Копейка к копейке – проживет семейка!
методическая разработка (5 класс)

Анжела Александровна Ивченко

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия

по финансовой грамотности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx137.27 КБ
Файл prilozhenie.docx610.71 КБ
PDF icon prezentatsiya_k_vnekl_meropriyatiyu.pdf363.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия

по финансовой грамотности

Копейка к копейке – проживет семейка!

Подготовила: Ивченко Анжела Александровна

учитель истории, обществознания

МБОУ БГО СОШ №6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение  Борисоглебского городского округа

Борисоглебская средняя общеобразовательная

школа №6

г. Борисоглебск, пер. Гражданский, 9

8(47354) 9-07-02

KaverinVV@govvrn.ru

г. Борисоглебск 2022г

Введение.

Умение решать проблемы – является важнейшей ключевой компетенцией, которая необходима человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Внеклассное мероприятие «Копейка к копейке – проживет семейка!» Проводится в игровой форме в рамках факультативного курса «Финансовая грамотность». Возраст обучающихся: 9-10лет. Мероприятие направлено на развитие умения принимать финансовые решения в повседневной жизни, а также на развитие процессов самопознания, самовыражения и самореализации обучающихся.

Применение игровых форм позволяет легче усваивать знания, способствует формированию необходимых умений и закреплению полученных навыков в интересной и доступной форме.

Цель занятия: закрепление знаний о семейном бюджете. Актуализация имеющихся знаний и практических навыков по финансовой грамотности.

Задачи:

- Выявить основные источники семейного бюджета;

- Раскрыть содержательную сторону экономических понятий (доходы и расходы) через решение практических задач;

- Развивать экономическую и финансовую грамотность по ведению семейного бюджета.

Планируемые результаты:

Личностные:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства;

- умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

- понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

-знание источников доходов и направления расходов семьи;

- умение оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов.

Регулятивные:

- проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками.

Базовые понятия: финансовая грамотность, финансовое поведение, бюджет, благосостояние семьи.

Образовательные технологии: игровая технология, технология проблемного обучения.

Методы и приемы: решение проблемных ситуаций, дидактическая игра.

Оснащение занятия: персональный компьютер, видеопроектор с экраном. Карточки с заданиями, бумажные жетоны в виде железных рублей. Мультимедийная презентация.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя:  ( слайд 1) Копейка к копейке – проживет семейка!

Здравствуйте, ребята.  Давайте поиграем?

На занятиях по финансовой грамотности мы приоткрыли дверцу в таинственный, пока нам незнакомый, но такой интересный и важным мир финансов. Мы только начинаем путешествие по этому таинственному миру, чтобы не заблудиться в нем, нам нужен помощник.  Нашим путеводителем будет сама королева «Экономика». Она научит нас экономить деньги и правильно планировать расходы.

Экономика: Здравствуйте друзья. Всех очень рада видеть я.

Я - Экономика – наука о правильном ведении хозяйства. Экономика – это особая сфера жизни общества, охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление созданных в обществе благ.

В жизни вы не раз слышали слово “экономика”. Знаете ли вы, что оно обозначает?  (ответы)

Конечно, в своей жизни с экономикой сталкивается каждый человек, потому что начинается наша экономическая жизнь еще в детстве. Например, когда мы просим у мамы купить игрушку, но она очень дорогая – мы впервые узнаем о том, что каждая вещь имеет свою цену. Цена позволяет сравнивать разные вещи, вложенный в них труд. Цена дает нам выбор: купить дорогой товар или дешевый.  Наш выбор зависит от наличия у нас денег.

Ребята, скажите, для чего нужны деньги?

(Ответы: Покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать…)

Экономика: Да! Деньги нужны людям, в современном мире без них прожить невозможно.

Деньги, - это кровь экономики, они текут от покупателя к продавцу и нужны для оплаты товаров или услуг. Значит экономика – это отношения между людьми, которые у них складываются, когда они создают товар, продают его или покупают.

