Космический квест для обучающихся 1-5 классов
методическая разработка (5 класс)

Полякова Светлана Сергеевна

Группа детей делится на две команды, команда придумывает название корабля, выбирает командира. Каждой команде выдается маршрутный лист - «карта солнечной системы» (Приложение 1), на нем они должны подписать названия всех планет, которые они «облетят» и приклеить смайл за выполненное задание. Цель игры - найти планету, которая нуждается в помощи (у нее грустный смайл) и помочь ей.

Игра проводиться в разных кабинетах школы. Участники не знают в какой последовательности они должны проходить все «станции» (кабинеты). На станции - Земля команда получает координаты планеты, на которую они должны полететь. По прибытии на «планету» - станцию дети должны по подсказкам сказать название планеты, на которую они «приземлились». Команда выполняет задания ведущего на станции. За правильно выполненное задание, команда получает смайл и координаты следующей станции - «планеты».  Координаты станций - «планет» должны быть записаны на отдельных листочках. (Приложение 2) Чтобы команды не сталкивались в одном месте им дается разный маршрут.

Встретятся команды на последней станции, где ведущий выясняет какой планете нужна помощь? Почему? Как мы сможем ей помочь? Дети высказывают свое мнение. После решения проблемы, проходит награждение выигравшей команды. Всем участникам игры вручается звезда.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оборудование и материалы:

  • проектор и экран
  • мультимедийная презентация
  • маршрутный лист - «карта солнечной системы» (Приложение 1)
  • записки — координаты планет с заданиями (Приложение 2)
  • карточки с изображением и названием планет - станция Земля. (Приложение 3)
  • пищевой краситель, сода, лимонная кислота, вода, стакан - станция Венера. (Приложение 5)
  • карточки с тенями космических тел - станция Марс. (Приложение 6)
  • обручи и шарики из фольги - станция Сатурн.
  • перчатки большого размера и мелкие предметы - станция Уран. (Приложение 7)
  • лист бумаги и фломастеры — станция Нептун.
  • стеклянные баночки, вата, глицерин, блестки, краситель — станция Плутон. (Приложение 8)
  • мячики, кубики, мелкие игрушки, 2 ведерка
  • аудиозапись космической музыки (песня «Трава у дома», музыка В. Мигули, слова А. Поперечного)

Особенности подготовительного периода.   

Группа детей делиться на две команды, команда придумывает название корабля, выбирает командира. Каждой команде выдается маршрутный лист - «карта солнечной системы» (Приложение 1), на нем они должны подписать названия всех планет, которые они «облетят» и приклеить смайл за выполненное задание. Цель игры - найти планету, которая нуждается в помощи (у нее грустный смайл) и помочь ей.

Игра проводиться в разных кабинетах школы. Участники не знают в какой последовательности они должны проходить все «станции» (кабинеты). На станции - Земля команда получает координаты планеты, на которую они должны полететь. По прибытии на «планету» - станцию дети должны по подсказкам сказать название планеты, на которую они «приземлились». Команда выполняет задания ведущего на станции. За правильно выполненное задание, команда получает смайл и координаты следующей станции - «планеты».  Координаты станций - «планет» должны быть записаны на отдельных листочках. (Приложение 2) Чтобы команды не сталкивались в одном месте им дается разный маршрут.

Встретятся команды на последней станции, где ведущий выясняет какой планете нужна помощь? Почему? Как мы сможем ей помочь? Дети высказывают свое мнение. После решения проблемы, проходит награждение выигравшей команды. Всем участникам игры вручается звезда.

Все задания участники должны выполнять строго по правилам и в определенной последовательности. Обязательно нужно объяснить, как искать и выполнять задания на конкретном примере. На организационные вопросы потратится 5 минут, зато дети будут правильно ориентированы.

План проведения мероприятия

1. Предварительная работа.

2. Презентация «Космос и его освоение».

2. Проведение квест — игры.

3. Подведение итогов. Награждение.

1. Предварительная работа

Ведущий 1. Космос... Что такое космос? Прошло немало веков с тех пор, как человек первый раз стал изучать небо целенаправленно, открывать планеты и звёзды. В космическом масштабе времени — это всего лишь миг.

