Технологии патриотического воспитания в современной школе
статья (9 класс)

В статье рассматриваются современные технологии по формированию ценностей гражданина и патриота. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии патриотического воспитания в современной школе.

                СПб ГБУЗ  ВЦДОиТ «Огонек»

                            Выполнила: воспитатель И.Н. Стромилова

      Детство и юность – самая лучшая пора для привития благородного чувства – любви к Родине. Поэтому патриотическое воспитание – одна из главных задач современной школы. Патриотическое воспитание понимается как системное формирование у школьников любви к своей Родине, готовности к ее защите, патриотического мироощущения и чувства преданности своей стране, готовности к исполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов своего Отечества.

      Каждый тип образовательного учреждения  имеет свою концепцию и программу воспитания с учетом многих факторов. При выборе технологий воспитания необходимо ориентироваться на цели и задачи, стоящие перед конкретным образовательным учреждением.

      Для повышения качества деятельности участникам воспитательного процесса необходимы глубокие знания о технологиях воспитательной работы. Использование научно- обоснованных педагогических технологий, большинство которых предполагает применение технических средств обучения, позволяет наполнить процесс воспитания конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

      Под технологией воспитания мы понимаем систему разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов,  процедур воспитательной деятельности, которые позволяют гарантировать результат и качество. В образовательном процессе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.

     Функционирование воспитательной технологии подразумевает несколько этапов воспитания:

  - ориентировки (формирование представлений о воспитательных целях);

  - исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности);

  - контроля и корректировки

     Отдельной задачей формирования воспитательной технологии является отбор и выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности , личностные особенности педагога и его педагогический опыт.

     К используемым в нашем учреждении технологиям воспитания патриотизма применяется комплексный подход и выполнение следующих требований:

  - технологии воздействуют на подростков по трем направлениям : сознание, чувства и поведение;

  - положительный результат достигается при органическом слиянии воспитания и самовоспитания личности;

  - единство и координация усилий всех имеющих отношение к воспитанию социальных институтов. Прежде всего – средств массовой информации, литературы, искусства, семьи, коллективов;

     При этом используется системный подход к действующей в воспитании совокупности внешних и внутренних факторов и взаимосвязи между ними. К числу главных факторов относятся образ жизни подростков, условия жизни, средства массовой информации и пропаганды, уровень развития и условия жизни коллектива.

    Технологическая цепочка педагогических действий, коммуникаций выстраивается в соответствии с установкой выработки у подростка устойчивого патриотического мироощущения.

     Опираясь на существующие классификации в научной литературе, можно выделить следующие воспитательные технологии:

  - коллективное творческое дело;

  - шоу-технологии (конкурсы, игры);

  - групповая проблемная работа (дискуссии, обсуждение ситуаций);

  - технология рефлексивного самовоспитания;

  - технология формирования ценностных ориентаций;

  - технология ситуационного классного часа.

      Для реализации задач патриотического воспитания с успехом   используются информационные образовательные технологии, которые позволяют:

  - организовать самостоятельную познавательную работу учащихся в ходе воспитательного процесса;

  - сделать воспитательную работу более эффективной, вовлекая внимание подростка в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым смысловым инструментарием;

  - построить открытую систему воспитания, где каждому ученику будет обеспечен самостоятельный путь воспитания;

      Основная ценность информационно-коммуникационных технологий состоит в том, что они позволяют создать интерактивную среду, в которой возможности педагога и ученика практически не ограниченны. Они позволяют не только обеспечить ученика большим количеством понятий, но так же развить его творческие способности, интеллектуальные способности, умение получать новые знания, работать с различными источниками информации и визуализировать цели исследований.

      К примерам обоснованного внедрения  ИК технологий в процесс формирования гражданина, патриота своей страны, можно отнести использование контента виртуальных и интерактивных экскурсий.

      Виртуальные музеи представляют собой сайты с информацией о музее, его тематике, географическом положении и времени работы. А также виртуальные экспозиции, которые объединены в виртуальные экскурсии. В настоящее время качество и количество представленного материала непрерывно растет. Многие музеи проводят онлайн – экскурсии.

      Виртуальная экскурсия включает те же этапы, что и обычная экскурсия: начинается с вводного слова, где педагог определяет цели и задачи экскурсии, предлагает маршрутные листы, где указан порядок прохождения экспозиции, знакомит со способами навигации по сайту. Навигационные инструменты позволяют приблизить каждый стенд, документ, фотографию, ознакомиться со старинными документами и материалами из хранилищ музея.

     Важную роль в активизации деятельности учеников во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Подростки не только знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются поиском необходимой информации для выполнения поставленных задач. Перед экскурсией ученикам предлагается творческое задание. Во время экскурсии ребята делают записи в тетради, копируют материалы с сайта, делают пометки.

     Завершается экскурсия беседой, в которой педагог совместно с учениками подводит итоги: систематизирует увиденное и услышанное, выделяет существенное, спрашивает о впечатлениях. Можно предложить ученикам творческое задание: подготовить доклад, написать эссе или отзыв на сайт музея.

     Применение виртуальных экскурсий  в рамках внеурочных занятий или мероприятий, посвященных конкретным историческим датам, очень эффективно в плане пробуждения у современных школьников интереса к истории своей Родины и формирования патриотического мировосприятия.

     В заключении необходимо отметить, что возрождение патриотических ценностей в процессе обучения зависит от наших возможностей, а самое главное, от желания воспитать новое поколение настоящими гражданами страны.  «Моя любовь к России, - писал А.И. Герцен, - вовсе не животное чувство привычки, вовсе не природный инстинкт, из которого сделали добродетель патриотизма. Я люблю Россию потому, что знаю ее, люблю сознательно, с рассудком.»

     Список литературы:

  1. Беспалько В.П.  Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989
  2. Носов Н.А. Виртуальная психология. – М.: Аграф, 2000
  3. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей.-  Молодой ученый.-2012, №5
  4. Караковский В.А Патриотическое воспитание в школе. – М.,2004
  5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://virtual-museum.ru

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Патриотическое воспитание в современной школе"

Данный материал бвл подготовлен к выступлению на педагогическом совете по теме  "Патриотическое воспитание в современной школе". Материалы для данного выступления основываются на многолетние...

Статья: "Значение патриотического воспитания в современном обществе".

Статья о сущности, значении, реализации, методах, критериях патриотического воспитания обучающихся. Необходимость для молодого поколения и важность данного процесса для современного общества....

Гражданско-патриотическое воспитание в современной школе

Патриотическое воспитание, как и все направления воспитательной работы в школе, предполагает формирование и развитие личности учащегося. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личн...

Технологии патриотического воспитания в школе.

О.А. СергееваМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пречистенская средняя школаЗаместитель директора по воспитательной работе МБОУ Пречистенская СШ Технологии патриотического...

Значимость патриотического воспитания в современной школе

Патриотическое воспитание молодежи - одна из приоритетных задач современной школы....