Проект "Декоративно-прикладное творчество"
методическая разработка (10 класс)

Колесник Лариса Николаевна

цель нашего проекта: изучив историю народных промыслов и выделив отличительные черты каждого промысла, сделать выставку рисунков и поделок, а презентацию проекта провести в виде театрального представления с использованием компьютерных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект "Декоративно-прикладное творчество"

Проект – цель, которую ребенок понял, принял, реализовал в процессе деятельности. Слово “проект” произошло от латинского слова - “брошенный вперед”, то есть это замысел, план для достижения поставленной цели.

Учебный проект – это совокупность задания учащимся, проблемы, которую надо решить, способов ее решения, форм организации взаимодействия учащихся с учителем и друг с другом, самой деятельности и, наконец, анализа результата и сопоставление его с предварительной гипотезой или намеченной цель

Создание проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом. Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, педагог выбирает либо жесткий, либо скрытый характер координации. Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. В зависимости от этого помощь учителя может состоять:

  • в подборе литературы и других источников информации по теме;
  • в формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь;
  • в показе способов и приемов работы с найденным материалом;
  • в обсуждении собранного материала;
  • в подготовке текста выступления;
  • в моделировании, в том числе и компьютерном.

Кому-то из ребят нужна большая помощь, а кто-то готов к более самостоятельной работе. Тем самым реализуется принцип индивидуализации обучения и достигается наилучший результат.

Проект, несомненно, развивает мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые наоборот “получат прививку” от самоуверенности и поймут, что без труда ничего не добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов.

В основу классификации проектов можно положить несколько признаков.

По доминирующей деятельности проекты делятся следующим образом:

  • исследовательский проект (это самый сложный проект, выбранная тема должна быть актуальна, а цель – четкая, например, история экзамена);
  • поисковый проект (анкетирование, составление таблиц и диаграмм);
  • творческий проект (результатом такого проекта могут быть: газета, литературный сборник, видеофильм, праздник, спектакль и т. п.);
  • ролевой или игровой проект (разбираются роли, присутствуют элементы костюмов, придумывается ситуация, например, суд над литературным героем);
  • практика ориентирования или прикладной (например, модель действующего механизма, созданная своими руками развивающая игра);

Лучше, если в самом названии проекта будет отражена проблема, над которой будет вестись работа.

По предметносодержащей деятельности проекты делятся на:

  • монопроект;
  • межпредметный проект.

Также проекты можно классифицировать по характеру контактов, по количеству участников, по затраченному времени.

Исходя из этой классификации, наш проект “ Декоративно-прикладное творчество” - это творческий, межпредметный проект, охватывающий всех учеников второго класса под руководством нескольких педагогов. В этой работе взаимодополняли друг друга художественный труд, изобразительное искусство, основы актерского мастерства, компьютерные технологии. Проект готовился целый учебный год, что позволило наиболее глубоко изучить проблему.

Данная тема была выбрана, потому что “…Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.”[7] Особенно важно, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникабельность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью, гуманность, человечность. Оно доступно для детского восприятия.

Работу над проектом можно разделить на следующие этапы:

  1. Погружение.

На этом этапе важно мотивировать дальнейшую деятельность. Чтобы заинтересовать учеников темой декоративно-прикладного творчества, мы пошли в музей. В Москве несколько музеев с подходящей для нас тематикой. Наш выбор пал на Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства на Делегатской улице неслучайно. Дело в том, что в этом музее проводятся очень интересные программы, охватывающие как теоретические вопросы, так и практические занятия. По традиции после экскурсии в классе проводится викторина. Тем самым мы убедились, что, во-первых, материал заинтересовал ребят, во-вторых, он понятен и доступен ученикам второго класса. Если нет возможности посетить музей, то можно найти и показать видеофильм или же попросить родителей поспособствовать созданию выставки в школе, наверняка дома у многих есть предметы, сделанные руками мастеров. Но игнорировать эту часть работы никак нельзя.

Вместе с ребятами мы определили цель нашего проекта: изучив историю народных промыслов и выделив отличительные черты каждого промысла, сделать выставку рисунков и поделок, а презентацию проекта провести в виде театрального представления с использованием компьютерных технологий.

  1. Планирование.