Ведущий 2:Вселенная — неисчерпаемый источник тайн и чудес. Веками человек смотрит в небо, в необъятный космос и размышляет о вечности и о красоте, несущей неведомые опасности.

Вед.1.: В 2023 году Россия отмечает 62 годовщину первого полета человека в космос.12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым в мире совершил полет в космос, открыв человечеству дорогу к звездам.

Ведущий 2. Сегодня стартуют с Земли космические корабли, происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические исследовательские аппараты и спутники.

Вед.1.: А мы сегодня в преддверии шестьдесят второй годовщины полета в космос Юрия Гагарина, проводим квест - игру «Космическое путешествие к звездам».

Ведущий 2: Вам предстоит космическое путешествие. Исход нашей игры будет зависеть от вашей предварительной подготовки, организованности, внимания, быстроты реакции и смекалки.

2. Показ презентации «Космос и его освоение». Станция «Земля» (актовый зал)

Учитель: - Ребята, мы получили радиограмму «SOS”, что на какой-то из планет нашей Солнечной системы случилось несчастье. Мы должны найти эту планету и обязательно помочь ей. Сейчас мы с вами поделимся на 2 команды, вы выберете себе командира корабля и название вашей ракеты.

- Садитесь в свои ракеты, я раздам вам маршрут, по которому вы должны облететь все планеты нашей Солнечной системы. Мы с вами посмотрели презентацию, узнали много нового о планетах, и вы должны будете по нескольким признакам угадать на какую планету приземлилась ваша ракета. На каждой станции «планете» вы должны выполнить задание и получить фото - смайл этой планеты. Так мы узнаем, что на планете все хорошо и она не нуждается в нашей помощи. Но главное космическое задание у вас будет найти ту планету, которой нужна помощь и спасти ее.

- Вот вам координаты планеты куда вы должны лететь дальше. (Приложение 3)

Мы сейчас все космонавты,

Как Гагарин и Титов

Экипаж ракеты нашей

В космос вылететь готов.

Наш экипаж к полету готов. Внимание, займите свои места. Проверим все ли системы космического корабля работают.

- Пристегнули ремни.

- Проверяем топливо.

- Открываем и закрываем люки.

- Все готовы?

- Поехали!

Итак, наше космическое путешествие начинается с планеты Земля.

Звучит космическая музыка.

  1. Станция «Меркурий» (кабинет английского)

Признаки планеты:

  1. Планета, ближайшая к солнцу.
  2. Она очень маленькая и делает оборот вокруг Солнца быстрее всех.
  3. Здесь очень жарко днем и нереально холодно с наступлением ночи. Температура днем от +427 градусов, ночью до -183 градусов.
  4. А если бы здесь была жизнь, то ее жители могли наблюдать рассвет и закат Солнца до 4 раз в сутки.

Задание:  1.Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).

  1. Планета с багровым отливом.
    В раскрасе военном, хвастливом.
    Словно розовый атлас,
    Светится планета … (Марс).
  2. Осколок от планеты
    Средь звезд несется где-то.
    Он много лет летит-летит,
    Космический …
    (Метеорит)
  3. До луны не может птица
    Долететь и прилуниться,
    Но зато умеет это
    Делать быстрая… (ракета).
  4. У ракеты есть водитель,
    Невесомости любитель.
    По-английски астронавт,
    А по-русски… (космонавт).

  1. Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд Калейдоскоп

Астрономы в. (телескоп)

  1. Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной -. (комета)

  1. Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный. (спутник)

 Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят,

Ей не до сна,

В небе светит нам (Луна)

 По результату нахождения созвездия команде выдаётся «Смайл планеты» и она следует далее по маршруту. 

2.Станция «Венера» (кабинет 2 класса)

Признаки:

  • Самая яркая планета в Солнечной системе.
  • На планете крайне высокая облачность. На 95% она состоит из углекислого газа. Планета представляет собой раскаленную каменную пустыню.
  • Все планеты вращаются в одну сторону, а она двигается ровно в противоположном направлении.

Задание: опыт «Извержение вулкана» Венера укутана слоем плотных облаков, состоящих в основном из серы и углекислого газа. Считается, что это из-за извержений вулканов, которые идут на планете постоянно. Прежде чем мы приступим к проведению опыта, давайте вспомним правила техники безопасности. Дети называют правила и приступают к проведению опыта совместного с педагогом.

