Программа внеурочной деятельности "Кем быть?" составлена для обучающихся с умственной отсталостью
календарно-тематическое планирование

Программа по профориентации направлена на подготовку неслышащих подростков с умственной отсталостью к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Кем быть?» составлена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон РФ от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29. 07. 2017г);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  • Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18.08.2017г № 09-1672 «Методические рекомендации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г № 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
  • Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 30.08.2019г.

Программа внеурочной деятельности социальной направленности«Кем быть» составлена на период реализации АООП УО 1год на основе учебной и методической литературы воспитателями основной школы.

Программа по профориентации «Кем быть?» направлена на подготовку неслышащих подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития. Это предполагает:

-сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;

-информированность о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества;

-знакомство с путями приобретения той или иной профессии и требованиями, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей;

-формирование умения правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью;

-участие в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия для знакомства с различными видами труда и профессиями;

-знакомство с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей;

-приобретение умений и навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в ходе ролевых игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий;

-проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности.

Цель программы:  помочь обучающимся правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда, и в результате сформировать информационную готовность к профессиональному выбору.

Задачи программы:

-познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

-формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;

-оказать помощь обучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей;

-формировать уобучающихся навыки ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования;

-развивать познавательные способности и творческую активность обучающихся;

-формировать умение ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации;

-создать условия для формирования у учащихся единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

 

 Содержание курса обеспечивает преемственность с адаптированной общеобразовательной программой  с умственной отсталостью по учебному курсу «Технология», «Социально бытовая ориентировка» для учащихся 6-9классов.

Программа реализуется воспитателями во второй половине дня. При реализации содержания используется индивидуальная и групповая форма работы. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий и упражнений, встреч, бесед,  экскурсий, игр, мастер-классов, викторин, создание и защиту презентации.

Программа рассчитана на 34 часа и разработана  для глухих учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8б класса (от 14до 15лет).Программа реализуется – 1 раз в неделю. Продолжительность занятия варьируется от 40 минут до 1 часа в зависимости от формы работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

  • достаточная информированность школьников о профессиях и путях их получения;
  • сформированность у учащихся потребности в обоснованном выборе профессии: самостоятельно проявляемая активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности;
  • сформированность у учащихся уверенности в социальной значимости трудат. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности;
  • сформированность высокой степени самопознания школьника (изучение школьником своих профессионально важных качеств);
  • наличие у учащихся обоснованного профессионального плана (умение соотносить требования той или иной профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей);
  • сформированность у школьников профессионально важных качеств, т. е. качеств, непосредственно влияющих на успех в профессиональной деятельности.

Предметные:

 Знать:

-  перечень документы, необходимые для поступления на работу;

- о влиянии личностных качеств на выбор профессии; 

-куда и как подростку устроиться на работу.

Уметь:

-ориентироваться  в мире профессии;

-презентовать свои личностные и деловые качества;

Контроль над уровнем освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Система отслеживания и оценивания результатов курса обучающимися, проводится в форме бесед, анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий (коллаж), игр, встреч, виртуальных экскурсии, проф проб. Формой промежуточной аттестации является выпуск коллажа или реферата «Рабочие профессии»

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Название темы

Количество часов

Раздел I Человек  и профессия

31 ч.

Раздел II. Трудоустройство

Итого:

          34 ч

Раздел I Человек  и профессия(31ч). 

Типы профессий. (Человек- человек, человек- природа, человек – художественный образ, человек- техника). Игра с элементами диагностики «Что кому нравиться?»   Что такое профессиограмма. Практикум:«Как составить профессиограмму». Интересы, склонности, способности (профдиагностика). Рабочие профессии: рабочий зеленого хозяйства, рабочий по комплексному обслуживанию здания, швея. Виртуальная экскурсия «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса» Условия поступления и проживания. Выпуск коллажа. Экскурсия в ателье. Профессия обувщик. Экскурсия в «Обувную мастерскую». Работа по заполнению ИОП по профориентации. Здоровье и выбор профессии. Диагностика профессиональных ориентаций школьника (учащихся, родителей). Профориентационная игра «Угадай профессию».

