Курс "Учимся работать с текстом"
рабочая программа
Курс "Учимся работать с текстом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_uchimsya_rabotat_s_tekstom.docx | 53.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.В.Василькова,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа- гимназия» г.Ярцева
Учимся работать с текстом
Программа элективного курса
для 5-6 класса
Актуальность введения курса «Учимся работать с текстом»
В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно развивать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.
Одна из форм получения информации – это чтение текста. Тексты окружают нас во всех сферах жизни: в художественной литературе, в прессе, в деловых бумагах. В связи с этим необходимо, чтобы ребенок научился воспринимать и анализировать текст, создавать собственное высказывание.
Изучая текст, дети обогащают свой лексический и культурный багаж, развивают коммуникативные способности, совершенствуются нравственно.
Умение работать с текстом обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, осознающей необходимость своего развития. Поэтому тема данного курса «Учимся работать с текстом» является актуальной.
Данный курс особенно актуален в связи с переходом на ФГОС нового поколения, поскольку способствует формированию УУД, обеспечивающих целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, реализует системно - деятельностный подход.
Умение работать с текстом выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных
Программа элективного курса «Учимся работать с текстом» для учащихся 5-6 классов составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов г.Ярцева Смоленской области;
Цели:
- Формирование компетентности в сфере познавательной деятельности учащихся;
- Приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- Овладение разными методами поиска, анализа и обработки информации, присутствующей в тексте.
Задачи:
Формирование умений:
- правильно, выразительно, эмоционально читать прозаические и поэтические тексты, демонстрируя понимание содержания и авторского замысла;
-пользоваться справочной литературой, Интернетом;
-анализировать семантико-композиционную структуру и языковые особенности текста, производить культуроведческий комментарий .
Общая характеристика курса
Курс «Учимся работать с текстом» рассчитан на 68 часов, на 2 года обучения. Может быть предложен учащимся 5,6,7 классов для выбора во внеурочной деятельности.
Курс носит метапредметный характер, направлен на формирование и развитие метапредметных умений и навыков работы с текстом: понимание прочитанного, дальнейшее преобразование и интерпретация информации, последующая оценка содержания текста.
Универсализм данного курса состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам смыслового чтения текста, которые находятся поверх любых учебных предметов, но воспроизводятся при работе со всяким предметным материалом.
Курс имеет как теоретическую, так и практическую направленность. Способствует не только развитию словесно-логической и образно-эмоциональной памяти, (в ходе чтения развивается умение членить текст на смысловые куски и определяется связь между ними, находить опорные слова, предложения, группировать излагаемые факты, ориентироваться в тексте), но и дает возможность обучить учащихся грамотному, зрелому чтению, в основе которого лежит процесс восприятия и активной переработки информации.
Курс направлен не только на образовательное, но и духовное, эстетическое развитие учащихся. Поэтому предполагается использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Учитель отбирает для работы материал, учитывая его эстетическую ценность и значимость для раскрытия темы и идеи художественного произведения.
Основной принцип курса -текстоориентированное обучение.
Работа с текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты. Большое внимание в курсе уделяется лингвокультурологическиому анализу текста ( ЛКАТ), который способствует более глубокому пониманию содержания, структуры текста, развивает чувства языка, обогащает словарный состав, развивает логическое мышление.
Место курса в учебном плане
Курс относится к части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Программа курса предусматривает следующее количество часов:
5 класс-34 часа
6 класс- 34 часа
Результаты освоения учебного предмет
Личностные результаты
1. Позитивное отношение к чтению.
2.Осознание эстетической ценности языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа.
3.Способность к самооценке результатов чтения, мотивация к самосовершенствованию чтения.
4.Готовность к успешной профессиональной и социальной деятельности.
5.Через тексты знакомство с национальными ценностями нашего Отечества.
Метапредметные результаты
1. Представление о разных способах чтения текста с целью извлечения необходимой информации (ознакомительное, изучающее; вслух, про себя) и др.
