Сюжетно ролевые игры с подростками
план-конспект

Вдовина Анастасия Николаевна

Цель: развить умение определять стили поведения при взаимодействии, их эффективность при принятии решений.
Количество участников: до 20 человек.
Время проведения: 30–50 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно- ролевые игры

Ролевая игра «Дискуссия со скрытыми ролями».
Цель: развить умение определять стили поведения при взаимодействии, их эффективность при принятии решений.
Количество участников: до 20 человек.
Время проведения: 30–50 минут.
Ход занятия:
Из группы приглашаются для участия пять студентов, которые располагаются внутри круга, образуемого группой. Остальные студенты наблюдают. Участники дискуссии получают карточки с записанными на них инструкциями. Показывать инструкции нельзя. Группа должна догадаться о роли, которую исполнял студент.
Роли:
«Организатор» - обеспечивает выявление всех позиций. Побуждает высказаться еще не высказавшихся.
Задает уточняющиеся вопросы, заинтересован ходом дискуссии. Подводит промежуточные и окончательные
итоги. Свою позицию высказывает последним.
«Спорщик» - «я спорю потому, что я спорю». Встречает «в штыки» любое предложение, любое высказывание.
«Оригинал» - иногда, время от времени, выдвигает неожиданные, парадоксальные, одному ему понятные предложения, связь которых с существом предложения не всегда ясна. Вмешивается в общий ход разговора не менее трех, но не более пяти раз. В общем споре участвует вяло.
«Заводила» - с самого начала стремится захватить инициативу в обсуждении и склонить группу к своему мнению. Не склонен кого-либо слушать, если чужое мнение не совпадает с его собственным. Эмоционален, напорист. Эмоции, хотя и чрезмерные, но в основном положительные.
«Соглашатель» - соглашается со всеми. Первым поддерживает любое высказывание. Для него главное – не поиск лучшего решения, а мирное, бесконфликтное общение участников дискуссии.
Ролевая игра «Шарики».
Инвентарь: Цветная бумага (2 пачки), вводные на каждого, листы бумаги такие, чтоб на них мог стоять человек- то есть ватманы или калька.
Сюжет: футуристическое будущее… Основные деньги — это шарики разных цветов! Причем они не знают ни курса, ни распределения шариков по важности! Каждому из ребят нужно собрать определенное кол-во и цветовое соотношение шариков. Существует 4 цвета шариков: (цвета варьируются от наличия шариков)
1.Белый
2.Зеленый
3.Синий
4.Красный
В игре есть основные роли (около 12–15). У всех цели примерно схожи, т. е. они играют самих себя, и они должны будут просто собрать определенное цветовое и количественное шариков!
Есть роли немного отличные по функциям
1.Продавец. Человек цель та же, но он стоит на листе ватмана и не может двигаться, но уже обладает определенным набором шариков, отличных от тех которых ему нужно собрать (например - у него есть красный, белый, а ему нужно собрать 3 зеленых :)) Таких будет 9–15 в зависимости от кол-ва играющих людей.
2.Обменник: Человек, который знает определенный курс, по которому он может обменять шарики у мастера. Курс, следующий:
1 белый = 1 белый
1 зеленый = 2 белый
1 синий = 3 белых
1 красный = 4 белых
Причем при каждом обмене каждому продавцу выдается 1 зеленый шарик!
У мастера шарики появляются как бы из воздуха! (то есть мастер обменивает шарики со стороны игрока на шарики со стороны мастера)
Таких игроков 1–3. Обменник может обмениваться шариками с другими участниками независимо от курса.
3.Курсовик: знает, что есть такой человек, который может обменять одни шарики на другие! Причем в лицо или по имени! Кол-во - 3–6
4.Обычный человек. Просто набрать определенное кол-во шариков.
План (можно по-другому расписать)
0–15 минут - втягивание
15–25 налаживание контактов
25–60 взаимодействие между игроками