Раздел II. Трудоустройство (3ч).

Куда и как подростку  можно устроиться на работу. Документы, необходимые для поступления на работу (перечень). 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Неделя

Дата

Тема

БУДы

Форма занятия

Словарь, фразеология

РСВ

Прим.

1

ИОП по профориентации

-формирование представления о личном профессиональном плане ученика;

-умение самостоятельно планировать свою деятельность по заданию.

Проф беседа

ИОП это личный профессиональный план выбора будущей профессии.

-Какую профессию ты выбрал(а)?

2

ИОП по профориентации

-умение анализировать этапы своего профессионального плана, выделять главное, обобщать и систематизировать.

Практикум

Чтобы получить профессию…, сначала мне нужно…

-Я планирую посетить проф.пробы по выбранной профессии.

3

Анкета «Профессиональные интересы»

-формирование навыка самостоятельной работы

 на основе разных видов инструкции для решения практических и учебных задач;

-определение профессиональных предпочтений ученика.

Практическое занятие (анкетирование)

 Отметьте в бланке один из вариантов — «а» или «б» знаком «+»

1а. Ухаживать за животными

1б. Обслуживать машины, приборы. Следить, регулировать

-Я буду отвечать на вопросы анкеты.

4

Здоровье и выбор профессии.

- формирование необходимого объёма профессиональных знаний;

- воспитание положительного отношения к труду.

Групповой час.

Все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека

Здоровье влияет на выбор будущей профессии.

5

Типы профессий: человек-человек.

- знание типа профессии - человек-человек;

 -развитие потребности в самопознании и самореализации.

Проф.

беседа

Ч-Ч (это когда человек работает с человеком) Например: врач, воспитатель и т.д

Буду делать коллаж

6

Типы профессий: человек –знаковая система.

- знание типа профессии - человек –знаковая система;

-воспитание ответственного отношения к выбору профессионального пути.

Проф.

беседа

Человек-знаковая система это работа  профессии  с текстами, цифрами, формулами,  таблицами, и схемами.

-Назови профессии, которые относятся к типу человек-знаковая система?

7

Типы профессий: Человек – художественный образ, человек-техника.

- расширение представлений о типах профессии: человек – художественный образ, человек-техника;

- мотивирование к осознанному и целенаправленному выбору будущей профессии.

 

Проф.

беседа

 Ч-Х - что-либо творит: художник, артист, фотограф. Ч-Т - человек работает с техникой: тракторист, программист.

-Какие профессии относятся к типу «человек – техника»?

8

«Что кому нравится?»

-закрепление представлений о типах профессий;

-формирование  умения работать в группе, слушать собеседника и вести диалог.

Игра с элементами

диагностики

 Задание: выбрать картинку  с  буквой, обозначающей  предмет труда.

-Что делают люди на рисунке?

-На какие типы делятся профессии?

9

Что такое профессиограмма?

-ознакомление с понятием «профессиограмма»;

-воспитание ответственности, самостоятельности при выборе будущей профессии.

Проф.

беседа

Профессиограмма - это документ, который описывает обязанности и требования профессии.

-Что такое профессиограмма?

10

Как составить профессиограмму.

-развитие навыка составления профессиограммы по выбранной специальности;

-формирование умения самостоятельно планировать свою деятельность по заданию оценивать результаты работы.

Практикум

1.Описание профессии;

2.Навыки для овладения профессией;

3.Черты характера;

4.Где нужна эта профессия;

5.Где и как можно получить эту профессию?

-Как составить профессиограмму по выбранной специальности?

11

Интересы, склонности, способности

-формирование понятий «интерес», «склонность», «способность»;

- формирование умений адекватно оценивать свои возможности.

