2. Дополнительная (общеразвивающая) общеобразовательная программа художественной направленности "КВН"
рабочая программа

Безбабичев Роман Владимирович

Дополнительная (общеразвивающая) общеобразовательная программа художественной направленности "КВН"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezbabichev_r.v._do_kvn.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«КВН»

Возраст обучающихся: 11-17 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель: Безбабичев Р.В.,

педагог дополнительного образования,

учитель физической культуры

Елец, 2022

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Игра КВН существует уже более 40 лет, и со  временем интерес общества к ней не угасает. Анализируя потребности обучающихся, с целью занять детей новыми формами проведения досуга, была разработана эта программа.

В течение 11 лет ребёнок живёт в маленьком мире школы, замкнутом мире детей и взрослых, где существуют свои законы. Он постигает большой мир, ежедневно и ежечасно проигрывая и проживая ситуации реальной жизни. Та социальная и психологическая «аура», которая создаётся в этом мире, в значительной степени определяет развитие его как человека, социально-направленной личности, творческой индивидуальности.

Образовательная программа «КВН» имеет художественную направленность. Она представляет собой комплекс разделов, которые формируют и развивают  художественную одарённость, основанную на  становлении индивидуальности через игровую деятельность и публичные выступления, а так же программа обеспечивает досуговую культуру школьников, заполняя их свободное время активной творческой деятельностью. По степени творческого  участия программа авторская. По уровню освоения программа специализированная, направлена на приобретение и развитие знаний и умений актёра театра КВН.

Сегодня уже ни кому не надо доказывать, что игра – необходимый атрибут социализации личности ребёнка, что в игре гораздо легче постигаются учёные премудрости, что игра  не только средство отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент. Примером этому служит  игра КВН. Кроме получения  узконаправленных знаний в области КВНовского движения, воспитанникам предлагаются специальные занятия по формированию певческого голоса, постановки осанки и элементарных танцевальных композиций. Игра стимулирует их к активности и раскрывает творческие способности, создаёт ситуацию успеха, предоставляет возможность отдохнуть и пообщаться, становится важным социально-педагогическим инструментом и работает на будущее в  сфере социальной адаптации ребенка.

Программа позволит активизировать процесс творческого самовыражения детей, обучить их применению методов сценического мастерства, привить им сценическую культуру, обучает способам ораторского мастерства при публичных выступлениях команды на играх и фестивалях Клуба Весёлых и Находчивых. Программа позволяет развить у ребят умение играть, то есть моделировать ситуацию. КВН – это игра, аспект игры – соревновательный, а соревнование всегда подразумевает, что его участник стремится показать лучшее. КВН – это театр одного спектакля, театр в котором всегда премьера.

Новизна программы заключается в интегрированном характере преподавания - это привлечение специалистов вокала и хореографии к формированию образа КВНщика. Важным моментом программы является коллективный творческий процесс, на основе которого построен годовой круг традиционных выступлений, занятий, репетиций.

Актуальность данной программы заключается в том, что, участвуя в КВНовской деятельности, общаясь друг с другом и другими командами, обмениваясь опытом, КВНщики больше, чем их сверстники готовы найти себя во взрослой жизни, стать социально-активными людьми. Таким образом, КВН – это уникальное средство просвещения, эстетического воспитания и организации продуктивного досуга подростков и молодёжи. Подростки в процессе занятий учатся взаимодействию, дисциплине, ответственности, приобретают опыт коллективных переживаний.

        Цель программы – адаптация молодёжи в социуме, предоставление возможности каждому ребёнку развить собственный творческий потенциал через игру КВН.

        Основными задачами программы являются:

 Обучающие:

- обучить правилам игры в КВН;

- основам сценического мастерства;

- принципу создания сценария для игры в КВН.

