Направления воспитательной работы учителя
статья

Кузовлева Наталья Валентиновна

Рассмотрены направления работы учителя, классного руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целью воспитательной работы в школе является создание воспитательной образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Среди основных направлений воспитательной работы можно отметить:  профилактику правонарушений, профилактика детского дорожнотранспортного травматизма, профориентационная работа, гражданско-патриотическое воспитание, физкультурно-оздоровительное воспитание, экологическое воспитание, трудовое воспитание, интеллектуально-познавательное развитие.

В рамках профилактики правонарушений и реализации Программы «Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних» в школах района проводится работа с детьми, состоящими на профилактическом учете в КДН, ПДН и внутришкольном учете, а также с подростками «группы риска», социально-психологическое исследование по выявлению предрасположенности к употреблению наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся 7-11 классов и другие мероприятия. В том числе беседы, круглые столы и т.д. К сожалению не во всех школах имеются педагоги-психологи для психологической коррекционной работы и для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. С этой целью проводятся семинары с заместителями директоров по ВР. Так 28 октября 2019 года на базе отдела образования методическим центром было организовано и проведено совещание с заместителями директоров по ВР с приглашением педагогов-психологов и инспектора ПДН Фирсовой Л.М. по теме «Профилактика зависимого поведения: проблемы и пути их решения». Психолог Лямбирской школы №2 поделилась опытом работы по профилактике алкоголизма  и табакокурения среди несовершеннолетних. Психолог Большеелховской школы провела тренинги с заместителями, которые впоследствии  можно использовать в школах.

Стоит отметить, что одним из важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, поэтому в школах должно больше внимания уделяться  развитию дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и вовлечению обучающихся в кружки и секции.

В целях профилактики детского дорожнотранспортного травматизма и повышения эффективности работы по предупреждению и пресечению нарушений детьми и подростками Правил дорожного движения, формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, усиления с ними индивидуальной профилактической работы, в школах ежегодно разрабатываются планы мероприятий, имеются информационные стенды по ПДД, проводятся мероприятия, направленные на профилактику дорожно-транспортных происшествий.

Однако несмотря на все наши усилия, все же случаются наезды на несовершеннолетних. Поэтому для нас важно не столько обучить правилам дорожного движения, сколько воспитать безопасное поведение ребенка на дороге и в транспорте. Поэтому просим пересмотреть планы по детскому дорожно-транспортному травматизму и обновить по необходимости. Ввести в практику проведения на последних уроках «минуток безопасности», провести родительские собрания по вопросу ношения учащимися светоотражающих элементов, при проведении профилактических мероприятий по вопросу БДД привлекать сотрудников ГИБДД и подразделений по делам несовершеннолетних. Анализируя школьные отчеты мы видим, что не все школы приглашаю указанных сотрудников.

С целью профориентационной работы наряду с внеклассными мероприятиями и конкурсами молодежных проектов и творческих работ осуществляется взаимодействие с высшими учебными заведениями, «Социальной защитой населения по Лямбирскому району РМ»,  ГКУ РМ «ЦЗН Саранский», сельскими библиотеками,  ОАО «Птицефабрика «Атемарская» Лямбирского района, АО «Агрофирма «Октябрьская», ГБПОУ  РМ «Саранский политехнический техникум». Учащиеся участвуют в открытых онлайн-уроках «Проектория».

С целью ознакомления обучающихся 6-11 классов с современными профессиями, определения профессиональных интересов детей в сентябре 2019 году 50 обучающихся МОУ «Атемарская СОШ» приняли участие в проекте «Билет в будущее».

Условиями успешной профориентационной деятельности являются материальная база; сотрудничество с работодателями, социальными партнерами. С этой целью необходимо заключить договора о совместной профориентационной деятельности.

В целях гражданско-патриотического воспитания, формирования у учащихся таких качеств, как долг, ответственность, достоинство и воспитания любви и уважения к традициям Отечества в школах организованы следующие мероприятия: совместная работа с Советом ветеранов; пополнение фонда школьных краеведческих музеев; Уроки  Мужества, участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах патриотической направленности; встречи с ветеранами тыла; солдатскими вдовами; с людьми, относящимися к статусу «Дети войны»; конкурсы «Смотр строя и песни»; шахматно-шашечный турниры, посвященные Дню защитника Отечества; общественные акции "Дорога к обелиску", "Свеча памяти", "Неугасима память поколений" ко Дню Победы, Снежный десант по Лямбирскому району "Дорогами героев", Акции «Бессмертный полк" и «Забота»; посещение выставок, музеев, театров г. Саранск; экскурсии по родному селу; молодежная акция «Свеча памяти»; уроки толерантности и беседы о недопустимости  расовой  дискриминации;

Стоит отметить, что в 2018 году Пензятская школа присоединилась к Всероссийскому образовательному проекту «Парта Героя», на котором размещена фотография Баляева  Асыма Айзятулловича, его биография и военные заслуги, а так же QR-код для мобильных устройств официального портала, отсканировав который школьник попадет на официальный портал, где представлена информация о герое.

