Разговор о правильном питании
проект (6 класс)

Анжелла Васильевна Кабисова

Об участии в прогамме  https://www.prav-pit.ru/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_dokladpitanie.docx49.17 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие коммуникативных навыков у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании»

                                                                                                 Автор:

                                                                                               Кабисова Анжелла Васильевна,

                                                                                               учитель географии

 

                                                              2019 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ «ДВЕ НЕДЕЛИ В ЛАГЕРЕ ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 9 – 11 ЛЕТ                                                                                                  4

  1. Основные воспитательные и образовательные задачи части программы «Две недели в лагере здоровья» для детей 9 – 11 лет……  4
  2. Планирование реализации содержания части программы «Две недели в лагере здоровья»………………………………………………6
  3. Описание технологии развивающего обучения – обучение в сотрудничестве на основе малых групп………………         6

ГЛАВА 2. СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ «ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НАША ПИЩА»- 9                  

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ  ИЗУЧЕНИЯ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ «ДВЕ НЕДЕЛИ В ЛАГЕРЕ ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 9 – 11 ЛЕТ ………………12

3.1. Определение начального уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся………………………….………………………12

3.2. Применение методики обучения в сотрудничестве на основе малых групп при изучении части программы «Две недели в лагере здоровья» для детей 9 -11 лет………………………………………………………13

3.3. Определение изменения уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся………………………………………………...  15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                16        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………   16

                                       

ВВЕДЕНИЕ

     Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Осознавая важность данной проблемы, компания «Нестле» в 1999 году приняла решение о создании специальной обучающей программы «Разговор о правильном питании» для школьников. Руководитель авторского коллектива – директор Института, академик Российской академии образования Российской Федерации М. М. Безруких.

     Для реализации программы используется три учебно-методических комплекта, ориентированных на разные возрастные группы учащихся:

  • «Разговор о правильном питании» для детей 6 – 8 лет.
  • «Две недели в лагере здоровья» для детей 9 – 11 лет.
  • «Формула правильного питания» для детей 12 – 14 лет. [10].

     Исходя из вышесказанного, цель моего исследования была следующей – разработать и апробировать систему занятий по изучению части программы «Две недели в лагере здоровья» для детей 9 – 11 лет, обращая особое внимание на развитие коммуникативных навыков учащихся.

     Задачи исследования:

  • провести диагностическое исследование по вопросу выявления уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся в начале и в конце изучения части программы «Две недели в лагере здоровья»;
  • разработать методику изучения части программы «Две недели в лагере здоровья» для детей 9 – 11 лет, позволяющую развивать коммуникативные навыки учащихся.

     Предмет исследования – методика работы учителя по изучению части программы «Две недели в лагере здоровья».

     Объектом моего исследования был процесс изучения части программы «Две недели в лагере здоровья».    

     В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что целенаправленное использование технологии развивающего обучения – обучение в сотрудничестве на основе малых групп, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся.

     В работе были использованы следующие методы:

  • анализ литературы по теме исследования;
  • применение методики Г. Маррея «Общение детей младшего школьного возраста» с целью  определения начального уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся на констатирующем этапе экспериментально-практического исследования;
  • применение методики Г. Маррея «Общение детей младшего школьного возраста» с целью определения изменения уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся на контрольном этапе экспериментально-практического исследования.

     База исследования: учащиеся МБОУ СОШ им.И.С.Багаева с.Сунжа. Исследование проводилось в течение 2018 – 2019 учебного года.  

     Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

     Глава первая называется «Теоретические аспекты изучения части программы «Две недели в лагере здоровья» для детей 9 – 11 лет». В ней описаны основные воспитательные и образовательные задачи программы; планирование реализации содержания программы; описание технологии развивающего обучения – обучение в сотрудничестве на основе малых групп.

     Во второй главе «Сценарий занятия «Из чего состоит наша пища» представлена методическая разработка занятия.  

     В третьей главе содержится краткое описание экспериментально-практического применения методики изучения части программы «Две недели в лагере здоровья» для детей 9 – 11 лет, сделан вывод о результатах исследования.

