Путешествие по марийским сказкам
план-конспект
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного дню рождения Республики Марий Эл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий мероприятия | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМЭ «Нартасская школа-интернат»
Подготовила и провела:
Александрова Т.А.
п.Нартас
«Путешествие по марийским сказкам»
Ведущий:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
Ведущий:
Ребята, давайте поздороваемся с нашими друзьями соседями и подарим им наши улыбки.
Ведущий:— Ребята, я вчера получила книгу сказок от доброго сказочника. Я знала, что пойду к Вам в гости, поэтому взяла её с собой. Сегодня у нас с вами пройдет необычное мероприятие посвященное наследию марийского народа. Все мы живем на марийской земле и должны знать своих предков и их культуру. Я думаю,что у вас у каждого есть родственники марийцы,а кто-то из вас даже знает марийский язык. Давайте откроем его и посмотрим, что в ней. (открывает, а там пусто)
- Вувер-кува (Баба- Яга) забрала выкрала из книги все сказки.
-И как же нам быть?
- Ребята вы нам поможете отправиться в мир марийских сказок и восполнить наши потери.
Ведущий: — Пора отправляться в страну сказок. А как же нам туда попасть? (ответы детей)
Ведущий: -Посмотрите от наших сказок остались лишь обрывки. Догадаетесь, о чем идет речь, тогда может нам это и поможет?
Ведущий:
Мальчик стал собираться в дорогу. Зашёл в хлев за зёрнышком, а его гуси склевали. Ой, что же мне теперь делать? Зёрнышко моё склевали твои гуси!
Бабушка:— Что же делать? Бери уж вместо зерна одного гуся!
Автор: Она поймала одного гуся и дала мальчику. Мальчик взял его и отправился дальше. Шёл-шёл и пришёл в одну деревню.
Ведущий: Правильно ребята, а ___класс покажет нам сказку «С зернышка до коня»
Ведущий: Добрые люди никогда не оставят несчастного в беде. Удача сопутствует ему, и обретёт он заслуженное счастье.
Ведущий: Следующая сказка нас научит быть добрым к природе и не просить у нее больше чем она сможет одарить, иначе…!
Липа: Что тебе нужно, добрый человек?
Мужик: Опять за дровами пришел, — Да чтобы не охапка была, а стояли бы на дворе поленницы.
Липа: Иди домой, будут у тебя дрова, сколько просишь.
Автор: Возвратился мужик домой, а на дворе стоят поленницы, и дрова в них сухие, чистые — полено к полену. (Лежит мужик на сундуке и ворочается.) Проспал мужик спокойно одну ночь, другую, а на третью никак не заснет.
Ведущий: Угадали, это сказка называется «Медведь барской породы». Еще тогда наши предки нас учили любить и беречь природу: лес и все живущее в нем. Потому она не только кормит, но и обогащает духовными ценностями. Надо жить в гармонии с природой.
Ведущий: Из марийских сказок мы узнаем, каких обрядов и традиций придерживался народ, чем питался, и даже какая была одежда, и вышивка на ней. Вот послушайте…
(Выходят девушки в зеленых свадебных кафтанах, в обшитых блестками свадебных платках). Девушка:— Куда идете, сестрицы? — спрашивает их. А девушки отвечают ей песней: - Идем за невестой, За красивой невестой с …, Светлой, как звезда, Красивой, как луна. …, Чтобы увезти ее к Водяному владыке.- Не ты ли …? И манисты нет у тебя, что должна носить замужняя девушка. И вправду это ты! Узнали мы тебя!
Ведущий: Правильно ребята, Это Среброзубая Пампалче - «Ший пуан Ший Пампалче!» На сцену приглашаем ___.
Ведущий: Ребята, совсем недавно в 2020 году в Йошкар-Оле, доме купца Наумова, был открыт музей, и он уже успел заслужить огромную популярность и любовь. Музей марийской сказки – это уникальный культурный объект, в котором представлены экземпляры не только национального фольклора, но и устного творчества других народов. Назван он в честь самой знаменитой героини марийских сказок Среброзубой Пампалчи.
Ведущий: Ребята, будьте готовы к тому, что в сказочной стране происходят чудеса. Лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете в волшебном лесу, какие звери живут. (ответы детей)
Ведущий: Слушаем следующий отрывок сказки:
Пошли лиса с зайцем к заячьему домику. Лиса прямо в дом входит, хвостом машет, сердитым голосом кричит:
-Эй, кто здесь есть, а ну, выходи! Не выйдешь добром - когтями исцарапаю, зубами искусаю! А сверчок отвечает ей:
Ведущий: Молодцы, сказка называется «Заячий домик» Приглашаем ___ кл.
Ведущий: Вот так, с помощью сказок наши предки объясняли явления природы молодому поколению.
Ведущий: Зверюшки, в сказках помогали раскрывать разные жизненные ситуации простого народа. В сказках все они, конечно, как люди умеют разговаривать, спорить и доказывать свою правду?
