Особенности исследовательского проекта естественнонаучного цикла
презентация к уроку

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике. Научно-исследовательская деятельность обучающегося – это деятельность под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon osobennosti_issledovatelskogo_proekta.ppt1.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности исследовательского проекта естественнонаучного цикла МАОУ Наро-Фоминская СОШ № 1 Педагог-психолог : Халимон М.Н.

Слайд 2

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике.

Слайд 3

Научно-исследовательская деятельность обучающегося – это деятельность под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Слайд 4

Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа .

Слайд 5

1. Реферативные – работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений. Реферат отвечает на вопросы о том, что нового содержится в тексте. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:

Слайд 6

2. Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Данные работы носят скорее иллюстративные характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:

Слайд 7

3. Проектные – творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. 4. Описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого–либо явления. Данные работы могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие количественной методики исследования . Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:

Слайд 8

5. Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ:

Слайд 9

Занимаясь научно-исследовательской работой, учащиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Составляют доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы. Проводя экспериментальную работу, учащиеся ведут журнал наблюдений, анализируют результаты наблюдений, готовят доклады на научную конференцию, который позже при доработке может перерасти в дипломную работу, защищаемую им .

Слайд 10

Отличительной особенностью исследовательских работ от других видов творческих работ является: Практическая методика исследования выбранного явления. Собственный экспериментальный материал. Анализ собственных данных и вытекающие из него выводы

Слайд 11

Научно-исследовательская работа помогает учащемуся научиться: * работать с литературой; * обобщать выводы различных авторов; * выступать перед аудиторией, вести дискуссию с оппонентом; * выражать результаты наблюдений и коротко их описывать; * делать выводы и излагать их в форме докладов, рефератов, тезисов.

Слайд 12

1. Диагностический этап. Целью диагностического этапа технологической цепочки по выполнению научно-исследовательской работы является “найти” тему, направление исследования, к которому есть интерес, способности к выполнению исследовательской работы через наблюдение, диагностику на уроках, внеклассных мероприятиях, собеседования, психолого-педагогическую диагностику. Существует определенный алгоритм выполнения научно-исследовательской работы – технологическая цепочка, которая включает четыре этапа:

Слайд 13

2. Теоретический этап Важнейшими задачами данного этапа является анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, составление плана работы по теме исследования. Существует определенный алгоритм выполнения научно-исследовательской работы – технологическая цепочка, которая включает четыре этапа:

Слайд 14

Теоретический этап включает следующие направления деятельности: А . Определение области исследования – нужно четко определить границы предметной области, в рамках которой выполняется научно-исследовательская работа. Область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Например: - экология человека, - экология техносферы, - экология флоры и фауны. Б. Определение проблемы и темы исследования . Проблема – задача, преграда, трудность. Проблема исследования – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Решение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Правильная постановка и ясная формулировка проблемы исследования очень важна. Она и определяет стратегию исследования, направление научного поиска. Например: - Проблема питьевой воды в районе исследования. -

Слайд 15

Теоретический этап включает следующие направления деятельности: В. Тема исследования – более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – это ракурс, в котором рассматривается проблема исследования. Тема должна быть емкой, краткой и конкретной. Например: - “Секреты жевательной резинки” - Взаимное влияние растений друг на друга” - “Антропогенное влияние местного населения на экологическое состояние лесного биогеоценоза” - “Проблема питьевой воды в поселке Бохан”. Г. Выбор объекта и предмета исследования Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Например: лесной биогеоценоз в районе исследования. Предмет исследования – это часть объекта, которую можно преобразовать, чтобы объект изменился. Например: экологическое состояние лесного биогеоценоза, вызванное негативной антропогенной нагрузкой.

Слайд 16

Теоретический этап включает следующие направления деятельности: Д . Гипотеза исследования Гипотеза (основание, предположение) – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение. Например: Если местное население будет продолжать негативно влиять на экологическое состояние лесного биогеоценоза, то это в дальнейшем может привести к перерождению леса. Е. Формулировка цели и задач исследования . Цель исследования – это конечный результат, которого бы хотел достичь исследователь при завершении своей работы. Обычно цель формулируют со слов: - доказать - обосновать - разработать - объяснить - определить - установить Из поставленной цели вытекают задачи исследования. Задача исследования – выбор путей и средств для достижения цели. Задачи формулируют со слов: - провести анализ (мониторинг, социологический опрос, интервью и т.д.) - выявить - определить - установить - изучить например: Цель исследования: Установить степень антропогенного влияния местного населения на экологическое состояние лесного биогеоценоза. Задача исследования: - изучение географического положения района исследования; - проведение экологического мониторинга по изучению стадии перерождения леса; - разработка мероприятий по улучшению экологического состояния лесного биогеоценоза

Слайд 17

3. Практический этап (этап выполнения) На данном этапе ребята выполняют согласно плану исследования (обрабатывают информацию, выполняют эксперимент) и оформляют научно-исследовательскую работу. Учитель на данном этапе выступает в роли консультанта и помощника. Существует определенный алгоритм выполнения научно-исследовательской работы – технологическая цепочка, которая включает четыре этапа:

Слайд 18

4. Рефлексивный этап (этап оценки результатов и защиты исследовательских работ) На данном этапе учащиеся под руководством педагогов готовят доклады по теме исследования презентации для защиты научно-исследовательской работы. Презентации можно сделать на бумажных носителях в виде диаграммы, схемы, таблицы, фотографии и на электронных носителях в форме компьютерной презентации. Существует определенный алгоритм выполнения научно-исследовательской работы – технологическая цепочка, которая включает четыре этапа:

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Интеграция предметов естественнонаучного цикла"

Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении. С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает; увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естес...

10 ПРАВИЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

С 2007 года я использую в своей практике исследовательские методы обучения, и за эти годы сформировалась определенная система. Предлагаю Вашему вниманию несколько правил, которые могут помочь в осущес...

Проект предметной недели по дисциплинам естественнонаучного цикла

Проект «Неделя предметов естественнонаучного цикла».Тема недели: «Шутя учиться не порок, ведь главное – Наука впрок!»Данная работа  предназначена для расши...

Педагогический проект: «Применение компьютерных технологий в процессе контрольно-корректирующего обучения на предметах естественнонаучного цикла как средства повышения качества образования»

В проекте рассматриваются различные формы и методы использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как средство формирования информационной компетентности учащихся  в образовательном процес...