Тюремно-лагерная тематика в произведениях современных авторов
классный час (10, 11 класс)

Вологжанина Елена Анатольевна

Классный час на тему "Тюремно-лагерная тематика в произведениях современных авторов" стал обенно актуальным в рамках воспитатетльной работы с особым контингентом учащихся (осужденные). Взгляд со стороны по новому открыл ученикам жизнь и личность современных авторов, которые непонаслышке знали о том, что такое жизнь за колючей проволокой.

Изменения жизненных приоритетов и возможность исправить прошлые ошибки, а также сохранение веры в завтрашний день - стало главной задачей данного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyuremno-lagernaya_tematika.pptx832.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тюремно-лагерная тематика в произведениях современных авторов (по роману Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»)

Слайд 2

Автобиография написана по просьбе Нобелевского комитета Родился в 1918 году 11 декабря в Кисловодске Отец умер за пол года до рождения сына. Воспитывала мать, работающая машинисткой-стенографисткой. Детство и юность прошла в Ростове-на-Дону. Рано проявилась тяга к литературной деятельности. Не печатают. Скромные средства и болезнь матери не позволяют выехать из города. Окончил математическое отделение Ростовского университета, что дважды спасает ему впоследствии жизнь. 1944-45 гг. арестован из-за переписки со школьным другом, где не почтительно высказался о Сталине

Слайд 4

В 1946 году осужден заочно, решением ОСО(особого совещания НКВД). Приговорен к 8 годам трудового лагеря за контрреволюционную деятельность, выразившуюся в распространении антисоветской пропаганды. После 8 лет срока пришло административное распоряжение направить Солженицына на вечную ссылку в Кок-Терек(Юг Кавказа).

Слайд 5

Начинал писать Александр Солженицын с тюремной лирики «Дороженька. Стихи тюремно-лагерных лет». Это одна из самых исповедальных книг автора. Эго рассказ о юности и о войне, тюремно-лагерном опыте, о людях с которыми сводила судьба, о внутренней свободе личности и человеческом достоинстве. Она создавалась за колючей проволокой на нарах, тайком. 12 тысяч строк вынесены Солженицыным в памяти(написанное сразу сжигал)

Слайд 7

1970 год, Александр Солженицын получает Нобелевскую премию по литературе. Его книгу «Архипелаг ГУЛАГ» печатают на западе огромными тиражами. 1974 год, Солженицын отрекается от советского гражданства и иммигрирует в Швейцарию, за тем в США. Август 1990 года, разрешение вернуться в Советский Союз. Александр Солженицын скончался 3 Августа 2008 года, на 90-м году жизни в своем доме в Троице - Лыкове

Слайд 9

«Архипелаг ГУЛАГ» - художественно-историческое исследование Александра Солженицына

Слайд 10

Жить не во лжи – основная мысль Архипелага 12 февраля 1974 года А.И. Солженицын опубликовал обращение к интеллигенции, к молодежи, ко всем соотечесвенникам , в котором призывал бороться с насилием в Советском Союзе. Когда насилие в стране набирает силу – оно кричит: «Я – Насилие! Разойдись, расступись – раздавлю!» Власть к насилию всегда прибегает от немощи, неспособности управлять страной на основе законов. Насилию, чтобы поддерживать себя, необходимо выглядеть прилично, поэтому оно прибегает ко лжи. Ложь тоже заинтересована в насилии.

Слайд 11

В обращении Александр Исаевич пишет: «… не каждый день, не на каждое п лечо кладет насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи – и в этом вся верноподданность. Здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! »

Слайд 12

«Архипелаг ГУЛАГ» - исследование советской репрессивной системы в период с 1918 по 1956 годы. Основана на рассказах очевидцев, документов и лучном опыте самого автора. ГУЛАГ – аббревиатура от «Главное Управление Лагерей». Написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 по 1968 годы. Первый том публикуется в Париже в 1973 году, содержит подробное исследование того, что предшествовало появлению миллионов советских людей в сталинских концлагерях: система арестов, различных видов тюремно-пыточного следствия, этапов и пересылок. Во втором томе своей книги в центре внимания «истребительно-трудовые лагеря».

Слайд 13

Гонорары от продажи романа переводились в Фонд Солженицына, оттуда тайно передавались в СССР для оказания помощи бывшим узникам лагерей. В книге «Архипелаг ГУЛАГ», открывшей глаза современников на преступления тоталитарного режима, ярко выразилась нравственная позиция автора – личное неучастие во лжи.

Слайд 14

Что изменилось с той поры? Актировка – медицинское определение, что заключенный так плох(находиться при смерти), что может быть отпущен до срока. Вертухай – надзиратель Вольняшка – не заключенный Катушка – полный срок, наиболее принятой по данной статье Кум – оперуполномоченный Попка – 1) часовой на вышке 2) Всякий приставленный для охраны Урки – профессиональные уголовники Феня – язык уголовного мира Фраер – незнающий правил, делающий пустое, то что не нужно

Слайд 15

На цырлах – одновременно, на цыпочках, но стремительно и с усердием Наседка – агент опера, подсаженный в следственную камеру, для раскалывания подследственных, с целью получения нужной информации. Душняк – создание особо невыносимых условий для одного, нескольких заключенных с целью добиться изменения их поведения Гопник – насильно отнимающий что-что у другого человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариант соотнесения произведений русской классической литературы с творениями современных авторов.

Система уроков внеклассного чтения, ориентированных на изучение учащимися произведений современной русской литературы и сопоставлении их с программными произведениями, обязательными для изучения...

И.С.Тургенев.Тематика его произведений

Данная разработка направлена для учителей основного звена.В ней вполной мере раскрыта тематика произведений писателя,а также предложенырядтворческих заданий по литературе висторико-культурном аспекте....

Презентация к уроку по теме "Сопоставление тематики эпических произведений"

Данная презентация была создана  к уроку  литературы по теме "Сопоставление тематики эпических произведений". Это обучающий урок по подготовке к ЕГЭ по литературе в национальной школе. Основ...

Конспект урока по теме "Сопоставление тематики эпических произведений"

       Основная  цель   данного  урока -помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ по литературе при выполнении задания С2. Главное обратить внимание выпускников н...

"Новые имена и вечные вопросы: использование произведений современных авторов при подготовке выпускников к ЕГЭ по литературе".

Статья по современной русской литературе рубежа ХХ - ХХI веков и последнего десятилетия предназначена для практикующих учителей русского языка, готовивших старшеклассников к ЕГЭ по литературе. В работ...

2 нче сыйныфта укучы татар балалары өчен укудан һәм татар теленнән тематик план (дәреслек авторы Ягъфәрова Р.Х.)

2 нче сыйныфта укучы татар балалары өчен укудан һәм татар теленнән тематик план (дәреслек авторы  Ягъфәрова Р.Х.)...

Сценарий массового мероприятия по произведениям современных авторов подростковой литературы

Цели массовой работы - показать читателям прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"; чтобы, сделав чтение первейше...