60–70 до выполнение целей!
70–90 рефлексия в МГ.
Ролевая игра «3 лодки».
Цель: проигрывание проблемной ситуации выбора (риск и помощь нуждающимся) обучение взаимодействию, контактности и быстрому принятию решений в критической ситуации на выделение лидеров
Оборудование: «лодки», т. е. куски материи размером примерно 1х2 метра. Кол-во - 1 кусок на 5–6 человек (они должны плотно стоять на половине ткани). Стробоскоп, фонари, шум моря.
Ход игры: в начале группе сообщается, что вся она плывет на корабле по океану. Проводятся какие-то "морские" игры на вхождение в ситуацию, поются песни. Через некоторое время, неожиданно для группы гаснет свет, включается стробоскоп, пиротехника, включается шум шторма, мелькают лучи фонарей. Группу быстро собирают вместе и сообщают, что корабль потерпел крушение, быстро надвигается шторм.
Группа высаживается на "лодки" (т. е. куски материи), и пытается доплыть до берега (об передвижения и взаимодействие лодок группа продумывает самостоятельно.) Касаться стен, пола - запрещено, В случае малейшего касания группа возвращается в исходную точку. Передвигаться им должно быть трудно. Задачу можно усложнить, завязав кому-то глаза или запретив разговаривать. (То есть "в результате контузии" появились "немые" и "незрячие"). Через некоторое время, когда группы прошли примерно 2/3 пути, сбоку и
чуть позади появляется мастерская лодка. (Это несколько, обычно более старших, ребят, которые заранее во время "крушения" ушли в соседнюю комнату. Их количество таково, что одна лодка всех спасти не сможет - 5–6 человек.) Лодка начинает подавать сигналы помощи (т. е. просто кричат). Группам сообщается, что эта лодка налетела на рифы и тонет. Каждая группа решает, стоит ли несмотря на усталость, идти спасать лодку.
Обсуждение проводится по следующим моментам:
1) Как высаживались на лодки: пропустили ли девушек в перед, а пропустив, подумали ли кто будет управлять и двигать лодку.
2) Кто лидировал на лодках, как осуществлялось передвижение, взаимодействовали ли лодки.
3) Кто и как принял решение плыть к тонущей лодке (если поплыли), кого забрали с нее в первую очередь.
4) Как вел себя лидер, слушал ли других, какие неприятные (или приятные) эмоции у кого остались и т. д.
Примечание:
а) плыть должно быть действительно трудно
б) "самоубийство" моделируется выливанием стакана воды за шиворот.
Ролевая игра «Вирус».
Сюжет: мир заражен страшным вирусом, который поразил очень много человек и с огромной скоростью распространяется по миру!
Ребята, вы все постояльцы гостиницы, которые собрались на первом этаже этого заведения, объединенные общими страхами и опасениями! Вас всех поглотила одна и та же мысль – не заразиться!!! И тут вы видите Человека с красным пятном на лбу!!! Из новостей вы знаете, что у всех зараженных появлялось красное пятно на лбу! Вы в панике, но все же берете себя в руки и продолжаете вести себя по той роли, которую вы сами себе навязали!
Скрытый Сюжет: вирус передается только в том случае, если ваш знакомый человек повысил, накричал на  вас! (мастер следит и рисует вам красное пятно на лбу!)
Если кричат все друг на друга, то это не считается, но если один человек затыкает другого, то мастер рисует тому, кого затыкают красную метку.
Правила: игра проводиться в большом помещении + нужно выход в коридор либо маленькое помещение! В нем может быть только 2 человека! Если один из них умер, то он все равно занимает место- то есть нельзя завести еще одного человека, если там мертвый!
Если в карцере один больной или 2 больных и больше никого- то этот больной в течение 3 минут умирает.
Вводные:
