Внеклассное мероприятие Путешествие в страну «Экономика»
план-конспект

Финансовая грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_ekonomika.docx86.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №54 имени Н.А. Бредихина»

Внеклассное мероприятие

Путешествие в страну «Экономика»

Подгоготовили:

Думчева Л.Н.,

учитель истории и обществознания

Емельянова О.В.,

учитель истории и обществознания

Курск

2022

Тема:

«Путешествие в страну «Экономика»

Класс:

9 класс

Форма занятия:

игра

Время:

45 мин

Цель занятия:

развитие у учащихся интереса к изучению финансовой грамотности, формирование понимания рационального поведения в мире финансов.

Задачи:

Обучающие: актуализировать знания обучающихся в сфере финансовой грамотности

Развивающие: развитие способностей сравнивать и анализировать, формирование навыков расчета текущего бюджета, развитие познавательного интереса к предмету, развитие самостоятельности в принятии решений

Воспитательные: воспитание ответственности и умения экономить, уважение к собственности, умение работать в коллективе

Планируемые результаты:

Личностные результаты

• овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, планирование собственного бюджета.

Метапредметные результаты

Познавательные:

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми понятиями.

Регулятивные:

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• самооценка и взаимооценка;

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Предметные результаты:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в обществе;

• понимание и правильное использование экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Оборудование и дидактические материалы

Раздаточный материал, листы формата А3, маркеры,  карточки-задания, путевые листы.

Ход мероприятия.

Демонстрация фрагмента мультфильма «Муха Цокотуха». На сцену выходят ученики младших классов и представляют инсценировку.

Муха, Муха-Цокотуха,

 Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, Муха ваучер нашла.

 Пошла Муха на биржу

 И повысила маржу:

«Приходите, тараканы,

 Я вам ваучер продам!»

Тараканы прибегали,

 И все ваучеры скупали,

 А букашки —

 По три бумажки

 Целиком

 И с огоньком:

Нынче Муха-Цокотуха

 Стала брокер - мудрецом!

 Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей бумажки,

А бумажки не простые —

 В них активы золотые.

Приходила к Мухе

 Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Евро принесла…

«Бабочка-красавица,

Слушайте ученье!

Или вам не нравится

 Наше обученье?»

 Вдруг какой-то старичок Паучок

Нашу Муху вниз

Поволок —

Хочет бедную сгубить,

 Цокотуху разорить!

 «Дорогие гости, помогите!

Пауку-злодею объясните!

 И учила я вас,

И обогатила я вас,

 Не покиньте меня

 В мой последний час!»

 А злодей-то не шутит,

 Руки-ноги он

 Мухе процентами крутит,

 Зубы острые в самое сердце портфеля вонзает

 И прибыль у неё отбирает.

 Муха криком кричит,

Надрывается,

 А злодей молчит,

Ухмыляется.

 Вдруг на помощь к ней пришел

Новенький инвестор,

Все долги ее закрыл

И проценты все простил.

Нынче Муха-Цокотуха

Стала брокер - мудрецом!

Ведущий: Муха показала свою полную финансовую безграмотность. Чтобы не попасть в подобную финансовую ловушку,  мы  должны уметь ориентироваться в экономических вопросах. Сегодня на практике  покажем свои знания, которые получили на уроках обществознания и на внеурочных занятиях по финансовой грамотности.

Демонстрация фрагмента мультфильма «Остров сокровищ» (песня про деньги).

1.Конкурс « Словесные пазлы».

Ведущий: Соберите из отдельных фрагментов высказывание Лоуренса Питера об экономике. Прочитайте и объясните его смысл.

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».  Лоуренс Питер.

Представители команд на магнитной доске собирают фразу.

Ведущий: Данное высказывание является эпиграфом нашего мероприятия.

2.  Разминка.

Ведущий: Начинаем нашу игру  с разминки. Не пользуясь калькулятором,  вам  нужно решить задачу, которая потребует не только умения считать, но и быть внимательным.

