Я - гражданин России.
рабочая программа

Темникова Татьяна Витальевна

Программа курса внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_grazhdanin_rossii.docx55.09 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Отдел образования Администрации города _______________

МБОУ СОШ №__

РАССМОТРЕНО

МО учителей ______________

__________________________

Протокол № _______________

от «______»  _________ 20__ г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по  УВР

____________________________

Протокол № ________________

от «______»  __________ 20__ г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ СОШ №

________________________

Приказ № ________________

от «______»  _________ 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса

внеурочной деятельности

«Я – гражданин России»

для 5- 8 классов

 основного общего образования

                                          Составитель:      

                                         

 

Введение

Рабочая программа внеурочной деятельности ««Я - гражданин России»» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12 2010 г. № 1897) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования».  Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".  

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
  • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования;
  • воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям;
  • сохранять лучшие традиции семьи, прививать уважение и любовь к родителям;
  • развивать способности к взаимопониманию и сотрудничеству в коллективе,
  • формировать и развивать знания, установки, личностные ориентиры и нормы здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
  • формировать основы коммуникативной, экологической, эстетической культуры личности школьников.

Данная рабочая программа предусматривает изучение курса «Я – гражданин России» в 5 – 8 классах в объёме 136 часов (34 часа в год, 1 час в неделю).

Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.

С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у детей и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.

Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.

Формы контроля: творческая работа, проекты, выставка, конкурс, деловые и ролевые игры, круглые столы, устный опрос, заполнение таблиц, анкет. 

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных за
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;
  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

         Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся как основа личности гражданина.

Содержание курса

5 класс (34 часа)

Я сам. 7ч. Режим дня. Мои увлечения. Мои права и обязанности. Письмо самому себе.  Выбор пути достижения жизненного успеха Человек будущего.

Я и моя семья. 7ч. Я и моя семья. Семейный альбом. Моя родословная. Мои домашние обязанности. Мой счастливый день с семьей. Родословная. Мой папа – солдат. Профессии родителей.

Я и моя школа. 7ч.. Мой лучший друг. Ты знаешь – я рядом. Законы класса. Школьные традиции. Открыты двери школьного музея. Ты знаешь – я рядом.

Я и мой город. 6ч. О людях, прославивших наш город. Почему так названа улица. Исторические места. Краеведческий музей. Конкурс проектов: Памятники города. Экскурсии по городу, культпоходы в учреждения культуры.

Я и мое Отечество. 7ч. Что ты знаешь об истории земли русской? Они прославили Родину. Суровые годы войны. Я люблю тебя, Родина! Читайте, завидуйте – я гражданин… Символика страны, области, города.

6 класс (34 часа)

Я живу в России. 7ч. Наша Родина – Россия. Государственное устройство нашей страны. Государственные символы России. Что такое символика. Государственный российский герб, флаг, гимн. Международный день мира. История праздника. Путешествие в страну Законию. Ты и закон.

Я и моя семья.7ч. История страны – история семьи. Судьба моего родственника. Профессия моих предков. Дом, в котором мы живём.

Я и культура. 7ч. Русские композиторы и художники о Родине. «Иной здесь видится Россия…». Песни о земле русской. Духовно-нравственные идеалы в художественных произведениях. Конкурс сочинений “Я был в театре”.

Я и мое Отечество. 7ч. Героические страницы истории России.  Акция «Ветеран живет рядом». Награды Отечества. Ордена и медали. В моей семье живет герой. Плакаты о мире. Просмотр и обсуждение фильма патриотической тематики.

 Я и планета Земля. 6ч. Береги природу. Природа – наш дом. Природа нашего края. Диагностика состояния и развития экологической культуры обучающихся.

7 класс (34 часа)

Я гражданин России. 7ч. Формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Страна, в которой мы живём. Кто такой гражданин. Конституция - основной закон Российской Федерации. Понятие “страна” и “государство”.

Я и моя семья.7ч. Семейные реликвии. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – мудрые люди.

Я и культура. 7ч. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Будьте добрыми, человечными. Праздники и традиции. Русские пословицы и поговорки. Народный фольклор.

Я и мое Отечество. 7ч. Флаги России. Они сражались за Родину. Дети войны. Город, в котором я живу. Наш край. Дорогая моя столица. Мой дворик.

