Личностно-ориентированный классный час «Все мы разные»
классный час

Исламова Арина Динаровна

Личностно-ориентированный классный час «Все мы разные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный

классный час

«Все мы разные»

Форма воспитательного мероприятия: классный час

Участники: классный руководитель и учащиеся 1-го класса

Цель: формирование у обучающихся отношения к толерантности, как к важнейшей ценности общества.

Задачи:

воспитательные:

- воспитать уважительное отношение к окружающим;

- сформировать толерантные отношения одноклассников между собой;

- объяснить ученикам, что проблемы нужно уметь решать мирным путём;

образовательные:

-сформировать у обучающихся знаний о понятии «толерантность»;

-развивающие:

- развивать коммуникативные навыки;
- развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, уважать мнение других;

Планируемые результаты:

- сформированность понимания понятия «толерантность», толерантного поведения;

- толерантное отношение в классе;

Методы, используемые в ходе подготовки и проведения классного часа:

- беседы

- диалога

- коллективного анализа

- создания ситуации творчества

- анализа

- коллективного анализа

- игры

- педагогической поддержки

- самовоспитания

- выбора

- самооценки и взаимооценки

-рефлексии

Подготовительная работа:

- Организация блиц-опроса учеников по проблеме организации предстоящего классного часа с целью генерирования идей по его подготовке и проведению;

- Составление учителем сценарного плана классного часа, презентации;

- Изготовление фишек на каждого ученика;

- Выбор притчи;

- Подбор фрагментов из мультфильма «Гадкий утёнок»;

- Заучивание учениками стихотворения наизусть;

Оформление, оборудование и инвентарь:

 - Презентация к классному часу

- Мультипликационный фильм «Гадкий утенок».

- Фишки.

Ход мероприятия

Этапы воспитатель

ного мероприятия

Задачи, реализуемые на этапах

Методы и приёмы, реализации задач и достижения результатов

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Вступительная часть

1.1.

Приветствие, разминка

Мотивация к разговору

Беседа

 1 Вступительная часть

-Добрый день, ребята! Я рада приветствовать всех вас.  Прежде чем начать наш классный час, давайте выполним небольшую разминку в парах. Повторяйте за мной!

«Добрый день вам, господа! (рукопожатие)
Рад вас видеть, и не зря.  (топаем огами на месте)
Собрались мы вместе с вами: (прыжки, хлопая руками сверху)
Здесь есть ты (кладём правую руку на плечо соседа)
И здесь есть я (кладём правую руку на грудь)
Вместе с вами мы друзья! (обе руки ладонями соединяем с руками соседа»

- Молодцы! Теперь мы настроились на работу и можем начинать. Можете присаживаться за парты.

Выполняют разминку, настраиваются на работу.

1.2.

Проговаривание правил поведения

Установление правил поведения во время мероприятия

Беседа  Диалог

- Я очень рада вас видеть. Давайте для начала договоримся соблюдать правила поведения и общения во время нашего занятия. Какие правила поведения вы знаете? (Ответы детей)

-Какие все молодцы!

Называют правила поведения.

1.3.

Определение детьми темы урока

Развитие умения определять тему урока




Беседа

Диалог

-Посмотрите на доску. Перед вами цифры, они обозначают порядок какой-то буквы в алфавите. Попробуйте отгадать зашифрованное слово (толерантность).

-Молодцы! Вы отгадали слово. И так какая тема нашего классного часа?

Итак, сегодня мы узнаем, что такое толерантность и важна ли она в нашем мире. Я надеюсь, что наш разговор будет для вас интересен и поучителен, и вы будете активно делиться со мной своими мнениями и рассуждениями.

Определяют тему урока, расшифровав слово.

2. Основная часть

2.1.

Просмотр и анализ мультфильма

Развитие умения анализировать увиденное

Метод диалога   Метод коллективного анализа

Метод беседы

-Чтобы больше понять о чём мы сегодня будем говорить, посмотрим несколько фрагментов из мультфильма  «Гадкий утёнок» (сказка Ганса Христиана Андерсена).

- Кто знает эту сказку?

После показа 3 фрагментов:

- Все ли герои сказки относятся друг к другу доброжелательно?

- Почему утенка называют гадким?

- Про какие положительные черты гадкого утенка говорит его мать?

- Важно ли иметь доброе сердце?

- Как вы думаете, каждый может оказаться в такой же ситуации?

- Могут ли нас обижать? Почему?

- А правильно ли относиться к человеку плохо из-за того, что он не похож на остальных?

Смотрят фрагменты мультфильма, анализируют его; отвечают на вопросы.

2.2.

Стихотворение

Развитие умения анализировать стихотворение

Формирование у учащихся представлений о настоящей бескорыстной дружбе

Обучения пониманию скрытого смысла стихотворения.

