Формирование гражданственности и патриотизма.
статья

Белякова Ирина Фёдоровна

Воспитать патриота и гражданина можно только через активную деятельность.  Лихачев Д.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grazhdanstvennosti_i_patriotizma.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гражданственности и патриотизма

Воспитать патриота и гражданина

 можно только через активную деятельность.

 Лихачев Д.С.

 Условия возникновения и становления опыта.

 В течение нескольких лет я работаю над проблемой «Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения». Интерес к данной теме определяется потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом и личностью. Происходит переоценка ценностей современного общества, что ведет к потере нравственных идеалов, на которых раньше воспитывалось подрастающее поколение. Поэтому сейчас возрастает роль и значение воспитания гражданских и патриотических качеств личности.

Актуальность и перспективность опыта.

 События последнего времени подтвердили, что экономическая нестабильность, социальная незащищенность, утрата духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов гражданственности и патриотизма. В общественном сознании наблюдается постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического воспитания, получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к истории государства, падает престиж военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности как основы укрепления государства.

  В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: «Цели воспитания и образования – историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов». В статье 2 Закона РФ «Об образовании» среди приоритетов отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.) сформулирован социальный заказ, поставленный перед школой – воспитать «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны». В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Стандартах второго поколения также выделяется «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества». На новом этапе развития России образование играет важную роль в воспитании молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, способной к социализации, уважающей историко-культурное наследие всех народов России. Следовательно, одним из приоритетных направлений становится процесс формирования гражданственности и патриотизма у учащихся общеобразовательных школ.

 Актуальность данного опыта по формированию гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения определяется социально-значимыми проблемами, решаемыми в ходе процесса образования и воспитания - формирование образа гражданина-патриота, который будет жить и работать в демократическом обществе. Гражданско-патриотическое воспитание актуализирует проблему воспитания духовно богатой, свободной личности, ориентированной на высокие нравственные идеалы.

  Практическая значимость опыта заключается в разработке конкретных направлений деятельности, внедрения адаптированных программ, различных форм и методов работы с целью формирования гражданственности и патриотизма у школьников.

 Перспективность опыта по формированию гражданственности и патриотизма с использованием возможностей уроков, школьных музеев, правового клуба определяется организацией деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется воспитание человека – гражданина и патриота, ориентированного на общечеловеческие ценности.  

Ведущая педагогическая идея.

 Формирование гражданственности и патриотизма будет эффективным при условии ориентации учителя и учащихся на отечественные ценности: любовь к родине, уважение к традициям народа, гордость за историческое прошлое и героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство и верность Отчизне и вовлечения учащихся в различные формы индивидуальной и коллективной, в том числе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края, как средства формирования патриотически ориентированной личности.

Теоретическая база опыта.

 В педагогической литературе нет однозначного подхода к определению понятия «гражданственность». В педагогическом энциклопедическом словаре «гражданственность» трактуется как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. На основе анализа определений, предлагаемых ведущими российскими педагогами, данное понятие представляется как сочетание трех блоков:

- теоретического, включающего в себя комплекс знаний в различных областях общественной жизни;

 - деятельностного, позволяющего личности реализовывать свои права и выполнять обязанности по отношению к себе, семье, окружающим людям, государству;

- личностно-психологического – сочетание нравственных, патриотических и интернациональных чувств.

  Исходя из разных подходов к определению понятия «гражданственность», ученые выделяют основные компоненты его структуры. Так, Г.С. Довгаль, Н.А. Климова, Г.Г. Солодова к основным компонентам «гражданственности» относят гражданское сознание, гражданское самосознание, гражданские чувства, гражданские поступки. Г.Н. Филонов, А.С. Прутченков считают основным компонентом практическую деятельность, то есть умения, апробированные учениками в действии. По мнению В.Н.Шамардина основным акцентом должно стать патриотическое воспитание учащихся.

 Воспитание патриотизма - объективная необходимость для подрастающего поколения. При размытом патриотизме и национальном самосознании граждане становятся безучастными к состоянию дел в стране, слабеют социально-экономические, духовные и культурные основы нашего общества и государства. Гражданственность и патриотизм – два неразделимых понятия при формировании гражданственной компетенции личности.

