классный час "Жизнь-высшая ценность"
классный час (10 класс)

Кочегарова Татьяна Владимировна

Классный час формирует умение найти выход из трудной ситуации,позитивные взгляды на жизнь, предупреждает суицидальное поведение несовершеннолетних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_kochegarovoy_t.v.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16 г.Бирюсинска

Методическая разработка

классного часа для 10 класса

на тему: «Жизнь-высшая ценность»

Классный руководитель :Кочегарова Татьяна Владимировна.

г. Бирюсинск 2023

     Классный час на тему «Жизнь-высшая ценность »

Цель мероприятия: формировать отношение к ценностям жизни как очень важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни вообще.

Задачи:

  1.  Формировать у учащихся позитивные взгляды на жизнь.
  2. Развивать умение преодолевать жизненные трудности, находить выход из проблемных ситуаций.
  3. Предупреждать суицидального поведения несовершеннолетних.

Ход мероприятия.

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами обсудим важную для любого человека тему. Слайд 1

И начать наше занятие я бы хотела с высказывания Леонардо Да  Винчи слайд 2:

Помни, жизнь есть дар,

Великий дар,

И тот, кто ее не ценит,

Этого дара не заслуживает.

       В жизни каждого человека бывают такие минуты, когда он чувствует свою ненужность, несостоятельность и безысходность. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что у большинства из нас в жизни была такая ситуация, когда казалось, что всё – жизнь кончена, смысл жизни потерян, что выхода из сложившейся ситуации – нет. Кажется, что весь мир восстал против нас, мы уже не в состоянии оценивать свои поступки, контролировать их. И тогда в голову нам приходят самые страшные мысли.

           Что такое суицид…?

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разместим   с вами на доске

Высказывания,которые вы нашли.

«Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу» (Ж. Санд). 

«Самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого» (Веслав Брудзиньский).

«Убийца убивает человека, самоубийца – человечество» (Г. Честертон).

«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).

Учащиеся формулируют вывод:суицид- это самоубийство, брошенная в огонь книга жизни, убитое человечество, это мольба о помощи.

Слайд 3 Как считает известный российский психиатр Петр Безменов, «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти».   
   По статистике суициды вышли на третье место среди причин смерти у подростков после несчастных случаев и убийств. И главная наша цель сегодняшнего урока понять и помочь своим друзьям, близким, а может даже самому себе не переступить грань между жизнью и смертью.

       Как вы считаете, почему люди решаются на самоубийство? (ответы

учащихся)

• Страх перед чем-то;
• Желание привлечь к себе внимание; 
• Желание вызвать к себе сочувствие; 
• Желание уйти от трудной ситуации;
• Подражание каким-то героям книг или фильмов.

После ответов учащихся слайд4

-Действительно , многие классические произведения содержат эпизоды , где герои покончили с жизнью. Вспомним их. слайд 5

По группам:

--Катерина из пьесы Островского «Гроза»

-Лиза из рассказа Карамзина «Бедная Лиза»

-Желтков из рассказа Куприна «Гранатовый браслет»

-Что привело их к самоубийству?(выступления групп)

 Попробуем убедить героев остаться жить! (небольшое письмо герою)

А сейчас  давайте с вами посмотрим ролик.

Видео ролик «Мне все надоело».

О чем он? Как вы думаете, почему девочка хотела так поступить? Как можно было помочь ей, если бы вы были знакомы? (подумать минутку, посовещаться)

Составляется памятка (слайд6)  

1. Будь внимательным слушателем! Внимательно выслушай своего друга. Попытайся понять, в чем заключается его проблема. Для этого задавай как можно больше уточняющих вопросов (С каких пор у тебя появилась данная мысль? Почему она у тебя возникла? Каким образом ты собираешься покончить с собой?). 

2. Будь заботлив! Дай понять своему другу, что он нужен тебе и окружающим его людям. 

3. Не спорь в данной ситуации!  Старайся не проявлять агрессии! 

