Методическая разработка" Народы Оренбуржья: калейдоскоп культур"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Айчанова Маржана Биркалиевна

"Народы Оренбуржья: калейдоскоп культур"

Методическая разработка  «Народы Оренбуржья: калейдоскоп культур» и посвящена  традициям и обычаям народов, проживающих на территории нашего села Астрахановка, Тюльганского района, Оренбургской облати,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий «Народы Оренбуржья: калейдоскоп культур»

Цель : формирование у детей уважения к истории и культуре народов России через знакомство с народами, проживающими на территории Оренбургской области, с их традициями и обычаями.

Задачи фестиваля: 

  • выявление талантливых детей, созданий условий для реализации их творческого потенциала;
  • знакомство с культурами народов, населяющих территорию Оренбургской области;
  • способствовать развитию в детской среде ответственности и принципов коллективизма, что способствует формированию чувства гражданственности.

Планируемые результаты:

Личностные -1) Сформированность учебно-познавательного интереса к изучению истории исследования своего края.

2) Понимание особенностей освоения территории родного края.

Метапредметные - ) Ставить задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя.

5) Вести диалог, вырабатывая общее решение. умения применять творческий подход при решении практических задач; уважительного отношения к прошлому нашей страны и люби к малой Родине;

Предварительная подготовка (музыкальное сопровождение , презентации, разучивание песен, подготовка национальных костюмов, выбор национального блюда, изучение технологии приготовления национального блюда, очерёдность выступления выбрана накануне жеребьёвкой)

Сегодня мы проводим традиционный фестиваль «Народы Оренбуржья: калейдоскоп культур» и посвящаем его традициям и обычаям народов, проживающих на территории нашего села Астрахановка.

1. Наша Родина большая                      

И на свете лишь одна Где же есть ещё такая Необъятная страна.

2.Жизнь у нас, в стране свободы

Светлой радости полна

Крепкой дружбою народов

Наша родина сильна

3.На просторах российской страны

Много разных народов  живут

Все народы как братья равны

Всем народам – любовь и почёт

4.Пусть по-разному песни поют

Украинец, таджик и якут

Все народы России  - моя Трудовая большая семья.

    5. Башкиры  и русские

Казахи  и мордва

Мы чёрные и русые

Мы школьники-ровесники, Мы верные друзья.

Пускай живём не вместе мы,

У нас одна семья

 Музыкальный номер.Танец «Россия». 

. Ведущий 2: Наш фестиваль в едином хороводе.  

Здесь соберёт людей со всех сторон  

Земли народной сердцу милой,  

Что Родиной с тобою мы зовём!  

Ведущий1: Россия - Родина моя! Эти слова могут сказать люди разных наций и народностей, которые живут на территории нашей Родины. А таких народов более 180 .  

Ведущий 2: Все они говорят на разных языках, имеют свои национальные традиции и верят в разных богов, но общее у них одно - любовь к России.  

Ведущий 1: Наша школа распахнула двери для детей всех национальностей.

Русский, казах, татарин, башкир Разных народов большая семья

И этим гордиться должны мы, друзья.

Благовещенской школой  зовётся  наш дом  

-Пусть будет уютно каждому в нём

Любые трудности вместе осилим

В нашем единстве -  наша сила

Ведущий 2 Россия – страна интернациональная, на ее территории проживает огромное число народностей. Но что знаем мы о них? Как выстраиваются взаимоотношения с другими народностями, если ничего не знать о них?

Ведущий 1 Ну конечно же, нужно знакомиться с их культурой, традициями, историей. Ведь дружба между отдельными людьми и целыми народами завязывается прежде всего на интересе. А как народ может быть интересен, если о нем ничего не известно. Ведущий 2: Сегодня мы приглашаем вас совершить уникальное путешествие в многонациональное Оренбуржье, узнать как можно больше о народах и народностей, населяющих его, познакомиться с людьми разных национальностей, а также познакомиться с государствами, с которыми Россию связывают общие границы, вековая дружба и культурные связи.

Ведущий 2: Различия между народами огромны, разные история, религия, условия жизни, быта, особенности костюма, национальной кухни, традиции и обряды.

Ведущий 1: Готовясь к фестивалю, каждый класс собирал информацию о культуре одного из выбранных им народов, проживающих на территории нашего села.

Ведущий 2:  

1)Сегодня мы познакомимся с обычаями, традициями и кухней  – Русских,  Украинцев,  Казахов.