Метод беседы

Метод диалога  Метод анализа
Метод создания ситуации творчества

- Сейчас трое ваших одноклассников расскажут вам одно стихотворение:

- Люди на свет рождаются разными:

Непохожими, своеобразными. (1 ученик)

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье в себе воспитать. (2 ученик)

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь  в своем сердце хранить! (3 ученик)

- О чём это стихотворение?

Слушают стихотворение,   отвечают на вопросы.  Трое учеников рассказывают стихотворение (заранее выученное).

2.3. Игра «Комплимент»

Организовать взаимодействие: ученик-ученик, ученик –учитель.

Сплотить класс.

Научить выделять качества и черты, которые отличают нас друг от друга

Метод игры

А сейчас мы поиграем в одну игру. Вы должны назвать отличительные качества своего соседа по парте по цепочке. Постарайтесь не повторяться.

- Это хорошо, что мы не похожи друг на друга?

- Разумеется, хорошо! Каждый человек на земле уникален, нет полностью схожих людей. Даже близнецы различаются характером.  А остальные люди и подавно не могут быть схожими. Все люди выглядит по-своему, у каждого свой характер и интересы. У всех то, чем он не похож на остальных. И нам нужно уважительно относиться к индивидуальности каждого человека. Вы согласны  со мной?

Называют качества соседа; отвечают на вопросы.

2.4. Понятие слова «толерантность» и история его появления

Формирование представления учащихся о толерантности и её значении


Воспитание и стремление уважать других людей

Формирование нравственных качеств.

Обучения высказыванию своего мнения.


Организация взаимодействия: ученик-ученик, ученик- учитель.

Метод беседы
Метод диалога
Метод анализа

-Все мы должны быть толерантными друг к другу. А кто знает, что это значит?

- Данное понятие связано с таким человеком, как Талейран Перигор. Он был министром иностранных дел во Франции в 18-19 веке. Он всегда уважительно относился к окружающим людям и умел учитывать их настроение. Поэтому в честь его имени появилось такое понятие «толерантность».

- Как вы поняли, что такое толерантность?

 Толерантность – это доброжелательное отношение к другим людям и принятие их такими, какие они есть; это готовность быть снисходительным к недостаткам и отличиям других. Быть толерантным значит уметь уважительно воспринимать другого человека, уважать его, несмотря на его отличия.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

2.5. Игра «Приветствие у разных народов и в разных странах»

Формирование представления учащихся о толерантности и о её важности


Метод беседы


Метод пед. Поддержки


Метод диалога


Метод анализа

Наша родина Россия – страна многонациональная. Её территорию населяют более 100 разных народов. У каждого народа свои традиции, обычаи, культура, которые отражаются в национальных костюмах, танцах, музыке, кухне. Народы нашей страны исповедают разные религии: христианство, иудаизм, ислам, буддизм.  И каждый народ знает, помнит и уважает свой язык, свои традиции, свои обычаи. Среди вас тоже много людей различных национальностей, мы многонациональный класс.

-Давайте поиграем с вами в игру «Приветствие у разных народов и в других странах». Я буду показывать как приветствуют друг друга люди разных стран и народов, а вы повторяйте за мной со своим соседом по парте.

1) Поклон (японцы)

2) Лёгкий наклон головы и сложенные руки вверх ладонями на уровне груди (индийцы).

3) Пожимать одну руку своими двумя (таджики)

4) Очень крепко пожать друг другу руки (русские)

5) приложить правую руку к сердцу (ассирийцы)

- Могут ли люди одной национальности мешать людям другой национальности?

-У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей.

Играют в игру.

2.6. Мультипликационные герои

Метод игры

Метод анализа

- Даже в наших любимых мультиках есть толерантные герои, попробуйте угадать их:

- Какой кот, который призывал всех дружить дружно, самый толерантный? (Леопольд)

-Кто дружно пели песню, лежа на солнышке? (Львенок и черепаха)

- Какая девочка помогла трем спутникам исполнить самые заветные желания? (Элли)

- Чья семья приютила маленького мальчика в джунглях? (Волки)

- Любовь какой девушки превратила чудовище в прекрасного юношу? (Белль)

- Как вы думаете, что их всех объединяет?

Отгадывают героев из мультфильмов.

2.7. Анализ притчи

Формирование у детей представления о толерантности и её важности

Обучение пониманию скрытого смысла произведения


Формирование нравственных качеств

Организация взаимодействия: ученик-ученик, ученик- учитель

Метод беседы

Метод анализа воспитывающей ситуации

Метод самовоспитания

Метод коллективного анализа

- Подумайте, где мы можем научиться толерантности с нашего рождения?

-Безусловно, толерантности мы начинаем учиться в семье.