Для проведения опыта понадобиться: пищевой краситель, сода, лимонная кислота, вода, стакан — имитирующий кратер вулкана.

Проведение опыта: Наполняем стакан - кратер содой, затем сверху полить подкрашенной водой с лимонной кислотой. Происходит бурная реакция имитирующая извержение вулкана.

По завершению конкурса команде выдается «Смайл планеты» и координаты следующей планеты.

3. Станция «Марс»

Признаки:

  • Говорят, что планета красная. Это потому что ее поверхность красного оттенка.
  • На планете огромные горы, самые большие среди всех планет. И огромные глубокие каньоны, которых также нет больше ни на одной другой планете.
  • Исследуется искусственными спутниками и марсоходами.

Задание: И вот, наконец, наши быстрые ракеты, прилетели на неизвестную планету. Здесь живут инопланетяне, они всегда ходят с тарелками на голове. Почему я не знаю, но я вам предлагаю опробовать их метод передвижения, вдруг мы догадаемся, зачем они это делают.

"Инопланетяне"

Команды выстраиваются в две шеренги. Первым игрокам выдаётся пластиковая тарелочка. Задача: добежать до стула с тарелочкой на голове, не уронив её на пол. Если тарелочка упала - поднимаем.

Ну что, поняли вы зачем жители этой планеты ходят с тарелочками на голове? (Чтобы было весело)

 По завершению конкурса команде выдается «Смайл планеты» и координаты следующей планеты.

Станция «Юпитер» (кабинет 3,4 классов)

Признаки:

  • Наибольшая планета из всех гигантов.
  • Планета - рекордсмен по спутникам.
  • Планета сплошь состоит из газа, твердая поверхность отсутствует.
  • Сила тяготения в сотни раз больше, чем сила тяготения на других планетах. Она, как магнит для находящихся рядом космических объектов, и благодаря ему миллионы комет не долетают до планеты Земля.

«Планета необычных животных». 

Если бы на планете были условия для жизни, интересно какие животные бы на них обитали.

На листе бумаги надо нарисовать необычное животное.

Дети по очереди выбегают к доске и рисуют одну часть животного, чтобы получилось что-то необычное.

По завершению конкурса команде выдается «Смайл планеты» и координаты следующей планеты.

Станция «Сатурн»

Признаки:

  • Интересная особенность планеты – его кольца. Кольца эти представляют собой облака, состоящие из движущихся в одном направлении камней, льда и пыли.
  • Эта планета также состоит из газа - водорода и гелия.
  • Она имеет 62 спутника.
  • Год длиться 29 земных лет.

Задание: «Соревнование на меткость». Требуется запустить космические разведывательные зонды (шарики, скатанные из фольги) и  изучать кольца Сатурна. Кольца изображает гимнастический обруч. Задача детей попасть в кольцо (обруч).

По результату прохождения конкурса команде выдаётся «Смайл планеты» и она следует далее по маршруту. 

Станция «Уран» (кабинет 1 класса)

Признаки:

  • Планета имеет своеобразные кольца, которые видны в какие-то определенные моменты.
  • Относится к планетам-гигантам.
  • Самая холодная из всех планет. Температура на ней около -220 градусов.  
  • Планета движется, лежа как бы на боку.

Задание: «Выход в космос». Физминутка «Скафандр»

В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос

Что-то надевает.

Та одежда припасет

И тепло и кислород.

Одеваем космический костюм космонавта — скафандр.

- На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).

- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).

- Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).

- Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).

- На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох — выдох).

Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету.)
Мало времени для взлёта, (марш на месте.)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс.)
Поклонились вправо, (влево, наклоны в стороны.)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперёд.)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться.)

По завершению конкурса команде выдается «Смайл планеты» и координаты следующей планеты.

Станция «Нептун»

Признаки:

  • Очень красивая планета голубого цвета.
  • На ней дуют самые сильные ветра. Скорость ветра может превышать 2000 километров в час!
  • Планета покрыта льдом.