Ведущий:
Все было бы хорошо, да всего - превсего Зайчишка боялся. ... – Скажи, лед, наверно, ты сильнее всех на свете, раз так больно дерешься? Лед. (самодовольно, с гулом) – ДА-А-А-А! (Заяц дрожжит).
Ведущий: Верно, ребята, этот отрывок из сказки «Кто сильнее». Приглашаем___кл.
Ведущий: Не менее интересны в марийском фольклоре сказочные истории повествующие о доблести, храбрости и смелости марийских богатырей, которые своей силой, правдой и добротой побеждают чудищ, злых духов, напасти стихий, и тем самым спасают своих близких и любимых, свой народ, и конечно свой родной Марийский край.
Ведущий: Послушайте и догадайтесь о ком идет речь?
И вдруг с печки послышался голосок:
— Жарко здесь! Снимите меня с печи! Обрадовались старик и старуха, сняли сыночка с печи а он и впрямь как настоящий мальчик, только очень маленький.
Живет мальчик в избе у старика и старухи и растет не по дням, а по часам.
Ведущий: Конечно это «Нончык-патыр». Приглашаем ___кл.
Ведущий: Молодцы. Спасибо!
Сказки на марийском языке, как и на языках других народов, населяющих Российскую Федерацию, – своего рода жемчужины в нашем общем наследии, не теряющие блеск с годами. Чтобы лучше понять характер народа мари, оценить его мудрость, глубокое понимание природных явлений и отношений между людьми, а также чувство самоиронии, читайте и слушайте марийские народные сказки.
Мальчик стал собираться в дорогу. Зашёл в хлев за зёрнышком, а его гуси склевали. Ой, что же мне теперь делать? Зёрнышко моё склевали твои гуси!
Бабушка:— Что же делать? Бери уж вместо зерна одного гуся!
Автор: Она поймала одного гуся и дала мальчику. Мальчик взял его и отправился дальше. Шёл-шёл и пришёл в одну деревню.
Липа: Что тебе нужно, добрый человек?
Мужик: Опять за дровами пришел, — Да чтобы не охапка была, а стояли бы на дворе поленницы.
Липа: Иди домой, будут у тебя дрова, сколько просишь.
Автор: Возвратился мужик домой, а на дворе стоят поленницы, и дрова в них сухие, чистые — полено к полену. (Лежит мужик на сундуке и ворочается.) Проспал мужик спокойно одну ночь, другую, а на третью никак не заснет.
(Выходят девушки в зеленых свадебных кафтанах, в обшитых блестками свадебных платках). Девушка:— Куда идете, сестрицы? — спрашивает их. А девушки отвечают ей песней: - Идем за невестой, За красивой невестой с …, Светлой, как звезда, Красивой, как луна. …, Чтобы увезти ее к Водяному владыке.- Не ты ли …? И манисты нет у тебя, что должна носить замужняя девушка. И вправду это ты! Узнали мы тебя!
Пошли лиса с зайцем к заячьему домику. Лиса прямо в дом входит, хвостом машет, сердитым голосом кричит:
-Эй, кто здесь есть, а ну, выходи! Не выйдешь добром - когтями исцарапаю, зубами искусаю! А сверчок отвечает ей:
Все было бы хорошо, да всего - превсего Зайчишка боялся. ... – Скажи, лед, наверно, ты сильнее всех на свете, раз так больно дерешься? Лед. (самодовольно, с гулом) – ДА-А-А-А! (Заяц дрожит)
И вдруг с печки послышался голосок:
— Жарко здесь! Снимите меня с печи! Обрадовались старик и старуха, сняли сыночка с печи а он и впрямь как настоящий мальчик, только очень маленький.
Живет мальчик в избе у старика и старухи и растет не по дням, а по часам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для обучающихся коррекционной группы на тему: "Путешествие в Белую сказку"
Данный конспект интегрированного коррекционного занятия составлен педагогом-психологом Сергеевой О.П. и учителем-логопедом Филатовой Е.С. для обучающихся с ОВЗ 1-2 классов (VIII вид), входящих в ...
Сценарий логопедического утренника в классах-группах "Путешествие в Разноцветную сказку".
Сценарий логопедического утренника в классах-группах специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида "Путешествие в "Разноцветную сказку"....
Путешествие с героем сказки
Обращается к вам Вовка, герой сказки В. Коростылёва «Вовка в Тридевятом царстве». Я очень хочу попасть в Тридевятое царство, но на моём пути много препятствий. Боюсь, что один не справлюсь, учус...
Урок - путешествие "В мире сказки и реальности"
Методическая разработка в области ИСКУССТВО. Ориентирована на разновозрастную аудиторию. Занятие построено на знакомстве с оперой Н.А. Римского-Корсакова "Садко", творчестве М. Врубеля, В.Васнецо...
летнее логопедическое развлечение для детей старшей группы "Путешествие в зеленую сказку"
Данное развлечение помогает детям, идущим в логопедическую группу легко адоптироваться к новой группе и занятиям с логопедом. Его можно использовать в начале учебного года как вводное, ознакомит...
Конспект открытого занятия "Урок путешествие по марийскому краю"
Конспект открытого занятия от заповедных местах марийского края....