Мастер-класс по математике "Копейка"
методическая разработка по математике (6 класс) на тему

Шадрина Роза Петровна

Цель данного мастер-класса показать, что используя одно единственное слово, можно показать целостность окружающего мира, через интегрированное обучение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopeyka.doc339.5 КБ
Office presentation icon kopeyka.ppt2.52 МБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС “КОПЕЙКА”

Цель данного мастер-класса показать, что используя одно единственное слово, можно показать целостность окружающего мира, через интегрированное обучение.

Проведение данного мастер-класса начнем с небольшого тренинга на внимание, восприятие и память. (презентация)

Тренинг:

I. Третий лишний.

Все мы знаем игру “Третий лишний”, где необходимо исключить из предложенного ряда лишнее и ответ обосновать (ответы могут быть различными).

А) 1, 2, 3, 4, 5;

Б) Рубль, алтын, копейка, доллар;

В) Шестерка, семерка, восьмерка, копейка, десятка.

II. Ассоциации.

Какие ассоциации вызывают у вас следующие слова?

А) Маленькая, круглая, металлическая, мельхиоровая /копейка/.
Б) Деревянный, неразменный, рванный, российский /рубль/.
В) Зеленый, желанный, падающий, конвертируемый /доллар/.

Давайте попробуем сформулировать тему мастер – класса.

Тема мастер - класса “Копейка” и в свете моей педагогической концепции мастер – класс связан с интегрированным обучением.

“Ты можешь найти на улице копейку
И купить коробок спичек,
Ты можешь найти две копейки
И позвонить кому-нибудь из автомата,
Ну, а если звонить тебе некому;
Так зачем тебе две копейки?
Не покупать же на две копейки
Два коробка спичек!”

Галич

Еще несколько лет назад на копейку можно было купить какой-либо товар: коробок спичек, ластик, школьную тетрадь в 12 листов, выпить минеральную воду в автомате.

Сейчас за все за это попросят намного больше. Хотя монета эта сейчас не в особом ходу, название её слышишь часто.

    

В Москве и на Украине есть магазины с много обещающей вывеской “Копейка” с рекламой о “скандально низких ценах”, но товара на означенный номинал не найдешь.

В Интернет-магазине с тем же названием минимальная цена товара исчисляется в долларах. Пачку мороженого “48 копеек” вы не купите за 48 копеек, она стоит более 20 рублей. Издательский дом “50 копеек” все расчеты проводит в долларах. Вибрационный излучатель на стекло “Копейка”, стоимость 59 у.е. “Продажа ссылок за копейки!”- зазывает реклама в Интернете.

Вот и выходит: слышим звон, да не знаем, где он. Издевательство над копейкой получается.

А ведь как хорошо когда-то начиналась…

Первая копейка на Руси вошла в оборот в 30 –е годы XVI века.(1534 год).И название свое получила вполне обоснованно.

“ Знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея копье в руце, оттом прозваша деньги копейные”.

Первая монета копеечного номинала чеканили из серебра. На нее можно было приобрести целого гуся.

Во времена правления Алексея Михайловича, отца Петра I, серебра не хватало, и копейку стали чеканить из меди.

При советской власти копейки производили из бронзы.

В годы Великой Отечественной монеты такого номинала не изготавливали – сплав, из которого их делали, шел на военные нужды.

Позже копейки содержали в себе медно-цинковый состав.

В наше время однокопеечные монеты чеканятся из сплава мельхиора – сталь, включающего в себя цветные металлы (медь и никель).

Назовите самую популярную пословицу об этом номинале. “Копейка рубль бережет”

В русском языке существует много пословиц, поговорок, крылатых фраз о копейке.

(“Копейка к копейке - вот и рубль”, “Копейка обоз гонит”, “Копейка к копейке – проживет и семейка”, “Жизнь – копейка”, “Размах на рубль – удар на копейку”, “Цена –копейка, да и то в базарный день”, “За три копейки канарейку, да чтоб пела и не ела”, “Одна копейка – и та ребром”.

