Занятие "Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия (6, 7, 8 класс)

Кенина Вера Викторовна

 Познакомить воспитанников с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас; развивать сообразительность и образность мышления посредством народных загадок; развивать речевую активность, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_iz_proshlogo.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

 Познакомить воспитанников с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас; развивать сообразительность и образность мышления посредством народных загадок; развивать речевую активность, память.

Воспитатель:

Люди вдруг стали замечать, как быстро идет время. Еще вчера вы были малышами, сейчас вы повзрослели ,а уже скоро начнется ваша взрослая жизнь.

Жизнь человека делится  на три периода –прошлое, настоящее, будущее.Сегодня наш разговор будет о прошлом, о том далеком времени ,когда жили наши предки

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли.

Времена теперь другие,
Как и мысли и дела.
Далеко ушла Россия,
От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ,
Свою землю бережёт,
А преданья старины
Забывать мы не должны.

Слава русской старине –
Слава нашей стороне!
(Наталья Кончаловская)

Воспитанник:

Прошлое все то, что было,
Никакая в мире сила,
Всё обратно не вернёт,
Время лишь вперёд идёт.

То, что видим мы сейчас, –
Настоящее для нас,
Будущее – то, что будет,
И его не знают люди”.

,

А как вы ,ребята ,думаете нужно ли нам знать свое прошлое?

(Ответы детей)

Правильно ,ребята ,это наша история. История семьи, история нашей страны. В.О.Ключевский (историк) сказал:  «Народ непомнящий своего прошлого, не имеет будущего.»

Чтобы прошлое не ушло безвозвратно - его нужно помнить. Старые традиции  надо знать и беречь Русская старина вся пронизана добром ,а это очень важно для нас с вами .Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага .  И если бы все народы помнили свое прошлое, то возможно не было бы страшной военной операции в Украине, тех бед и страданий, которые испытывают там люди во времени настоящем.

Воспитанник:

« Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину»

 Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие назад в прошлое.   – Как же нам попасть в прошлое? (Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль ) Путешествовать сегодня  нам поможет презентация «Путешествие в прошлое»

  Давайте все вместе закроем глаза. Раз, два, три – в прошлое двери отвори.

(На  экране появляется старинная изба.)

Воспитатель:

Вот вам русская изба…
В центре стол, печь, образа,
Люлька — нянчит малыша,
Самовар и утюг, у стены большой сундук

Воспитанник:

Старинная  утварь домашняя-

Предметы покинувших лет,

Страница  из жизни вчерашняя

Льют теплый из прошлого свет.

Здесь что не предмет, то легенда.

Оставили в памяти след,

И пыли на полках отведав,

Из прошлого шлют нам привет.

Все это исправно когда то

В быту применял человек.

Ушли те денечки куда- то,

Другой на дворе уже век.

Воспитанник:

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмешь

И рассмотришь , то поймешь.

Для чего они нужны

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

Внимательно послушайте мою загадку.

В избе — изба,
На избе — труба.
Я лучинку зажег,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.

(Ответы детей)

 Воспитатель:

Правильно ,Разговор пойдет о русской печи.

 Видел  ли кто-нибудь из вас  настоящую печку? А ведь раньше, да и сейчас во многих деревнях не знают другого отопления, кроме печного. Печка всегда стояла посреди избы, она была главной в доме. Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки обойтись было никак нельзя.

Наша печь проста. Состоит она из трубы, лежанки, подпечья, топки, она называлась устье.

 Про печку  в народе говорили:  «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная». Потому что печь на самом деле и кормила, и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла-парила, и даже предсказывала погоду, и  умела делать ещё много разных вещей.

 Уходя из родительского гнезда, молодые брали с собой горящие угли. Это, по верованиям древних предков, могло сохранить родственные связи.

Плюнуть на очаг почиталось за великий грех.

Если кто заливал чужую печь водой, это было выражением непримиримой вражды.

Зола, взятая из печки в праздничные дни, служила целебным средством.

Отправляясь в далёкий путь  человек брал с собой не только горсть родной земли, но и щепотку золы.