Изучение истории и особенностей промыслов было решено проводить на уроках художественного труда изобразительного искусства. Подготовку театрального представления планировалось производить на уроках актерского мастерства.

  1. Теоретический материал подбирался совместными усилиями ребят и педагога.

Сохранить интерес детей младшего школьного возраста к одной и той же теме длительное время довольно сложно. Поэтому изучение истории и особенностей почти всех ремесел мы начинали со знакомства с легендами об этих ремеслах. Ведь не даром говорится: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.

Анализируя индивидуальные черты промыслов, ребята сами делали поделки из красной пластической глины. На наш взгляд, эта глина наиболее оптимальна для детского творчества. После того, как поделки подсыхали, дети их расписывали, рисовали характерные узоры на бумаге, делали коллективные работы, которые на презентации использовались для декораций.

По итогам этого этапа работы над проектом ребята составляли и оформляли кроссворды.

  1. Защита проекта состояла из двух частей.
  • Театрализованное представление с компьютерным сопровождением на экране.
  • Перед представлением зрителям - ученикам начальной школы – было объявлено, что самых внимательных ребят ждет сюрприз. Тем самым был решен вопрос дисциплины. Ожидания зрителей не были обмануты: после представления участники проекта провели викторину с подарками. Вопросы они брали из своих же кроссвордов.
  1. Рефлексия.

После презентации в беседе с ребятами были подведены итоги. Мы были рады констатировать, что все задуманное получилось. Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Никто из учеников класса не остался в стороне. Многие дети изъявили желание продолжать работать над проектами.

В процессе работы стало ясно, что мы не ошиблись. Наиболее эффективным путем развития детского творчества является взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства, а точнее – народной музыки и декоративно-прикладного народного искусства и взаимосвязь художественного слова и изобразительной деятельности. Феномен интегрированного подхода к развитию художественно-творческих способностей обусловлен еще и тем, что возможен (и наш опыт это подтверждает) перевод образов одного вида искусства, например, музыкального, речевого, в образы другого вида, например, изобразительного.

Мы будем рады, если наш опыт будет вам полезен.

Литература

  1. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. “Праздники в детском саду. Сценарии, песни, танцы.” 2 изд. М. “Айрис-пресс” 2003 г.
  2. Кошмина И. В. “Межпредметные связи в начальной школе”. М. “Владос” 2003 г.
  3. Скорлупова О. А. “Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством” М. “Изд. Скрипторий 2000” 2003 г.
  4. Соломенникова О. А. “Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством” 2 изд. М. “Мозайка-Синтез” 2005 г.
  5. Яровая Л. Н., Жиренко О. Е., Барылкина Л. Н., Цыбина Т. М. Внеклассные мероприятия. 3 класс” 2 изд. М. “ВАКО”,2005 г.
  6. Начальная школа №24 2003 г. “С любовью к России” Т. Бойко
  7. Комарова Т. С. “Народное искусство в воспитании детей” М. “Российское педагогическое агентство” 1997 г.
  8. Серия рабочих тетрадей “Искусство – детям” М. “Мозайка-синтез”.

Городецкий промысел

Название городецкий промысел пошло от имени города Городец – маленького старинного городка на берегу Волги, самого древнего в Нижегородской области. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Берег здесь обрывист и крут, он сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки – берегини, и сказочные львы. Резной наряд городецких изб - явление, выдающееся в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку.

Жители Городца имели мало земли для выращивания хлеба и вынуждены были обращаться к широкому использованию лесных и речных богатств, к деревянному промыслу. В Городце стали делать донца- доски для прялок, для прядения нитей из

волокон кудели. Эти донца украшались резьбой, а потом и росписью.

Роспись появилась здесь в 60-х годах  19 века и положила начало новому Городецкому стилю- росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достиг в 80-х годах 19 века.

Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород. Техника изготовления изделий – токарная и столярная обработки. Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий, наносимому нитрокрасками. При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной пленкой лака.

Характерная особенность Городецкого промысла – исполнение рисунка на естественном фоне дерева, яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.

В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, чаепитий, свиданий, застолий. В это же время сложилась характерная форма растительного орнамента с городецкими купавками фантастической раскраски и такими пышными, что кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких  мастеров есть и чудо-кони, и сказочные птицы.

Когда спрос на прялки и донца упал, Городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, панно, блюда, тарелки.