2.Понимание коммуникативной установки автора, основной мысли и способов её выражения .
3.Отбор и систематизация материала на определённую тему, способность к преобразованию, сохранению и передачи информации, полученной в результате чтения.
4.Развитие мышления, внимания, памяти.
5.Применение приобретённых знаний в учебной деятельности.
Предметные результаты
1.Владения разными видами чтения.
2.В результате освоения курса учащиеся научатся:
- ставить цель чтения, в соответствии с ней определять приёмы осмысления текста, структурировать, преобразовывать текст, откликаться на его содержание;
-ориентироваться в содержании текста; анализировать семантико-композиционную структуру и языковые особенности текста, производить культуроведческий комментарий .
-выделять главную и избыточную информацию;
-анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
-находить нужную информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
3.Овладеют разными методами поиска, анализа и обработки информации, присутствующей в тексте (выписки, тезисы, конспект).
Технологии:
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывании знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала. Метод продуктивного чтения, проблемного диалога.
Здоровьесберегающие технологии: использование кабинета, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН, отсутствие монотонных, неприятных звуков, шумов, раздражителей проведение физкультминутки, динамических пауз, минуты релаксации, дыхательной гимнастик, гимнастика для глаз, массаж активных точек; наблюдение за посадкой учащихся; чередование поз в соответствии с видом работы.
Использование различных наглядных средств, средств ТСО, мультимедиа-комплексов, компьютера в соответствии с требованиями САНПиНа.
Формы работы: элективный курс предполагает чередование лекционных форм и активного, деятельного творчества учащихся. Предусматривается выполнение практических работ, связанных с анализом текста
Содержание программы
5класс (34 часа)
Чтение как способ получения информации (5 ч.)
Самооценка навыков техники чтения (анкетирование). Выявление навыков традиционного чтения. Недостатки традиционного чтения. Интегральный алгоритм чтения. Дифференциальный алгоритм чтения.
Изучающее чтение (10 часов)
Понятие об изучающем чтении. Понимание смыслового содержания текста. Условия понимания и причины непонимания текста.
Элементы понимания: понимание слова, понимание предложения, понимание текста. Ступени понимания: предвосхищение, смутное понимание, кажущее понимание, отчётливое понимание, присвоение. Информативно важные слова в тексте. Тема текста. Главная мысль текста. Связь предложений в тексте. Практикумы по работе с текстами.
Поисково - просмотровое чтение (6 ч.)
Приёмы поисково - просмотрового чтения: чтение по диагонали, чтение « слалом», чтение островками и др. Выписки. Сообщение по теме. Практикумы по работе с текстами.
Ознакомительное чтение(4ч.)
Приёмы, позволяющие предугадать содержание книги, сделать вывод об её полезности. Ключевые слова в тексте. Практикумы по работе с текстами.
Диалог с текстом(4ч.)
Учимся задавать вопросы и отвечать на них. Практикумы по работе с текстами.
Выразительное чтение текста(4 ч.)
Смысловой центр предложения. Логическое ударение. Пауза. Повышение голоса, понижение голоса. Интонация. Выразительное чтение текстов
Итоговое занятие( 1 ч.).
6 класс (34 часа)
Повторение(7ч)
Виды чтения. Выявление навыков традиционного чтения. Изучающее чтение. Поисково- просмотровое чтение. Ознакомительное чтение.
Приёмы работы с текстом(13ч)
Выделение основной информации в тексте.
Чтение с пометами. Чтение с пропусками. Метод смысловой догадки.
Метод контрольных, предваряющих вопросов. Вопросы явные и скрытые. Способы обработки полученной информации. План. Выписки. Цитаты. Рецензия. Отзыв. Конспектирование. Формы конспектирования. Работа со справочной литературой. Сообщение по тексту. Практикумы.
Лингвокультурологический анализ текста(9ч)
Тема, идея текста. Связь предложений. Типы речи. Стили речи. Изобразительно-
выразительные средства языка. Тропы, фигуры речи.
Практикумы по анализу текста.