Соберите из разрозненных слов пословицы о копейке.

“Домашняя копейка лучше заезжего рубля”
“Натура – дура, судьба – индейка, а жизнь – копейка”
“Каждая копейка алтынным гвоздем прибита”
“Дали копейку, чтоб заговорил, а теперь и двумя замолчать не заставишь”
“На копейку выпил, а на три опьянел”

Древнерусская метрология денежных единиц.

История копейки насчитывает более 4 веков. Назовите старинные денежные единицы.

1 рубль = 100 копеек
Полтина = 50 копеек
Полу полтина = 25 копеек
Гривенник = 10 копеек
Алтын = 3 копейки
Грош = 2 копейки
1 копейка 
1 денежка = полкопейки 
Полушка = четверть копейки

Решите задачку – прибаутку.

Алеша - три гроша,
Да шейка - копейка,
Да алтын - голова,
Да по три денежки нога:
Вот и вся ему цена.

Посчитайте сколько копеек стоит Алеша.

Ответ: 13 копеек

Решите задачу – колыбельную.

А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари,
Останутся деньги, 
Куплю Маше серьги,
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки,
Останутся грошики,
Куплю Маше ложки,
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки.

Определите:

Сколько стоят серьги? Денежка, полкопейки
Сколько стоят башмаки? Пятак, 5 копеек
А ложки сколько стоят? Грош, 2 копейки
Подушки стоят… Полушка, четверть копейки
Самый дорогой подарок после янтарей? Башмаки
И самый недорогой? Подушка

В первом учебнике математики “Арифметика” Леонтия Филипповича Магницкого встречаются задачи на денежные единицы.

Задача про гусей:

Некто купил 96 гусей. Половину гусей он купил, заплатив по два алтына и семь полушек за каждого гуся. За каждого из остальных гусей он заплатил по 2 алтына без полушки. Сколько стоит покупка?

Решение:

1 алтын = 3 копейки = 12 полушек.

1) 2 алтына 7 полушек = 12 х 2 + 7 = 31 полушка стоит один гусь.

2) 96: 2 = 48(гусей) половина всех гусей.

3) 31 х 48 = 1488(полушек).

4) 2 алтына = 24 полушки.

5) цена гуся из второй половины 24 – 1 =23 полушки.

6) 23 х 48 = 1104 полушки.

7) 1488 + 1104 = 2592 полушки = 2592: 2 = 648 копеек.

Ответ: 648 копеек = 6 рублей 48 копеек.

По данным Центробанка на 1 апреля 2006 г. в обращении в России находятся более 5 млрд. 358 млн. 800 тыс. однокопеечных монет.

Издательство “Деловой Петербург” пришло к интересным выводам. Оказывается, собирать копейки выгодно.

Тонна копеек принесет стопроцентную прибыль.

Тонна копеек – 666667 монет

Тонна копеек это 6666,67 рублей или около 247 долларов.

Сталь для чеканки монет стоит около 500 долларов за тонну.

Прибыль 100%.

Но попробуйте накопить 6666667штук копеек.

И так мы видим, что копейка обесценивается. А вот рубль крепчает.

В недавнее время в свет, вышла новая купюра достоинством в 5 тысяч.

Сколько же в ней копеечек-то? 500 000 штук.

А уберем копейку – 499999.

Маленькая, никчемная, а бережет довольно круглую сумму.

А мы сможем ли уберечь её саму?

Вывод: И так, мы с вами попробовали рассмотреть только одно слово с точки зрения истории, литературы, математики и экономики.

Используя одно единственное слово, можно показать целостность окружающего мира, через интегрированное обучение.

Литература:

1. “Энциклопедия Кирилл и Мефодий” Издательство “Кирилл и Мефодий”, 2007 г.