 Патриотизм составляет базовую характеристику социальной направленности мировоззрения человека, выступает социально-нравственным императивом.            

Патриотизм – (patris - родина, отечество, греч.) в Толковом словаре В.И.Даля трактуется как «любовь к отчизне». Патриотизм – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы (Энциклопедия социологии).

  По мнению А.Н.Вырщикова и В.И.Лутовинова (Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. М., Планета,2010г.), патриотизм - это и сложное духовное качество человека. Оно проявляется в отношении к другим людям, к обществу в целом, к его материальным и духовным богатствам, к разнообразным видам деятельности, к делам на пользу Отечества. Оно включает в себя и знания о Родине, о ее прошлом и настоящем, и чувство любви и ответственности перед ней, это и развитие воли личности, ее умений и навыков, позволяющих вести себя действенно и активно, проявляя устойчивое положительное отношение к Родине.

 Современная трактовка патриотизма (С.Ю.Иванова. Современный российский патриотизм. Ростов-на-Дону, 2008г.) позволяет рассматривать его как органическую часть идейно-нравственного облика человека, проявляющуюся в активном действенном отношении к современному обществу, служении, труде, укреплении и защите Отечества, сочетающей глубокую любовь и преданность народу, языку, национальной культуре, природе с уважением к другим народам. Именно это многогранное отношение человека к Родине является предметом патриотического воспитания. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, горячо любящего свою Родину, уважающего ее прошлое, готового активно участвовать в укреплении государства. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, важный мобилизирующий ресурс развития общества.

 Основными структурными компонентами патриотизма, как явления общественной жизни, по мнению А.К.Быкова являются: патриотическое сознание, патриотическое отношение и патриотическая деятельность. Лишь понимая значимость своего Отечества, гражданин готов предпринять необходимые действия по защите его национальных интересов.

 Таким образом, патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, духовных ценностей, отражающих специфику и развитие нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России.                                                                                        

    Патриотическое воспитание складывается из нескольких направлений:

 -  военно-патриотическое воспитание;

 -  героико-патриотическое воспитание;

 -   национально- патриотическое воспитание;

 -  гражданско – патриотическое воспитание.

 Военно–патриотическое воспитание - это формирование патриотически ориентированной личности, с глубоким патриотическим сознанием и идей служения Отечеству, уважение к военной истории, стремление к военной службе и сохранение и приумножение русских воинских традиций.

 Героико-патриотическое воспитание направлено на пропаганду героической истории Отечества, знаменательных исторических дат, воспитание уважительного отношения к героизму наших предков.

  Национально-патриотическое воспитание формирует у учеников чувство любви к большой и малой Родине, уважительное отношение к русским традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ.

 Гражданско–патриотическое воспитание направлено на формирование у детей и молодежи социальной активности, ответственности, правовой культуры, зрелой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга. Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование у детей гражданственности как интегративного качества личности.

  Нельзя сказать, что современное поколение негативно относится к идее патриотизма. Чувство любви к Родине может находиться на разном уровне эмоционального, нравственного восприятия в каждом школьнике. И задача учителя вывести это чувство на первый план. Точно об этом сказал Д.С. Лихачев: «Патриотизм как осознанное чувство любви к своей Родине, к ее многострадальной и героической истории, к ее прекрасным традициям культуры - это великое возвышающее человека чувство» (Лихачев Д.С. Земля родная. М.,1983,с.9). По мнению философа Трубецкого, "поколебать в людях святыню Родины – значит вынуть из патриотизма самую его сердцевину. Когда Родина перестает быть для человека ценностью единственной, незаменимой, ее меняют на что-то другое, более соответствующее интересу, вкусу, выгоде”. (Трубецкой Е.Н. Избранное, М., 1995, с.268-269).

 Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается все зарубежное при забвении о национальном достоинстве.  Патриотизм и гражданственность нельзя навязать или внедрить в сознание людей посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из истории и жизни, так как идея патриотизма и гражданственности глубоко конкретна и неоднозначна по своей сути.

