Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Пластилинография"
рабочая программа

Валерьянова Марина Борисовна

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Пластилинография". Цель: развитие творческой деятельности и мелкой моторики рук у детей с ОВЗ посредством пластилинографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Пластилинография35.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Направленность программы «Пластилиновая страна» по содержанию является художественной; по функциональному предназначению - художественно – прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.

Программа разработана на основе методических разработок.  Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.

Пластилинография помогает развивать мелкую моторику рук ребенка. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандашами и кистью, в аппликации - ножницами и кистью, в лепке - стекой). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом, что имеет немаловажное значение особенно для детей с ОВЗ.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно - эстетического развития детей с ОВЗ, стимулируя формы самовыражения личности и обеспечивая эмоциональное развитие ребенка.

Цель: развитие творческой деятельности и мелкой моторики рук у детей с ОВЗ посредством пластилинографии.

Задачи:

Обучающие:

- Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

- Обучать специальным технологиям работы с пластилином.

- Закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

- Дать теоретические знания и формировать у дошкольников практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие:

- Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии.

- Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающие:

- Содействовать воспитанию у детей интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

- Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

- Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

- Воспитывать у дошкольников интерес к изобразительной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Педагогическая целесообразность программы «Пластилиновая страна»  объясняется тем, что в ней основной материал — пластилин, а основным инструментом являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия представляют большую возможность для развития и обучения детей, способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего школьного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.).

Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:

1.Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

3. Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.

4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап № 1. Подготовительный

Задачи перед ребёнком:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной

Задачи перед ребёнком:

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы.

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Этап № 3. Итоговый

Задачи перед ребёнком:

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Тематика занятий отражена в трех направлениях:

- изучение отдельных предметов и объектов окружающей среды;

- изучение основ перспективной грамоты (таких жанров живописи, как пейзаж, натюрморт, портрет)

- создание сказочного мира, сказочных образов.

Выделяются несколько типов занятий по пластилиновой живописи:

выполнение одной темы в одно занятие (работа на «силуэте» или в миниатюре 10/15 см) одной темы многократно и поэтапно; нескольких занятий разных тем, объединенных в один сюжет

Структура занятий:

1.Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной  литературы, пальчиковая гимнастика).

2.Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

3.Заключительная часть: пальчиковая игра и подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции.

Формы организации занятий:

- По количеству детей участвующих в занятии – групповая (8 человек), индивидуальная.

- По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей - мастерская, изостудия.

- По дидактической цели - комбинированные формы занятий.

Режим занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по апрель, длительностью 40 минут.

Материалы, используемые в пластилинографии:
Пластилин (разных цветов);
Пластиковые дощечки для выполнения работ;
Стеки;
Картон (однотонный и цветной), плотный;
Можно также творчески использовать любые плотные поверхности: дерево, стекло, пластик;
Бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бумага разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пайетки..
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребёнка ,
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.

Формы занятий по каждому разделу:

- Прямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

2. Располагать их на горизонтальной поверхности.

3. Затем расплющивать, соединяя детали.

- Обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура).

Особенности выполнения работы:

1. Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность (прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т. д.).

2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка.

3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).

4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения.

- Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».

Особенности выполнения работы:

1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.

2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.

3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.

4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения.

- Многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев.

Особенности выполнения работы:

1. Для начала мы берем разные цвета пластилина.

2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой.

3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.

- Модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.

- Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.

Особенности выполнения работы:

1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета.

2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета.

3. Слегка прижать.

- Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Ожидаемые результаты:

Пластилинография способствует освоению образовательной программы. К концу дети реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

- Планируемые результаты
• Дети овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.

• Будут свободно пользоваться инструментами и материалами, необходимыми для работы с пластилином.

• Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.

• Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина картины.

• Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, самостоятельность.

• Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.
• Получат навыки совместной работы.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Способы проверки результатов освоения программы "Пластилиновая страна" проходят в виде смотров-выставок.

Календарно-тематический план занятий по программе «Пластилиновая страна».

