Рабочая программа по изотерапии
календарно-тематическое планирование

Валиахметова Татьяна Георгиевна

Рабочая программа по изотерапии для обучающихся с ОВЗ, 1-4 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

1.        Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по предмету "Изотерапия" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 - Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года № 26.

Локальные акты ОУ:

- Учебный план ГБОУ Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год;

- Годовой календарный учебный график ГБОУ Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год;

- Расписание учебных занятий ГБОУ Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год,

В настоящее время уделяется огромное внимание физическому здоровью детей и зачастую без внимания остается его психика, его эмоции, т.е. психологическое здоровье в целом. Родители мало внимания уделяют эмоционально-личностным особенностям детей. Повышенный уровень тревожности, низкая самооценка и наличие каких – либо страхов не являются аргументами для тревоги родителей по поводу здоровья ребенка. Но этому необходимо уделять огромное внимание, так же как и насморку и повышению температуры. Страхи, тревога, низкая самооценка – это симптомы психологического нездоровья детей. И если у ребенка проблемы с психоэмоциональным состоянием, то какая речь может идти о его физическом здоровье.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов не только в воспитании и развитии детей, но и стабилизирующих их психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье в целом. И поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении сложностей развития могут сыграть инновационные методы, такие как,  арт-терапия.

Основная цель изотерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, о его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Цель программы:

Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников арт-терапевтическими методами и техниками.

Задачи программы:

  1. Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников.
  2. Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.
  3. Способствовать расширению эмоционального опыта.
  4. Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.
  5. Развивать воображение и фантазию.
  6. Развивать познавательные процессы.
  7. Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе.
  8. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе.
  9. Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию.

2. Общая характеристика предмета

Данная коррекционно-развивающая  программа состоит из 2 тематических блоков с использованием арт-терапевтических техник:

  1. Блок «Сенсорный мир» - 8 занятий с детьми в условиях интерактивной темной сенсорной комнаты.
  2. Блок «Изостудия» - 8 занятий с использованием методов изотерапии (рисование нетрадиционными способами).

Структура занятия выстроена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей. Занятие состоит из трех частей:

Часть 1. Вводная.

Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой, активизировать внимание детей.

Содержание: игры – ритуал приветствия, игры - здоровалки, игры с именами, игры направленные на появление эмоциональной синтонии, пальчиковая гимнастика, упражнения на концентрацию и распределение внимания, психогимнастические этюды.

Часть 2. Основная или рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия, и она зависит от тематического блока, цели и задач занятия.

Содержание:  релаксационные упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения, на развитие основных эмоций, и частичную коррекцию эмоционально-волевой сферы и личностного развития ребенка.

  • Деятельность самопознания и стабилизации эмоциональной сферы посредством интерактивной темной сенсорной комнаты (упражнения с элементами медитации, слушания музыки и расслабления).
  • Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования (изотерапия).
  • Песочная терапия (игры с песком с использованием метода sandplay и рисование на песке).
  • Творческая деятельность - художественный способ конструирования из бумаги (техника оригами).

Часть 3. Завершающая.

Основная цель – создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Содержание: здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры (ритуал прощания), анализ своих действий и действий сверстников на занятии (с обязательным условием положительной эмоциональной окраски), беседа о том, что больше всего запомнилось.

Каждое занятие включает в себя здоровьесберегающие технологии, методы и приёмы, способствующие саморегуляции детей, а именно:

  1. упражнения на мышечную релаксацию;
  2. дыхательную гимнастику;
  3. мимическую гимнастику, пальчиковую гимнастику и самомассаж;
  4. упражнения на профилактику зрительных нарушений.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 32 часа (1ч. в неделю).

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) формирование готовности к самостоятельной жизни.

 

  1. Содержание программы

Коррекционно-развивающая программа с блока занятий «Сенсорный мир». Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсомоторных и познавательных навыков ребенка.

На занятиях в интерактивной среде темной сенсорной комнаты дети учатся расслабляться, медитировать, выполняют различные телесно-ориентированные упражнения, делают самомассаж, слушают умиротворяющую музыку.

В сенсорной комнате проводится рисование на сухом песке.  Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. В основе данного метода упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. На ровной поверхности песка дети оставляют отпечатки не только своих рук, но и разных предметов (волчок, мяч с шипами, грабельки и т.д.), прячут и отыскивают маленькие игрушки, бусины, камушки и т.д., рисуют любые картины с помощью зеркальной панели.

Метод sandplay (дословно - песочная игра) представляет собой одну из необычных техник арт-терапии, во время которой ребенок  строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок, выражая на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Этот метод позволяет решать следующие проблемы в развитии личности ребенка и его взаимоотношениях: нарушение поведения, сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями, воспитателями) и сверстниками, психосоматические заболевания, повышенная тревожность, страхи, сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа), неврозы.

Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения, являются эффективным средством для сенсорно-моторного, общего развития детей, а так же коррекции и развития эмоциональной сферы и познавательных интересов.

