Классный час профориентация
классный час (9 класс)

   Знакомство с  условиями необходимыми для правильного выбора профессии, выявление склонностей к тем или иным профессиям, знакомство с конкретными профессиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_proforientatsiya.docx32.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Сапроновская средняя общеобразовательная школа

 «Выбор профессии – дело серьезное».

Учитель технологии:

Пыжова Н.Т.

Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «Выбор профессии – дело серьезное».

Цель:   Дать учащимся представления об основах профессионального  самоопределения, расширить    знания    учащихся   о   профессиях.

Задачи:

1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;

3) Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Ход классного часа.

Вступительная беседа

Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные,
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.

Трудно сделать выбор порою.

  -Ребята, сегодня на классном часе мы узнаем  условия необходимые для правильного выбора профессии, постараемся выявить ваши склонности к тем или иным профессиям, познакомимся с конкретными профессиями и поговорим о выборе профессии, ведь выбор профессии - одно из важнейших решений, принимаемых нами в жизни. Уже очень скоро и вам придется выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог - именно столько сегодня существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Тема нашего классного часа «Выбор профессии – дело серьезное» (на доске)

Основная часть.

Учитель: Каждый гражданин нашей страны имеет права и обязанности, которые записаны в ее основном законе - Конституции РФ. Статья 37 Конституции гласит: "Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию".

            Вдумайтесь, право на выбор работы, профессии. Выбор профессии - очень важный шаг в жизни человека. Чтобы выбор был правильным, надо соблюсти 3 условия:

  • слайд  "хочу» профессия должна приносить радость и доход;
  • слайд "могу» у человека должны быть способности и возможности;
  • слайд «надо», профессия должна быть нужна обществу, т. е. востребована на рынке труда
  1. Обращение внимания к надписи: «Хочу»

Хочу, что это? (ответы) Это: интересы, мечты о профессии, склонности.

Вопрос к ученикам. Как вы считаете, что может произойти, если человек выбрал не любимую профессию? (Ответы учеников).

Классный руководитель. Да, действительно все начинается с ваших желаний, и если вы не хотите заниматься каким-либо делом, то дальнейшая ваша карьера сложится не лучшим способом. Это чаще всего бывает, когда родители навязывают подросткам кем быть. В результате человек идет на работу с неохотой и работает «спустя рукава».Делаем вывод: профессия должна приносить радость и доход (читают вслух).

  1. Обращение к надписи «Могу»

Что же такое «могу»?

 Могу - это задатки, способности, характер, темперамент, здоровье.

Вопрос к ученикам. Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере. (Ответы учеников).

Классный руководитель. Если у человека отсутствуют способности необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит болезнь. Значит: у человека должны быть способности и возможности.

  1. Обращение к надписи «Надо»

Как  вы думаете?

Надо – это потребность общества в данной профессии.
Вопрос к ученикам. Если человек выбирает профессию без учета ее необходимости на рынке труда, то, что из этого может получиться? (Ответы учеников).

Учитель: Да, безусловно, важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее. Получается:

профессия должна быть востребована на рынке труда.

Я предлагаю послушать вот такой разговор, который  часто можно услышать от выпускников школы.

Инсценировка "Выбор профессии":

           Антон: Скоро заканчиваем школу. Вы уже решили, кем хотите стать?

            София.: Я, наверное, стану поваром. Моя лучшая подруга любит готовить и решила учиться на повара. И я с ней за компанию. А ты, Наташа?

            Наталья: А я пойду дальше учиться в профессиональное училище - оно рядом с домом, рано вставать не надо, чтоб куда-то ехать.

            Анастасия: А мои родители хотят, чтоб я стала, как и они, строителями. А у тебя как, Антон?

            Антон: А я давно мечтаю стать плотником. Правда, надо ехать в другой город. Но мы с родителями посоветовались и решили, что я обязательно им стану. Мне очень этого хочется!

(Учащиеся обсуждают ситуацию).

Классный руководитель.

Вопросы-подсказки: все ли ребята, выбирая профессию, выполняют условия? Какое условие выполняют все? (надо). Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, условие «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Знает ли София, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?— У Сони в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

 У Насти? Почему? Если она переедет в другой город?

А знает, ли чего хочет Альбина? Чей это выбор?

А что вы можете сказать про Антона? Правильно, он соблюдает все 3 условия: хочу, могу, надо.

Чтобы вы посоветовали , Насте и Софии и Наташе?

Примерные ответы детей:

— Им нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

Вопрос к ученикам:  - Ребята, скажите пожалуйста как называют человека, отлично знающего свою работу и мастерски ее выполняющего?

            Профессионал! (на доске)

-Молодцы! А какими качествами должен обладать профессионал?