     Данная работа может быть использована в практике учителей, при изучении части программы «Две недели в лагере здоровья» для детей 9 – 11 лет. Она будет полезна и тем родителям, которых интересуют вопросы развития у детей навыков правильного питания, а так же коммуникативных навыков.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ «ДВЕ НЕДЕЛИ В ЛАГЕРЕ ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 9 – 11 ЛЕТ

  1. Основные воспитательные и образовательные задачи части программы «Две недели в лагере здоровья» для детей 9 – 11 лет

     Реализация части программы «Две недели в лагере здоровья» предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

  • формирование и развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
  • формирование у учащихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
  • освоение детьми практических навыков рационального питания;
  • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей культуры человека;
  • информирование детей о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
  • развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения учебных задач;
  • просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.

     При изучении программы у учащихся развиваются следующие коммуникативные универсальные учебные действия (навыки):

  • потребность в общении с взрослыми и сверстниками;
  • эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • понимание возможности различных позиций, точек зрения на какой- либо предмет или вопрос;
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • способность строить понятные для окружающих высказывания;
  • умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • способность извлекать информацию из различных источников;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение выступать перед аудиторией с небольшим сообщением.

  1. Планирование реализации содержания части программы «Две недели в лагере здоровья»

     Часть программы «Две недели в лагере здоровья» рассчитана на детей 9 – 11 лет. В ее основе – виртуальное путешествие в лагерь здоровья, в котором ребята изучают следующие темы:

  1. Давайте познакомимся.
  2. Из чего состоит наша пища.
  3. Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
  4. Закаляйся, если хочешь быть здоров.
  5. Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
  6. Где и как готовят пищу.
  7. Блюда из зерна.
  8. Молоко и молочные продукты.
  9. Что можно есть в походе.
  10. Вода и другие полезные напитки.
  11. Что и как можно приготовить из рыбы.
  12. Дары моря.
  13.  Кулинарное путешествие по России.
  14. Спортивное путешествие по России.
  15. Олимпиада здоровья
  1. Описание технологии развивающего обучения – обучение в сотрудничестве на основе малых групп

     На занятиях по изучению части программы «Две недели в лагере здоровья» использовалась технология развивающего обучения – обучение в сотрудничестве на основе малых групп.

     Идея обучения в сотрудничестве на основе малых групп представлена в  научных концепциях следующих авторов: Г. А. Цукерман [7]; А.Г. Ривин; В.К. Дьяченко[1]. Широко распространён инновационный отечественный и зарубежный опыт такой работы, авторами которого являются: Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. [2]; Землянская Е. Н. [3]; Мунирова Л. Р. [4].

     Обучение в сотрудничестве, по мнению названных авторов, даёт следующие результаты:

  • меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;
  • сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
  •  растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
  • учитель получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми;
  • возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что, организуя работу в группах, учитель способствует развитию коммуникативных навыков учащихся.

     Стоит отметить, что лучше всего начинать обучать детей работать в группе именно с 8 – 9 лет, так как они готовы к такой работе. Дети младшего возраста с ней не справятся, а старшие, 12 – 13 лет, смогут уже выполнять серьезные проекты и выходить с ними на широкую аудиторию слушателей.

     Группа в исследуемом классе состояла из трех – четырех человек разного уровня подготовленности. Опишу типичную структуру урока.

  1. Объяснение учителя.
  2. Индивидуальная отработка учащимися ориентировочной основы действий.
  3. Работа в группах: общее для группы и одинаковое для всех групп задание выполняется по частям или «по вертушке» с комментированием вслух, выполнение контролируется группой.
  4. Выступление каждой группы, в котором дается отчет о выполнении задания. На такие выступления могут быть приглашены родители.
  5. Оценивание работы группы (с точки зрения сплоченности, взаимопомощи, качества выполнения задания) другими группами, родителями.

     Программа «Две недели в лагере здоровья» содержит большие возможности для организации групповой работы (таблица 1).

Таблица 1

Организация групповой работы на занятиях части программы «Две недели в лагере здоровья»  

№ п/п

Тема занятия

Задания для групповой работы

1.

Давайте познакомимся.

На занятии можно сразу разделить класс на группы-отряды, сказав, что наша программа называется «Две недели в лагере здоровья» и будем работать в группах. Группы могут быть постоянного состава или сменного. Здесь же познакомить с правилами работы в группе. Далее можно предложить несложное задание, например, заполнить «Дневник физического развития» в группах.

2.

Из чего состоит наша пища.

Задание из рабочей тетради, страница 13 – сделать стенгазету о составе нашей пищи. Каждая группа выпускает такую стенгазету, а затем представляет ее на родительском собрании класса.

3.

Здоровье в порядке – спасибо зарядке.