Задание: На планете спрятаны карточки всех планет Солнечной системы, найдите их и разместите в правильной последовательности от солнца

Актовый зал

Все команды после прохождения всех станций прибывают в исходную точку – станция «планета Земля».

Ведущий выясняет у какой планеты грустный смайл, почему, и как мы можем ей помочь. (Юпитер. Сила тяготения в сотни раз больше, чем сила тяготения на других планетах. Она, как магнит для находящихся рядом космических объектов, Юпитер действует как «космический пылесос». Он поглощает и притягивает к себе не только кометы и астероиды, но и весь космический мусор.) Участники озвучивают свои предложения, как решить проблему.

Задание «Соберем космический мусор». На полу разные предметы: мячики, кубики, бумажки. Команды должны собрать мусор в свои ведерки. Так как на планете большая сила тяготения, передвигаться надо прыжками на двух ногах.

4. Ведущий. Итак, вы облетели все наши станции -планеты Солнечной системы. Помогли планете Юпитер освободиться от космического мусора. Я надеюсь, что наши команды в полной мере проявили свои знания, а также узнали что-то новое и полезное для себя. Сегодня мы долетели до всех звезд виртуально, но я желаю вам каждому покорить свою звезду.

Звучит космическая музыка. Ведущий награждает команды


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Солнце

Слайд 4

Планета Меркурий является самой маленькой планетой в нашей Солнечной системе – он лишь немного больше, чем Луна у Земли. Меркурий - ближайшая к Солнцу планета. День на Меркурии (время, необходимое Меркурию для одного полного оборота вокруг своей оси) занимает 59 земных суток. Меркурий делает полный оборот вокруг Солнца (год на Меркурии) всего за 88 земных суток. Дневная половина Меркурия очень жаркая, там постоянное пекло. Расчёты говорят, что температура может достигать более 400 градусов Цельсия. А вот на ночной стороне осень сильные морозы, которые предположительно могут опускать менее 200 градусов Цельсия Меркурий

Слайд 5

Венера Венера лишь немного меньше Земли. Венера является второй по близости к Солнцу планетой. День на Венере длится около 243 земных суток. Венера совершает один полный оборот вокруг Солнца (год на Венере) за 225 земных суток. Венера не имеет спутников. Венера вращается в обратном направлении по сравнению с другими планетами. Это означает, что Солнце на Венере встает на западе и заходит на востоке. Из-за парникового эффекта на планете постоянно сильная жара. Атмосфера, как будто одеяло из углекислых газов, задерживает тепло, пришедшее с Солнца. В итоге накапливается большое количество энергии тепла, что температура атмосферы становится больше чем в духовке.

Слайд 6

Земля Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы, населенная живыми существами. Среднее расстояние от Земли до Солнца – 149,6 млн. км. Высшей точкой твёрдой поверхности Земли является гора Эверест (8848 м над уровнем моря), а глубочайшей — Марианская впадина (11022 м под уровнем моря). Рельеф планеты очень разнообразен. Приблизительно 70,8 % поверхности планеты занимает Мировой океан, остальную часть поверхности занимают континенты и острова. Жидкая вода, необходимая для жизни всех живых организмов. Земля имеет единственный естественный спутник — Луну.

Слайд 7

Марс Марс - последняя из четырех планет Земной группы в Солнечной Системе. По размеру она почти в два раза меньше Земли. На Марсе вес чего-либо уменьшается в 3 раза. Продолжительность суток: 1 д 0 ч 40 мин Год длится как Земные 687 суток. В зону притяжения Марса входят два очень маленьких спутника, Фобос и Деймос . Считается, что эти два спутника, сначала были астероидами, которые летали между Юпитером и Марсом. На Марсе располагаются большие вулканы, пустыни и каньоны

Слайд 8

Юпитер Юпитер – Юпитер – пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе. Ее объем в 1300 раз больше объема Земли. Принадлежит к газовым гигантам. Вес на Юпитере увеличивается почти в 3 раза! Сутки примерно равны 9 – 10 часа. А год 12 лет! Знаете ли вы, дети , что у Юпитера есть кольца? Их можно различить только на фоне Солнца. Это потому, что свет от Солнца подсвечивает их для нас.