(см. слайд 2)

Звучит песня «Money»

3. Домашнее задание «Экономическая задача».

Банк

Сумма кредита

Процентная ставка

Срок погашения

Выплаченная сумма

Переплата

Сбербанк

400 000 руб.

3%+ 11,4

(гос.субсидия)

4года (48 месяцев)

424 504 руб.

24 504 руб.

Почта банк

400 000 руб.

9,6%

4 года(48 месяцев)

486 039 руб.

86 039 руб.

Альфа-банк

400 000 руб.

7%

4 года(48 месяцев)

457 166 руб.

57 166 руб.

Команды получили задание с помощью калькулятора на портале Банки.ру рассчитать в каком банке выгоднее взять кредит  для оплаты образования:

первая команда делала расчет целевого кредита в разных банках;

вторая команда делала расчет потребительского кредита в разных банках,  которым можно  оплатить образование (слайд 3- 5).

Кредит на образование

По итогам сравнения кредита на образования в «Сбербанк», «Почта банк» и «Альфа-банк» самым выгодным оказался кредит в «Сбербанк», т.к. процент и переплата по кредиту меньше, чем в остальных банках.

Потребительский кредит

Банк

Сумма кредита

Процентная ставка

Срок погашения

Выплаченная сумма

Переплата

Сбербанк

400 000 руб.

10,9%

4 года(48 месяцев)

495 301 руб.

95 301 руб.

Почта банк

400 000 руб.

3,9%

4 года(48 месяцев)

431 850 руб.

31 850 руб.

Альфа-банк

400 000 руб.

8,5%

4 года(48 месяцев)

473 247 руб.

73 247 руб.

Итоги сравнения

Банк

Сумма кредита

Процентная ставка

Срок погашения

Выплаченная сумма

Переплата

Сбербанк(кредит на образование)

400 000 руб.

3%+ 11,4(гос.субсид.)

4 года(48 месяцев)

424 504 руб.

 руб.

24 504 руб.

Почта банк

(потребительский кредит)

400 000 руб.

3,9%

4 года(48 месяцев)

431 850 руб.

31 850 руб.

Ученики сравнивают результаты своих расчетов и делают вывод.

Если сравнивать потребительский кредит в «Почта банк» и кредит на образование в «Сбербанк», то кредит в «Сбербанк» окажется наиболее подходящим для оплаты обучения. По данному кредиту можно выплачивать сначала проценты во время обучения, а затем основной долг по кредиту. Также плюсом этого кредита является господдержка, из-за чего ставка по кредиту снижена. По потребительскому кредиту необходимо будет сразу выплачивать и процент по кредиту, и основной долг, что увеличивает сумму ежемесячных выплат.

Звучит песня «Деньги» в исполнении Земфиры

4. Конкурс «Экономический словарь» (презентация Банка России)

Ведущий: Игры любят все, но у нас игра интеллектуальная. Поэтому  мы,   разгадывая ребусы, вспомним ключевые экономические понятия. В этом нам поможет презентация

 «Финансовые ребусы», подготовленная Банком России.

5. Конкурс «Экономический кластер».

Составить схему-кластер по теме «Экономика», связав между собой все ключевые понятия:

факторы производства, земля, труд, капитал, информация, предпринимательские способности, потребности,  биологические, социальные, духовные, главные вопросы экономики, что производить?, как производить?, для кого производить?, фазы экономической деятельности, производство, распределение, обмен, потребление.

https://kopilpremudrosti.ru/wp-content/uploads/2019/01/4-klaster.jpg

6. Конкурс «Экономические новости».

Транслируется  видеозаставка программы новостей 1 канала.

Ведущий: Пришло время новостей. От экономики не остались в стороне и  классики русской литературы, в том числе А.С.Пушкин. Очень много жизненных, экономически обоснованных событий происходит в знакомых с детства произведениях. Но волшебными их делают не только чудеса кудесников и чародеев, а певучий, неповторимый язык дивных пушкинских сказок.  Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?


Но вернемся к действительности. Прочитайте газетные заметки. Подумайте, что напоминают вам эти «экономические новости».