 Я и планета Земля. 6ч. Вселенная. Судьба Земли – наша судьба. Животные из Красной книги. Растения из Красной книги. Экология природы - экология души. Мы в ответе за тех, кого приручили.

8 класс (34 часа)

Я живу в России.7ч. Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. Россия – многонациональное государство. Воспитание толерантности. Терпимость – путь к миру. Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Может ли человечество жить без войн? Правонарушения и юридическая ответственность.  

Я, моя семья и школа. 7 ч. Тест «Познай себя». Мир моих интересов. Забота о родителях – дело совести каждого. Наша домашняя коллекция. Дружба и предательство. Портрет идеального друга. Школа – наш второй дом.  Зачем нужно учиться в школе.

Я и культура. 7ч. День пожилого человека. Как научиться разговаривать с людьми. Добро пожаловать в театр. Правила хорошего тона. Мой любимый музей. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

Я и мое Отечество. 7ч. Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. . Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Города – герои. Книга памяти.

 Я и планета Земля. 6ч. Загадки окружающего мира. Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Загадки окружающего мира. Мы вместе.

Календарно-тематическое планирование 5 класс

№п\п

Тема (раздел)

Количество часов

Дата

Я сам.

1

Режим дня школьника.

1

2

Мир моих увлечений.

1

3

Я, как гражданин Великой страны.

1

4

Мои права и обязанности.

1

5

Письмо самому себе.

1

6

Психологическое тестирование на тему: Выбор пути достижения жизненного успеха.

1

7

Проект «Я в будущем».

1

Я и моя семья.

1

Я и моя семья. Фотографии из семейного альбома.

1

2

Составление родословного древа: Моя родословная.

1

3

Мои домашние обязанности.

1

4

Конкурс рисунков: Герб моей семьи

1

5

Диалог: Мой папа – солдат. Примеры проявлений патриотизма на примере ближайших родственников

1

6

Здесь работают мои родители.

1

7

Игра: Счастливая семья

1

Я и моя школа.

1

Настоящий друг, кто он?

1

2

Игра: Помощь друга

1

3

Законы класса.

1

4

Сила единства.

1

5

Школа вежливости.

1

6

Экскурсия в школьный музей.

1

7

Игра: Цепочка помощи.

1

Я и мой город.

1

История моего города.

1

2

Достопримечательности моего города.

1

3

Наш краеведческий музей (посещение).

1

4

Знаменитые люди моего города (проект).

1

5

История моей улицы.

1

6

Конкурс проектов: Памятники моего города.

1

Я и мое Отечество.

1

Что ты знаешь об истории земли русской?

1

2

Наши традиции.

1

3

Поклон тебе, солдат России!

1

4

Маленькие герои большой войны.

1

5

Они прославили Родину.

1

6

Символика страны, области, города.

1

7

Акция: ветеран живет рядом.

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№п\п

Тема (раздел)

Количество часов

Дата

Я живу в России.

1

Наша Родина – Россия.

1

2

Конкурс сочинений: «Разговор с Родиной».

1

3

Марафон «День героев Отечества»

1

4

Государственное устройство нашей страны.

1

5

Государственные символы России.

1

6

Интеллектуальная игра «Я гражданин России!»

1

7

Международный день мира.

1

Я и моя семья.

1

Мама, папа, я – дружная семья.

1

2

Судьба моего родственника.

1

3

Конкурс рисунков: Дом, в котором мы живём.

1

4

Профессии моих предков.

1

5

Об отце говорю с уважением.

1

6

Фотовыставка «Я и моя семья».

1

7

Мама, мамочка, мамуля (праздник для мам).

1

Я и культура.

1

Что такое культура и зачем она нужна.

1

2

Русские композиторы о защитниках Родины.

1

3

Русская земля на полотнах художников.

1

4

Поэты и писатели нашего города.

1

5

Песни о земле русской.

1

6

Конкурс чтецов: «Стихи о родине».

1

7

Конкурс сочинений “Я был в театре”.

1

Я и мое Отечество.

1

Героические страницы истории России.

1

2

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

1

3

В моей семье живет герой.

1

4

Открытка ветерану.

1

5

Ордена и медали.

1

6

Конкурс сочинений «Могу ли я стать героем?»

1

7

Просмотр фильма: «Судьба человека».