В старину и рождались детки не в роддоме, а на печи. Считалось, что родившегося на печи ребенка ожидает долгая и счастливая жизнь        

Воспитанник:

Русская печка

Деревня завалена снегом,
Дома из сугробов торчат,
Морозы лютуют, а в печке
Отрадно поленья трещат.
Дымок из трубы улетает,
Как в древней далёкой Руси.
В России домов не бывает
Без русской добротной печи.
Изба без печи сиротеет,
Без неё нет в доме тепла.
Она словно символ России,
Была, есть, и будет всегда .(Т.Попова)

Про печку не только придумывали  загадки, но и слагали легенды и сказки.

 Кто назовет сказку, в которой говорится про печку?

(Сказка «Гуси-лебеди»,«Волк и семеро козлят»,»По щучьему веленью»,»Колобок»)

У русского народа есть замечательная поговорка

Воспитанник:

 « Хороши щи из русской печи».

Русская печка – деревенская кормилица. В старину бывало  встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставит в печку три больших чугуна. Первый – для щей, второй – для каши, а третий – для всех остальных надобностей. Весь день печь пыхтит – старается. Хлеб печет для всей семьи, сдобные калачи для малых детушек. Печь избу согревает и освещает. А детей даже иногда купают в печке – настоящую баню устраивают. Настелет хозяйка в печь чистой соломы, поставит чугунок с горячей водой, и лезут в печку наперегонки детишки, каждому охота поплескаться в пенном пару да потереть друг другу спинку липовой мочалкой.

 Для приготовления пищи пользовались чугунками, ухватами, сковородниками и, конечно, сковородами. Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. Была так же специальная посуда для томления молока.

Иногда обходились и вовсе без посуды - например, для приготовления подового хлеба, который выпекался прямо на поверхности пода после топки.

                    Приспособления для русской печи:

   *   кочерга - для лучшего укладывания дров в огне, перемешивания              углей, очистки печи;

  • печной совок - для очистки печи от золы;
  • ухват или рогач - ставить и доставать из печи чугуны;
  • чапельник - для перемещения чапел;
  • сковороды и чапелы (сковороды без ручки);
  • садник - деревянная лопата для посадки и доставания из печи хлеба и выпечки;
  • чугуны - чугунная, реже алюминиевая, огнестойкая посуда;
  • печные горшки - чугунные либо алюминиевые для варки и тушения;
  • корчаги - глиняная посуда для нагрева воды;
  • крынки (кринка) - топить молоко;
  • утятницы (гусятницы) - тушить мясо, овощи, птицу;
  • противень или судок - для жаренья или выпекания, аналог сковороды;
  • помело – обметать печь перед посадкой на него хлеба;
  • ометалочка - обметать от золы и сажи шесток;
  • и другие нужные инструменты

Чтобы печку растопить нужны были дрова, давайте покажем как их готовили . Отправляемся в лес.

Физминутка.

 За дровами мы идём
И пилу с собой несём. (Ходьба.)
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. (Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.)
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. (Дети делают движения, словно колют дрова.)
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. (Наклоны.)
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. (Дети садятся.)

Теперь у нас  есть время для отдыха. Послушаем частушки.

В русских избах отводили

Печке место главное:

 Ею грелись, в ней варили,

  Вот так печка славная!

Хорошо на русской печке

Вместе с бабушкой лежать:

Как нагреет свои кости,

 Может сказку рассказать.

Говорят, что в каждом доме

Домовой в подпечке жил.

Если хлебушка оставят,

 Он по-доброму шутил.

   И в приметах образ печки

   Иногда имеется:

   Дым столбом стоит - к морозу

   А к теплу он - стелется.

Да, недаром чудо-печки

На Руси так славились,

В русской печке наши предки

Словно в бане парились.

Хороша ты, чудо-печка,

Ты бела, ты славная

В русских избах отводили

 Тебе место главное!

Воспитатель:

Много времени уделили мы русской печки ,а вот

 ещё одна загадка: « Без рук , без ног во все стороны клонит

(Ответы детей)

В каждой русской избе обязательным атрибутом была зыбка. Зыбку вешали на крючок, а тот в свою очередь прибивали к матке на потолке. Люлька делалась на заказ и передавалась по наследству. Очень часто на зыбках писали даты рождения детей. Матери – крестьянки часто не помнили дни рождения своих чад. А много в те далекие времена детей и умирало. Из 12 выживало 3-4, а если посчастливится – 5-6 ребятишек. Делали зыбки из липы, нередко украшали резьбой. Она представляла собой: каркас, снизу прибивалась плотная материя – мешковина. Ее часто приходилось менять, по понятным обстоятельствам. Длинные веревки, натянутые от углов к кольцу служили не только для того, чтобы поддерживать зыбку, но и держали занавески, которые закрывали ребенка от любопытных глаз, а также защищали от назойливых мух и комаров. Внутри зыбки стелили матрасик, подушку и одеяльце. Впереди к зыбке привязывали веревочку – с помощью нее мать качала зыбку рукой, а если руки были заняты работой – то качали ногой. 
(ребенок плачет, девушка качает и прядет).