В настоящее время выпуском художественных изделий с городецкой росписью в Городецком районе Горьковской области занимается фабрика художественных изделий « Городецкая  роспись».

 

Каргополь

Крестьянский промысел глиняной посуды и расписных игрушек в деревне Гринево близ города Каргополя существовал уже в 19 веке. Он получил название каргопольского. Как и все крестьяне, каргопольские гончары садились за гончарный круг в свободное от сельскохозяйственных работ время – с сентября- октября до весны. Работали и мужчины, и женщины, им помогали дети с 8-9 лет, которые добывали и готовили глину. Работали гончары в избах – там же, где и жили. Сначала глину просушивали в печи, затем ее толкли, заливали кипятком и выдерживали около двух дней, мешая лопаткой. После этого ее мяли на полу голыми ногами, выбирая попавшиеся камешки до тех пор, пока глина не становилась тягучей. Тогда глину резали на полосы и с помощью ручного гончарного круга лепили горшки и другую посуду.

Из остатков лепили фигурки баб, домашних и лесных животных, петушков, уточек, свистульки. Готовая посуда и игрушки сохли дня два в избе, затем их обжигали в русских печах или специально устроенных в поле за деревней обжигательных печей. Некоторые посудные изделия и игрушки, раскаленные докрасна, обмакивали в корыте в растворе овсяной или гороховой муки (так называемой болтушке). Изделия покрывали черным, напоминающим кружево, узором. Более дорогую посуду и игрушки в обожженном состоянии обмазывали дегтем, посыпали мучкой из свинца и вновь обжигали. Изделия  

после второго обжига приобретали красивую муравленую поливу и высокую прочность.

Дымка

Легенда о смекалке вятичей.

Существует старинная легенда, повествующая о том, как однажды враги окружили город. Горожане не знали, как спасти свои земли от несметной силы, что пришла с чужой земли. Но вятичи оказались людьми находчивыми. Придумали они «военную» хитрость. Все жители, и дети, и старики, взяли глиняные свистульки и темной ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Враги испугались, заметались, им показалось, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают победу веселой «свистуньей». В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверушек. Не забыт и старинный праздник.

В 12 веке земли нынешней Карелии и Архангельской области принадлежали Великому Новгороду. В 1174 году по рекам новгородцы дошли до реки Вятки и в устье реки Хлыновца основали город Хлынов. Позднее, по велению Екатерины Великой, он был переименован и стал называться Вяткой. Основавшие город новгородцы берегли свои обычаи и обряды, продолжали лепить глиняных божков, справлять праздник бога Солнца Ярило, чтить богиню дома Роженицу.

В Вятке отмечался праздник Свистопляски. В этот день жители города с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Куклы- свистуньи продавались здесь же, на улице.

Существовал в Вятке и другой древний обычай. В воскресенье, после обедни, молодые девушки, разодетые в свои лучшие наряды, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай также отразился в творчестве вятских мастеров, появились глиняные фигурки водоноски: женщины в широкой юбке в крупную клетку, в маленьком переднике с кружевными оборками, желтой кофте с воланами, ярко-малиновом чепце и бусах в несколько рядов, на плече -  ярко-зеленое коромысло с оранжевыми ведрами.

Вятичи чтили бога Солнца Ярило и изображали его в виде двух- или трехголового коня. На груди коня был круг с лучами – символ солнца. Богиню дома Роженицу изображали в виде сильной и здоровой женщины. Рядом с фигурками обоих богов люди изображали то, что они хотели бы иметь: фигурки домашних животных или младенцев. Фигурки домашних животных лепились в великом множестве: белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными, зелеными полосками и кругами. Постепенно богиня Роженица трансформировалась в « Барыню».

Со временем семьи игрушечников поселились в своей слободе Дымково за рекой. Отсюда и пошло название «Дымковская игрушка».

Технология изготовления игрушек  была следующей. В теплое время года на подворье завозили красную глину и мелкий речной песок. Глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали. Когда заканчивались работы в поле и на огороде, поближе к зиме, всей семьей принимались за лепку игрушек. Интересно, что в этой работе принимали участие только женщины. Возможно, именно поэтому мужские фигурки  чаще всего изображались  юмористически. Например, молодец в зеленом колпаке и красной рубашке, с балалайкой в руке скачет  на желтой свинье; другой молодец сидит верхом  на козле и играет на гармошке.