Экономика: Я пришла к вам сегодня не просто так. Я хочу подарить вам новые знания и полезные навыки. А то, о чем мы сегодня будем говорить зашифровано вот в этом ребусе (проблемное задание):

слайд 2 (или карточка с заданием) «7Я» + деньги (Семья + деньги) - (ответ: семейный бюджет)                                                      

Экономика: Да, это зашифрованная фраза означает – СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ! -  именно о нем и обо всем что с ним связано мы будем сегодня говорить.  Ведь только грамотное распределение денежных средств позволяет семье жить, не зная нужды.   как в народе говорят: «Копейка к копейке – проживет семейка!»

Слово "бюджет" означает " денежная сумка, кошелек".

Бюджет - это ….. совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год).

Семейный бюджет – это…  сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени

Вспомните и ответьте, что такое доходы и что такое расходы?

(Ответы: Доходы  – это ….. поступления денежных средств в семейный бюджет.

Расходы – это…..  затраты денежных средств из семейного бюджета)

Ребята, вы молодцы все знаете. Давайте начнем нашу игру и закрепим знания на практике!

За каждое правильно выполненное задание вы будете получать монетку и складывать ее в свой кошелек. В конце игры мы посчитаем монетки и подведем итоги.  Вместе с монетами вы будете получать опорные слова, которые помогут вам выполнить последнее задание в нашей игре.

Экономика: Внимание, внимание!  Итак, мы начинаем! Нашу игру будет оценивать компетентное и неподкупное, честное и справедливое жюри в составе: … перечисляются члены жюри)

1. Визитная карточка команд.   Выступление команд (желательно 3 команды).

(Варианты названий: Копилка, монетка, банкиры и т.п.) 

Экономика:  Ребята, вы молодцы! За вашу авторскую работу вы получаете – гонорар.

(раздает монеты и у участников появляется первое слово карточке гОнорар)

2.  Разминка «Доход-Расход»

Экономика:   

У вас на столе карточки с буквами. Буква «Д» - означает –доход «Р» расход

Предлагаю определить, является названное доходом или же расходом семьи. Поднимаем карточки в соответствии с ответом:

Папа получил зарплату — Д.

Лекарства для дедушки — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

Продали часть урожая помидор — Д.

Нашли 100 рублей — Д.

Оплатили  мобильный интернет  — Р.

Бабушка получила пенсию - Д

Маме выплатили пособие по уходу за сестрой - Д

Заплатили за электричество — Р.

На день рождения получили в подарок деньги – Д

Получили проценты по вкладу в банке - Д

Купили новый автомобиль — Р.

Посмотрели фильм в кинотеатре  -  Р

Экономика:   Ребята, вы отлично справились с заданием и получаете первую зарплату!

(раздает монеты и второе слово карточке - зарплаТа)

3. Блиц – опрос    

Экономика:   За каждый правильный ответ жюри будет выдвать монетки! Вопросы командам будут задаваться по очереди. В случае неправильного ответа или его отсутствия право дать ответ переходит следующей команде.

1. Делать это ни в чужом, ни тем более в своём доме не стоит: деньгу выжить можно. Ответ: СВИСТЕТЬ.

2.  Какое животное всегда при деньгах? Ответ: (Свинья: у нее всегда есть пятачок/ вариант- копилка)

3. Из кармана в карман скачет. Ответ: МОНЕТА.

4. Чем богачи гребут деньги? Ответ: ЛОПАТОЙ

5. Что проверяют, не отходя от кассы? Ответ: ДЕНЬГИ

6. Что сколачивают из денег? Ответ: КАПИТАЛ.

7. Что делает с рублём копейка? (бережёт).

8. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).

9. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные).

Экономика:  Какие умники и умницы сегодня здесь собрались. Воспользовавшись своей копилкой знаний вы сумели найти ответы на непростые вопросы!  (выдает третье слово на карточке - копилкА)

4.  «Источники доходов»

Экономика:  Перед вами семья Ивановых – картинки с изображение членов семьи и карточки с обозначение источников доходов. (приложение 3). Соедините карточки так, чтобы каждый член семьи выбрал свой источник дохода

(Время выполнения задания 30 сек).

У бабушки? (Пенсия).

- У папы? (Зарплата).

- У старшего брата? (Стипендия).

- У мамы с маленьким ребенком? (Пособие).

Экономика: не тяжкий труд, а мыслей ход, приумножил ваш доход. (Жюри оценивает и раздает монеты, выдает четвертое слово на карточке - Доход)

5.  Финансовый эрудит 

Экономика: Перед вами карточки с ребусами Отгадайте слово, которое спряталось в ребусе и запишите его. Помните. каждый правильно разгаданный ребус -  1 монетка.