Слайд 9

Сатурн Сатурн – шестая планета от Солнца и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера. Сутки на Сатурне равняются 10 часам 34 минутам 13 секундам. А год 29 лет! Кроме колец вокруг Сатурна движутся 15 спутников. Самый крупный из них - Титан чуть-чуть меньше Меркурия. Плотная атмосфера Титана значительно толще земной и почти полностью состоит из азота, она не позволила увидеть поверхность спутника, но учёные предполагают, что внутреннее строение Титана схоже со строением Земли. Температура у его поверхности ниже минус 200 градусов.

Слайд 10

Уран Уран – седьмая планета солнечной системы. Её диаметр равен почти 50 000 км. Один год на Уране приравнивается 84 годам на Земле. Атмосфера этой планеты признана самой холодной и приравнивается к -224С. День на Уране длится 17 часов. Самым крупным спутником Урана признан Титания . На 80 % эта планета состоит изо льда! Кольца Урана состоят в основном из пыли и мусора.

Слайд 11

Нептун Нептун - 8 планета Солнечной системы . Ученым удалось обнаружить ее математическими расчетами, единственную из планет. Нептун в 30 раз дальше от Солнца , чем планета Земля. Полный оборот вокруг Солнца планета осуществляет за 165 земных лет. Во всей Солнечной системе Нептун является самой холодной планетой. На ней дуют самые сильные ветра.

Слайд 14

19 августа 1960 — совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю . Полёт совершили собаки Белка и Стрелка.

Слайд 17

Валенти́на Влади́мировна Терешко́ва — советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт. Свой космический полёт (первый в мире полёт женщины-космонавта) Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6 , он продолжался почти трое суток.

Слайд 19

Космический корабль состоит из нескольких отсеков. Орбитальный отсек Главный отсек Отсек для оборудования

Слайд 20

В главном отсеке космонавты стартуют с Земли. Отсюда они управляют кораблём, связываются с Землёй по радио. Это единственная часть корабля, которая возвращается на Землю.

Слайд 21

Из своей кабины через люк-лаз космонавты попадают в орбитальный отсек . Здесь они проводят научные эксперименты…

Слайд 22

… спят и занимаются спортом.

Слайд 23

На космических кораблях возникает состояние невесомости , при котором человек и окружающие его предметы теряют вес (становятся легче пушинки).

Слайд 24

ОДЕЖДА КОСМОНАВТОВ

Слайд 25

Продукты питания на космическом корабле хранятся в тубах. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают. В космическом доме есть холодильник и электрическая плита.

Слайд 26

Выполнив все задания, космонавты возвращаются на Землю. Ненужные отсеки отделяются и сгорают в атмосфере. Недалеко от Земли раскрывается парашют, чтобы смягчить удар корабля о земную поверхность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что рассказал нам о Петербурге Ф.М.Достоевский?» (Краткосрочный веб-квест для обучающихся 10 класса по роману «Преступление и наказание"

Веб-квест по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" рассчитан на несколько уроков. Учащиеся делятся на группы, выбирают роли и выполняют задания. Это позволяет учащимся шире поз...

Профессиональный квест "Кем быть в мире профессий" с обучающимися 6-7 классов

В последнее время стало модным и актуальным использование в педагогической деятельности  социо-игровой технологии. Одним из приемов данной технологии является квест. Профессиональный квест (англ....

Квест-игра "Наши друзья физические качаства" для обучающихся 1-4 классов.

quot;Квест-игра" соеденение игры, поиска и соревнования. Знание и умение определять физические качества.Задача игры-создать положительную психологическую атмосферу для совместного взаимодействия...

Психологический квест с обучающимися 6-8 классов : "Игры разума"

Что такое Квест? Квест (английское “quest”, поиск) – игра путешествие или разновидность игр в игре, в которых учащиеся проходят по запланированному маршруту, выполняя определенные за...

Сценарий мероприятия: Космический квест «Через тернии к звёздам»

Мероприятие для систематизации и расширения представления детей  о космосе....

Открытый урок «Космический полет»» для обучающихся 2а класса

Конспект открытого занятия 2а класса по коррекционному курсу  «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»Тема: Формирование сенсорных эталонов геометрических фигур (круг, квадрат, ...