника. Все эти программы очень удобны и полезны. Но проблемы живого человеческого общения перешли и в Интернет.

В Интернете собрана информация со всего мира. Там можно отыскать словари, энциклопедии, газеты, произведения писателей, музыку. Можно посмотреть фильмы, теле - и радиопередачи, найти массу программ для своего компьютера.

Что касается Интернета, то кроме чатов там есть форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Так что Интернет дает очень большие возможности для самоутверждения, самовыражения.

Физкультминутка

Мы подуем высоко: с-с-с!

(Подняться на носочки.)

Мы подуем низко: с-с-с!

(Присесть.)

Мы подуем близко: с-с-с!

(Руки ко рту.)

- Но интернет приносит не только пользу, но и таит в своей «паутине» много опасностей!

Интернет бывает разным:

Другом верным иль опасным.

И зависит это все

От тебя лишь одного.

Если будешь соблюдать

Правила ты разные-

Значит для тебя общение

В нем будет безопасное!

-Какие же опасности таит в себе интернет?

Вредоносные программы

Вирус – это программа, написанная с целью причинить вред компьютеру. Его поведение похоже на поведение биологического вируса – он так же, попадая в «организм» компьютера, способен размножаться и внедряться в файлы, нарушая или делая невозможной работу компьютера. Если поначалу вирусы создавались больше из хулиганских побуждений, то теперь это серьезное и опасное оружие, способное причинить огромный вред не только отдельному компьютеру, но даже системе безопасности целой страны. Конечно, не будь компьютеров и интернета – не было бы и компьютерных вирусов. Но ведь люди и сами всегда испытывают на себе атаки вирусов, и, тем не менее, человечество до сих пор живо. Оружие человека в борьбе с вирусами  защитные силы организма и медицина. Есть такие защитные силы и медицина и для компьютеров.

4.Недостоверная информация

Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной.

4.Онлайновое пиратство

Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.

5.Материалы нежелательного содержания.

К материалам нежелательного содержания относят материалы, которые распространяют идеи насилия, жестокости, ненормативную лексику.

- Если вы любите сидеть в интернете, запомните эти правила безопасности!!!

  • В Интернет ты заходишь через компьютер. Это может быть школьный или библиотечный компьютер, твой личный и тот, которым пользуется вся семья.
  • Любому компьютеру могут повредить вирусы, их еще иногда называют вредоносными программами.
  • Для защиты компьютера на нём установлены специальные защитные программы и фильтры. Не меняй ничего в их настройках!
  • Заведите несколько адресов электронной почты: личная, рабочая и развлекательная (для подписок и сервисов).
  • Не сохраняй подозрительные файлы и не открывай их.
  • Если антивирусная защита компьютера не рекомендует, не заходи на сайт, который считается «подозрительным».
  • Используйте надежные пароли. Для того чтобы злоумышленники не завладели вашими данными (например, личными переписками из социальных сетей)
  • Никому не сообщай свой логин с паролем и не выкладывай их в Интернете - относись к ним так же бережно, как к ключам от квартиры.
  • Не сообщай свой адрес или телефон незнакомым людям и никогда не выкладывай в Интернете. Никогда не высылай свои фотографии без родительского разрешения.
  • Если ты хочешь поучаствовать в каком-нибудь конкурсе, где нужно указывать свои данные, посоветуйся с родителями.
  • Никогда не соглашайся прийти в гости к человеку, с которым ты познакомился  в Интернете.
  • Помни: ты не виноват, если получил оскорбительное сообщение. Не нужно реагировать на грубых людей - просто прекрати общение.
  • Если тебе угрожают по Интернету, не стесняйся сообщить об этом родителям.

Всегда советуйся с родителями во всех указанных случаях.

IV. Минутка релаксации

Эмоциональная разрядка:

  1. нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
  2. улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
  3. устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

V. Продолжение работы по теме урока

Ну и конечно же нужно всегда помнить о своем здоровье!!!

Слайд №12

Длительность непрерывных занятий для детей:

7-10 лет - 15 минут,

11-13 лет - 20 минут,

14-15 лет - 25 минут

16-17 лет - 30 минут.

  • В течение недели школьник может работать с компьютером не более трех раз.
  • Комната, в которой школьник работает за компьютером, должна быть
  • хорошо освещена.
  • Необходимо следить за соблюдением правильной осанкой.

 

И запомните – в мире очень много интересного кроме компьютера!!!

- Скажите, чем еще можно и нужно заниматься в свободное время?

VI. Закрепление изученного материала

Работа в парах

- А сейчас расскажите соседу по парте правила работы за компьютером.

VII. Итог урока

- Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…

Я запомнил такие правила работы за компьютером…

Вы очень хорошо сегодня поработали на уроке! Я предлагаю вам пантомимой показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСНОВЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ ВИДЫ УГРОЗ

Слайд 2

Компьютерные вирусы Компьютерный вирус – это разновидность компьютерных программ, отличительной чертой которой является способность к размножению. В дополнение к этому, вирусы могут повредить или уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через интернет.

Слайд 3

Методы защиты от вредоносных программ : Используйте современные операционные системы, имеющие серьёзный уровень защиты от вредоносных программ; Постоянно устанавливайте патчи (цифровые заплатки, которые автоматически устанавливаются с целью доработки программы) и другие обновления своей операционной системы. Скачивайте их только с официального сайта разработчика ОС. Если существует режим автоматического обновления, включите его; Работайте на своем компьютере под правами пользователя, а не администратора. Это не позволит большинству вредоносных программ инсталлироваться на твоем персональном компьютере;

Слайд 4

Методы защиты от вредоносных программ : Используйте антивирусные программные продукты известных производителей, с автоматическим обновлением баз; Ограничьте физический доступ к компьютеру для посторонних лиц; Используйте внешние носители информации, такие как флешка, диск или файл из интернета, только из проверенных источников; Не открывайте компьютерные файлы, полученные из ненадёжных источников.