16 сентября 2019 г. в Атемарской школе состоялось открытие парты героя с информацией о Дерябине Алексее Никитовиче, планируется открытие еще одной парты в Елховской школе.

- физкультурно-оздоровительное воспитание.

Тотальное ухудшение состояния здоровья детского населения является одной из самых острых проблем стоящих перед обществом. Решение проблем снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведение неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.

Поэтому целью реализации физкультурно-оздоровительного направления является:

охрана и укрепление физического и психического здоровья через приобщение ребёнка к здоровому образу жизни;

охрана личного здоровья и бережное отношение к здоровью окружающих.

Эти мероприятия должны реализовываться не только в рамках бесед с обучающимися и соревнований.

Значительная доля ответственности в этом лежит на родителях, которые не контролируют  должным образом режим ребёнка.

Отсутствие двигательной нагрузки, пристрастие к сидячим или компьютерным играм снижают тренированность мышц, приводя к нарушению мышечного тонуса и, как следствие, к нарушению осанки. А недостаточное пребывание на свежем воздухе приводит к гипоксии.

Педагоги не в состоянии решить эту проблему без помощи медицинских работников, родителей. Но могут внести свою лепту. Хотя бы вернемся  к внеурочной деятельности. Об этом уже было сказано на совещании заместителей по ВР. Но повторюсь. Внеурочная деятельность должна реализовываться через час после уроков и не в урочной форме. То есть не в кабинетах. Внеурочная деятельность это не продолжение уроков. Дети не должны сидеть на месте, они должны двигаться.

В области образования актуальной стоит задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения. Кроме традиционных мероприятий, проводимых в школах района в данном направлении необходимо отметить акции.

В 2019 в рамках реализации партийного проекта «Единой России» «Здоровое будущее» в общеобразовательных учреждениях района был дан старт акции «Здорово питание – активное долголетие», целью которой было формирование потребности в здоровом и активном образе жизни у школьников. Победителем в конкурсе лидеров стала ученица Атемарской школы Захарова Мария и была награждена путевкой в международный детский центр «Артек».

- трудовое воспитание. Составляя план мероприятий по трудовому воспитанию, педагоги включают в него такие формы работы как беседа; экскурсия, внеклассное мероприятие; классные часы, родительские собрания; кружки декоративно-прикладного и технического творчества; посещение дней открытых дверей в профессиональные ВУЗы; родительские собрания; консультации для родителей; конкурсы между классами.

В ноябре 2019 года завершается реализация республиканской экспериментальной площадки по «Трудовому воспитанию младших школьников» на базе МОУ «Атемарская СОШ», по итогам которой необходимо подготовить методические рекомендации для дальнейшего распространения  и использования другими учреждениями района.

- интеллектуально-познавательное направление. С целью организации содержательной активности школьников, проявляющих высокую заинтересованность в решении сложных интеллектуальных задач обучающиеся  школ района принимают участие в  творческих конкурсах, проектах и других мероприятиях. Однако, по итогам республиканских олимпиад можно сделать вывод, что нет системы подготовки к тем или иным мероприятиям. Поэтому, в целях повышения эффективности подготовки к олимпиадам различного уровня необходимо провести работу по взаимодействию ОУ и ВУЗов по открытию очно-заочных школ для желающих углубить знания по той или иной дисциплине; направлять одаренных учащихся в каникулярное время в образовательные центры на базе педагогического института им. М.Е.Евсевьева и университет им. Огарева, заключать договора с ВУЗам республики для дальнейшего сотрудничества с их педагогами, открытие экспериментальных площадок как муниципального, так и республиканского уровней

Подводя итог вышесказанному, еще раз отмечу необходимость пересмотра и обновления планов работ школы. И предоставления их в дальнейшем в методический кабинет отдела образования. Рассмотреть возможность открытия муниципальных и республиканских экспериментальных площадок по данным направлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация различных направлений воспитательной работы ДДТ

В данной презентации выставлены часть фотоматериалов деятельности Дома детского творчества Ельниковского района. Здесь и кружковая деятельность, работа с детскими общественными объединениями, совместн...

Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Статья для учителей СБО, имеет воспитательную напрвленность для обучения работы во неу урочное время....

Задачи и направления воспитательной работы в группе продленного дня

Основные задачи воспитательной деятельности и пути их решения....

Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы

Доклад о работе классного руководителя с родителями обучающихся с умственной отсталостью...