 Прежде чем перейти к творческим выступлениям, я бы хотела пояснить порядок выступления а также представить жюри сегодняшнего фестиваля.

  1. этап «Фольклорное искусство» – это музыкальный номер, рассказ о выбранном вами народе.  
  2. этап «Презентация блюда» – это презентация Вашего блюда.  В этом момент вы находитесь около вашего стола, рассказываете об особенностях национальной кухни.
  3.  3 этап «Калейдоскоп яств» – это дегустация приготовленных вами блюд всеми участниками фестиваля.

Ведущий 1. Итак, первый конкурс «Фольклорное искусство». Ведущий 2 Мы любим их борщи и сало, И гарну украинскую речь..

В долинах бродят теплой жизни соки
Привет Украины беленым хатам!
Она мне шепчет – Ростом будь высоким!
Над входом – радуга узорным платом.
Спешу под нею самым древним братьям,
Вхожу с поклоном, вижу, примеряют
Акации серебряные платья,
Фонарики каштаны зажигают.

Песня «Ой, чи це хатынка незаметанная..»

Ведущий 1. Народ о котором дальше пойдет речь  - это казахи.( Входят 8 классв национальных костюмах)

Ведущий1. Четыре с половиной века миновало

С тех пор, когда с окраины земли В престольную Москву послы Урала

С великой просьбой дружески пришли.

В одну семью, в единую дорогу,

В семью родную навсегда слились.

. У нашей дружбы есть одно начало,

Но нету, и не будет ей конца.

Казахи в торжественном уборе!

Акын небес – твой жаворонок – рано
Запел, и я с друзьями вышел в поле,
Под звук комуза музыки гортанной
Цветов охапку я собрал на воле
Степной цветок, неповторимо красный,-
Тепло земли и солнца облик ясный. 

Казахский народный танец.

 

  1. ученик. 

Как и у каждого народа, у казахов есть свой музыкальный инструмент, вбирающий в себя его образ и душу. Для казахов – это домбра. Его волшебное звучание веками очаровывает сердца людей.

Ведущий 1.Как солнце щедрое в небесной сини

Из века в век  не устает сиять, Так согреваешь нас и  ты  РОССИЯ, Для всех народов ты- родная мать.

Ведущий 2.Ты раскрываешь нам свои объятья,

Радушия тебе не занимать,

Мы все- одна семья, навеки- братья, С тобой мы навсегда, РОССИЯ- мать!

 Для вас выступает русский народ (9 класс) Русь моя! Россия - Родина! Я одной тебе Служу, Не скрываю беды Пологом, По безвременью Бреду, Удивляюсь Русским сполохом И надежду Жду и жду. Знаю имя, Помню отчество, Слышу голос Соловья!... Русь! Земля! Моё Высочество, Ты любовь И боль моя! Не гнусь под бременем Нагрузки И тяжко двигаюсь Вперёд! Я по своим деяньям - Русский, А по призванью - Патриот! 

- Уникальным  инструментом  русского народного творчества  являются  гусли.  Они имеют необычную форму и древнейшее происхождение. Упоминание о гуслях есть в старинных былинах, легендах. Гусли – это символ Руси, национальная гордость и отражение русского характера

Русские частушки

Ведущий 1 Конкурс второй – презентация блюд (в той же очерёдности, как и по первому конкурсу)

Ведущий 2. Среди славянских кухонь украинская пользуется широкой известностью. Она давно получила распространение далеко за пределами  России, а некоторые блюда украинской кухни, например борщи и вареники, вошли в меню международной кухни. (демонстрация блюд украинской кухни – учащиеся рассказывают стихи и демонстрируют блюда)

Я борщ украинский люблю! Галушки сочные в сметане!

 

 На вилку взять и обмакнуть в нее  галушку… Сердце встанет!    

 

А о варениках – молчу…

С картофелем и сыром... с вишней!

 

Те - со сметаною люблю…

 А те – с медком, чтоб слаще вышло…

 

ВертУты* - это ж наше все! Вертуты с тыквой, сыром, брынзой…

Песня.