Новизна опыта

 Новизна опыта учителя по воспитанию гражданственности и патриотизма средствами исторического краеведения заключается в усилении роли внеклассной работы через практическую деятельность учащихся в рамках работы краеведческих объединений и правового клуба.

 Технология опыта.

  Цель - создание условий для формирования социально компетентной, мобильной личности, умеющей делать выбор и нести за него ответственность, сознающей и способной отстаивать свою гражданскую позицию и гражданские права. Задачи:

 - изучить и проанализировать теоретические источники, практические материалы по проблеме формирования у учащихся гражданственности и патриотизма;

 -  разработать модель гражданско-патриотического воспитания детей в условиях интеграции учебной и внеурочной деятельности;

 - разработать и апробировать комплекс непрерывного краеведческого образования через урок - внеклассную деятельность – воспитательную работу;

 - вовлечь учащихся в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности, в том числе в поисковую и исследовательскую деятельность по истории родного края;

 - разработать диагностический инструментарий по определению эффективности гражданско-патриотического воспитания;

 - распространить опыт среди коллег.

  Общеизвестно, что именно с краеведения (истории родного края) начинается путь к осознанию мира. Краеведение ориентировано на познание историко-культурных корней на уровне чувственного опыта сопричастности к прошлому, осознании неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Неслучайно изучение истории Владимирского края вошло в региональный компонент и стало важным средством интеграции знаний и воспитания гражданина-патриота. Однако острая нехватка часов на основные предметы привела к тому, что на уроках истории мы уделяем краеведению 10-15 % от всего урочного времени, а на уроках обществознания использовать краеведческий материал удается тем более не всегда. Значит, нужно максимально использовать отведенное время на уроке и любую возможность во внеурочное время для работы с краеведческим материалом.

 При выборе гуманитарной модели образования, личностно-ориентированной на конкретного ученика, разбудить его внутренние мотивы, сформировать устойчивый интерес к изучаемому предмету, воспитать человека- патриота и гражданина становится наиболее важной задачей. При изучении истории Отечества краеведение может оказать существенную помощь в данном вопросе. Ведь краеведение - это всестороннее изучение какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектом изучения становится сам ученик, его родословная, занятия его родителей, окружающий его мир, традиции, обычаи его предков, т.е. то, что интересно любому человеку.

  Учитель по-своему выбору может использовать местный материал, придавая ему соответствующую поставленным целям форму.

 Организуя данную работу, я использую следующие этапы деятельности.

 Первый этап – подготовительный. На этом этапе моя задача состоит в том, чтобы заинтересовать ученика и познакомить его с историей родного края.

 Если я хочу просто заинтересовать ученика, то расскажу ему или попрошу его подготовить для урока сообщение об исторической личности, связанной с нашим краем; привлечь его внимание - организую экскурсию по историческим местам области, посещение местных историко-краеведческих музеев. На занятиях учащиеся могут самостоятельно приготовить сообщения по разным краеведческим темам,

  Второй этап – организация практической деятельности в рамках школьного музея и правового клуба с целью получения учащимися опыта гражданского действия.   Основными видами деятельности являются:

 1. шефская работа над ветеранами Великой Отечественной войны, живущими в микрорайоне школы;

 2. организация встреч в школе с ветеранами войны и труда;

  Третий этап – привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края.

 Суть поискового метода заключается в том, что учитель, организуя творческую познавательную деятельность учащихся, побуждает их находить источники новой, не сообщавшейся им ранее, информации, самостоятельно изучать ее и получать на этой основе достоверные знания, приобретать ценные познавательные умения и навыки.

 В своей работе я использую основные виды поисковой деятельности:

 1) Библиографический поиск, т.е. самостоятельная работа учащихся по подбору и изучению литературы, связанной с определенной темой. Цель данного поиска - обучение школьников умению работать с книгой, библиографическими источниками: правильно цитировать текст и делать ссылку на источник, аннотировать прочитанное, пользоваться указателями, справочной литературой, каталогами, грамотно оформлять список использованной литературы.