1. Немой. Вы знаете, как передается вирус, но не знаете, как донести это до постояльцев гостиницы, так как от рождения немы, писать что-то на листе бумаги нельзя, так как писать вы не умеете! Ваша задача вылечиться, потому что вы свято верите, что противоядие существует.
2. Киллер. Вы холодный человек, ставящий на пике интересов личную выгоду! Вас не волнует этот вирус,
вам на него наплевать! Вы сразу видите выгоду из этой ситуации. Нужно продать органы зараженных! Для этого вам нужно завести инфицированного человека в отдельную комнату! Если вы оказываетесь наедине с этим человеком, вы можете его убить! Инвентарь нож.
3. Директор. Вирус вам побоку, но вам нужно, чтоб в живых остались не меньше половины постояльцев!
4. Вы считаете, что вирус — это кара божья- и ваша задача, убедить в этом всех остальных!
5. Вы очень вспыльчивый человек и срываетесь на крик по любым мелочам. Вас очень пугает этот вирус, и сейчас вы находитесь в состоянии паники!
6. Вы считаете, что вирус — это пришельцы, прилетевшие нас поработить- и ваша задача, убедить в этом всех остальных!
7. Вы врач по образованию, но, к сожалению, по проблеме алкоголизма вас уволили с работы и отобрали диплом, вы считаете, что нужно просто с помощью хирургической операции вылечить больных- ваша задача убедить остальных.
8. Вы очень мягкий человек. Ваши друзья никогда не слышали, как вы кричите. Вы всегда спокойны и успокаиваете разбушевавшихся. Вы считаете, что нужно поместить больного в карцер и там за ним   поухаживать (отыгрыш 3 минуты гладить по голове).
9. Вы считаете, что больных нужно изолировать в карцере от греха подальше.
10. Вы сотрудник компании Акватера. Вы проводили эксперименты с генотипом человека и в результате  опытов получили смертоносный вирус. Из-за расхлябанности ваших лаборантов он вырвался на свободу. Вы  считаете, хотя и не уверены, что его можно остановить, прыснув водой в инфицированных.
11. Вы считаете, что можно вылечиться, взявшись за руки и помолчав 5 минут. Вы твердо уверены в этом!
12. Вы считаете, что можно вылечиться, застыв у   окна  и "потянув" там ноту. Вы твердо уверены  в этом!
13. Вы считаете, что если убить больных, то это оградит вас от болезни!
14. Вы верите в то, что вирус вас никак не побеспокоит, верите в свою счастливую звезду. Вам все равно,  что говорят эти постояльцы! Главное, чтоб они не прознали о вашем прошлом! Вы секретный агент, которому никак нельзя светиться. Поэтому ваша задача навязать людям разговор именно о вирусе и ни о чем  другом!
И т. д. ролей можно прописать по кол-ву человек!
Игрокам дается 1 час 10 минут на игру! Противоядие водой самое  правильное, но оно действует только спустя 5 минут! Все остальное не действует!
Конец рефлексия - 20–30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевая игра "Ателье мод".

Нетрадиционный урок технологии для 7 класса (2 часа)...

Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема: Сюжетно-ролевая игра «Лесные сказки»

Конспект урока-занятия для детей и подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта и сопутствующей патологией....

Внеклассное занятие по развитию речи и слуха с элементами сюжетно-ролевой игры «Магазин»

Тема: сюжетно-ролевая игра «Магазин» Цель:1.     Активизировать жизнь детей.2.     Развивать речь и слуховое восприятие.3.     Во...

музыкальная сюжетно - ролевая игра "На золотом крыльце сидели"

музыкальная сюжетно - ролевая игра предназначена для детей старших групп и их родителей. ...

Сюжетно-ролевая игра "Путешествие в 1812 год"

Данное мероприятие приурочено к двухсотлетию отечественной войны 1812года.Оно направленно на развитие патриотических чувств, включает познавательную информацию об отечественной войне 1812 года.М...

Деловая игра (для педагогов) "Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста"

повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....