Профдиагнос тика

Интересы – то, что тебе больше нравится.

 Склонность – желание заниматься какой-либо деятельностью (связана с интересами ученика).
Способности – этот, что ты можешь делать лучше всех.

Что такое интересы

( склонности, способности)?

12

Хакасский колледж профессионналь ных технологий, экономики и сервиса

-знание специальностей, по которым обучают в колледже;

  - формирование  серьёзного отношения к выбору профессии.

Виртуальная экскурсия

В колледже обучающие могут получит образование по специальности: «Рабочий зеленого хозяйства», рабочий по комплексному обслуживанию здания.

Какие рабочие профессии можно получить, обучаясь в ХКПТЭС?

13

 Специальность

«Рабочий зеленого хозяйства»

-знание о деятельности «Рабочий зеленого хозяйства»;

-  формирование коммуникативных навыков.

Проф беседа

Рабочий зеленого хозяйства выполняет работы по обустройстве скверов, клумб.

Специальность можно получить в колледже города Абакана.

14

Специальность

«Рабочий по комплексному обслуживаю зданий»

-  знание профессиональных обязанностей  «рабочий по комплексному обслуживанию здания»;

- умение слушать, задавать вопросы, вступать в диалог.

Проф проба

  Рабочий должен уметь починить кран, зашпаклевать и покрасить стены.

Специальность рабочий по комплексному обслуживанию зданий

15

Специальность: «Рабочий по

комплексному обслуживанию здания»

-знание о деятельности «Рабочий по

комплексному обслуживанию здания»;

- воспитание  уважительного отношения к людям любой профессии и труду.

Проф.

беседа

Убирает и    содержит здание школы. Проводит сезонную подготовку зданий,  оборудования.

-Чем занимается рабочий по

комплексному обслуживанию здания?

16

Специальность

«Швея»

-  знание о деятельности  швеи;

-воспитание интереса к выбранной профессии.

Проф. беседа  

Швея шьет изделия из тканей вручную  или на  швейной машине.

Профессию швея можно получить  в Красноярском техникуме социальных технологий.

17

Специальность

«Швея»

-закрепить знания о деятельности «Швея»;

- умение слушать, задавать вопросы, вступать в диалог;

проявлять уважение к людям труда.

Экскурсия в ателье

 Пошив одежды по индивидуальным меркам.

Рабочие инструменты швеи: иголка, нитки,ножницы,шейная машинка.

18

«Угадай профессию»

-умение соотнести профессию и профессиональные качества;

-умение вести диалог, и отвечать на вопросы.

Проф.игра

Задание: угадай профессии по рабочим инструментам.

Например: Кто работает со швейной машинкой?

-Кто работает с секатором?

-Назови профессию рабочим инструментам

19

Рабочие профессии  

-умение работать в группе, слушать собеседника и вести диалог;

-планировать этапы и последовательность реализации поставленных целей и задач деятельности.

Творческая лаборатория

Найдите  информацию о рабочих профессиях в интернете.

Рисовать стенгазету

20

ИОП по профориентаци

- умение пользоваться  рекомендациями при составлении ИОП;

Практикум

-Куда ты хочешь поступить после  окончания школы.

-Я хочу поступить в колледж.

21

Профессия: «Обувщик»

-знание о деятельности «Обувщик»;

- воспитание  уважительного отношения к людям любой профессии и труду.

Проф.

беседа

Обувщик – работник обувной фабрики или частной обувной мастерской.

-Что делает  обувщик?

22

Профессия «Обувщик»

-знакомство учащихся с учебным учреждением для получения профессии обувщика;

-формирование профессионального самоопределения.

Виртуальная

экскурсия

Профессию обувщик можно получить в «Красноярском колледже сферы услуг и предпринимательства»

Профессия обувщик

23

Профессия «Обувщик»

-закрепить знания о деятельности обувщика;

-воспитание культуры общения.

