Сөйләм әдәбе/ Культура речи
календарно-тематическое планирование

Шәмсиева Илгизә Альберт кызы

Эш тәҗрибәсеннән. Татар төркемнәрендә эшләүчеләргә

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechi.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №2» г. Альметьевска Республики Татарстан

        

Программа  доп.образования

«Сәнгатьле сөйләм»-« Культура речи»

Направление: общекультурное ( художественно- эстетического профиля)

Аудитория-учащиеся  5 класса

Составил: учитель

 родного (татарского) языка и литературы  

Шамсиева Ильгиза Альбертовна

2020- 2021учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Сәнгатьле сөйләм» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 5-8 классах.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

   Поэзия как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива , расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

       Данная программа учитывает  особенности общения  с искусством поэзиии рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуруНа занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами  литературного и  театрального искусства, Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизациювоспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала  педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

  1. Структура программы

В программе выделено два типа задач.

 Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

  Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений.  Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- знакомство детей с различными видами  культуры, поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса.

- воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 5-8 классов, на 1 года обучения.

На реализацию курса  отводится 70 ч в год ( 2 часа в неделю). Занятия проводятся по 40минут. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции,  подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

    Занятия  состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

театральные игры, конкурсы, викторины,беседы,экскурсии в театр и музеи,спектакли,

праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы работы:

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

2.Планируемые результаты освоения программы:

Обучающиеся должны знать:

- чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

- наизусть стихотворения русских авторов.

  Обучающиеся должны уметь:

- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

- произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

- читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

- подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня(Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

выразительному чтению;

различать произведения по жанру;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

сочинять этюды по сказкам;

умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

“Сәнгатьле сөйләм” түгәрәге буенча төзелгән эш программасына аңлатма язуы.
Программаның максаты: “Шәхес формалаштыруга юнәлтелгән технология аша укучыларда
әдәбиятка-сәнгатькә мәхәббәт тәрбияләп, иҗади үсешләрен булдыру”.
Программаның бурычлары: - Укучыларны түгәрәк эшенә җәлеп итү, театр белән кызыксыну уяту. - Сәнгать әсәрләренә мәхәббәт уяту. - Укучыларның артистлык сәләтен, иҗади талантларын күрә, уңышларга дәрт - уята алуга ирешү. - Сәнгатьле һәм бәйләнешле сөйләм күнекмәләрен үстерү. - Балаларның буш вакытларын файдалы һәм нәтиҗәле оештыру. - Балаларның эстетик зәвыкларын үстерү. - Укучыларда туган телебезгә карата ихтирам хисләрен арттыру.
Коллектив турында кыскача белешмә. - группаның составы: даими - балаларны туплауның үзенчәлекләре: ирекле - занятие төре: группа белән - укыту вакыты: 1ел - укучыларның саны: 10 - укучыларның яше: 11-13 яшь - атналык сәгатьләр саны: 2 сәгать - ел буена: 70 сәгать - занятиеләрне үткәрү урыны: татар теле кабинеты
Укытучы алдына куелган бурыч түгәрәк утырышларын мөмкин кадәр мавыктыргыч,
җанлы , кызыклы итеп, төрле алымнар кулланып үткәрүдән гыйбәрәт.
Халык авыз иҗаты материалларыннан: әкият, табышмак, мәкаль-әйтемнәрдән файдалану бер үк
вакытта ике бурычны үтәүгә хезмәт итә: беренчедән, алар укучыларга татар әдәбиятыннан,
фольклорыннан белешмә бирә; икенчедән, иҗади эштә файдалану өчен материал булып тора.
Түгәрәк алдында торган иң мөһим бурычларның берсе шул: иҗади сәләтләрен үстерү
максатыннан, укучылар “Ялкын” журналын, “Сабантуй” газетасын даими укып барырга, татар
спектакльләрен, балалар өчен татарча телевидение һәм радио тапшыруларын карарга һәм тыңларга,
яңа чыккан әдәби әсәрләр белән танышып барырга тиешләр.
Уку елы башында балалар өчен булган вакытлы матбугатка күзәтү оештырыла. Укучыларның
игътибарын газета –журналлардагы рубрика төрләренә, шигырьләрнең, мәкаләләрнең тематикасына, Укучылар эпитет, гипербола, литота, метафора, метанимия, сынландыру кебек сурәтләү
чаралары турында хәбәрдәр булырга, аларны таный белергә, үз иҗатларында куллана белергә
тиешләр. Бу сурәтләү чаралары белән таныштырганда райондаш язучы һәм шагыйрьләрнең
әсәрләреннән файдалану аеруча отышлы. Милли-төбәк компонентларыннан урынлы файдалану
балаларда якташлары белән горурлану хисләре уята, патриотик тәрбия бирә.
Вакытлы матбугаттан һәр төргә дә мәкаләләргә күзәту ясалырга, аны язу үзенчәлекләре
билгеләнергә тиеш. Практик дәресләрдә укучылар бу төрләрнең һәрберсенә мәкалә иҗат итәләр.
Ел ахырында түгәрәккә йөрүче укучы түбәндәгеләрне белергә тиеш: - телдән һәм язмача бәйләнешле сөйләм төзергә; - актуаль темага мәкалә язарга; - якташ язучы һәм шагыйрьләрнең иҗатларын белергә, - шигъри рифмалар уйлап табарга; - ел дәвамында  атур сөйләм күнекмәләре белән танышырга