 2) Сбор краеведческого материала, который включает много навыков самостоятельной познавательной деятельности: сбор материала, его систематизация, анализ, иногда и реставрация. Учащиеся овладевают элементами методики научного исследования.

  3) Составление родословной, биографический поиск.

 4) Коллекционирование также является серьезной поисковой деятельностью, ориентированной на личностно значащую или общественно-полезную цель, обогащающую ребят новыми знаниями, способствующую выработке таких важных качеств, как умение систематизировать те или иные материалы, привычке к аккуратному их оформлению и хранению.

 Перед любым видом поиска необходима подготовленность детей к организуемой деятельности. Педагог должен создать условия поиска, предусмотреть возможные трудности, которые могут возникнуть в результате поиска.

  Для подготовки детей к исследовательской деятельности я использую музейные уроки, разные по форме и содержанию.

 Остановлюсь на некоторых из них.

Результативность.

Для выявления значимости, особенностей и основных направлений формирования патриотизма и гражданственности у учащихся общеобразовательных школ с использованием краеведческого компонента требуется определить обоснованный и практичный критериально-оценочный аппарат, позволяющий оценить результативность созданных условий воспитательно-образовательного процесса. Т.М.Сафонова предлагает выделить следующие критерии и показатели сформированности гражданственности и патриотизма личности. критерии-показатели

Мотивационно-потребностный-интерес к краеведческой деятельности; -отношение подростков к нравственным и историческим ценностям региона; -потребность в дальнейшем совершенствовании краеведческих знаний; -характер мотивации и активности в освоении краеведческих знаний.

когнитивный-полнота, системность, конкретность, прочность и осознанность краеведческих знаний

поведенческий-уровень активности подростков в различных формах краеведческой деятельности; -уровень владения основными навыками краеведческой деятельности

Опираясь на показатели, можно выделить три уровня сформированности патриотизма и гражданственности у учащихся общеобразовательных школ:

 1. Высокий – качество проявляется всегда;

 2. Средний – качество проявляется почти всегда, но под воздействием преподавателя;

 3. Низкий – качество проявляется редко или не проявляется совсем.

К высокому уровню сформированности патриотизма и гражданственности можно отнести учащихся, показывающих высокий интерес к краеведческой деятельности, потребность в изучении культуры и истории Родины, региона. Их отличает толерантное отношение к другим народам. Они характеризуются наличием своих убеждений, правильным пониманием проблем и требований регионального развития. Владеют всеми навыками краеведческого исследования, умеют применять их на практике.

Средний уровень сформированности патриотизма и гражданственности характеризуется наличием у учащихся интереса к краеведческой деятельности, которая проявляется под влиянием учителя. Они отличаются невысокой мотивацией к изучению истории и культуры своей Родины, участию в историко-патриотической работе. Исторические и краеведческие знания занимают одно из центральных мест в общем объеме знаний, однако они не воспринимаются как необходимость. У учащихся есть свои убеждения, как правило, ответственное отношение к своим поступкам, но в некоторых случаях их решения не соответствуют требованиям регионального развития. Навыками краеведческого исследования владеют, но не всегда применяют их на практике.

При низком уровне сформированности патриотизма и гражданственности ученики только иногда проявляют интерес к краеведческой деятельности, и только под влиянием учителя, или совсем не занимаются краеведением. Они мало интересуются историей Родины, историко-патриотическую работу выполняют только изредка при побуждении и под контролем учителя. Исторические и краеведческие знания занимают у них одно из последних мест в общем объеме знаний, воспринимаются как необязательные. Проявляется неуверенность в собственных убеждениях. Навыками краеведческого исследования владеют слабо, иногда под влиянием взрослых пробуют применять их на практике. Измерителем первого критерия является наблюдение учителя и анкетирование учащихся.

Гражданско –патриотическое воспитание (из опыта работы)

Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность  - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения  к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Это необходимость также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство. Неоценима в этом ключе роль российского образования.  Гуманистическое воспитание, пропагандируемое в нынешнем обществе, одной из своих задач ставит возрождение традиций русской ментальности, чувства патриотизма.