Экскурсия

«Обувная мастерская»

Обувщик ремонтирует обувь, делает набойки на каблуки. Вшивает молнию.

Виды работ:  замена молнии, набоек.

24

Профессия «Обувщик»

-расширение  знаний о профессиональных обязанностях  обувщика;

- уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности.

Проф пробы

Обувщик ремонтирует обувь,

Для работы нужны: кусок резины, нож, клей, гвозди.

25

Профессия «Обувщик»

-развитие навыков составления характеристики профессии;

-умение работать с различными информационными источниками.

Практическое занятие (

Составление профессиограммы)

Недостатки: необходимость работать в быстром ритме, повышенная шумность в цеху, испарения от различных красящих и клеящих веществ. 

-К какому типу профессии относится данная профессия обувщик?

26

«Угадай профессию»  

-умение анализировать, делать выводы;

-работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Проф игра

Составьте пословицу из слов

Например: сапоги шьет, сегодня, пироги, завтра печет

- О какой профессии говорится в пословице?

27

Анкета «Профессиональные интересы»

-  осознание своих личных особенностей, интересов и склонностей;

- умение осознанно относиться к выбору профессии.

Профдиагностика

Интересы – то, что тебе больше нравиться.

Склонность– желание заниматься какой-либо деятельностью.

Ответь на вопросы теста.

28

ИОП по профориентации

-умение анализировать этапы своего профессионального плана, выделять главное, обобщать и систематизировать.

Практикум

-Я хочу получить профессию...

-Я хочу  посетить проф.пробы по выбранной профессии.

29

ИОП по профориентации.

-умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Практикум

-Какие кружки ты посещаешь? («Театр мод»,»Уникальный стиль»)

-Я посещаю кружки…,

30

Документы необходимые для поступления на работу.

-знание перечня документов, необходимых для поступления на работу;

-формирование умения ведения диалога.

Встреча с соц. педагогом.

Документы: заявление о приеме на работу; паспорт; снилс; ИНН; медицинская справка; справка с места учебы; трудовая книжка; фото (3х4).

-Какие документы нужны для поступления на работу?

31

Анкета «Темперамент профессий»

-формирование желания приобрести новые знания;

-развитие коммуникативных навыков: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его.

Встреча с психологом

Темперамент:сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик

- Какой у тебя тип темперамента?

32

Куда и как подростку можно устроиться на работу.

-формирование желания приобрести новые знания;

- воспитывать правовую грамотность.

Групповой час.

 Работу можно найти через:  интернет, по объявлению в газете , на бирже труда.

Работу можно найти  в центе  занятости населения.

33

Куда и как подростку устроиться на работу.

- ознакомление о видах работ для подростков, предоставляемых ЦЗН;

- формирование  социальной компетентности.

Встреча

Условия труда:

1. Работа не противопоказана здоровью.

2. Выполняется в свободное от учебы время.

3.Согласие родителей.

4.Короткий рабочий день

Допускается  прием на работу подростков  с 14 лет

34

Рабочие профессии (Итоговое занятие).

-закрепление  знаний о деятельности рабочих профессий;

-осознанно действовать на основе разных видов инструкции для решения практических задач.

Занятие мастерская

(выпуск коллажа написание реферата)

Будем создавать коллаж о рабочих профессиях.

 -Какие профессии мы изучали?

-Составим коллаж о рабочих профессиях: зеленого хозяйства, по

комплексному обслуживанию здания, швея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ручному труду для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа  разработана по предмету «Ручной труд» для обучающихся  1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Адаптированная основная общеобразовательная программа по физической культуре для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерн...

Рабочая программа по трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа  разработана по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся  3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1) ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7 КЛАСС

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллек...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)...

Программа коррекционно - логопедического курса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с системным недоразвитием речи

Логопедическая программа групповых занятий для обучающихся 3 класса, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) и системное недоразвитие речи....