ТЕМАТИК ПЛАНЛАШТЫРУ

Кереш дәрес. Укучыларны туплау, түгәрәкнең эш планы таныштыру
Укучыларның сәнгатьле сөйләм күнекмәләрен үстерү. Сәхнә серләренә өйрәнү.Киенү-бизәнү осталыгы турында сөйләшү, кассетадан чыгышлар карау.
Татар халык иҗаты белән танышу. Татар халык иҗатының үзенчәлекләрен билгеләү.
Индивидуаль рәвештә җырлар, шигырьләр өйрәнү. Киемнәр әзерләү.
Татар халкының сәхнә уеннары, такмак, такмаза, тел шомарткычлар турында мәгълумат
бирү. Сәхнә өчен куелган уеннарны өйрәнү, сәхнәдә кую.Бәйрәмнәрдә чыгыш ясау.
Яңа ел бәйрәменә әзерлек эшләре алып бару, киемнәр әзерләү.
Гөлшат Зәйнәшеваның “Көмеш мөгез” әкият-пьесасы белән танышу. Спектакльне
кабатлау. Музыка. Декорация. Киемнәр әзерләү.
Җырлы-биюле, такмаклы уеннар өйрәнү. Төрле кичәләрдә уеннар белән катнашу. Бу
уеннарны классташларына, кечкенә класс укучыларына өйрәтү
"Сабантуй",  газетасы, "Ялкын" журналына күзәтү ясау.Укучыларны
мәкалә төрләреннән түбәндәгеләр белән таныштыру : мәкалә-информациямәкалә
бәяләмә, мәкалә- рәхмәт, мәкалә- сорау, мәкалә- үтенеч. Әлмәт ягы язучылары белән
танышу. Музейларга сәяхәт итү.

Тематик бүленеш

Укуматериалының темасы

Сәгатьләр

үтәлеш

1

Укучыларны туплау. Түгәрәкнең эш планы белән таныштыру. Инструктаж үткәрү.

1(-7.09)

1-чирек

2

Сәнгатьлесөйләмкүнекмәләренүстерү.

3(10,12,14.09)

3

. Сәхнә серләренә өйрәнү. Видеоязмалар карау. 2 10.09. 15.09

2(29,21.09)

4

Киенү-бизәнү осталыгы. Декорациянең роле. 1 нче бүлек.                                  

1(3.10)

5

Әкиятләрдән өзекләр сәхнәләштерү. (Укучыларның иҗади эшләре.)Үз ролеңне табаоа өйрәнү

4(12,17,,19,21.10)

6

Татар халык иҗаты. Җырлар тыңлау.Аһәң һәм интонация,эчке кичереш

4

2-чирек

7

Татар халык  иҗатында эчке аһәң

3

8

Такмак, такмаза, тел шомарткычлар.

2

9

Шигырьукуөстендәэш

4

10

Шигырязуосталыгыдәресе

3

11

Үги кыз” әкият-пьесаның эчтәлеге белән танышу. Рольләргә бүлеп уку.

2

12

Сценарийныкабатлау.

1

13

Сценарийныкабатлау. Образлар

1

14

Сценарийныкабатлау. Музыка

1

15

Сценарийныкабатлау.

4

16

Киемнәрәзерләү.Хәрәкәтләр

1

17

Җырлы-биюлеуеннар.

2

18

Такмакәйтешлеуеннар.

2

19

Такмакәйтешлеуеннар.

1

20

Кышкытабигатькә экскурсия.

1

21

"Сабантуй" газетасына, "Ялкын" журналына күзәтү ясау

1

22

Шигъри ритм

2

23

Шигырьдә рифма

4

24

Сәнгатьлеукукүнекмәләре

5

25

Әлмәт шагыйрьлә эчке  хисне табуре иҗатында

4

26

Клара Булатова иҗаты белән танышу

2

27

Клара Булатова белән очрашу

2

28

“Шигырь бәйрәме”

1

29

2 апрель – Халыкара китап көне

2

30

Түгәрәккә йомгак ясау .Резерв дәрес

4

Әдәбият

Әминов А. М. Татар халкыһәм Татарстан тарихы. – Казан, 2002.
Валеева-Сулейманова Г.Ф. Декоративное искусство Татарстана. – Казань, 1995.
Школьникам о татарском декоративно-прикладном искусстве. – Казань, 1997.
Татар халыкиҗаты: Тарихиһәм лирик җырлар. – Казан, 1988.
Татар халыкиҗаты: Табышмаклар.- Казан, 1988.
Татар халыкиҗаты: Мәкальләр. – Казан, 1987.
Татар халыкәкиятләре. – Казан,1989.
Алкирәк, гөлкирәк: Уеннаркитабы.- Казан,1995.
Р. Уразман Татар халкыныңйолаһәмбәйрәмнәре.- Казан, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".

Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.

Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение  в звуковом ...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Культура речи. Качества хорошей речи"

Урок русского языка в 11 классе (по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина) по теме "Культура речи. Качества хорошей речи" рассчитан на 2 учебных часа (разработан в рамках модульной педагогической техн...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"

1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...