Компьютерный практикум(2ч)
Организация поиска информации в компьютере.
Операции с файлами и каталогами. Поиск, копирование, перемещение и сохранение информации.
Выразительное чтение текста(2ч)
Чтение лирического произведения.
Итоговое занятие(1ч)
Учебно-методическое обеспечение программы
1.Дидактический материал. Тексты различного содержания, разных стилей, разного уровня.
Литература для учителя:
1.Болотнова Н.С. Слово в образной перспективе художественного произведения. Вопросы стилистики. //Издательство Саратовского университета, 1988.
2. Гецов Г. Г. Рациональные приемы работы с книгой. М., 1975
3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит. М., 1988.
4.Граник Г. Г., Бондаренко С. М.,Концевая Л. А. Как учить работать с
книгой. М., 1995.
5.С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя» //2002, №8, 1989.
6. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.//М:1982.
7. Пономарева А.Д. Речетворчество учащихся: синергетический подход // Русский язык в школе, 2002.
8.Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов .// М: «Просвещение», 2013.
9.Криволапова Н.А .Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся.//М: «Просвещение», 2013.
10. Развитие творческой активности школьников. Под редакцией А.М.Матюшкина.//М.; Педагогика, 1991.
11. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению // М.: Просвещение, 1996. С. 111- 15
12. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения»//М: Просвещение, 2010.
13.Шапиро Н.А. « Работа с текстом на уроках словесности»// М: «Библиотечка «Первого сентября», выпуск 4,2005.
14. Усачёва И. В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. М., 2001.
Календарно-тематическое планирование в 5 классе
№ | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности ученика | Планируемые результаты(УУД) | дата | факт |
1 2 3 4 5 | Чтение как способ получения информации Что мы знаем о чтении. Самооценка навыков техники чтения (анкетирование). Виды чтения. Диагностика навыков чтения. Недостатки традиционного чтения. Чтение как способ получения информации. Интегральный алгоритм чтения( название текста, автор, выходные данные, основное содержание, новизна темы, возможность использования) Дифференциальный алгоритм чтения(выделение ключевых слов, составление из них смысловых предложений, выделение смысла текста) | 5 | Отвечают на вопросы анкеты, определяют свой уровень навыков чтения. Выявляют свои недостатки чтения. Читают тексы с целью диагностики навыков чтения, с целью выделения главной и избыточой информации в тексте, с использованием интегрального, дифференциального алгоритмов чтения. | Личностные: Позитивно относятся к чтению. Способны к самооценке результатов чтения, имеют мотивацию к самосовершенствованию чтения. Имеют представление о разных способах чтения текста с целью извлечения необходимой информации. Осмысливают цель чтения. Предметные: Знают и умеют применять интегральный, дифференциальный алгоритмы чтения. | ||
6 7-8 9-10 1112 131415 | Изучающее чтение Понятие об изучающем чтении. Понимание смыслового содержания текста . Условия понимания и причины непонимания текста Элементы понимания: понимание слова, понимание предложения, понимание текста. Ступени понимания: предвосхищение, смутное понимание, кажущее понимание, отчётливое понимание, присвоение. Информативно важные слова в тексте. Тема. Главная мысль текста. Связь предложений в тексте Практикумы. Работа с текстами | 10 | Читают тексты изучающим методом. Находят информативно важные слова в тексте. Определяют тему текста, главную мысль, находят средства связи предложений в тексте.