КАЗАХСКИЕ БЛЮДА

Ведущий 1 Известный казахский поэт Султанахмет Торайгыров широкий и всегда накрытый для друзей, гостей, путников и вообще всех прочих дастархан сравнивал со светлой и открытой душой казахов, возведших обычай гостеприимства в ранг закона. Казахская национальная кухня в полной мере отражает суть народа, его историю, культур у и традиции. Гостеприимство с давних времен было отличительной чертой казахского на рода, гостям в доме всегда оказывают должный приём и отводится почётное место. Казахи  едят за низким столом астарханом. Самое популярное блюдо у казаховбешбармак, баурс аки.. Об этом блюде  расскажет 7 класс.   Ученик 1. 

Это главное блюдо национальной кухни. Бешбармак в переводе с казахского означает «пя ть пальцев» из-за манеры есть это блюдо руками

После трапезы каждому гостю в пиале подают горячий бульон (сорпу), приговаривая при этом: « Ет етке, сорпа бетке». Эта старая казахская пословица переводится как «Мясо к телу, бульон к красоте»

Ученик2 : Баурсаки  обязательное угощение в каждой казахской семье. Сейчас не только к азахи их готовят и едят. Подают их к чаю, перед едой, к кумысу, к закускам, к сорпе. Это и праздничное и повседневное блюдо, любимое всеми от мала до велика. Само название п роизошло от казахских слов «баурласу, баурласуга, баур», что в переводе на русский язык значит «стремление к объединению, родству, братству».

Ученик 3: Казахи шутят: «Утром пьём чай с баурсаком, в обед пьём чай с куырдаком, вечером пьём чай с бешбармаком».

Презентация русских блюд.

 

Ведущая:  Вы должны отгадать загадку. И с икрой, и со сметаной  Всякие они вкусны!  Ноздреваты и румяны –  Наши солнышки-… (блины)  

Как вы думаете, а блины это чье национальное блюдо?

Вот давайте мы познакомимся с технологией приготовления блинов, и узнаем откуда они к нам пришли.

-  представление, презентация русского  блюда «Блины». 

  1. девочка.

Символ солнца- это блины. испекли мы не один.

подходите, не стесняйтесь и блинами угощайтесь.

  1. девочка.

химии здесь никакой. испекли блины с душой. наши блинчики вкусны. экологически чисты. 3 девочка. 

блинчики с бабулей решили мы испечь, но чтоб сковородку поставить нам на печь, мы в кадку большую нальем молока, и сахар добавим, посолим слегка, масла немножко туда подольем, добавим муки помешаем вдвоем… а потом блиночки мы вместе испечем и всех гостей к столу позовем.

4 девочка. 

а начинка – просто класс!

грибы, варенье, сметана, масло- все для вас.

угощайтесь, не стесняйтесь.

и почаще улыбайтесь.

Ведущий 1 Следующий этап «Калейдоскоп яств».  

Жюри оценивают блюда.

Ведущий 1 Сегодня вы узнали много интересного о быте, культуре, традициях тех национальностей, которые уже многие десятилетия проживают на территории нашей малой родины бок о бок с нами.  

Ведущий 2 Говорят, что когда дружат дети – дружбе жить.  Дружите, несмотря ни на что. Ведь в дружбе бывают ситуации, когда кто-то должен первым сказать верное слово, сделать первый шаг. И помните: не может быть дружбы между народами, между государствами, без дружбы конкретных людей. Ведущий 1:  

Немцы, русские, башкиры,

И казахи и мордва, Проживаем в добром мире Как на дереве листва.

Ведущий 2: И еще десятки разных Наций, сел и городов!

Ведущий 1 : Этот день – наш общий праздник!

Ведущий 2 : Оренбуржье –  общий дом!  

Песня «Я, ты, он, она» 

Ведущий 1 Спасибо! А сейчас мы предлагаем всем участникам отведать эти аппетитные и красивые блюда! Для каждого класса мы приготовили три листа для голосования, после того, как вы попробуете  блюда других классов, вы можете проголосовать за три понравившиеся вам и опустить в эту коробку. За свой класс голосовать нельзя!

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

Методическая разработка"Осенний калейдоскоп"

Это методическая разработка праздника осени, в котором принимают участие учащиеся 5-7 кл....

Методический сборник "Дорожный калейдоскоп"

Проблема сохранения жизни и здоровья детей - нашего будущего, настоятельно требует общего, коллективного решения.Методический сборник "Дорожный калейдоскоп" расчитан на  воспитателей детски...

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...

Методическая разработка "Экологический калейдоскоп"

Данная методическая разработка была составлена для мероприятий в год экологии (2017). Была опробированна в рамках ежегодных гимнгазических междпредметных недель. Проводилось как внеурочное мероприятие...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...