Происходящая в России дифференциация школьного образования по профилям заставляет по – новому взглянуть на содержание наработок последних лет в области гражданско – патриотического воспитания. Оно стало направлением образовательной политики России. Это система знаний интегрированного и обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формирование духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного человека. В связи с этим гражданско – париотическое воспитание является составной частью процесса и как межпредметная форма деятельности в рамках образовательного пространства, и как форма организации школьной жизни, которая способствует демократическому поведению всех участников образовательного процесса.

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование».

Цель проекта: создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Федеральный проект «Патриотическое воспитание» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.  В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательной организации, проводятся мероприятия патриотической направленности направленные на формирование гражданственности, т.е. такого уровня культуры молодого человека, при котором достигается понимание закономерностей общественного устройства. Развивается способность к рефлексивному поведению в обществе, формируется готовность к принятию ответственных решений в проблемных жизненных ситуациях на основе усвоенных знаний и ценностей данного сообщества.

В связи с этим учителями  - предметниками  и классными руководителями разработан ряд уроков и воспитательных часов, направленных на формирование активной гражданской позиции учащихся: классный час «Символика России», «Символика Мордовии». Большинство великих людей, которые добились больших успехов в науке и творчестве, были любопытными в детстве. Любопытство  - это не что иное как жажда узнать то, о чем взрослые люди могут говорить часами – о политике? Ведь старшеклассники уже не просто дети – они самостоятельные личности, которые могут принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов. Воспитание активных граждан начинается с начальной школы, примером тому может служить классный час « Выборы президента леса», в среднем звене  классный час « Что такое выборы?» , в старших «Избирательное право в России» .

Значимая роль в формировании гражданственности отводится учителям – предметникам, естественно пальма первенства в работе данного направления принадлежит учителям истории и обществознания. Урок истории «Сегодня – ученик, завтра – избиратель» .В жизни наших ребят будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Важно, чтобы они хорошо для себя уяснили, что они отвечают за всё, и от жизненной позиции каждого гражданина зависит будущее России, её благополучие! Молодым, сильным, умным не приемлемо находиться на окраине активной политической жизни.

Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой Родине уделяется особое внимание военно – патриотическому воспитанию, воспитанию в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев, чувства любви к Родине, гордости за своё Отечество, подготовка молодых людей к защите Родины и службе в вооружённых силах.

Коллектив школы принимает участие в митингах, посвященных Дню Победы. Учащиеся возлагают к подножию памятника, венки и гирлянды, сделанные своими руками.

Интересно прошел военно – патриотический  конкурс «Песни, опаленные войной», Учащиеся участвовали в конкурсе рисунков «Война глазами детей».

Не прерывается связь поколений, и современные школьники знакомятся с судьбами героев родной станицы. С чувством гордости и восхищения воспринимают то, что они живут на земле, которая чтит память своих земляков, прошедших Великую Отечественную войну, Афганскую войну. Их имена запечатлены не только в музейных экспонатах комнаты боевой славы нашей школы, но и живы в наших сердцах и делах.

В рамках учебно – воспитательного  плана школы проводится кружок «Краеведение».

Организация гражданско – патриотического воспитания в школе, как мы убедились, сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимо переплетены и дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его, при этом  вовлекая детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание в школе как условие формирования гражданственности и патриотизма у учащихся кадетских классов

Содержание   стр.Введение ………………………………………………………….....3Глава IТеоретические основы формирования гражданственности и патриотизма …….………………. 9 1.1. Сущностные характеристики гра...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Формирование гражданственности и патриотизма в условиях тематического классного часа.

Представлен опыт работы по формированию  гражданственности  и патриотизма в условиях тематического классного часа....

Доклад «Формирование гражданственности и патриотизма в образовательном процессе по иностранному языку на основе использования регионального компонента»

Выступление на областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное развитие учащихся в образовательном процессе по иностранному языку» с докладом «Формирование гражданственности и патриоти...

Роль классного руководителя в образовательном процессе по формированию гражданственности и патриотизма

Работа была подготовлена в рамках районного семинара "Воспитываем патриота и гражданина"...