Работали, как тогда говорили, «заводами»: одна мастерица делает юбку, другая – голову, третья лепит ведра, а потом все собирается в одну игрушку. Затем, в зависимости от величины, игрушка сушилась от 2 до 14 дней на воздухе, в тени. Просохшие фигурки ставили в печь и часа три обжигали. Здесь были очень важны опыт и мастерство. Если раньше времени вынуть фигурку из печи, она может рассыпаться,  а передержишь – потом не пристанет грунтовка. После обжига фигурки опускались в ведро с разведенным на молоке мелом. В результате фигурки покрывались ровным белым слоем, на который хорошо ложились краски. Расписанные яркими красками, обмазанные для красоты и прочности яичным белком и обклеенные сусальным золотом игрушки хорошо продавались на ярмарках и рынках.

Для дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов, полос. Часто применяют контрастные сочетания ярких цветов – красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, нанесенных по белому фону.

Отличительная особенность дымковской игрушки – обобщенность ( отдельные элементы игрушек далеки от реального изображения: например, рога дымковского оленя напоминают куст, борода индюка похожа на гроздь винограда), декоративность и острая выразительность. В традиционных фигурках животных встречаются  чуть ли не языческие символы далеких  времен, в одежде франтов и модниц – вкусы 19 века.

Общие принципы искусства дымковской игрушки у каждой мастерицы находят свою интерпретацию. Она проявляется в выборе темы и сюжета, характеристике персонажей, в особенностях пластики, любимых цветовых сочетаниях.

Хохлома

Легенда о хохломе

Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев. Художественная резьба и роспись по дереву являются  едва ли не самыми древними видами русского народного творчества. Русская резьба по дереву украшала двери и стены изб, мебель, а также предметы быта ( дуги, коромысла, чашки, ложки). Широко использовалась на Руси и роспись по дереву. Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные  для торжественных событий: братины, ковши и ендовы.

Братина – русский шаровидный сосуд 15-17 веков из дерева, меди, серебра, золота. Из неё на братчинных пирах («на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруговую. Также она использовалась как большая общая чаша для питья и еды.

Ендова – деревянный или металлический сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш – широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород деревьев (липы, берёзы, ольхи). Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась в Хохлому и уже оттуда отправлялась на ярмарки для продажи. Потому и называется посуда хохломской. По данным археологических раскопок, изготовлением деревянной посуды в Заволжье занимались в незапамятные времена. Знакомясь в музеях с изделиями 15, 16, 17 веков, производимыми в монастырях, мы находим вещи, похожие на хохломские своей формой и киноварным фоном.

Вырезанную вещь сначала покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. Очень важным изобретением хохломских мастеров было использование металлического порошка( оловянного, а позже – алюминиевого), которым изделие как бы припудривалось. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия и уходит корнями в прошлое. Расписывают изделия беличьими или колонковыми кисточками масляными красками: красной ( киноварью), черной ( газовой сажей), желтой, коричневой, зеленой. Хохломская роспись делится на два основных вида: «верховое» письмо и фоновое.   Вначале основной узор напоминал детское изображение солнца. Он назывался «рыжик», «ярило», «красное», и сохранился еще с языческих времен. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и, главное, трава. «Травка» - черно-красная трава по золотому фону – считается классической для хохломского художника. Из травки художники составляют самые разные композиции, изображения птиц, рыбок. Другой традиционный узор получил название «кудрины» ( от слова «кудри» - вьющиеся волосы), нетрудно заметить его сходство с рисунками из старинных русских летописей.

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Дети приобщались к росписи по дереву с ранних лет и к 14-15 годам становились настоящими мастерами. У каждого был свой «почерк», свои любимые узоры.

Сейчас хохломские художники и мастера выпускают огромное количество самых разнообразных изделий: мебель, предметы украшения интерьера, бытовые предметы хозяйственного назначения, женские украшения, сувениры, прочие изделия.

Матрешки

У каждого народа свои замечательные куклы, некоторые стали знамениты на весь мир. Одна из них – русская матрешка.

Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей немногим 100 лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое яйцо вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка – присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.