| Личностные: Позитивно относятся к чтению. Имеют мотивацию к самосовершенствованию навыков чтения. Метапредметные: Умеют выделять главную и избыточную информацию в тексте. Знают условия понимания и причины непонимания содержания текстов. Предметные: Умеют находить информативно важные слова в тексте, определять тему текста, главную мысль. Владеют на практике различными приёмами изучающего чтения. | ||
16 17 18 19 20 21 | Поисково- просмотровое чтение Приёмы поисково- просмотрового чтения: чтение по диагонали, чтение« слалом», чтение островками и др. Учимся делать выписки. Учимся готовить сообщение по теме | 6 | Читают тексты поисково- просмотровым методом. Делают выписки, готовят сообщение по тексту. | Личностные: Позитивно относятся к чтению. Имеют мотивацию к самосовершенствованию навыков чтения. Метапредметные: Определяют основную и второстепенную информацию в тексте. Владеют навыками поисково- просмотрового чтения, умеют готовить сообщение по теме. Предметные: Владеют приёмами «чтение по диагонали», чтение« слалом», чтение островками. | ||
22 23 24 25 | Учимся вести диалог с текстом. Учимся задавать вопросы и отвечать на них Работа с текстами Практикум | 4 | Читают тексты. Ведут диалог с текстом, задают вопросы по содержанию текста, отвечают на вопросы. Пересказывают текст. Выявляют идейное содержание текста. | Личностные: Умеют выявлять нравственные аспекты анализируемых текстов. Метапредметные: Умеют задавать вопросы и отвечать на них. Умеют пересказывать текст. Предметные: Умеют вести диалог с текстом, выявлять идейный замысел автора. | ||
26 27 28 29 | Ознакомительное чтение Приёмы, позволяющие предугадать содержание книги, сделать вывод об её полезности. Ключевые слова в тексте Практикум. | 4 | Читают тексты. Предугадывают содержание текста. Находят ключевые слова. Делают вывод о полезности текста. | Личностные: Позитивно относятся к чтению. Имеют мотивацию к самосовершенствованию навыков чтения. Метапредметные: Владеют навыком быстрого чтения Предметные: Владеют приёмами, позволяющими предугадать содержание книги | ||
30 31 32 | Учимся выразительно читать текст Смысловой центр предложения. Логическое ударение. Паузы. Повышение голоса. Понижение голоса. Интонация Практикум | 3 | Выразительно читают тексты. Выявляют смысловой центр предложения. Учатся ставить логическое ударение, делать паузы. Читают текст с повышением и понижением голоса. | Личностные: Позитивно относятся к чтению. Находят ответ на вопрос «Какое значение имеет выразительное чтение?» Метапредметные: Владеют всеми видами речевой деятельности. Адекватно воспринимают письменную речь. Предметные: Умеют выразительно читать текст. | ||
33-34 | Итоговое занятие. Диагностика навыков чтения. | 2 | Читают тексты с заданной установкой. Определяют уровень навыков чтения | Личностные: Осознают эстетическую ценность языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа. Метапредметные: Ставят и адекватно формулируют цель деятельности. Осуществляют самоконтроль, самооценку чтения. |
Календарно-тематическое планирование в 6 классе (34 часа)
№ | Тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности ученика | Планируемые результаты(УУД) | дата | факт |
1 2-3 4-5 6-7 | Повторение. Диагностика навыков чтения. Виды чтения. Изучающее чтение Поисково- просмотровое чтение Ознакомительное чтение | 7 | Отвечают на вопросы анкеты, определяют свой уровень навыков чтения. Выявляют свои недостатки чтения. Читают тексы с целью диагностики навыков чтения, с целью выделения главной и избыточой информации в тексте, с использованием интегрального, дифференциального алгоритмов чтения. Читают тексты поисково- просмотровым, ознакомительным и изучающим методами. | Личностные: Позитивно относятся к чтению. Способны к самооценке результатов чтения, имеют мотивацию к самосовершенствованию чтения. Владеют разными способами чтения текста с целью извлечения необходимой информации. Осмысливают цель чтения. Предметные: Знают и умеют применять интегральный, дифференциальный алгоритмы чтения. | ||