4. Внимательно отнесись ко всем жалобам и обидам!

5. Предложи конструктивные способы решения его проблемы!

6. Определи степень серьезности его намерений. Если у друга в данной ситуации есть определенный план самоубийства, ситуация очень серьезная! 

7. Не оставляй друга одного ни при каких обстоятельствах! 

8. Попробуй убедить друга обратиться за помощью. Если он не согласен, обратись сам за помощью к специалистам: врачу, психологу, даже священнику.

   Порой человеку кажется, что нет сил жить дальше, но есть люди, которых не сломали жизненные трудности (ветераны ВОВ; люди, пережившие блокаду Ленинграда; инвалиды, которые занимаются спортом и занимают призовые места на олимпиадах). (выступления групп учащихся).

1 группа .Роман Петушков слайд 7Несчастье с ним случилось в 2006 году. Он попал под колеса грузовика. Врачам пришлось сразу ампутировать ногу, потому что она была слишком раздроблена. За вторую еще боролись несколько месяцев, но ее также пришлось удалить. Кто бы мог подумать, что такая трагедия в жизни, в итоге, обернется удачей для мужчины.

Еще в больничной палате Роман начал смотреть паралимпийские игры. Ему пришла в голову мысль, что вполне может и сам начинать тренировки. Как же он тогда был прав. Уже через восемь лет Петушков станет сенсацией на играх. Роман известен тем, что стал в рамках одной игры в Сочи, шестикратным чемпионом. Это не удавалось никому.

2 группа. Олеся Владыкина. слайд 8. Прекрасная девушка Олеся Владыкина родилась абсолютно здоровой, в Москве, в 1988 году. С раннего детства она занималась плаванием в спортивной школе, демонстрируя успехи. Стала мастером спорта. Но после поступления в университет спорт отошел на второй план.

В 2008 году с девушкой произошла ужасная трагедия. Она вместе с подругой отдыхала в Таиланде. Их экскурсионный автобус попал в аварию. Подруга погибла на месте, а Олеся получила тяжелейшие травмы, в результате которых девушке ампутировали руку.

Чтобы отвлечься от тяжелых мыслей, она буквально через месяц после выписки вернулась в спорт. А через полгода состоялся ее триумф в Пекине, где Олеся взяла золото на 100 метровой дистанции брассом.

В Лондоне повторила свой успех и снова установила мировой рекорд на этой дистанции.

3 группа .Один из таких примеров австралиец Ник Вуйчич.слайд 9

Ник  Вуйчич известен своими ораторскими способностями, кроме этого он еще меценат, певец, писатель. Родился с редким заболеванием – синдромом тетраамелии, из-за которого у него отсутствуют руки и ноги.

Ник Вуйчич отличается фантастической силой духа, непреодолимой жаждой жизни и благодарностью судьбе за то, что он имеет. Судьба приготовила для него непосильные испытания с самого рождения, но он справился со своими трудностями и теперь помогает преодолевать их многим отчаявшимся и разочарованным. Несмотря на физические увечья, он красив и привлекателен, улыбка никогда не покидает его лица. Он сумел стать счастливым, вопреки всему, он нашел свое призвание в служении Богу и людям.

(Видео без звука)

-Это пример стойкости, жизнелюбия, востребованности и человеколюбия.

Упражнение  «Выбираем жизненные ценности»

( на ладошке написать самые важные для вас жизненные ценности). Попробуйте убрать что-то из этого. Что скажете?

Вывод: у каждого свои приоритеты, но одно слово все их объединяет. Какое? (Жизнь)

Работа над стихотворением.слайд 10.

В жизни много прекрасных вещей. Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я хочу представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой, которое произвело на многих потрясающее впечатление. 

Стихотворение написано на английском языке, Яков У. перевёл его на русский язык.