Первую матрешку сделали в Москве более 100 лет назад. Она появилась на свет в облике девочки – подростка, одетой в зеленую кофту и сарафан. В руках держала петуха и всем улыбалась. Эскиз матрешки нарисовал художник Сергей Васильевич Малютин. Название игрушки образовали от имени Матрена.

Действительно, Матрена оказалась не такой уж простушкой. Кукла раскрылась, и в ней находили сестренку Матрешку. В той - следующую.

Потом шел русоголовый мальчик в красной рубахе, он последним проявлялся. Всего было в первой матрешке 8 кукол. Игрушка полюбилась и детям и взрослым.

Новинку отправили на всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы, приехавшие из разных стран, так же были очарованы русской многоместной куклой.

В Москву посылали заказы на большие партии матрешек. И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. География ее местожительства охватила многие страны мира.

Матрешки изготовляют одно-, двух-, четырех-, шести-, восьмиместными и более. К знаменательным датам делают пятидесяти-, шестидесятиместные матрешки, первая из которых бывает высотой около метра, а самая маленькая – менее одного сантиметра. Вырабатывают загорские мастера и матрешку-неваляшку, когда в одной кукле находится несколько маленьких матрешек одинакового размера. Чаще всего это шестиместная матрешка.

Изготовляют мастера матрешку и с выжиганием. В цветовой гамме росписи – красные, синие, зеленые, желтые тона. В узоре – мелкие и крупные цветы, горох, рисунок « турецкие огурцы»; встречаются  и скромные геометрические узоры, ягоды малины, вишни или маленькие корзинки с ягодами в руках у матрешки.

По видам росписи матрешки делятся на загорских,  семеновских и полково- майданских.

Загорская матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник.

Декоративная роспись скромно украшает платок и крой фартука. Эти несложные приемы местные мастера называют «матрешкой».

Семеновскую матрешку отличает от загорской большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки. И край платка этой матрешки украшен ритмичной цепью небольших бутонов.

Мастера из Полховского Майдана выработали свой стиль росписи.

Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы буйно цветущие ветки цветов, ягод, листьев сплошным ковром  закрыли всю фигуру матрешки. Яркие краски звучат во всю силу. Алая краска – рядом с темно-зеленой, синяя – с желтой, а черный контур рисунка объединяет эти сочные цвета и вносит спокойствие, равновесие.



Предварительный просмотр:

МАТРЕШКИ.

Стихи о  России.

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия, Россия, раздолье, равнины…

Березы босые, седые осины.

Все дорого с детства, все памятно с детства.

И все же не можешь никак наглядеться.

                                     (Песня)

Хохлома.

Жил я жил, забот не зная,

Да свела меня с ума,

Золотая расписная, Огневая Хохлома.

Погляжу из-под ладони: затопляя берега,

Входят бронзовые кони на поемные луга,

Речка сизая дымится, раздается небосвод

И на красной колеснице солнце рыжее плывет.

Хохломская роспись- алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи- перелески, шелковые всплески

Солнечно- медовой золотой листвы.

У красы точеной сарафан парчовый

По краям узоров яхонты горят.

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный праздничный наряд.

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Как волшебница Жар-птица, не выходит из ума

Чародейка-мастерица Золотая Хохлома.

И богата и красива рада гордостью души.

Кубки чаши и ковши

И чего тут только нету; гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета и ромашки луговин.

Все вобрала, словно память: зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент древнесуздальской парчи.

Листва редеет, не редея, от дыхания зимы.

Входим в царство Берендея, в мир волшебной Хохломы.

Городецкая роспись.

Есть на Волге город древний, по названью Городец.

Славится по всей России своей росписью творец.

Распускаются букеты ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки, ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит, вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают  и кувшинки расцветают!

Привезли вам поклон и подарки свои

Со сторонки родной, где живут журавли.

С мест, что Волгой омыты, где рассвет золотой,

Где умыты ракиты голубою водой.

Городецкая роспись, как ее нам не знать!

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать,

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Посмотрите на роспись- сочность красок манит

Городецкая роспись душу нам веселит.

Гжель.

Есть в России такое местечко, где белая рощица, синяя речка.

В этой не громкой российской природе слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая и дыхание ветра слышней;

Расцветает Гжель васильковая, незабудковая Гжель.