Разучить со своей группой комплекс утренней зарядки и показать его всем вместе.

4.

Закаляйся, если хочешь быть здоров.

Нарисовать плакат о пользе закаливания и представить его.

5.

Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

Составить меню для спортсмена в день соревнований и представить его слушателям.

6.

Где и как готовят пищу.

Задания со страниц 27 – 28 рабочей тетради дать четырем группам, каждой группе свое. Определить время на выполнение, например, 5 минут, затем каждая группа представляет отчет о выполнении.

7.

Блюда из зерна.

Задания со страниц 31– 32 рабочей тетради дать четырем группам, каждой группе свое. Определить время на выполнение, например, 5 минут, затем каждая группа представляет отчет о выполнении.

8.

Молоко и молочные продукты.

Каждой группе подготовить выступление об одной из профессий: доярка, ветеринар, скотник, зоотехник. Узнать, нет ли этих профессий у кого-то из членов семей учащихся. Выступить с рассказом о профессии на любом школьном мероприятии.

9.

Что можно есть в походе.

Нарисовать и защитить два плаката:

1 – «Что можно есть в походе»

2 – «Что нельзя есть в походе»

10.

Вода и другие полезные напитки.

Задания со страниц 46 – 47 рабочей тетради дать четырем группам, каждой группе свое. Определить время на выполнение, например, 5 минут, затем каждая группа представляет отчет о выполнении.

11.

Что и как можно приготовить из рыбы.

На странице 49 рабочей тетради записаны интересные конкурсные задания. Провести их можно среди групп-отрядов.

12.

Дары моря.

Узнать у родителей и записать рецепт любого блюда из морепродуктов, каждой группе – один рецепт, затем соединить их в книгу рецептов.

13.

Кулинарное путешествие по России.

На занятии предлагается изучить кулинарные особенности 15 областей России. Сделать это в групповой работе очень легко. Каждой группе предложить для изучения 3 – 4 области. Выступления групп обязательны.

14.

Спортивное путешествие по России.

Аналогично кулинарному путешествию – группы изучают спортивные особенности разных областей.

15.

Олимпиада здоровья

Это занятие уже построено на основе групповой работы – команды проходят олимпиаду.

     Во время учебной работы мы опирались на интеграцию различных областей знания: биологии, истории, географии, изобразительного искусства и др. Дети старались использовать на уроке все знания, которые они приобрели, изучая учебные дисциплины, почерпнули из художественной литературы, фильмов и собственного опыта, использовали Интернет.

     Таким образом, на каждом занятии программы «Две недели в лагере здоровья» можно использовать технологию обучения в сотрудничестве на основе малых групп, развивая коммуникативные навыки учащихся.

ГЛАВА 2. СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ «ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НАША ПИЩА»                      

     Тема: Из чего состоит наша пища

     Задачи:

  • дать детям представление об основных группах питательных веществ — белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
  • дать детям представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;
  • формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;
  • формировать умение самостоятельно работать с информационными источниками (газетами, книгами, журналами);
  • формировать ответственное отношение к своему здоровью;
  • пропагандировать здоровый образ жизни и отказ от вредных привычек;
  • развивать коммуникативные навыки учащихся.

     Подготовка к занятию: лист ватмана для каждой группы, ножницы, клей, фломастеры, глянцевые журналы, сказочный персонаж – Сладкоежка (ученик старших классов).

 Ход занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

I. Этап подготовки и мотивации

Цель: формирование мотивации к деятельности, проявление инициатив участников обсуждения.

Фронтальная работа с классом.

Входит Сладкоежка. На нем гирлянда из разных сладостей. В одной руке бутылка фанты, в другой – пакет со сладостями.

     Сладкоежка.

          Я Сладкоежка Сладкоежкин,

          Люблю вкусно поесть.

          Мармелад, пирожное,

          Отличное мороженое!

          «Марсы», чипсы и «Пикник»

          Развивают аппетит.

          Не люблю делиться,

           Все мне пригодится!

   (Садится за стол и достает из пакета содержимое.)

          Этот тортик мне,

          И колбаска мне,

          И конфетки мне,

          Не подходи ко мне!

     Учитель (подходит к Сладкоежке).

   Не бойся, Сладкоежка, я у тебя ничего не заберу. Только не могу поверить, что это ты один можешь все съесть.

     Сладкоежка. Да, съем и никому не дам, ведь я очень сладости люблю.