Развивающие:

- гармоничное развитие личностных качеств при подготовке выступления;

- расширение кругозора подростков, развитие интеллекта;

- создание условий для самоутверждения и самореализации;

- стимулировать интерес к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению, к самообразованию через профессии диктора, актёра, режиссёра

Воспитательные:

- объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных контактов;    

- организация творческого сотрудничества с другими коллективами;

- привитие уважения к профессии актера.

В основе программы лежат принципы, руководствуясь которыми педагог выполняет поставленные перед ним задачи:

  • принцип взаимоуважения (общение молодёжи – со сверстниками и с педагогом – строится на взаимоуважении);
  •  принцип личностного подхода (личность каждого является ценностью);
  • принцип опоры на интерес (вся работа должна в высшей степени заинтересовать её участников);
  • принцип обратной связи (учитываются впечатления участников команды о проведённом мероприятии, обязательным является анализ творческого дела).

Отличительные особенности от уже существующих образовательных программ состоят в том, что  программа предусматривает творческие встречи со специалистами по актерскому мастерству, сценической речи, хореографии, разговорной речи. Встречи с  командами КВН.

Возраст воспитанников в группах – 11-17 лет, ввиду того, что данный возрастной период наиболее восприимчив к усвоению предложенной информации независимо от её интерпретации. Но особое внимание уделяется развитию таких качеств, как дружелюбие, коммуникабельность, взаимоуважение.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения, объем образовательной нагрузки – 68 часов в год.

Условия реализации программы. Обучаться по данной программе могут все желающие дети 11-17 лет, прошедшие небольшое собеседование. Программа рассчитана на 1 год, объем  - 68 часов в год. На этапе обучения в группе – 10-12 человек. 

Формы организации занятий:

- познавательная деятельность (лекции, познавательные игры, экскурсии, викторины и т.д.);

- ценностно-ориентированная деятельность (беседы, дискуссии, мастер, классы, конкурсы, фестивали, практикуму и т.д.);

- свободное общение (огоньки, вечера отдыха и т.д.);

- общественная деятельность (встречи с интересными людьми, участие в акциях, флешмобах и т.д.).

  1. Календарный учебный график

Начало учебного года – 1 сентября.

Окончание учебного года – 26 мая.

№ группы

Год обучения

Всего учебных недель

Объем учебных часов

Режим работы

1

1

34

68

2 часа 1 раз в неделю

  1. Учебный план

№ п/п

Наименование учебного модуля

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

всего

теоретических

практических

1

Первый год обучения

68

5

63

игра

  1. Содержание программы
  1. КВН – цели и задачи.

Введение в программу. Цель и задачи игры КВН в целом. Особенности. Комплектование группы. Игры на знакомство. Давайте знакомиться, будем дружить и играть. Что такое КВН?

  1. Что должен уметь КВНщик?

Главные черты и качества, которыми должен обладать КВНщик. Разнообразные игры в группах, с целью проверки и развития способностей обучающихся к импровизации. Команда КВН, роли в команде. Умение обращаться с современными техническими средствами. Имидж и стиль команды.

  1. Отработка конкурсных испытаний.

Метод мозгового штурма. Музыка в КВН. Разминка. Приветствие. Музыкальное домашнее задание.

  1. Сценический образ.

Речь, характеристики речи. Основы сценического мастерства. Сценарно-постановочная работа с командой КВН.

  1. Методическое обеспечение программы

Теоретический материал излагается в форме беседы, демонстрации видеоматериалов, рассказа, объяснения. На последующих этапах используются методы привлечения воспитанников к активной творческой деятельности посредством игры, тренингов, моделирования жизненных ситуаций.

        Содержание учебного процесса в объединении строится по принципам взаимоуважения, опоры на интерес, личностного подхода. Начиная с первого года обучения, преподаваемый материал усваивается воспитанниками по принципу усложнения материала. Разница между этапами обучения в том, что с каждым годом предлагаемая информация и содержание более углубляется.