Синие птицы по белому небу, море цветов голубых,

Кувшины и кружки - быль или не быль? Изделия рук золотых.

Синяя сказка - глазам загляденье, словно весною капель,

Ласка забота тепло и терпенье, Русская звонкая Гжель!

                              (Песня)

Дымковская игрушка.

Возле речки Вятки есть один поселок,

Окаймлен лесами уголок веселый.

Мужики там с древне печи мастерили,

На забаву деткам петушков лепили.

Слобода та в дымке поутру купалась,

И за это Дымковской с стари называлась.

Привезли мы глину с дальнего бугра

Ну-ка за работу, чудо-мастера!

Под руками глина- слой на три аршина,

Стали шарики катать, как снежки бывало.

Глину щупать, глину мять- жирную, что сало.

Кто-то сделал индюка – распушенные бока.

У кого-то глина стала вдруг павлином.

Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей.

Мастера и мастерицы появились на селе.

Слепим, высушим и в печь! А потом распишем.

Будем мы игрушки «печь», печка жаром пышет.

А в печи не калачи, а в печи не куличи,

Не пышки не ватрушки, а в печи игрушки!

Не кастрюли чугуны, а лошадок табуны.

За лошадками- козел, из печи и прыг на стол!

Вылезай скорей медведь, в печке можно угореть.

Друг за дружкой выплывают утушек-свстулек стаи,

А за ними в свой черед кукол пестрый хоровод.

В Дымкове, за Вяткою-рекою драгоценный продолжая труд,

Не ища на старости покоя,  труженики славные живут!

Русская матрешка.

Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что сотни лет,

Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,

Покоряет она белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных в сказочном лесу?

Создал образ неземной он страсти,

Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,

Неба синь плеснул в ее глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он должно быть весело сказал:

«Ну и пой, гуляй себе по свету,

Весели себе честной народ!»

И матрешка через всю планету

 До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо величаво с удалой улыбкой на лице

И летит о ней по миру слава о безвестном мастере-творце.

                                   (Песня)

Частушки.

Велика Россия наша, и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.

 

Золотая Хохлома, ею не налюбуюшься.

И в Париже, и в Нью-Йорке Хохлома красуется.

В Гжели делают посуду, столько радости для глаз!

Подрастают мастерицы, может быть и среди нас.

Наша русская матрешка не стареет сотни лет

В красоте, таланте русском весь находится секрет.

Ты играй моя гармошка, ты подруга, подпевай.

Мастеров Руси великой во весь голос прославляй!



Предварительный просмотр:

Викторина

  1. Какое натуральное волокно, из которого ткали ткань, вы знаете?
  2. Как называется мастер, работающий с глиной?
  3. Как  одним словом можно назвать все изделия из глины?
  4. Что делает глиняную игрушку прочной?
  5. Как называется инструмент для росписи?
  6. Как называется роспись в сине-голубых тонах?
  7. Что является материалом для изделий гжельских мастеров?
  8. Как называется игрушка, основной узор у которой полоски?
  9. Что общего у филимоновских игрушек кроме росписи?
  10. Что означает узор на груди каргопольских игрушек?
  11. Как называется лошадка с двумя головами?
  12. Как называется человек-конь?
  13. Чем разводят мел, которым белят дымковскую игрушку?
  14. Назовите самую известную дымковскую игрушку.
  15. Какой основной элемент городецкой росписи?
  16.  Как называют деревянную посуду, расписанную красными и черными красками по золотому фону?
  17. Чем славится Тула?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

«ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЗАЛОГ ТВОРЧЕСТВА ЕГО ВОСПИТАННИКОВ»

Учреждения  дополнительного образования прочно занимают собственную нишу – здесь собственный выбор деятельности, возможность для каждого ребенка реализоваться в разнообразном творчестве....

интегрированный урок музыка и изо : "Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"

интегрированный урок музыка и изо :"Кукла в творчестве Д.Д.Шостаковича. Матрешка как разновидность народного творчества"...

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной темы» в творчестве писателя.

Данный материал о жизни и творчестве писателя, сюжет и история рассказа "Один день Ивана Денисовича"...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....

Творчество Виктора Михайловича Васнецова. Урок ИЗО 6 класс по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника"

Презентация познакомит учащихся со сказочно- былинным жанром в живописи на основе картин В.М. Васнецова....