2. Ермакова И.В. Протасевич Т.А. Учебное пособие “Начало экономики”, М.: Вита-Пресс, 2001 г.

3. “Большая советская энциклопедия” (БСЭ) Издатель “Новый диск”, 2002 г.

        

Задание №1. 

Вспомните сказку К. Чуковского:

«Муха, Муха-цокотуха,

позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар-

И купила самовар".

Сколько стоил самовар, если в одной копейке было 2 денежки?

Ответ: полкопейки.

Задание №2. 

Дополните:

1 рубль = 100 копеек

полтина = 50 копеек

гривенник = 10 копеек

пятак = ____ копеек

алтын = ___ копеек

грош = ___ копеек

(пятак = 5 копеек

алтын = 3 копейки

грош = 2 копейки)

1 рубль = 100 копеек
Полтина = 50 копеек
Полу полтина = 25 копеек
Гривенник = 10 копеек
Алтын = 3 копейки
Грош = 2 копейки
1 копейка 
1 денежка = полкопейки 
Полушка = четверть копейки

__________________________________________

1 рубль = 100 копеек
Полтина = 50 копеек
Полу полтина = 25 копеек
Гривенник = 10 копеек
Алтын = 3 копейки
Грош = 2 копейки
1 копейка 
1 денежка = полкопейки 
Полушка = четверть копейки

Задачи на дом:

1. Покупка сукна
Некто купил 3/4 аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. 
Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?

2. Сколько куплено баранов?
Один человек купил 112 баранов старых и молодых, заплатив за них 49 рублей и 20 алтын. За старого барана он платил по 15 алтын и по 4 полушки, а за молодого барана по 10 алтын. Сколько каких баранов было куплено?

3. За какое время окупятся куры?
Один человек купил три курицы и заплатил за них 46 копеек. Первая курица несла по 3 яйца через 4 дня, вторая — по 2 яйца через 3 дня, а третья — по 1 яйцу через 2 дня.
Продавал он яйца по 5 штук за полкопейки. За какое время окупятся куры?

Задачи на дом:

1. Покупка сукна
Некто купил 3/4 аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. 
Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?

2. Сколько куплено баранов?
Один человек купил 112 баранов старых и молодых, заплатив за них 49 рублей и 20 алтын. За старого барана он платил по 15 алтын и по 4 полушки, а за молодого барана по 10 алтын. Сколько каких баранов было куплено?

3. За какое время окупятся куры?
Один человек купил три курицы и заплатил за них 46 копеек. Первая курица несла по 3 яйца через 4 дня, вторая — по 2 яйца через 3 дня, а третья — по 1 яйцу через 2 дня.
Продавал он яйца по 5 штук за полкопейки. За какое время окупятся куры?

Задачи на дом:

1. Покупка сукна
Некто купил 3/4 аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. 
Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна?

2. Сколько куплено баранов?
Один человек купил 112 баранов старых и молодых, заплатив за них 49 рублей и 20 алтын. За старого барана он платил по 15 алтын и по 4 полушки, а за молодого барана по 10 алтын. Сколько каких баранов было куплено?

3. За какое время окупятся куры?
Один человек купил три курицы и заплатил за них 46 копеек. Первая курица несла по 3 яйца через 4 дня, вторая — по 2 яйца через 3 дня, а третья — по 1 яйцу через 2 дня.
Продавал он яйца по 5 штук за полкопейки. За какое время окупятся куры?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР - КЛАСС КОПЕЙКА

Слайд 2

Третий лишний Шестерка, семерка, восьмерка, копейка, десятка Рубль, алтын, копейка, доллар 1, 2, 3, 4, 5

Слайд 3

АССОЦИАЦИИ Деревянный, неразменный, рванный, российский; Маленькая, круглая, металлическая, мельхиоровая Зеленый, желанный, падающий, конвертируемый.