В блоке «Изостудия» предпочтение отдается разным техникам рисования (изотерапия). Рисовать можно чем угодно, будь то краски, карандаши или же мел, уголь, сыпучие пищевые продукты и песок. Среди техник этого направления в нашей работе используются следующие: эксперименты с цветом, использование контрастных цветов и стилей, монотипии (создание рисунка на стекле и оттиск на бумаге), отпечатки различных предметов, техника раздувания краски, чернильные пятна и бабочки, смешивание красок, рисование пальцами рук и ладошками, кляксография и т. д. Данные техники оказывают благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, обладают релаксационным воздействием, благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии детей, что особенно важно для детей с проблемами в развитии.

  1. Тематическое планирование

Раздел

Тема

Цели

Кол.

 ч.

Дата провед.

Виды деятельности

план

факт

1 четверть

9

Блок «Сенсорный мир»

- стимуляция сенсорной деятельности и двигательной активности детей;

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и душевного равновесия;

-развитие двигательных функций;

- создание положительного эмоционального состояния и развития детей.

10

1

Рисование манкой

1

1.09

Рисование манкой

2

Знакомство с песком.

  Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

1

8.09

Словарная работа. Упражнения с песком.

3

Песочные сказки

1

15.09

Использование песка для создания изображений, применение различных приемов рисования (наброс, щепотка)

4

Узоры на песке

1

22.09

Рисование узоров по образцу

5

«Времена года» 

1

29.09

Рисование на песке под музыку

6

«Пластилиновая композиция»

1

6.10

рисование пластилином

7

8

Игры с сыпучими материалами

2

13.10

20.10

Рисование крупой, проговаривание

9

Игры с мозаикой

1

27.10

Игры с мозаикой. Выполнение узоров по образцу.

Запланировано:

Проведено:

Отставание:

Причина:

2 четверть

7

10

Игры с мозаикой

1

10.11

Игры с мозаикой. Выполнение узоров по образцу.

Блок «Изостудия»

Развитие изобразительных способностей; мелкой моторики, тактильного восприятия; раскрытие творческого потенциала.

11

11

Простые очертания «Овощи»

17.11

Обводка, лекало раскраски. «Знакомая форма»

12

Фрукты

1

24.11

Обводка, лекало раскраски. «Знакомая форма»

13

«Печать листьев» 

1

1.12

Разнообразные листья. Панно «Осенний лес». «Осенний букет»

Обводка по контуру, рисование по памяти. Техника «Отпечатки листьев»

14

«Гроздь рябины»

1

8.12

Рисование с натуры и по представлению методом «тычка»(жесткой кисточкой)

15

«Веселый утенок»

1

15.12

Рисование образцу методом «тычка»

16

«Новогодняя Ёлка»

1

22.12

Техника «Смешанная живопись».

17

«Праздничный салют»

1

29.12

Техника «Смешанная живопись».

Запланировано:

Проведено:

Отставание:

Причина:

3 четверть

18

«Дождь идет» 

1

19.01

Рисование по образцу и по представлению методом «набрызг»

19

Цветы

1

26.01

Рисование по образцу и по представлению методом «набрызг»

20

21

«Пальцевая живопись» 

2

2.02

9.02

Рисование пальцами, ладошкой

22

«Разноцветные пятна» 

1

16.02

Рисование по мокрой бумаге

23

Раскраски «Герои сказок»

1

2.03

Раскраска-терапия

24

Раскраски «Узоры»

1

9.03

Раскраска-терапия

25

Упражнение «Цветок»

1

16.03

Представление цветка, составление сказки, рисование цветка

26

«Что такое мальчик? Что такое девочка?»

1

23.03

Работа в группах. Создание коллажа. 

Запланировано:

Проведено:

Отставание:

Причина:

4 четверть

27

28

 «Яичная мозаика»

2

6.04

13.04

Выполнение рисунка яичной скорлупой, развитие мелкой моторики

29

«Невидимка. Рисование свечой»

1

20.04

дети рисуют свечой, затем на лист наносится акварель способом размыва.

30

31

«Витраж»

2

27.04

4.05

Выполнение клеевых картинок

32

«Волшебный клубок»

1

11.05

Рисование клубками ниток

33

Рисование в паре

1

18.05

Коллективное рисование. Учение договариваться друг с другом.

34

Веселое лето.

1

25.05

Техника «Смешанная живопись».

Запланировано:

Проведено:

Отставание:

Причина:

7.Материально- техническое оснащение

Оборудование:

- столы и стулья, соответствующие ростовым показателям детей;

- магнитная доска,

- интерактивная доска, проектор;

- мячи, обручи;

- стол для песочной терапии с подсветкой.

Музыкальный ряд:

К. Орф «Осень. Гномы»

Д. Христов «Золотые капельки»

Е. Ботляров «Драчун»

П. И. Чайковский «Вальс цветов»

Л. Шестакова «Сказка про дождик и тучу» (фрагмент)

П. И.Чайковский «Времена года», «Лето».

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов Вузов - М.: издат. Центр "АКАДЕМИЯ", 1997.
  2. Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. Торговый центр Сфера. М.: 2001г.
  3. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008. – 128 с.
  4.  Медведева Е.А, Левченко И.Ю., Комиссаров Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001 .
  5.  Стрелкина В.Л. Нетрадиционная техника изодеятельности в школе. 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Программа по изотерапии "Красочный мир" 1-4 класс

Программа педагогической арт-терапии «Красочный мир» основана на комплексном подходе, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентирована не столько на прямую пере...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...