Слайд 5

Сети WI-FI Wi-Fi - это не вид передачи данных, не технология, а всего лишь бренд, марка. Еще в 1991 году нидерландская компания зарегистрировала бренд WECA, что обозначало словосочетание Wireless Fidelity , который переводится как «беспроводная точность». До нашего времени дошла другая аббревиатура, которая является такой же технологией. Это аббревиатура Wi-Fi . Такое название было дано с намеком на стандарт высший звуковой техники Hi-Fi , что в переводе означает «высокая точность». Многие эксперты считают, что общедоступные Wi-Fi сети не являются безопасными.

Слайд 6

Советы по безопасности в общедоступных сетях Wi-fi : Не передавайте свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то персональные данные ; Используйте и обновляйте антивирусные программы и брандмауэр. Тем самым Вы обезопасите себя от закачки вируса на твое устройство ; При использовании Wi-Fi отключите функцию «Общий доступ к файлам и принтерам». Данная функция закрыта по умолчанию, однако, некоторые пользователи активируют её для удобства использования в работе ;

Слайд 7

Советы по безопасности в общедоступных сетях Wi-fi : Не используйте публичный WI-FI для передачи личных данных, например, для выхода в социальные сети или в электронную почту ; Используйте только защищенное соединение через HTTPS, а не НТТР, т. е. при наборе веб-адреса вводите именно «https ://»; В мобильном телефоне отключите функцию «Подключение к Wi-Fi автоматически». Не допускайте автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без вашего согласия.

Слайд 8

Социальные сети Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebook уже зарегистрирован миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты. Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе необязательно с благими намерениями.

Слайд 9

Основные советы по безопасности в социальных сетях : Ограничьте список друзей. У вас в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей; Защищайте свою частную жизнь. Не указывайте пароли, телефоны, адреса, дату рождения и другую личную информацию; Если Вы говорите с людьми, которых не знаете, то не используйте свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства и другие данные;

Слайд 10

Основные советы по безопасности в социальных сетях : Избегайте размещения фотографий в интернете, где Вы изображены на местности, по которой можно определить ваше местоположение; При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8; Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если Вас взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

Слайд 11

Электронные деньги Электронные деньги — это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги. Электронные деньги появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах. В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов – анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные - это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в неанонимных идентификации пользователя является обязательной. Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).

Слайд 12

Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами : Привяжите к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудете свой платежный пароль или зайдете на сайт с незнакомого устройства; Используйте одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию Вам уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;

Слайд 13

Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами : Выберите сложный пароль. Преступникам будет непросто угадать сложный пароль. Надежные пароли — это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т. п. Например, $tR0ng!; Не вводите свои личные данные на сайтах, которым не доверяете.

Слайд 14

Электронная почта Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена . Кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.

Слайд 15

Основные советы по безопасной работе с электронной почтой : Надо выбрать правильный почтовый сервис. В интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаете и кто первый в рейтинге; Не указывайте в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать « музыкальный_фанат@ » или «рок2013» вместо «тема13»; Используйте двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS; Выберите сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;

Слайд 16

Основные советы по безопасной работе с электронной почтой : Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используйте эту возможность; Используйте несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым Вы доверяете. Этот электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах; Не открывайте файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от ваших друзей или коллег; После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудьте нажать на «Выйти».

Слайд 17

Кибербуллинг или виртуальное издевательство Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание, хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов .

Слайд 18

Основные советы по борьбе с кибербуллингом : Не бросаться в бой. Если отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше можно разжечь конфликт; Управляйте своей киберрепутацией ; Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом ; Игнорируйте единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии; Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов

Слайд 19

Мобильный телефон Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений. Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность. Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.

Слайд 20

Основные советы для безопасности мобильного телефона : Ничего не является по-настоящему бесплатным. Будьте осторожны, ведь когда предлагают бесплатный контент , в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги; Необходимо обновлять операционную систему смартфона; Используйте антивирусные программы для мобильных телефонов;

Слайд 21

Основные советы для безопасности мобильного телефона : Не загружайте приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение; Периодически проверяйте какие платные услуги активированы на номере; Давайте свой номер мобильного телефона только людям, которых Вы знаете и кому доверяете; Bluetooth должен быть выключен, когда Вы им не пользуетесь.

Слайд 22

Фишинг или кража личных данных Обычной кражей денег и документов сегодня уже никого не удивишь, но с развитием интернет-технологий злоумышленники переместились в интернет, и продолжают заниматься «любимым» делом. Так появилась новая угроза: интернет-мошенничества или фишинг , главная цель которого состоит в получении конфиденциальных данных пользователей — логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing — рыбная ловля, password — пароль).

Слайд 23

Основные советы по борьбе с фишингом : Следите за своим аккаунтом . Если Вы подозреваете, что ваша анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее; Используйте безопасные веб-сайты , в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем; Используйте сложные и разные пароли;

Слайд 24

Основные советы по борьбе с фишингом : Если Вас взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у Вас в друзьях, о том, что Вас взломали и, возможно, от вашего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты; Установите надежный пароль (PIN) на мобильный телефон; Отключите сохранение пароля в браузере; Не открывайте файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от друзей или коллег.

Слайд 25

Источник информации: Сайт «Единый урок» https:// единыйурок.рф / (курс «Основы кибербезопасности »)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ на 2023-2024 учебный год

Сегодня производительность Интернета во всем мире улучшилась, а взаимодействия и обмен данными оказывают большое влияние на жизнь людей посредством общения. Несмотря на все эти положительные...