Путешествие по марийским сказкам
план-конспект

Александрова Татьяна Анатольевна

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященного дню рождения Республики Марий Эл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарий мероприятия188 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РМЭ «Нартасская школа-интернат»

Подготовила и провела:

Александрова Т.А.

п.Нартас

«Путешествие по марийским сказкам»  

Ведущий:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

Ведущий:

Ребята, давайте поздороваемся с нашими друзьями соседями и подарим им наши улыбки.

Ведущий:— Ребята, я вчера получила книгу сказок от доброго сказочника. Я знала, что пойду к Вам в гости, поэтому взяла её с собой. Сегодня у нас с вами пройдет необычное мероприятие посвященное наследию марийского народа. Все мы живем на марийской земле и должны знать своих предков и их культуру. Я думаю,что у вас у каждого есть родственники марийцы,а кто-то из вас даже знает марийский язык. Давайте откроем его и посмотрим, что в ней. (открывает, а там пусто)

- Вувер-кува (Баба- Яга) забрала выкрала из книги все сказки.

-И как же нам быть?

- Ребята вы нам поможете отправиться в мир марийских сказок и восполнить наши потери.

Ведущий: — Пора отправляться в страну сказок. А как же нам туда попасть?   (ответы детей)

Ведущий: -Посмотрите от наших сказок остались лишь обрывки. Догадаетесь, о чем идет речь, тогда может нам это и поможет?

Ведущий: 

Мальчик стал собираться в дорогу. Зашёл в хлев за зёрнышком, а его гуси склевали. Ой, что же мне теперь делать? Зёрнышко моё склевали твои гуси!

Бабушка:— Что же делать? Бери уж вместо зерна одного гуся!

Автор: Она поймала одного гуся и дала мальчику. Мальчик взял его и отправился дальше. Шёл-шёл и пришёл в одну деревню.

Ведущий: Правильно ребята, а ___класс покажет нам  сказку «С зернышка до коня»

Ведущий: Добрые люди никогда не оставят несчастного в беде. Удача сопутствует ему, и обретёт он заслуженное счастье.

Ведущий:  Следующая сказка нас научит быть добрым к природе и не просить у нее больше чем она сможет одарить, иначе…!

Липа: Что тебе нужно, добрый человек? 
Мужик: Опять за дровами пришел, — Да чтобы не охапка была, а стояли бы на дворе поленницы.
Липа: Иди домой, будут у тебя дрова, сколько просишь.

Автор: Возвратился мужик домой, а на дворе стоят поленницы, и дрова в них сухие, чистые — полено к полену. (Лежит мужик на сундуке и ворочается.) Проспал мужик спокойно одну ночь, другую, а на третью никак не заснет.

Ведущий:  Угадали, это сказка называется «Медведь барской породы». Еще тогда наши предки нас учили любить и беречь природу: лес и все живущее в нем. Потому она не только кормит, но и обогащает духовными ценностями. Надо жить в гармонии с природой.

Ведущий: Из марийских сказок мы узнаем, каких обрядов и традиций придерживался народ, чем питался,  и даже какая была одежда, и  вышивка на ней. Вот послушайте…

(Выходят девушки в зеленых свадебных кафтанах, в обшитых блестками свадебных платках). Девушка:— Куда идете, сестрицы? — спрашивает их. А девушки отвечают ей песней: - Идем за невестой, За красивой невестой с …, Светлой, как звезда, Красивой, как луна. …, Чтобы увезти ее к Водяному владыке.- Не ты ли …? И манисты нет у тебя, что должна носить замужняя девушка. И вправду это ты! Узнали мы тебя!

Ведущий: Правильно ребята, Это Среброзубая Пампалче - «Ший пуан Ший Пампалче!» На сцену приглашаем ___.

Ведущий: Ребята, совсем недавно в 2020 году в Йошкар-Оле, доме купца Наумова, был открыт музей, и он уже успел заслужить огромную популярность и любовь. Музей марийской сказки – это уникальный культурный объект, в котором представлены экземпляры не только национального фольклора, но и устного творчества других народов. Назван он в честь самой знаменитой героини марийских сказок Среброзубой Пампалчи.

Ведущий: Ребята, будьте готовы к тому, что в сказочной стране происходят чудеса.  Лес волшебный перед нами, тишина кругом стоит. А как вы думаете в волшебном лесу, какие звери живут. (ответы детей)

Ведущий: Слушаем следующий отрывок сказки:

Пошли лиса с зайцем к заячьему домику. Лиса прямо в дом входит, хвостом машет, сердитым голосом кричит:
-Эй, кто здесь есть, а ну, выходи! Не выйдешь добром - когтями исцарапаю, зубами искусаю! А сверчок отвечает ей:

Ведущий: Молодцы, сказка называется «Заячий домик» Приглашаем ___ кл.

Ведущий: Вот так, с помощью сказок наши предки объясняли явления природы молодому поколению.

Ведущий: Зверюшки, в сказках помогали раскрывать разные жизненные ситуации  простого народа. В сказках все они, конечно, как люди умеют разговаривать, спорить и доказывать свою правду?