Дата

Тема

Программное содержание

К-во ча-

сов

1

07.10.

2022г.

"Подготовка основного фона"

 Развивать аккуратность в работе с пластилином. Воспитывать любознательность, интерес к познанию.

1

2

14.10.2022г.

"Пенёк берёзовый"

Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями.

Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать эстетическое и образное восприятие.

1

3

21.10.2022г.

"Дерево. Ствол. Ветки."

Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней. Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы. Воспитывать аккуратность, заботу о ближнем, чувство сопереживания.

1

4

28.10.2022г.

"Дерево. Листья"

 Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху. Закреплять с детьми знания о красном цвете. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

1

5

04.11.2022г.

«Дубок с желудями».

Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени.

Продолжать знакомить детей с натюрмортом.

Закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить детей приему «вливания одного цвета в другой». Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.

1

6

11.11.2022г.

"Ёлочка"

Продолжить знакомить детей с одним из видов изобразительной техники – прямой многослойной фактурной пластилинографией; развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы, развивать чувство цветовосприятия

1

7

18.11.2022г.

"Рябина"

Побуждать детей передавать в лепке впечатления от окружающего – поспели ягоды. Закреплять умение лепить предметы круглой формы, скатывая комочки пластилина круговыми движениями ладоней; расплющивать шарики-ягодки на горизонтальной плоскости, произвольно располагая их по поверхности. Закреплять с детьми знания о красном цвете. Развивать мелкую моторику.

1

8

25.11.2022г.

"Грибы-мухоморы»

Учить детей самостоятельно с помощью приема размазывания завершать рисунок. Учить размазывать линии в разных направлениях.  Развивать мелкую моторику пальцев.

1

9

02.12.2022г.

"Лисичка"

Учить детей пользоваться вспомогательными приспособлениями. Совершенствовать умение детей прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом. Развивать мелкую моторику рук.

1

10

09.12.2022г.

"Зайчонок"

Учить сочетать прием размазывания и расположения тонких линий из пластилина на шаблоне; совершенствовать координацию и согласованность обеих рук, развивать мелкую моторику; использовать разные цвета пластилина для создания выразительного, яркого образа; воспитывать чувство прекрасного.

1

11

16.12.2022г.

"Ёжик"

Развивать у детей творческое воображение.

Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом.

1

12

23.12.2022г.

"Воробей"

Учить детей размазывать пластилин по всей фигуре, не выходя за контур. Учить детей в своей работе использовать несколько цветов пластилина. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается. Развивать аккуратность в работе с пластилином. Воспитывать любознательность.

Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение.

Воспитывать аккуратность.

1

13

30.12.2022г.

"Белочка"

Закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки. Учить дополнять изображение характерными деталями, используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.

1

14

13.01.2023г.

"Избушка"

Продолжать обучать детей скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения, характерные детали.

1

15

20.01.2023г.

«Мостик»

Добиваться реализации выразительного, яркого образа, с опорой на жизненный опыт детей; развивать образное мышление, умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – прямую контурную модульную пластилинографию; развивать чувствоформы, пропорций и цвета.

1

16

27.01.2023г.

"Петушок"

Закреплять умение раскатывать комок пластилина круговыми и прямыми движениями между ладонями.

Вызывать радость от проделанной работы.

Развивать согласованность в работе обеих рук. Воспитывать аккуратность.

1

17

03.02.2023г.

"Кошечка"

Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». Продолжать знакомить детей с анималистическим жанром посредством пластилинографии. Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного, закрепить приемы изображения предмета из отдельных частей. Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения). Учить смешивать пластилин разного цвета для получения нового оттенка.

1

18

10.02.2023г.

"Собачка"

Учить передавать строение фигуры собаки, разное положение туловища животного. Помогать в выборе цвета, поощрять самостоятельность и инициативность.

Развивать мелкую моторику рук, воспитывать коллективные, дружеские взаимоотношения.

1

19

17.02.2023г.