          Нету больше радости для меня, чем сладости.

     Учитель. Дети, а вы любите сладости?

      Сладкоежка. Ой, ой! Что-то у меня живот заболел! И в боку боль! Ой, и голова заболела! А-а-а! И зубы болят! Побегу в больницу!

     Учитель. Ребята, почему Сладкоежка заболел?

   – Да, вы правы. Сладости мы любим, но есть их нужно понемногу, иначе к ним можно привыкнуть и тогда они станут вашей вредной привычкой.

   Сегодня наше занятие называется – «Из чего состоит наша пища». Вспомните, что вы уже знаете по этой теме с уроков окружающего мира?

– Пригодится ли вам это в жизни и как именно?

Отвечают на вопросы учителя.

– Наша пища состоит из жиров, белков, углеводов, витаминов, минеральных веществ, воды.

– Все, что мы узнаем, чему будем учиться на занятии, нам очень пригодится в будущем: каждый человек должен знать из чего состоит пища, чтобы питаться правильно и быть здоровым.

II. Этап погружения в деятельность.

Цель: подготовка к работе в группах

III. Этап организации деятельности.

Цель: организовать деятельность.

IV. Этап анализа и рефлексии.

Цель: выявить результаты работы, выявить проблемы организации деятельности, поставить задачи для дальнейшей работы.

Фронтальная работа с классом.

– Ребята, назовите источники, из которых можно получать информацию для работы на занятии.

– В нашем лагере здоровья ребята обсуждают эту тему, прочитаем, о чем они говорят, в рабочей тетради на страницах 10 – 13.

Организация работы учащихся.

   – Ребята, а теперь предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека.

Мы узнали, из чего состоит наша пища. Теперь вам нужно оформить стенгазету о составе нашей пищи. Каждая группа получает ватман и журналы. Ваша задача – вырезать из журналов фото, картинки, на данную тему, так же можете найти информацию в Интернете. Каждая группа защитит свою газету на родительском собрании.

    Работу можно выполнять до конца занятия.

– Ребята, вы работали в группах над выпуском стенгазеты. С какими трудностями вы столкнулись во время работы?

– Как вы их преодолевали?

– Что особенно хорошо получилось?

– Какие выводы и предложения мы отметим на будущее?

– Каждой группе нужно подготовить защиту своей газеты на родительском собрании.

Отвечают на вопросы учителя.

– Рабочая тетрадь, учитель, Интернет.

Читают материал в рабочей тетради.

Групповая работа – выпуск стенгазеты.

Отвечают на вопросы.

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ  ИЗУЧЕНИЯ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ «ДВЕ НЕДЕЛИ В ЛАГЕРЕ ЗДОРОВЬЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 9 – 11 ЛЕТ

   3.1. Определение начального уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся

     Целью констатирующего этапа исследования было выявление степени сформированности коммуникативных навыков учащихся до изучения части программы «Две недели в лагере здоровья».  

     С этой целью была проведена методика Г. Маррея «Общение детей младшего школьного возраста» с учащимися третьего класса МБОУ Большемалинской ООШ.

     Исследование проводилось в начале учебного года (сентябрь 2015), в свободное от занятий время, индивидуально, в течение одного урока продолжительностью сорок пять минут.

     Задачи исследования:

  • наиболее полное выявление потребностей учащихся в педагогической помощи;
  • разработка методики ознакомления с программой «Две недели в лагере здоровья».     Предметом исследования являлись коммуникативные навыки учащихся.

     Диагностика проводилась следующим образом. Учащиеся заходят в класс, где на столе разложены листки бумаги, на которых следует выполнить определенное задание.

     Затем учитель организует ту деятельность, которую требует условие теста. После этого детям предлагается на выбор один из предложенных типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, учитель предлагает последовательно продумать задание, а затем выполнить.

     Каждая ситуация длится не более 15 мин.

     Во время обследования при выборе каждого нового задания учитель заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола.

     Таким образом, в конце обследования было заполнено три протокола на каждую ситуацию.

     При обработке результатов во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов:

  • низкий уровень (ситуативно-деловая форма общения) – 0-9 баллов;
  • средний уровень (внеситуативно-познавательная форма общения) – 10-13 баллов.
  • высокий уровень (внеситуативно-личностная форма общения) – 14-17 баллов.