8 9 10 11 12 1314 1516 17 18 19 20 | Приёмы работы с текстом Учимся задавать вопросы и отвечать на них Чтение с пометами Чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Метод контрольных, предваряющих вопросов Способы обработки полученной информации. План. Выписки Цитаты. Тезисы. Рецензия. Отзыв. Конспектирование. Виды конспектирования. Работа со справочной литературой Учимся готовить сообщение | 13 | Читают тексты, используя методы: с закладкой, с пометами, ставя толстые и тонкие вопросы, с пропусками, используя метод смысловой догадки. Обрабатывают полученную информацию : составляют план, делают выписки, составляют тезисы, пишут отзыв, рецензию, конспектируют. Готовят сообщение по тексту. Работают со справочной литературой. | Личностные: Умеют откликаться на содержание текста, выявлять нравственные аспекты в текстах. Метапредметные: Владеют навыками обработки полученной информации. Умеют составлять план текста, делать выписки, составлять конспект, работать со справочной литературой. Предметные: Владеют на практике различными приёмами работы с текстом: Умеют писать отзыв, рецензию. | ||
21 22 2324 25- 26-27 28-29 | Лингвокультурологический анализ текста Тема, идея текста. Связь предложений Типы речи Стили речи Изобразительно- выразительные средства языка Практикумы. Анализ текста | 9 | Читают и анализируют тексты разных стилей. Выявляют семантико- композиционную структуру текста, находят языковые средства разных уровней. Выявляют особенности использования тропов, риторических фигур. Делают культуроведческий комментарий, объясняют функции текста. . | Личностные: Умеют откликаться на содержание и форму текста. Умеют использовать полученный опыт восприятия информации для обогащения своего чувственного опыта. Метапредметные: Умеют определять тему, идею текста. Предметные: Умеют проводить лингвокультурологический анализ текста. | ||
30-31 | Учитесь выразительно читать текст Чтение лирического произведения. | 2 | Выразительно читают прозаические тексты: делая паузы, повышая и понижая голос. Выразительно читают лирические стихотворения. . | Личностные: Позитивно относятся к чтению. Находят ответ на вопрос «Какое значение имеет выразительное чтение?» Метапредметные: Владеют приёмами выразительного чтения . Предметные: Умеют выразительно читать лирическое произведение. | ||
32-33 | Компьютерный практикум Операции с файлами и каталогами. Поиск, копирование, перемещение и сохранение информации. | 2 | Работают с компьютерными текстами, совершают операции с файлами и каталогами. Ищут, копируют, перемещают и сохраняют информацию. | Личностные: Сформированы мотивы, стимулирующие работу информацией. Метапредметные: Владеют приёмами поиска необходимой информации в компьютерном тексте. Осуществляют библиографический поиск. Познавательные: Умеют найти, скопировать, переместить и сохранить необходимую информацию . | ||
34 | Итоговое занятие. | 1 | Роль информации в жизни человека. Дискуссия на тему «Книга или интернет?» | Личностные: Осознание того, что информатизация (в отличие от компьютеризации) явление гуманитарное, что обуславливает наличие эстетических и этических, моральных аспектов процесса. Метапредметные: Сформирован навык осознанного чтения и воспроизведения прочитанного. |
Список используемой литературы
1.Болотнова Н.С. Слово в образной перспективе художественного произведения .Вопросы стилистики. //Издательство Саратовского университета, 1988.
2.С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя» //2002, №8, 1989.
3. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.//М:1982.
4. Пономарева А.Д. Речетворчество учащихся: синергетический подход // Русский язык в школе, 2002.
5.Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов .// М: «Просвещение», 2013.
6.Криволапова Н.А .Внеурочная деятельность.Прогрпмма развития познавательных способностей учащихся.//М: «Просвещение», 2013.
7. Развитие творческой активности школьников. Под редакцией А.М.Матюшкина.//М.; Педагогика, 1991.
8. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению // М.: Просвещение, 1996. С. 111- 15
9. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения»//М: Просвещение, 2010.
10.Шапиро Н.А. « Работа с текстом на уроках словесности»// М: «Библиотечка «Первого сентября», выпуск 4,2005.
11. Д. Фельдштейн. Образовательная система// «Школа 2100».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)
Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...
Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"
Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).
Предложенная разработка может использована для подготовки одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....
Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...
Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 1)
В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых является метод графического моделирования. В инновационном образовании ...