"Дедушка"

Развивать у детей чувство композиции, цвета. Учить располагать элементы на поверхности предмета. Упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии.

1

20

24.02.2023г.

"Бабушка"

Расписывать готовый силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по цвету частей с узором. Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения кокошника и юбки, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими.

Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

1

21

03.03.2023г.

"Лягушонок"

Учить изображать элементы при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать цвет на заданном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка.

1

22

10.03.2023г.

"Гуси-лебеди»

Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира, желание передать красоту природных форм в своем творчестве. Учить детей создавать композицию из отдельных деталей, использовать в работе возможности пластичного материала: скатывать и расплющивать пластилин, придавая ему определенную форму, оттягивать и прищипывать некоторые части объекта.

1

23

17.03.2023г.

"Трава-мурава"

Учить детей создавать образы полевых растений нашего края; закреплять умения детей использовать нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином. Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму. Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.

1

24

24.03.2023г.

"Полевые цветы"

Обучать детей воплощать в художественной форме своё представление о цветах; развивать умение изображать цветы при помощи пластилина, закреплять умения смешивать пластилин разного цвета для получения выразительности образа средствами многослойной пластилинографии, развивать чувство формы и цвета; воспитывать бережное отношение к природе.

1

25

31.03.2023г.

«Полевые цветы»

Закреплять один из приёмов многослойной пластилинографии – цветовую растяжку, показывая его возможности для колористического решения темы и усиления её эмоциональной выразительности; развивать композиционные умения; воспитывать эстетическое отношение к природе. Закрепить умение пользоваться в работе стекой: делить целое на части, наносить штрихи. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

1

26

07.04.2023г.

«Бабочки»

Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту в своем творчестве. Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание. Развивать мелкую моторику рук.

1

27

14.04.2023г.

«Кузнечик»

Развивать мелкую моторику пальцев рук при размазывании пластилина по поверхности деталей. Побуждать дополнять свою работу по выбору детей. Воспитывать у детей проявление индивидуальности.

1

28

21.04.2023г.

"Божья коровка"

Обучать детей лепить божью коровку из отдельных частей. Упражнять в приёмах скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения. Воспитывать любовь к природе, к насекомым и эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей.

1

29

28.04.

2023г.

Завершение картины. Итоговая обработка лаком.

Учить детей оформлять изделие рамкой, обучать покрывать готовое изделие лаком. Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая места скрепления.

1

ИТОГО

29


Список литературы.

  1. Давыдова Г.Н. "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003"
  2. Кард В.А. «Учимся лепить из пластилина»  Издательство «Сова», 2007г.
  3. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. Издательство "ГНОМ и Д",2004
  4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников - Издательство" АСТ ",2002
  5. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т.С.  Издательство " Российское педагогическое агентство",1997
  6. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб. Детство-пресс,1999


Приложение 1.

Таблица смешивания цветов:

Розовый = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый = 7/8 белого + 1/8 черного
Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого
Светло-зеленый = 1/3 желтого + 2/3 зеленого.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами.

Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.

Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Приложение 2.

Список детей:

1. Васенин Михаил

2. Васильев Дмитрий

3. Журавлёв Владимир

4. Коновалов Кирилл

5. Минеев Максим

6. Сабиров Амир

7. Самокаев Алексей

8. Трофимова Виктория


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Гончарное дело»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа«Гончарное дело»...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Топотушки"

В программе  представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмические движения, нетрадиционные виды упражнений для детей с ТМНР....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Сити-фермерство»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАк адаптированной дополнительной  общеобразовательной программе «Сити-фермерство»...

Конспект занятия по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности «Город фантазеров» на тему «Подарок маме мимозы»

Конспект открытого занятия для детей с ментальными нарушениями и тяжелыми множественными нарушениями развития, в возрасте от 11 лет до 14 лет...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по духовно - нравственному воспитанию для учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) 6-9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня»

Адаптированная дополнительная общеобразовательнаяпрограмма (модифицированная) по духовно-нравственному воспитанию для6- 9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня&raq...