    На доске: Высокая работоспособность      Исполнительность

                     Ответственность                            Организованность

                     Дисциплинированность

(Ответы детей).

            Государству нужны грамотные  специалисты, профессионалы? (да). Почему?

Дети приходят к выводу: «Потому что именно ответственный, порядочный, трудолюбивый человек принесет пользу обществу, его труд послужит на благо Родины».

От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию — значит найти свое место в жизни. Выбирая профессию, человек выбирает и свою судьбу. Поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным.

Послушайте маленькую историю:

             «Из подъезда вышел банкир Иван Иванович, вежливо поздоровался с соседкой главным бухгалтером Натальей Николаевной, перекинулся парой словечек с художником Владимиром Петровичем, подходя к своей машине, толкнул дворника Михаила Федоровича, собиравшего опавшую листву, буркнув под нос: "Мешаются тут всякие".

              Обсуждение ситуации:

             Заслуживает ли профессия "дворник" неуважения со стороны "престижных" профессий?

(Ответы детей)

             Обратимся к цитате Л.Н. Толстого, приведенной на доске: "Любой труд, если он нужен людям, почетен и уважаем".

             Недаром государство относится уважительно  разного рода профессиям всех людей России. Примером такого уважения и внимания являются профессиональные праздники, например День милиции, День рыбака. А еще какие? (Ответы детей.) (день учителя, , день водителя, день металлурга, день работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства — третье воскресенье марта, российской печати-13 января, день заповедников- 11января, день бармена – 6 февраля и т.д.)

             В дни профессиональных праздников люди труда награждаются за добросовестный труд, их поздравляют министры, члены правительства, Президент РФ, для них организуются концерты, на которых людей чествуют. Во всем этом выражается уважение к людям труда, к людям определенных профессий.

Я предлагаю поиграть в игру «Угадай профессию». Сейчас на экране вы увидите картинку той или иной профессии, ваша задача назвать профессию.

Список профессий, которые дети распределяют в соответствии с условиями туда.

ИГРА: Возьмитесь за руки. Я говорю: «А мне нравится профессия учителя». Следующий говорит то же, что я и добавляет еще одну профессию. Итак, я начинаю…

Классный руководитель. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:

  1. «Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством
  2. «Человек-техника» - все технические профессии
  3. «Человек-человек»- все виды профессий, предполагающие взаимодействие людей
  4. «Человек - знаковая система»- использование различных знаковых систем
  5. «Человек - художественный образ» - различные виды художественно - творческого труда

Обо всем этом вы узнали на предыдущем занятии с А.А., также вы прошли тест, в результате которого  мы узнали,  к какому  типу профессии вы имеете склонности (зачитываю результаты, обсуждения).

Давайте  назовём профессии, относящиеся к вашему типу.

Примерные ответы детей:

1.Растениеводы, животноводы, кролиководы, пчеловоды, цветоводы, лесники, работники зоопарков и т. п.

2. Водитель, слесарь, строитель, автослесарь, сантехник., обувщики, работники текстильной промышленности (швеи, портные, закройщицы) и т. п,

3. Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, социальные работники.

4. Бухгалтер, ученый, экономист,  математик, программист, нотариус, почтальон, телеграфист и т. п.

5.  Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф, резчик по дереву и т. п.

Итак, вы смогли определить, к какому типу профессии вы имеете склонности. Но кроме интереса и склонностей, нужно ещё иметь способности к профессии. Способности - это индивидуально - особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для  работы, а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии. Необходимые способности можно развивать.

Подведение итогов:

- Наш классный час подошел к концу. Что же вы узнали сегодня? (ответы детей).

- вы познакомились с профессиями, узнали какие условия необходимо соблюдать для правильного выбора, я помогла вам выявить ваши склонности и интересы к профессиям. Я желаю вам – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет - тропинка твоя
Это тебе предсказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь , пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профориентации "Дорога в завтра"

Данный материал предназначен для проведения классного часа с учащимися 9 - 10 классов, с целью расширения представлений детей о различных профессиях, формирования позитивного отношения к труду, к проф...

Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе

1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Методическая разработка классного часа по теме "Профориентация"

Данная разработка позволит учителям старших классов провести классный час по теме "Профориентация"...

классный час для 8 класса профориентация

Данная творческая разработка создана с целью расширения кругозора учащихся, во время классного часа учащиеся знакомятся с разного рода профессиями, обсуждают интересующие их вопросы, а также данный кл...

Классный час "Профориентация. Профессия спасатель"

Материалы классного часа в 8 классе "Профориентация. Профессия спасатель"...

Классный час "Профориентация учащихся"

laquo;Дорога в завтра» (КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ) Истинное сокровище для людей - умение трудиться.Эзоп Цель: расширить представление детей о различных профессиях; формиров...