Компетентностный подход в формировании культуры здоровго образа жизни.
статья

Мараева Марина Викторовна

В федеральном государственном образовательном стандарте важное место отводится компетентности в области безопасной жизнедеятельности — знаниям, умениям и навыкам, позволяющим молодому человеку вести здоровый образ жизни. Выделение данных компетенций связано с возрастанием роли социальных факторов, необходимостью формирования культуры здоровья учащейся молодежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В настоящее время идет активное внедрение компетентностного подхода в общее и высшее образование. Эта инновация, заимствованная из западноевропейской практики, отражает общемировую тенденцию перехода к новой парадигме непрерывного образования.

Компетентностный подход является системным, междисциплинарным, в нем присутствует деятельная и гуманистическая направленность.

Компетентностный подход усиливает практическую ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать полученные знания. Эти характеристики следует учитывать при разработке педагогических технологий реализации идеи компетентностного образования в области культуры здоровья.

Компетенция — это готовность человека к реализации полученных знаний, умений и навыков для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

В федеральном государственном образовательном стандарте важное место отводится компетентности в области безопасной жизнедеятельности — знаниям, умениям и навыкам, позволяющим молодому человеку вести здоровый образ жизни. Выделение данных компетенций связано с возрастанием роли социальных факторов, необходимостью формирования культуры здоровья учащейся молодежи.

Деятельностный характер компетентного образования определяет наличие в структуре компетенции не только знаний, умений и навыков, но и мотивации — определенного состояния готовности мобилизовать себя. Мотивация, зависящая от ценностной ориентации личности, является определенным признаком компетентности. Именно это позволяет отнести процесс формирования компетенций к воспитательной, а не только к учебной деятельности.

К примеру, процесс изучения основ здорового образа жизни направлен на формирование следующих компетенций:

· готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;

· осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

· способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

· готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

· решение задач воспитания средствами учебного предмета;

· способность выявлять отклонения от функционального состояния и нормальной жизнедеятельности обучающихся;

· владение методиками сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования идеологии здорового образа жизни; готовность формировать культуру безопасного поведения и применять её методики для обеспечения безопасности детей и подростков.

Компетентностное образование направлено на практику, на применение знаний в жизни. В связи с этим педагогу необходимо по-новому подходить к отбору и планированию учебного материала, совмещая логику развития научных понятий с логикой формирования различных компетенций.

В основе реализации модели компетентностного подхода в формировании культуры здоровья учащейся молодежи лежат интерактивные формы и методы организации учебной деятельности, которые развивают у студента самостоятельность и творчество. К ним можно отнести:

− информационно-коммуникационные методы (использование Интернет-ресурсов, электронной базы вузовской библиотеки);

− эвристические методы (создание проектов, пресс-конференции, презентации);

− научно-исследовательские методы (лабораторные и практические методы, экспериментальная деятельность).

В настоящее время в практику работы школ широко внедряются различные оздоровительные программы, для выполнения которых нужны валеологически грамотные педагоги. Это актуализирует проблему подготовки будущих учителей, владеющих культурой здоровья и готовых к ее формированию у учащихся.

Программы направлены на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Практическое применение этих правил через проигрывание различных ситуаций во внеурочное время, обсуждение с детьми вопросов о том, что такое «здоровье» и что такое «болезнь», подводит к выводу о том, что здоровье человека зависит от его образа жизни.

В школе проводятся «Уроки здоровья» в форме уроков-игр, уроков-сказок, театрализованных уроков и т. д. Такие формы оздоровительной работы позволяют шире вводить элементы занимательности.

В процессе игры создаются условия для всестороннего развития личности детей. Игры заставляют активнее мыслить, способствуют расширению кругозора, формируют представление об окружающем мире. Ведутся с детьми разговоры о том, как правильно относиться к себе и к окружающим, как общаться и взаимодействовать с другими людьми. При этом дети учатся понимать при каких условиях среда обитания (школа, улица, жилище) безопасны для жизни и здоровья. Школьники рассматривают свои внешние данные, свое развитие как естественный процесс, который зависит от разумного поведения.

Такой опыт социально-позитивного творчества формирует определенные социальные компетенции, что способствует повышению компетентности в сфере здоровьесберегающего стиля жизни будущего учителя.

Развитию компетентности в области здоровья способствуют проводимые семинары «Основы культуры здоровья», «Формирование здорового образа жизни учащихся», «Охрана репродуктивного здоровья» и др. В этих семинарах заложен материал, который воспитывает толерантность, активную жизненную позицию, способность к самовыражению и оценке своей деятельности.

Таков наш подход к решению задач воспитания будущего учителя, как носителя ценностей здоровья. Мы убеждены, что сегодня данное направление, а именно — воспитание культуры здоровья учащейся молодежи заслуживает особого внимания в учебных заведениях страны.

Литература:

1. Ананьева H.A., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья. — 1994. — Т. 1. -№ 1. — С. 13-18.

1. Казаин Э.М., Блинова И.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. - М.: Изд-во «Владос», 2005., С. 346.

2. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. С.139.

3. Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. - М.: ПЕРСЭ, 2002. С.192.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры через обучение играм

Игра-это источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой....

Доклад на Методическом Объединении школы. Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

Данный доклад включает в себя методику проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры....

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Формирование культуры здорового образа жизни"

Материал выступления содержит сведения из опыта работы по формированию здорового образа жизни...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Статья "Формирование правил здоровго образа жизни"

Здоровье, особенно здоровье детей - это ценность, которая должна стоять в обществе на первом месте, если человечество «хочет процветать, а не кое-как выживать».К сожалению, современная орг...