     В ходе проведения методики было выявлено, что 8 детей обладают ситуативно-деловой формой общения, для этих детей важна совместная игра, их не привлекало чтение книг, беседа на личные темы; 2 детей обладают внеситуативно-познавательной формой общения, они выбрали чтение книги. Результаты были выведены по следующим критериям (таблица 2).

Таблица 2

Критерии оценки коммуникативных навыков учащихся на констатирующем этапе исследования

1. Порядок выполнения задания

1 2 3

2. Основной объект внимания

 1 2 3

Одиночные параллельные диагональные линии  конфигурации

 3 5 2

3. Комфортность состояния

свобода поведения (1) + интерес к опыту (1) +

 эмоциональная вовлеченность (1)

в игре при чтении в процессе

 беседы

5+3=8 2+3= 5 6+2=8

4. Особенности изображения

точно неиспользованное S-образные

 по образцу пространство линии

 3 6 2

5. Средства общения

предметно-действенные речевые

 8 13

  1.  Применение методики обучения в сотрудничестве на основе малых групп при изучении части программы «Две недели в лагере здоровья» для детей 9 – 11 лет

     На основании результатов, полученных на констатирующем этапе экспериментально-практической работы, на следующем, формирующем этапе, была разработана методика обучения в сотрудничестве на основе малых групп при изучении части программы «Две недели в лагере здоровья» для детей 9 – 11 лет.

     Цель формирующего этапа – развитие коммуникативных навыков учащихся, способностей  использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях.

      Все занятия проводились с использованием технологии развивающего обучения, а именно – групповой работы.

     На первом занятии по теме «Давайте познакомимся»  класс был разделен на группы-отряды. Ребята познакомились с правилами работы в группе. Далее группам было предложено задание заполнить «Дневник физического развития».

     На втором занятии по теме «Из чего состоит наша пища» была организована групповая работа по выпуску стенгазеты о составе нашей пищи. Группы искали информацию для стенгазеты в сети Интернет. В последующем, каждая группа защитила свою газету на классном родительском собрании.

      На третьем занятии – «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» группы разучивали комплекс утренней зарядки и представляли его друг другу.

     Тема четвертого занятия: «Закаляйся, если хочешь быть здоров». На этом занятии ребята в группах рисовали плакат о пользе закаливания и представляли его.

     Пятое занятие «Как правильно питаться, если занимаешься спортом». Каждая группа получила задание составить меню для спортсмена в день соревнований и представить его слушателям. Выступления групп были очень интересными.  

     Тема шестого занятия – «Где и как готовят пищу». Ребята совместно выполняли задания из рабочей тетради. У каждой группы было свое задание, поэтому выступления в конце занятия были обучающими и полезными.

     Седьмое занятие раскрывало перед детьми тему «Блюда из зерна». Работа была организована аналогично предыдущему занятию, но время выполнения было ограничено, поэтому ребята должны были работать слаженно и дружно. С работой все группы успешно справились.

     На восьмом занятии по теме «Молоко и молочные продукты» каждая группа готовила выступление об одной из профессий: доярка, ветеринар, скотник, зоотехник. Ребята получили задание на дом – узнать, нет ли этих профессий у кого-то из членов семьи. Таким образом, к работе были привлечены родители.  

     «Что можно есть в походе» – такой была тема девятого занятия. Группы рисовали и защищали два плаката, на выбор:

1 – «Что можно есть в походе»

2 – «Что нельзя есть в походе» 

     Тема десятого занятия – «Вода и другие полезные напитки». В конце занятия ребята снова тренировались в выполнении заданий на время, отрабатывая навыки совместной работы.

     На одиннадцатом занятии по теме «Что и как можно приготовить из рыбы» проводился конкурс среди групп-отрядов. В конце – определена группа-победитель.

     Тема двенадцатого занятия – «Дары моря». К работе снова привлекались родители. У них нужно было узнать и записать рецепт любого блюда из морепродуктов, каждой группе – один рецепт, затем соединить их в книгу рецептов. Группы принесли больше рецептов, чем требовалось, и книга получилась, действительно, полезной.

     Тринадцатое занятие по теме «Кулинарное путешествие по России». На нем предлагалось изучить кулинарные особенности 15 областей России. Каждая группа изучала 3 – 4 области. Выступления групп показали, что ребята очень хорошо освоили навыки совместной работы.

     Четырнадцатое занятие «Спортивное путешествие по России» прошло аналогично предыдущему занятию.

