Статья "Формирование правил здоровго образа жизни"
статья по биологии

Наталья Владимировна Агапитова

Здоровье, особенно здоровье детей - это ценность, которая должна стоять в обществе на первом месте, если человечество «хочет процветать, а не кое-как выживать».

К сожалению, современная организация учебного процесса, выстроенная «на основе сенсорной несвободы и психомоторного закрепощения» (на основе закрепощения активности тела в положении систематического сидения и закрепощения органов чувств), а также его нарастающая информационная интенсификация наносят большой вред здоровью детей, будущему нашей нации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Формирование правил здорового образа жизни»

Здоровье, особенно здоровье детей - это ценность, которая должна стоять в обществе на первом месте, если человечество «хочет процветать, а не кое-как выживать».

К сожалению, современная организация учебного процесса, выстроенная «на основе сенсорной несвободы и психомоторного закрепощения» (на основе закрепощения активности тела в положении систематического сидения и закрепощения органов чувств), а также его нарастающая информационная интенсификация наносят большой вред здоровью детей, будущему нашей нации.                                

Раньше дети очень много двигались: ползали, ходили, бегали. Причём большей частью - на воздухе, на открытых природных пространствах. Именно в постоянном движении формировалось и укреплялось их тело, развивалось телесное чувство пространства - начало психической сути человека.  А современные  дети с самого раннего возраста двигаются  меньше.

В.Ф. Базарный - русский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики, почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке - здоровьеразвивающей педагогики. Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здравоохранительных педагогических технологий. Данные технологии не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников.

  • Созданы специальные ростомерные (регулируемые по росту ребенка) конторки с наклонной поверхностью, которые оптимально учитывают физиологические требования к занятиям в школе. Дети обучаются не сидя, а стоя, с возможностью, когда они устают. Дети растут весь год, а не только летом, когда обычные школьники во время каникул имеют максимальную двигательную активность – непрерывный рост оказывает меньше вреда на сосуды и снижает нагрузку на сердечную систему.
  • Во время занятий регулярно устраивается специальная разгрузка с переводом зрения на дальние дистанции. Дети занимаются на офтальмотренажере, или рассматривают нарисованные на панно предметы. Это позволяет не только переключать взгляд из режима ближнего на режим дальнего зрения, но и предотвращать остеохондроз, связанный с неподвижностью шейного отдела позвоночника, а также стимулировать кровоснабжение мозга.
  • Большое внимание уделяется развитию телесных функций ребенка. Выделены основные характеристики физиологического развития ребенка (вестибулярная зрелость, координация движений, согласованность работы различных сенсорных систем и т.д.). По этим параметрам проводится как формирование телесного развития, так и контроль. Обязательно проводятся развивающие физические упражнения, причем они не выделены в отдельные уроки, а органично включены в состав любого урока. Это не просто зарядка, а специальные занятия, направленные на формирование сложных сопряженных психических функций, таких, как координация руки и глаза, общая координация движений, художественная пластика  и т.д. Включение воображения в данные упражнения (гнемся как деревце, шумим как ветки и т.д.) позволяет развивать не только физические функции, но и воображение ребенка.

 С октября 2020 года наша школа стала апробировать здоровьесберегающую технологию В.Ф. Базарного. Изучив соответствующую литературу, ознакомившись с опытом использования здоровьесберегающих принципов обучения и воспитания в школах, сегодня я хочу поделиться имеющимися наработками в этом направлении.

К основным методам и приемам здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного относятся:

  • режим динамической смены поз;
  • упражнения на зрительную координацию;
  • зрительно-координаторные тренажи, офтальмотренажеры;
  • упражнения на мышечно-телесную координацию.

Режим динамической смены поз

Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз – часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой и таким образом укрепляет позвоночник, сохраняет правильную осанку. В соответствии с нормами САНПИН продолжительность работы за конторкой составляет 7-10 минут. По сигналу учителя первоклассники берут необходимые учебные принадлежности, разуваются и становятся в носочках на массажные коврики работать за конторку. Массажные коврики изготовлены из деревянных бусин и используются для улучшения кровообращения в нижних конечностях.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

  • поддержание физической, психической активности умственной сферы;
  • высокие показатели  физического развития здоровья;
  • повышение иммунной системы;
  • улучшение ростовых процессов;
  • развитие координации всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной);
  • снижение степени низкой склоняемости головы.

Упражнения на зрительную координацию

В четырех точках (их называют «зрительные метки») размещаются яркие изображения. Это могут быть иллюстрации из сказок, сюжеты пейзажей из  природы, из жизни животных, план урока, задания для арифметического или словарного диктанта, портреты писателей, схемы, формулы, правила и т.д. Все вместе картинки составляют развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс.         Средние размеры картинок от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Размер цифр от 0,5 мм до 207 х 297 мм. Один раз в две недели сюжет меняется.

Дети, находясь в положении свободного стояния начинают фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. При этом они должны не просто «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопросы учителя. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.

Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск.

         

Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорость ориентации в пространстве, предупреждает утомляемость. У детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, зрительно-ручная и телесная координация.

Упражнения на мышечно-телесную координацию

Урок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.

Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего расстояния на дальнее расстояние и наоборот. Показываю дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отхожу  от учеников,  тренируя тем самым мышцы глаза.

Примерные задания: найти изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составить предложения из слов, написанных на карточках; найти картинки - ответ на загадку и т.д.

Для двигательной активности на уроке используют «сенсорный крест».

«Сенсорный крест» висит под потолком в классной комнате на высоте 2 м. На него закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, слоги, слова по теме урока, этапы урока, примеры, краткие записи задач и пр.). В ходе урока периодически обращаю внимание детей на то или иное пособие, прошу что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.

Работа с офтальмотренажёром

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.  

Затем рисуют воображаемую диаграмму, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.

Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.

Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.

Бумажные офтальмотренажёры

  1. Коврик из геометрических фигур.

Примерные задания:

- Из каких геометрических фигур состоит коврик?

 - Сколько треугольников (квадратов, кружков)?

 - Какие фигуры одинакового цвета?

- Сколько всего фигур на коврике?

- Составь узор по своему замыслу (каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике).

  1. Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.

На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и т.д.) или причудливо перекрещенные линии разных цветов. Толщина линий – 1 см.

        Пирамидки.

Примерные задания:

1) Найди глазами две пирамидки.

2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и т.д.
3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и т.д.?

4) Сколько всего колец у всех пирамидок?

5) Сколько всего колпачков?

6) Как быстрее сосчитать?

7) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила здорового образа жизни

Правила здорового образа жизни. Материалы для родителей....

классный час "Правила здорового образа жизни"

Правила здорового образа жизни...

Конспект занятия на тему: «Правила здорового образа жизни»

Тема: Правила здоровья.Цель: вызвать у детей желание заботится о своём здоровье.Задачи:формировать знания о факторах здоровья и ЗОЖ.формировать личность, ответственно относящейся к своему здоровью и з...

семь правил здорового образа жизни

семь правил здорового образа жизни...

10 правил здорового образа жизни

рекомендации для подростков...

Презентация на тему "Правила здорового образа жизни"

Презентация предназначена для детей школьного возраста и рекомендована в качестве методического пособия для мотивации  на здоровый образ жизни....

Компетентностный подход в формировании культуры здоровго образа жизни.

В федеральном государственном образовательном стандарте важное место отводится компетентности в области безопасной жизнедеятельности — знаниям, умениям и навыкам, позволяющим молодому человеку в...