Ведущий:

Все было бы хорошо, да всего - превсего Зайчишка боялся. ... – Скажи, лед, наверно, ты сильнее всех на свете, раз так больно дерешься? Лед. (самодовольно, с гулом) – ДА-А-А-А! (Заяц дрожжит).

Ведущий: Верно, ребята, этот отрывок из сказки «Кто сильнее». Приглашаем___кл.

Ведущий: Не менее интересны в марийском фольклоре сказочные истории  повествующие о доблести, храбрости и смелости марийских богатырей, которые своей силой, правдой и добротой побеждают чудищ, злых духов, напасти стихий, и тем самым спасают своих близких и любимых, свой народ, и конечно свой родной Марийский край.

Ведущий: Послушайте и догадайтесь о ком идет речь?

И вдруг с печки послышался голосок:
— Жарко здесь! Снимите меня с печи! Обрадовались старик и старуха, сняли сыночка с печи а он и впрямь как настоящий мальчик, только очень маленький.
Живет мальчик в избе у старика и старухи и растет не по дням, а по часам.

Ведущий: Конечно это «Нончык-патыр». Приглашаем ___кл.

Ведущий: Молодцы. Спасибо!

Сказки на марийском языке, как и на языках других народов, населяющих Российскую Федерацию, – своего рода жемчужины в нашем общем наследии, не теряющие блеск с годами. Чтобы лучше понять характер народа мари, оценить его мудрость, глубокое понимание природных явлений и отношений между людьми, а также чувство самоиронии, читайте и слушайте марийские народные сказки.

Мальчик стал собираться в дорогу. Зашёл в хлев за зёрнышком, а его гуси склевали. Ой, что же мне теперь делать? Зёрнышко моё склевали твои гуси!

Бабушка:— Что же делать? Бери уж вместо зерна одного гуся!

Автор: Она поймала одного гуся и дала мальчику. Мальчик взял его и отправился дальше. Шёл-шёл и пришёл в одну деревню.

Липа: Что тебе нужно, добрый человек? 
Мужик: Опять за дровами пришел, — Да чтобы не охапка была, а стояли бы на дворе поленницы.
Липа: Иди домой, будут у тебя дрова, сколько просишь.

Автор: Возвратился мужик домой, а на дворе стоят поленницы, и дрова в них сухие, чистые — полено к полену. (Лежит мужик на сундуке и ворочается.) Проспал мужик спокойно одну ночь, другую, а на третью никак не заснет.

(Выходят девушки в зеленых свадебных кафтанах, в обшитых блестками свадебных платках). Девушка:— Куда идете, сестрицы? — спрашивает их. А девушки отвечают ей песней: - Идем за невестой, За красивой невестой с …, Светлой, как звезда, Красивой, как луна. …, Чтобы увезти ее к Водяному владыке.- Не ты ли …? И манисты нет у тебя, что должна носить замужняя девушка. И вправду это ты! Узнали мы тебя!

Пошли лиса с зайцем к заячьему домику. Лиса прямо в дом входит, хвостом машет, сердитым голосом кричит:
-Эй, кто здесь есть, а ну, выходи! Не выйдешь добром - когтями исцарапаю, зубами искусаю! А сверчок отвечает ей:

Все было бы хорошо, да всего - превсего Зайчишка боялся. ... – Скажи, лед, наверно, ты сильнее всех на свете, раз так больно дерешься? Лед. (самодовольно, с гулом) – ДА-А-А-А! (Заяц дрожит)

И вдруг с печки послышался голосок:
— Жарко здесь! Снимите меня с печи! Обрадовались старик и старуха, сняли сыночка с печи а он и впрямь как настоящий мальчик, только очень маленький.
Живет мальчик в избе у старика и старухи и растет не по дням, а по часам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для обучающихся коррекционной группы на тему: "Путешествие в Белую сказку"

Данный конспект интегрированного коррекционного занятия составлен педагогом-психологом Сергеевой О.П. и учителем-логопедом Филатовой Е.С. для обучающихся с ОВЗ 1-2 классов (VIII вид), входящих в ...

Сценарий логопедического утренника в классах-группах "Путешествие в Разноцветную сказку".

Сценарий  логопедического утренника в классах-группах специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида  "Путешествие в "Разноцветную сказку"....

Путешествие с героем сказки

Обращается к вам Вовка, герой сказки В. Коростылёва «Вовка в Тридевятом царстве». Я очень хочу попасть в Тридевятое царство, но на моём пути много препятствий. Боюсь, что один не справлюсь, учус...

Урок - путешествие "В мире сказки и реальности"

Методическая разработка в области ИСКУССТВО. Ориентирована на разновозрастную аудиторию. Занятие построено на знакомстве с оперой Н.А. Римского-Корсакова "Садко", творчестве М. Врубеля, В.Васнецо...

летнее логопедическое развлечение для детей старшей группы "Путешествие в зеленую сказку"

Данное развлечение помогает детям, идущим в логопедическую группу легко адоптироваться к новой группе и  занятиям с логопедом. Его можно использовать в начале учебного года как вводное, ознакомит...

Конспект открытого занятия "Урок путешествие по марийскому краю"

Конспект открытого занятия от заповедных местах марийского края....