     Главной задачей пятнадцатого занятия по теме «Олимпиада здоровья» была следующая: подвести итоги работы по всей части программы «Две недели в лагере здоровья». Группы-команды проходили олимпиаду.

     Таким образом, с целью развития коммуникативных навыков учащихся, все занятия части программы «Две недели в лагере здоровья» проводились с использованием технологии развивающего обучения, а именно – групповой работы, к работе привлекались родители учащихся, в качестве слушателей, зрителей и активных помощников.

  1. Определение изменения уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся

     На контрольном этапе исследования, с целью определения изменения уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся, была повторно использована методика Г. Маррея «Общение детей младшего школьного возраста».

     Диагностика проводилась с теми же учащимися в марте 2016 года.

Результаты контрольного этапа исследования следующие: поведение 4 детей соответствует внеситуативно-познавательному общению;  6 детей предпочли внеситуативно-личностное общение. В сводной таблице 3 видно, что специально организованные и систематически проводимые занятия с использованием технологии развивающего обучения – обучение в сотрудничестве на основе малых групп способствуют повышению уровня коммуникативных навыков учащихся.

Таблица 3

Результаты этапов исследования

Этапы исследования

Формы общения исследуемых учащихся

ситуативно-деловая, количество учащихся, %

внеситуативно-познавательное, количество учащихся, %

внеситуативно-личностное, количество учащихся, %

Констатирующий

8 учащихся, 80%

2 учащихся, 20%

0 учащихся, 0%

Контрольный

0 учащихся, 0%

4 учащихся, 40%

6 учащихся, 60%

     Проведенное исследование показало, что целенаправленное использование технологии развивающего обучения – обучение в сотрудничестве на основе малых групп при изучении части программы «Две недели в лагере здоровья», способствовало развитию коммуникативных навыков учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Коммуникативные навыки – способность взаимодействовать с окружающими людьми, являются необходимыми для жизни в обществе. При изучении программы «Две недели в лагере здоровья» на занятиях использовалась работа в группах. Ребята в группах выполняли различные задания, постоянно взаимодействовали, выступали перед родителями. Исследование показало, что за время изучения программы дети узнали много нового о правильном питании и стали общительнее.

     Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась:  целенаправленное использование технологии развивающего обучения – обучение в сотрудничестве на основе малых групп, способствует развитию коммуникативных навыков учащихся.

                               

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя - М.: Просвещение, 1991. 192 с.
  2. Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве: Пер. с англ. СПб., 2001.
  3. Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках. Начальная школа. М., 2008. №1.
  4. Мунирова Л. Р. Опыт зарубежной школы в формировании у учащихся умений общения и социального поведения в процессе обучения // Формирование социально-активной личности в младшем школьном возрасте: Учеб. Пос. для учителей школ и студентов факультетов нач. классов. М., 1993.
  5. Нестерова И.Ф. Теоретические и практические вопросы взаимодействия и сотрудничества учителя с современной семьей. Учебное пособие. Тверь, 2000.
  6. Травина С. А. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010.
  7. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении Томск, "Пеленг" , 1993.
  8. http://imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/7.html 
  9. http://www.socspb.ru/edu/spetialist/publication/doc4721 Дормидонова Т.И./ Диагностика обученности/ Педагогические публикации
  10. http://www.nestle.ru
  11. http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/114-questionnaire/1114-anketa-dlya-analiza-urovnya-razvitiya-kommunikativnyx-navykov-uchashhixsya

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Разговор о правильном питании школьника"

Материалы данной презентации включают итоги анкетирования детей школьного возраста и их родителей по данной проблеме. В результате проведённой  работы были предложены рекомендации для родителей в...

Проект "Разговор о правильном питании"

Уважаемые коллеги!  Дорогие ребята!...

Система работы по пропаганде правильного питания, в том числе реализации программы «Разговор о правильном питании»

Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...

конспект урока «Разговор о правильном питании», выполнение практической работы «Составление меню питания» 2 класс

Освоение новых знаний о физиологии  питании,  выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального  питания. Приобретение умения - ориентироваться в ассортименте наиболее...

Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»

Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных ком...

Статья "Основные формы работы и методические приемы на занятиях кружка «Разговор о правильном питании», используемые при реализации третьей части программы «Формула правильного питания»

В статье рассказывается об основных формах и методических приемах, используемых на занятиях кружка "Разговор о правильном питании"....

Программа кружка "Разговор о правильном питании. Формула правильного питания» (авт. М.М.Безруких и др.) в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А....