В зыбке ребенок находился примерно до 5-6 месяцев, до тех пор, пока не начнет вставать. Именно зыбка – колыбель, – лучшее, что можно придумать для спокойного хорошего сна младенца. Люлька имитирует колебания, знакомые ребёнку ещё до его появления на свет; колыбельку приводит в движение одно только дыхание самого малыша Тихо поет мать колыбельную песню.

Звучит колыбельная песня «Баюшки-баю»

 Многие считают, что колыбельную песню поют только с целью облегчить засыпание ребенка. А на самом деле колыбельные песни для детей – это целый мир. Они помогают матери и ребенку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, младенец пребывает в состоянии комфорта: он  уже понимает, что его любят.

Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами, как матушка тут же приступала к обучению «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно. Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.

Воспитатель:

А вот следующая загадка
.Плывёт паром, уголь в нём. (Утюг)

(Ответы детей)


Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не были мятыми. Мокрую ткань растягивали и оставляли сушиться  В России пользовались рубелем и вальком. На валёк наматывали вещь, а затем прокатывали рубелем. Обычно, ткань, из которой шили одежду, была настолько груба, что после стирки её надо было не разгладить, а размягчить. Но когда появились тонкие мягкие ткани, возникла необходимость тщательно их разглаживать.

Люди изобрели утюг. Первый утюг появился в Китае. Но не такой, каким мы пользуемся сейчас. Те утюги очень сильно отличались от нынешних утюгов. Мы сейчас пользуемся лёгким и удобным электрическим утюгом. А электричества в те времена ещё не было, но утюг-то нагреть надо, чтобы он гладил. Утюг нагревали на огне, а потом гладили. Были утюги, которые разогревали углём. Открывалась крышка и в него закладывались горящие угли, которые разогревали утюг, а чтобы угли дольше не остывали, нужно было утюгом размахивать, вот так. В эти отверстия проникал воздух, и угли внутри утюга разгорались вновь. .

 Чугунные утюги были неудобными, держать их было очень трудно, так как они могли весить более 10 килограммов.

Одна бабушка рассказывала: «Не хотелось мне замуж идти в чужую деревню, а мать уговаривала: «Иди дочка, в том доме есть угольный утюг». Этот явный знак достатка и благополучия ставили на видное место рядом с самоваром, чтобы все смотрели и завидовали. А еще одна старушка говорила, что на всё большом село угольный утюг был лишь в одном доме.

Все предметы ,что увидели мы в русской избе будто из доброй народной сказки

Задание «Расскажите ,что было и что стало»

Ребята, сейчас вы возьмете листок с изображением какого то старинного  предмета.

Ваша задача состоит в том,  вы должны выбрать на столе  то. что заменило этот предмет  в наше время.

Мы сегодня с вами побывали в прошлом, увидели  старинные вещи. Ответьте мне ,  же создавал эту красоту? Конечно же человек.

Трудом человека  создано всё прекрасное и потребное на земле.

 Человек  строил свое будущее.

 Хочу ,чтобы вы запомнили слова:

Не забывайте корни свои, предков,

 Язык отцов, традиции и быт,

 Любите это сердцем своим крепко,

 Пока в груди оно у вас стучит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".

Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК"  с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....

Театрализованное представление "Листая прошлого страницы" (Античность)

Театрализованное представление для учеников разных классов....

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

Холокост.Прошлое или реальность

сравнительная характеристика Осетии 2008и  Холокоста...

Война прошла через сердце мое

Содержание методической разработки 1. Пояснительная записка 2. Технологическая карта 3. Методическое обеспечение 4. Участники мероприятия 5. Ход мероприятия 6. Использованная литература ...

Проект: От прошлого к настоящему. Пушкиниана.

«Пушкин  умер  в  полном  развитии  своих  сил  и  бесспорно  унес  с  собою  в  гроб  некоторую  великую  тайну....