( приложение – 4)

 

ДОХОД

                    - долг

                      кошелек

                                зарплата

Экономика: Приумножили доход. Кошелечек ваш растет!  (Жюри оценивает и раздает монеты, выдает пятое слово на карточке - экОномия )

6. Экономическая задача.

Экономика: вам необходимо спланировать отдых вашей команды используя метод построения «дерева решений» и провести презентацию вашего проекта. Вам необходимо использовать условную сумму на отдых 30 000 рублей.

Напомню, правила построения «дерева решений»:

1) поставить цель (например, найти способ наиболее интересного отдыха в имеющейся финансовой ситуации);

2) собор информации (поиск возможных вариантов: поход, поездка на море… выяснение стоимости каждого из вариантов и т. п.);

3) провести совместный поиск критериев оценки выбора решения (экономичность, интерес и удовлетворённость каждого члена команды, финансовая обеспеченность);

4) оценить каждый варианта решения согласно выработанным

критериям;

5) выбрать оптимальное решение, которое будет удовлетворять всех членов команды;

6) представить результат работы

 (Время на выполнение задания 7 мин. Подсказка на слайде 3)

Экономика:  Выступление команд

Экономика: Приносить доходы стал ваш интеллектуальный … (капитал)!  

(Жюри оценивает и раздает монеты, выдает шестое слово на карточке - Капитал)

Экономика: Сейчас в ваших командах состоится «Семейный совет по составлению бюджета»

Ваша задача: попробовать самостоятельно спланировать семейный бюджет.  Каждая команда – семья.  С помощью карточек для игры, команды -  семьи, составляют семейный бюджет на месяц с учётом общего дохода «семьи», её обязательных текущих расходов, а также расходов, связанных с предстоящими событиями; представляют свой семейный бюджет экспертам и классу.  

(Время на выполнение задания 7-10 мин. Карточки - подсказки в приложении 5 и на слайде 4, критерии на экране. На время выполнения задания можно негромко включить музыку.)

Экономика:  Внимание!  Выступают все игровые «семьи», оценивается каждое выступление по критериям, жюри заполняет оценочный лист.

Выступление команд.

Для жюри:  Критерии оценки бюджета семьи (0–10 баллов)

1. Бюджет сбалансирован: запланированные расходы не превышают доходов.

2. Бюджет предусматривает обязательные платежи.

3. Бюджет учитывает необходимые потребности семьи в течение месяца.

4. Бюджет предусматривает сбережения на будущее.

При грамотном составлении бюджета: • не менее 10% от всех доходов семья стремится оставить для сбережений, в том числе на крупные покупки в будущем; • до 10% – на непредвиденные расходы; • до 70% семья планирует на текущие расходы (прежде всего коммунальные и другие обязательные платежи, возврат кредитов и денежных долгов, если они есть, расходы на питание, одежду, общественный транспорт и т. п.); • до 10% – на развлечения.

Слово жюри:

Анализ и обобщение игры. Жюри подводит итоги, поощряет позитивную оценку другой команды, задавая вопросы: «Что лучше всего удалось этой команде? Что вы можете им посоветовать, чтобы улучшить их работу?».

(Жюри оценивает и раздает монеты, выдает седьмое слово на карточке - бюджеТ)

Экономика: вот так, как в народе говорится: Копейка к копейке – проживет семейка!

Пусть к вам удача, словно птица,

Залетит внезапно в дверь,

И все лучшее случится,

Только ты в успех поверь!

(выдает восьмое слово на карточке – уСпех).

Рефлексия.

Экономика:  

Сегодня вы выступили в роли маленькой семьи и учились планировать бюджет семьи.

-Какое понятие вы сегодня закрепили? (Бюджет)

-Для чего нужно уметь планировать семейный бюджет? (Ответы детей)

- Что самое трудное при составлении бюджета семьи?

- Какие финансовые ловушки подстерегают семью при составлении семейного бюджета?

- Что произойдёт с семейным бюджетом, если семья будет тратить больше, чем зарабатывает?

 -  К чему приведёт ситуация, при которой доходы семьи будут больше, чем расходы?

 - Перечислите основные шаги по планированию семейного бюджета.