Слайд 4

КОПЕЙКА

Слайд 5

«Ты можешь найти на улице копейку И купить коробок спичек, Ты можешь найти две копейки И позвонить кому-нибудь из автомата, Ну, а если звонить тебе некому; Так зачем тебе две копейки? Не покупать же на две копейки Два коробка спичек» Галич

Слайд 7

Рождение копейки Первая копейка на Руси вошла в оборот в 30 –е годы XVI века. Название свое получила вполне обоснованно.

Слайд 8

копейка « Знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея копье в руце, оттом прозваша деньги копейные».

Слайд 9

Первая монета копеечного номинала чеканили из серебра. На нее можно было приобрести целого гуся. Во времена правления Алексея Михайловича, отца Петра I , серебра не хватало, и копейку стали чеканить из меди. При советской власти копейки производили из бронзы. В годы Великой Отечественной монеты такого номинала не изготавливали – сплав , из которого их делали, шел на военные нужды. Позже копейки содержали в себе медно-цинковый состав. В наше время однокопеечные монеты чеканятся из сплава мельхиора – сталь, включающего в себя цветные металлы (медь и никель).

Слайд 10

Лучше домашняя рубля копейка заезжего Домашняя копейка лучше заезжего рубля

Слайд 11

каждая копейка алтынным гвоздем прибита Каждая копейка алтынным гвоздем прибита

Слайд 12

Дали копейку чтоб заговорил а теперь замолчать и двумя не заставишь Дали копейку, чтобы заговорил, а теперь и двумя замолчать не заставишь

Слайд 13

На копейку выпил а на три копейки опьянел На копейку выпил, а на три копейки опьянел

Слайд 15

1 рубль = 100 копеек Полтина = 50 копеек Полу полтина = 25 копеек Гривенник = 10 копеек Алтын = 3 копейки Грош = 2 копейки 1 копейка 1 денежка = полкопейки Полушка = четверть копейки

Слайд 17

Прибаутка Алеша - три гроша, Да шейка - копейка, Да алтын - голова, Да по три денежки нога: Вот и вся ему цена. Посчитайте сколько копеек стоит Алеша. Ответ: 2х3+1+3+(3х2):2=13 копеек

Слайд 18

Старинная колыбельная А тари, тари, тари! Куплю Маше янтари , Останутся деньги , Куплю Маше серьги , Останутся пятаки , Куплю Маше башмаки , Останутся грошики , Куплю Маше ложки , Останутся полушки, Куплю Маше подушки .

Слайд 19

Определите : Сколько стоят серьги? Сколько стоят башмаки? А ложки сколько стоят? Подушки стоят… Самый дорогой подарок после янтарей? И самый недорогой?

Слайд 20

« Арифметика» Леонтий Филиппович Магницкий Некто купил 96 гусей. Половину гусей он купил, заплатив по два алтына и семь полушек за каждого гуся. За каждого из остальных гусей он заплатил по 2 алтына без полушки. Сколько стоит покупка?

Слайд 21

Решение 1 алтын = 3 копейки = 12 полушек 2 алтына 7 полушек = 12 х 2 + 7 = 31 полушка стоит один гусь 2)96 : 2 = 48(гусей) половина всех гусей 3)31 х 48 = 1488(полушек) 4)2 алтына = 24 полушки 5)цена гуся из второй половины 24 – 1 =23 полушки 6)23 х 48 = 1104 полушки 7) 1488 + 1104 = 2592 полушки = 2592 : 2 = 648копеек Ответ: 648 копеек = 6 рублей 48 копеек

Слайд 22

Тонна копеек – 666667 монет Тонна копеек это 6666,67 рублей или около 247 долларов. Сталь для чеканки монет стоит около 500 долларов за тонну. Прибыль 100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»

Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»    Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»  Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"

quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема:  «Проведение Мастер-класса по выполнению  вечерней прически »Цель:     Дать учащимся возможность...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "

Яруллина Гульшат Минасхатовна  имеет высшее образование, закончила  Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский  государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»

 Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...