Life 

Life is a challenge, meet it. 
Life is a duty, complete it. 
Life is a game, play it. 
Life is costly, care for it. 
Life is wealth, keep it. 
Life is mystery, know it. 
Life is love, enjoy it. 
Life is a promise, fulfill it. 
Life is sorrow, overcome it. 
Life is a song, sing it. 
Life is a struggle, accept it. 
Life is a tragedy, confront it. 
Life is an opportunity, benefit from it. 
Life is beauty, admire it. 
Life is bliss, taste it. 
Life is a dream, realize it. 
Life is a challenge, meet it. 
Life is an adventure, dare it. 
Life is luck, make it. 
Life is too precious, do not destroy it. 
Life is life, fight for it. 

Учитель знакомит учащихся с оригиналом перевода.слайд 11

Mother Teresa

Жизнь – это вызов, прими его. 
Жизнь – это долг, исполни его. 
Жизнь – это игра, сыграй в нее. 
Жизнь бесценна, береги ее. 
Жизнь – это богатство, храни его. 
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь - это любовь, наслаждайся ею. 
Жизнь – это обещание, исполни его. 
Жизнь – это скорбь, преодолей ее. 
Жизнь – это песня, спой ее. 
Жизнь – это борьба, прими ее. 
Жизнь – это трагедия, перебори ее. 
Жизнь – это возможность, не упусти ее. 
Жизнь – это красота, восхищайся ею. 
Жизнь – это блаженство, вкуси его. 
Жизнь – это мечта, реализуй ее. 
Жизнь – это вызов, прими его. 
Жизнь – это приключение, испытай его. 
Жизнь – это удача, поймай ее. 
Жизнь драгоценна, не разрушай ее. 
Жизнь – это борьба, борись за нее. 

 «Цветок жизни»  . Перед вами лепестки лотоса. Он считается символом жизни. Вам необходимо на лепестках написать, что такое жизнь, все ее положительные проявления на ваш взгляд.  И сделать из них цветок с названием жизнь.(Прикрепляют лепестки к серединке)

Вот какой прекрасный цветок у нас получился. Впереди еще столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишиться из-за того, что  на душе может быть  пасмурно!слайд 12,13

Притча «След на земле»(дополнительно)

Старый мастер возвел дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на неуспевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а маленький мальчик засмеялся и убежал.

Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался ни руками, ни душой.

Наступила старость. Вспомнил свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию- никто не помнит его.

-Что ты оставил после себя? – спрашивают люди.

-Есть ли у тебя сын или дочь?

-Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.

-Может быть, ты посадил дерево?

- Нет не посадил я дерева.

-Может быть, взлелеял поле?

-Нет, не взлелеял поле.

-Ну так значит, ты песню сложил?

-Нет и песни я не сложил.

-Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь?

Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле!- с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало … Не так надо было жить! Не так..»

-Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди? (Ответы учащихся.)

      Любите жизнь! Цените каждую минуту! Радуйтесь жизни! Радуйтесь каждому солнечному дню, первому снегу, весеннему дождику, пению птиц. Не подвергайте себя малодушию и невежеству.

Помните, что один неправильный ваш шаг может стоить и вашей жизни и жизней сотен других людей. Будьте счастливы! Жизнь должна продолжаться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семейные ценности"

Давайте поговорим о семейном воспитании, традициях, гордости носить свою фамилию...

Классный час "Семейные ценности"

Цель:осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества осуществлялась через задачи:- обсуждение семейных цен...

классный час "Воспитание ценности семьи в своей жизни"

 "Семья – это клубочек, в котором люди связаны друг с другом привычками, убеждениями, интересами, традициями. Семьи бывают разные, но очень важно, чтобы в семье всем было хорошо, комфортно. Это зависи...

классный час "Семейные ценности"

классный час для учащихся 8-9 классов по теме: "семья.Семейные ценности"...

Классный час "Жизненные ценности"

Классный час в форме тренинга, помогающий расставить приоритеты обучающимся старших классов...

Презентация к классному часу "Семейные ценности"

Что такое семья, семейные традиции, генеалогические древа....