Вывод: планируя бюджет, каждая семья решает, на какие цели и как распределить свой доход и чем грамотнее будет планирование расходов, тем меньше финансовах проблем будет у семьи.

Экономика:  Ребята, подходит к концу наше увлекательное путешествие. Вы просто великолепно справились со всеми трудностями, которые встретились вам в мире финансов. У нас осталось только одно невыполненное задание. Посмотрите на слова которые перед вами, в каждом слове есть выделенная буква, из выделенных букв вам нужно составить слово которое означает материальное благосостояние семьи, отсутствие нужды.  Какое слово у вас получилось? 

Проверяем ответ на слайде 5

Экономика:  Это слово – ДОСТАТОК

Только преодолев трудности, люди понимают, что беззаботная жизнь и достаток никогда не даются нам легко.

Достаток в семье бывает только у рачительного хозяина. Он позволяет достойно жить: хорошо питаться, одеваться, иметь хорошее медицинское обслуживание, давать детям достойное образование, отдыхать. Еще наши предки - славяне считали, что человек, который умеет жить в достатке – рачительный хозяин и достойно заботится о семье, с уважением относится к деньгам, с умом ведет хозяйство, не растрачивая лишнего. Ведь кто не умеет удержать в руках то, что нажил, не наживет большего.

Ребята, не забывайте, что родители зарабатывают деньги свои трудом, поэтому старайтесь тратить деньги с умом!

Знайте, что есть разница между потребностями и желаниями.

Помните, что в современном мире необходимо постоянно повышать свою финансовую грамотность.  А для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет.

Экономика: Пока мы с вами рассуждали, жюри подвело итоги. Мы предоставляем им слово. (объявление результатов и награждение победителей)

Экономика: Спасибо за игру. До свидания, до новых встреч.

Заключение.

В результате игры, обучающиеся научатся применять теоретические знания на практике. В процессе выполнения игровых заданий у обучающихся создаются схемы и модели построения рассуждений, которые будут свидетельствовать об уровне понимания ими изученного материала.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Монеты и кошелек

Приложение 2.

Слова с выделенными буквами для итогового задания:

доход, гонорар, успех, бюджет, копилка, зарплата, экономия, капитал,

Приложение 3.

Семья

У бабушки? (Пенсия).

- У папы? (Зарплата).

- У старшего брата? (Стипендия).

- У мамы с маленьким ребенком? (Пособие).

H:\уроки 2022-2023\5 класс ФГ 2022-2023\Итоговый урок\картинки семья\и-юстрация-шаржа-матери-с-етьми-56340124.jpg

H:\уроки 2022-2023\5 класс ФГ 2022-2023\Итоговый урок\картинки семья\table.jpgH:\уроки 2022-2023\5 класс ФГ 2022-2023\Итоговый урок\картинки семья\Man-Walking-clipart-png-image.pngH:\уроки 2022-2023\5 класс ФГ 2022-2023\Итоговый урок\картинки семья\2f1b5e21ef7ca39a7a16038c1da9a310.jpg

Приложение 4.

Ребусы

 

                         

                               

Приложение 5.

Карточки – подсказки к заданию

 

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике «Копейка к копейке – рубль бережёт»

Внеклассное мероприятие по математике, с использованием активных форм обучения и методов критического мышления...

Урок-игра "Три копейки-алтын"

Урок рассчитан для учащихся 7-8 классов для обобщения знаний по истории Отечества XVI-XVIII вв....

Презентация "Единицы стоимости: рубль, копейка"

Презентация "Единицы стоимости: рубль, копейка"...

Викторина "Копейка рубль бережет"

Внеклассное мероприятие-викторина "Копейка рубль бережет"  познакомит детей с интересными фактами из истории возникновения и развития денежной системы России, в соревновательной части ребята смог...

МАСТЕР – КЛАСС “КОПЕЙКА”

Цель данного мастер-класса показать, что используя одно единственное слово, можно показать целостность окружающего мира, через интегрированное обучение....

Мастер-класс по математике "Копейка"

Цель данного мастер-класса показать, что используя одно единственное слово, можно показать целостность окружающего мира, через интегрированное обучение....

Внеклассное занятие по математике "Деньги, денежки, копейки"

Внеклассное коррекционно-развивающее занятие по математике в коррекционной школе 8 вида...