Большое внимание на первом  годе обучения уделяется привлечению воспитанников к общему делу, проявлению у них актёрских качеств, проявлению личности в игровых моделях, жизненных ситуациях, созданию благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение занятия в увлекательное путешествие, проведение мини-игр, экспромтов.

Основным видом деятельности становится не пассивное получение материала, а творческие дела, в процессе которых становится наиболее реальным добиться реализации поставленных задач программы. Особое место в подаче материала занимают творческие моменты, из которых впоследствии черпается новый материал для выступлений, написания сценариев к играм КВН.

На последующих этапах обучения самостоятельная работа приобретает ведущую роль. Она внимательно  корректируется педагогом,  который становится в большей степени «советчиком» нежели «руководящим». На этих этапах  в большей степени происходит самовыражение личности воспитанника.

  В программе используются следующие методические средства:

 - специальная литература по теории КВН;

- журнал «КВН»;

- материал по КВН из интернета;

- материалы окружных, региональных  школ КВН;

- методические разработки в виде игр на развитие сценической и разговорной речи, хореографии;

- тренинги на сплочение;

- упражнения на постановку дыхания, голоса;

- творческие встречи со специалистами по сценической и разговорной речи, актерскому мастерству, хореографии, вокалу;

- творческие встречи с командами КВН.

Педагогические технологии реализации программы:

- выявление «трудных подростков» и индивидуальный подход к ним.

- обучение работе в «группе».

- обучение по индивидуальным планам.

- воспитание ответственности за команду (через создание единого художественного замысла, командное участие в конкурсах, викторинах, играх КВН).

Способы проверки ожидаемых результатов предусмотренных программой:

      - освоение обучающих программ: посредством игровой групповой деятельности (применение знаний на практике - турниры, фестивали, капустники).

  -  роста организаторских умений: по результатам участия команды в организации мероприятий, проектов и программ - на основе самооценки, оценки участников педагогов, специалистов.

  -  личностного роста: на основе творческой самооценки, оценки участников педагогов, специалистов.

Материально-техническое обеспечение программы:

  • музыкальный центр;
  • компьютер;
  • принтер;
  • ширма.

Дидактическое обеспечение программы:

  • видеотека с записями игр команд КВН поселковых, городских, районных, окружных, региональных, премьер и высшей лиги;
  • фонотека (отбивки, подложки, фонограммы для выступлений, репетиций, занятий).

  1. Список литературы

  1. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998г. – 240 с.
  2. Колычев Ю.В., Колычева Н.М. Театрализованные игры в школе – Школьная пресса
  3. Марфин. М., Чивурин А. Методические рекомендации по подготовке программы выступления команд КВН по книге «Что такое КВН?».-М.
  4. Серия «Планета КВН» из опыта работы выпуск №1, театр студия КВН лицея милиции ГУВД Свердловской области «Ментос», Екатеринбург, 2000 г.
  5. Театр, где играют дети: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов. \  Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г. – 288 с.
  6. Юношев А. Как победить в КВН. Стратегия и тактика игры. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005г., 220 с.

Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей

1.    Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М: Издательский центр «Академия», 2001г., 169 с.

  1. Шмаков С.А. – Игры – потехи, забавы, утехи – Липецк: «Оринус», 1994г., 127 с.
  2. Материалы «Школы Международного союза КВН» в г. Екатеринбурге 25-28.11.01 г.
  3. www.kvn.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПО.1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАУП.1.2 РИСУНОК Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпр...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Предметная область: ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГИМНАСТИКА»

        Учебная программа, основывающаяся на типовой программе по предмету «Гимнастика» определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, кото...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Изодеятельность с элементами декоративно-прикладного искусства»

Данная программа разработана для дополнительного образования детей. Она расчитана для детей  7-14 лет. Срок реализации 2 года. Цель программы: создание условий для обучения детей основам изобрази...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (Гитара)

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в о...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниченными возможностями по предмету РИСУНОК Норильск 2014 Структура программы учебног

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА      Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниче...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа художественно-эстетической направленности

В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая напра...