Команды по очереди зачитывают «новости»  и отвечают, из какой сказки взята данная информация.

1. Международные отношения.
Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в теплой, дружеской обстановке.  

2. На страже отечества.
Правительство намерено сократить расходы военно-промышленного  комплекса, купив биологический наблюдательный прибор, реагирующий на приближающегося неприятеля.

3. Вести из российской глубинки.
В российской провинции, пенсионер С. Нашел оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению, непомерные запросы последней привели к плачевным результатам.

4. О налогах.
Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения.

5. Внимание!
В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к негативным последствиям, таким, как продолжительный летаргический сон.
Прежде, чем приобретать фрукты, требуйте сертификат соответствия и лицензию на право торговли.

6. Проблемы молодежи
Социологический опрос молодых девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть - посвятить себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество.

Ответы:

  1. Сказка о царе Салтане…
  2. Сказка о Золотом петушке
  3. Сказка о рыбаке и рыбке
  4. Сказка о Попе и работнике Балде
  5. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  6. Сказка о царе Салтане…

  1. Конкурс «Как не дать себя обмануть».

Показ отрывка фильма «Приключения Буратино» (песня кота Базилио и лисы Алисы).

Ведущий: Мы все чаще встречаемся  с мошенниками. Данная актуальная тема нашла  отражение в заданиях ОГЭ. В процессе подготовки к экзамену мы разбирали типичные ситуации. У вас на столах лежат сборники   типовых экзаменационных заданий. Каждая команда получает карточку, в которой указана страница сборника и номер задания, которое вам предстоит решить.

Обучающиеся решают задачу и аргументировано отвечают.

Ведущий: Помни поговорку: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Критически относись к предложениям получения быстрого и необоснованного дохода (например, тебе могут позвонить или прислать СМС с неожиданным сообщением о крупном выигрыше или призе, для получения которого необходимо перечислить на некий счёт небольшую сумму). Не поддавайся на уговоры тех, кто обещает тебе быстрое получение крупной суммы денег, особенно если перед этим необходимо внести какой-то взнос.

Просмотр видеоролика «Опасная лапша» с сайта  https://fincult.info/

Подведение итогов игры.  Награждение классов благодарностями за активное и сплочённое участие в игре

Источники информации.

Литература

1. Чумаченко, В.В. Основы финансовой грамотности: метод. рекомендации / В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – М.: Просвещение, 2018.

2. Чумаченко, В.В. Основы финансовой грамотности: учеб. пособие / В.В. Чумаченко, А.П. Горяев. – М.: Просвещение, 2018.

Интернет-ресурсы

3. Если вы не хотите стать жертвой мошенников // Советы гражданам. – URL: http://uvd-uzao.ru/page75.htm

 4. Инвестиционный форум «Investmani». – URL: https:// investmani.ru/topic/461-kharakternyecherty-finansovogomoshennichestva/

5. Как не стать жертвой мошенников. – URL: http://www. spb-rf.ru/moshenniki.htm

6. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru

 7. Сайт Центрального банка Российской Федерации. – URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/print.aspx?file=files/protection/ m_scam.htm

8. https://fincult.info/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции и

Внеклассное мероприятие по теме: "Путешествие по странам Древнего Востока и Древней Греции" разработано для обучающихся 5х классов. Содержание игры охватывает темы "Древний Восток" и "Древняя Греция"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Путешествие по стране Грамматике" для 5-го класса

Представлена методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-го класса ...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Литературии"

Игра-конкурс для обучающихся 5-х классов...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну "Информатика" (5-6 класс)

Разработка внеклассного мероприятия - игры по станциям "Путешествие в страну "Информатика" для учащихся 5-6 классов.Цели:Обобщить и систематизировать знания по предмету информатика.Создать условия для...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Здоровию"

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Здоровию" проводится в 6-7 классах в рамках предметной недели химии и биологии. Мероприятие расширяет кругозор учащихся, прививает основные навыки в сохра...

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...