- Я хочу прочитать вам китайскую притчу «Ладная семья»:

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго - видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И всё? - Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Какие законы были в этой семье?

- Какие качества присущи толерантной семье? Есть ли эти качества в вашей семье?

Слушают притчу и определяют её смысл, делают выводы.

2.8.  Анализ ситуаций

Формирование представления учащихся о толерантности

Воспитание и стремление уважительно относиться друг к другу


Формирование нравственных качеств.

Обучения высказыванию своего мнения.


Организация взаимодействия: ученик-ученик, ученик- учитель

Метод беседы

Метод диалога

Метод выбора

Метод анализа

Метод само- и взаимооценки

-Наш класс тоже можно назвать маленькой семьёй. А все ли мы толерантно относимся друг к другу?

- Почему могут появляться конфликты?

- Как сделать так, чтобы никто не конфликтовал?

- А сейчас рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация 1. В классе появился новый мальчик, и за несколько дней он успел получить несколько двоек. Твои друзья называют его «неучем» и не хотят с ним дружить. Что бы сделали вы?

Ситуация 2. После уроков вы дали своему другу из класса тетрадь на выходные, а он её испачкал. Учитель, проверив в понедельник тетрадь, поставила плохую оценку. Как вы себя поведете? И как может повести себя ваш друг?

Ситуация 3. Представьте, что вы решили поиграть с какой-нибудь игрушкой, а кто-то без спроса её забирает и уходит, не спрашивая, можно ли и закончили ли вы. Что бы вы сделали? Как поступили?

Высказывают мнение о том, как бы они поступили в данных ситуациях.

2.9.
Определение качеств толерантной личности, тест на толеранотность

Формирование у учащихся представления о толерантности


Формирование нравственных качеств.


Организация взаимодействия: ученик- ученик, ученик-учитель

Метод беседы

Метод диалога

Метод выбора

Считаете ли вы себя толерантным человеком? Сейчас мы это проверим. На ваших столах есть фишки двух цветов. Я назову ситуацию, а вы выбираете, как вы поступите, и убираете один из кружков:

красный – первое выражение

синий – второе.  

1.Младшая сестра сломала твою игрушку.

-Простишь.

- Поругаешь.

2.Ты не хочешь идти гулять с родителями.

- Всё равно пойдешь с ними.

- Останешься дома.

3. В твоём классе появился мальчик с чёрным цветом кожи.

- Тебе интересно с ним пообщаться

- Начнёшь обзывать, потому что он не такой как все.

4. Бабушка медленно спускается по лестнице

- Поможешь ей спуститься.

- Обойдёшь и пойдешь дальше.

5.Во дворе обижают маленького мальчика

- Начнёшь защищать

- Сделаешь вид, что ничего не видишь.

6.К тебе подъезжает мальчик на инвалидном кресле

- Начинаешь общаться

- Уходишь в сторону

 

-Если у вас осталось 6 кружков, то это прекрасно! Это значит, что вы умеете уважать взгляды и мнения других людей. Вы толерантные люди.

Если осталось от 3 до 5, то вы не очень толерантны.  А если меньше трёх, то ай– ай – ай! Вы совсем не толерантны!

Анализируют являются ли они толерантными

3. Заключительная часть

3.1.

Подведение итогов. Рефлексия

Подведение итогов мероприятия.

Обучение рассуждению, высказыванию и аргументации своей точки зрения


Обучение систематизации полученных знаний


Организация осознания детьми результатов

Метод беседы

Метод диалога

Метод рефлексии


Метод само- и взаимооценки

- Мы не сможем сразу стать толерантными, но важно сделать первый шаг к этому.

-Спасибо вам за активное участие. Я думаю, что этот классный час помог в чём-то изменить нас, помог понять, как важно уважать друг друга.

- Давайте подведём итоги нашего занятия:

С каким понятием мы сегодня познакомились? Что нового вы для себя узнали? Какие выводы сделали? Было ли наше занятие интересным и полезным для вас? Что было самым запоминающимся?

А сейчас давайте все встанем в ровный круг очень близко друг к другу, положим руки на плечи своим соседям. По моей команде все делаем шаг внутрь и хором говорим:

 «Мы все разные, но мы равны»

- Молодцы!

Дети отвечают на вопросы

Литература:

  1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Просвещение,2009
  2. Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-15.
  3. Гревцева И. В. Классный час “Что такое толерантность?” // Классный руководитель. – 2006. - № 4. – С. 81-88.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

личностно-ориентированный классный час

Привожу выступление на педсовете: "Роль личностно-ориентированного классного часа в воспитании учащихся" (из опыта работы)...

Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения.

Мое выступление называется "Концепция личностно ориентированного подхода в обучении. Метод проектов в системе личностно ориентированного обучения."...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Выступление на МО классных руководителей  Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....