1

Я и планета Земля.

1

Природа – наш дом.

1

2

Учимся бережно относиться к природе. Диагностика.

1

3

Конкурс рисунков: Береги природу.

1

4

День добрых волшебников.

1

5

Природа нашего края.

1

6

Конкурс плакатов: «Моя Земля».

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование 7 класс

№п\п

Тема (раздел)

Количество часов

Дата

Я живу в России.

1

Для чего я рожден?

1

2

Мы все такие разные.

1

3

Что означает «быть гражданином»?

1

4

Понятие “страна” и “государство”.

1

5

Конституция - основной закон Российской Федерации.

1

6

Конкурс рисунков: «Отчего так в России березы шумят?»

1

7

Люблю тебя, Россия (презентации).

1

Я и моя семья.

1

В гостях у предков.

1

2

Пожилые люди – мудрые люди.

1

3

Откуда я родом.

1

4

Почему меня так назвали. История моего имени.

1

5

Что такое хорошо, а что такое плохо.

1

6

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

1

7

Бабушкины советы.

1

Я и культура.

1

Люблю тебя, моя Россия.

1

2

Конкурс проектов: «Богатыри земли Русской».

1

3

Будьте добрыми, человечными!

1

4

Конкурс на знание русских пословиц и поговорок.

1

5

Праздники и традиции России.

1

6

Мои любимые книги.

1

7

Игра «Конкурс эрудитов».

1

Я и мое Отечество.

1

Флаги России.

1

2

Дорогая моя столица.

1

3

Они сражались за Родину.

1

4

Дети войны.

1

5

Игра: «Знатоки истории».

1

6

Город, в котором я живу. Фотовыставка

1

7

Мой дворик.

1

Я и планета Земля.

1

Судьба Земли – наша судьба.

1

2

Животные из Красной книги.

1

3

Растения из Красной книги.

1

4

Экология природы - экология души.

1

5

Прессконференция «Мы в ответе за тех, кого приручили».

1

6

Наша Вселенная.

1

Календарно-тематическое планирование 8 класс

№п\п

Тема (раздел)

Количество часов

Дата

Я живу в России.

1

Россия – многонациональное государство.

1

2

Воспитание толерантности. Терпимость – путь к миру.

1

3

Может ли человечество жить без войн?

1

4

Государство на страже закона, прав и свобод граждан.

1

5

Письмо самому себе.

1

6

Правила счастливого человека.

1

7

Правонарушения и юридическая ответственность.

1

Я, моя семья и школа.

1

Мир моих интересов.

1

2

Тест «Познай себя».

1

3

Забота о родителях – дело совести каждого.

1

4

Наша домашняя коллекция.

1

5

Дружба и предательство.

1

6

Проект: «Портрет идеального друга».

1

7

Школа – наш второй дом.

1

Я и культура.

1

День пожилого человека.

1

2

Как научиться разговаривать с людьми.

1

3

Добро пожаловать в театр.

1

4

Правила хорошего тона.

1

5

Мой любимый музей.

1

6

О красоте, моде и хорошем вкусе.

1

7

Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

1

Я и мое Отечество.

1

Поговорим о толерантности.

1

2

Геральдика – наука о гербах.

1

3

Есть такая профессия – Родину защищать.

1

4

О подвигах женщин в военное время.

1

5

Победа деда – моя победа.

1

6

Города – герои.

1

7

Книга памяти.

1

Я и планета Земля.

1

Загадки окружающего мира.

1

2

Семь чудес света.

1

3

Я - житель планеты Земля.

1

4

Конкурс плакатов: «Берегите природу».

1

5

Загадки окружающего мира.

1

6

Деловая игра: «Мы вместе».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

Внеклассное мероприятие по обществознанию.Гражданин России.

Презентация. Целевая аудитория-обучающиеся коррекционных школ VIII вида. Направление: формирование основ правового и нравственного воспитания. Материал можно использовать при проведении тематических м...

Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"

Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека  к здоровью ребёнка. Реализация проекта  - это комплекс ме...

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.

Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...

Я – гражданин России

"Я – гражданин России"- это пропедевтический курс по потреотическому воспитанию обучающихся, начиная с первого класса....

Праздник "Мы -граждане России" + буклет "Я - гражданин России"

Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности....