Программа по внеурочной деятельности по литературе "Развитие познавательных способностей учащихся" для 5-11 классов
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В настоящее время популяризация и более глубокое изучение родного языка и литературы является неоспоримым фактом. Чтобы развить у учащихся познавательные способности и интерес к предметам, пробудить желание лучше знать свой родной язык и литературу, необходимо совершенствовать методы их преподавания с учетом применения современных технологий, использованием ИКТ. Учебную деятельность школьников активизирует внесение элементов занимательности в обучение.
Программа занятий внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей учащихся» предназначена для учащихся 5-11 классов, ориентирована на развитие кругозора и мышления у детей, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении филологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку и литературе. Программа нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поиск нужных материалов для практических занятий, использование ИКТ.
Данная программа предоставляет учителю возможность самостоятельно выбрать наиболее понравившиеся темы, организовать самые разнообразные виды работ в области литературы и русского языка. При этом необходимо помнить, что все пункты органично связаны между собой и объединены общей целью – углубленное изучение русского языка и повышение общей языковой культуры.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку и примерной программы учебной дисциплины Русский язык и Литература. Рабочая программа составлена в соответствии с Рекомендациями по разработке рабочих программ Рабочая программа включает обязательные компоненты: структуру и содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения дисциплины. Содержание рабочей программы охватывает весь материал, необходимый для обучения учащихся средних специальных учебных заведений. Рабочая программа отражает место дисциплины в структуре ОПОП. Раскрываются основные цели и задачи изучаемой дисциплины. Структура Программы соответствует предъявляемым требованиям: перечню основных умений, тематическому планированию, списку литературы для учащихся и учителя. В структуру курса введены виды творческой и практической деятельности учащихся по указанным темам. В структуре и содержании учебной дисциплины паспорта программы определены темы и количество часов на их изучение, указывается объем часов максимальной, обязательной учебной нагрузки, самостоятельной работы обучающихся, перечислены виды обязательной учебной нагрузки, самостоятельной работы и форма итоговой аттестации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей учащихся» для 5-11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2022.Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Данная программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Актуальность программы
Актуальность выбора определена следующими факторами: Курс данной программы создаёт условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах; позволяет успешно решать проблемы комплексного развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции, формирования нестандартного мышления. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентности, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы согласованные с целями образовательной программы школы
Цель данной программы:
Сформировать компетентность в сфере обще интеллектуальной деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения, и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать ее и представлять в различных видах;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из результатов обучения ПРОГРАММЫ КУРСА является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Принципы реализации программы
В работе с детьми руководствуемся следующими принципами:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности – демонстрация упражнений, схем, конструкторов, презентаций.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей среднего и старшего возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности учащихся, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Программа рассчитана для учащихся 5-11 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:
- развитие интеллектуальных умений
- учимся работать с информацией
1.3 Количество учебных часов в год, неделю, на которое рассчитано преподавание курса
Год обучения | Класс | Всего часов |
первый | 5 | 34 |
второй | 6 | 34 |
третий | 7 | 34 |
четвертый | 8 | 34 |
пятый | 9 | 34 |
шестой | 10 | 34 |
седьмой | 11 | 34 |
Изменение внесенные в авторскую программу и обоснование их целесообразности.
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в программу внесены изменения согласно годовому учебному плану МБОУ «СОШ № 14» в 5-8 классах по 34 часа. Добавлены разделы для 9-11 классов по 34 часа.
Формы, методы и средства обучения, технологии.
В процессе освоения содержания программы еѐ результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования, участия в конкурсах художественного чтения.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников: учебная игра; развивающая игра; тематические задания по подгруппам; практическое занятие; беседа; викторина; участие в акциях, конкурсах, Уроках Памяти.
Формы контроля
-диагностическое тестирование;
-диагностический тренинг;
-итоговое тестирование.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),
- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере ("Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять тексты разных жанров
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
∙ осознание ответственности за общее благополучие;
∙ развитие этических чувств;
∙ установка на здоровый образ жизни;
∙ самооценка;
∙ самоопределение.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
1 | Что такое интеллект | 6 | |||
2 | Понятие. Отношения между понятиями: род-вид | 4 | |||
3 | Выделение существенных признаков понятий | 2 | 2 | - | - |
4 | Функциональные отношения между понятиями | 2 | 2 | - | - |
5 | Сравнение понятий | 6 | 2 | - | - |
6 | Классификация понятий | 4 | 2 | - | |
7 | Объяснение значения слов | 4 | 2 | 2 | 2 |
8 | Творчество | 4 | 2 | 2 | 2 |
9 | Воображение | 2 | 2 | 2 | |
10 | Конструирование текстов | 2 | 6 | 4 | |
11 | Оценка явлений и событий с разных точек зрения | - | 4 | 6 | - |
12 | Постановка и разрешение проблем | - | 4 | 4 | 4 |
13 | Метод решения изобретательских задач | - | 2 | 6 | |
14 | Чтение как способ получения информации | - | 4 | 4 | 4 |
15 | Приѐмы работы с текстами | - | 2 | 4 | 4 |
16 | Недостатки традиционного чтения | 2 | |||
17 | Дифференциальный алгоритм чтения | 2 | 6 | ||
18 | Способы обработки полученной информации | 4 |
№ п/п | Наименование разделов | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
1 | Способы обработки полученной информации | 6 | 6 | 6 |
2 | Приёмы работы с текстами | 4 | 4 | 4 |
3 | Способы представления информации в различных видах | 2 | 4 | 4 |
4 | Работа с устным текстом | 2 | 2 | 2 |
5 | Библиографический поиск | 2 | 2 | 2 |
6 | Справочная литература | 4 | 4 | 2 |
7 | Логические и творческие задачи | 4 | 2 | - |
8 | Театрализация | 4 | 6 | 6 |
9 | Сцена | 2 | 2 | 6 |
10 | Тестирование | 2 | 2 | 2 |
Содержание учебного курса
Развиваем логическое мышление.
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.
Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями.
Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
Учимся мыслить творчески.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Развивающие игры.
Классификация понятий.
Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.
Объяснение значения слов.
Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
Творчество.
Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Практические задания и развивающие игры. Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. .
Воображение.
Что такое воображение? Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д.
Конструирование текстов.
Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.
Методы решения творческих задач
Конструирование на плоскости и в пространстве.
Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: метод разрешения противоречий. Метод разрешения противоречий:
сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.
Учимся работать с информацией
Чтение как способ получения информации.
Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.
Приёмы работы с текстами.
Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, методом толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Недостатки традиционного чтения.
Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.
Дифференциальный алгоритм чтения.
Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.
Способы обработки полученной информации.
План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Способы представления информации в различных видах.
Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодиро-вание и декодирование информации. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Работа с устными текстами.
Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.
Библиографический поиск.
Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.
Справочная литература.
Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 года обучения
Разделы программы | Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
Что такое интеллект | Учащиеся знают: - понятие интеллекта, творчества; - значение развития интеллекта; - различные виды интеллекта. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - слушать, владеть приемами рационального запоминания. | Познавательные общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Понятие. Отношение между понятиями: род-вид | Учащиеся знают: - обобщение понятий; - более общее и более частное понятие; - составляют логические цепочки: общее – менее общее – частное; - ограничение понятий. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Выделение существенных признаков понятий | Учащиеся знают: - правила составления определений: понятие: обобщение слов (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - выявлять закономерности; -- строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Функциональное отношение между понятиями | Учащиеся знают: - часть – целое; - последовательности; - рядоположности; - причины и следствия. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Сравнение понятий | Учащиеся знают: - сходства и различия; - понятия одного порядка; - антонимы, синонимы, омонимы; - главные и второстепенные признаки явлений; - аналогия. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Требования к уровню подготовки учащихся 2 года обучения
Разделы программы | Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
Выделение существенных признаков понятий | Учащиеся знают: - правила составления определений: понятие: обобщение слов (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - выявлять закономерности; -- строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. | Познавательные общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Сравнение понятий | Учащиеся знают: - сходства и различия; - понятия одного порядка; - антонимы, синонимы, омонимы; - главные и второстепенные признаки явлений; - аналогия. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Классификация понятий | Учащиеся знают: - правила классификации; - правила обобщения понятий. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Объяснение значения слов | Учащиеся знают: - устойчивые словосочетания; - смысловые сочетания; - роль смысловых сочетаний в тексте. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Творчество. Воображение. | Учащиеся знают: - что такое творчество, воображение; - методы решения творческих задач; - виды воображения: - приёмы развития воображения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Конструирование на плоскости и пространстве | Учащиеся знают: -понятия танграм, головоломок; - методы их решения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - проводить наблюдения, измерения; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем. | Учащиеся знают: - положительные и отрицательные стороны явлений; - методы разрешения проблемных ситуаций; - методы разрешения противоречий. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль, абстогировать; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; -владеть монологической и диалогической речью. |
Требования к уровню подготовки учащихся 3 года обучения
Разделы программы | Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
Творчество. Воображение. | Учащиеся знают: - что такое творчество, воображение; - методы решения творческих задач; - виды воображения: - приёмы развития воображения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | Познавательные общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Конструирование на плоскости и пространстве | Учащиеся знают: -понятия танграм, головоломок; - методы их решения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - проводить наблюдения, измерения; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем. | Учащиеся знают: - положительные и отрицательные стороны явлений; - методы разрешения проблемных ситуаций; - методы разрешения противоречий. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль, абстогировать; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; -владеть монологической и диалогической речью. | |
Метод решения изобретательских задач | Учащиеся знают: - метод контрольных вопросов; - метод синектики; - метод преобразования свойств. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль, абстогировать; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; -владеть монологической и диалогической речью. |
Требования к уровню подготовки учащихся 4 года обучения
Разделы программы | Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
Чтение как способ получения информации | Учащиеся знают: - виды чтения; - правила быстрого чтения; - чтение укороченной строки. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - пересказывать прочитанный текст; - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде; - строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. | Познавательные общеучебные действия
Коммуникативные УУД умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
Приёмы работы с текстом. Недостатки традиционного чтения. | Учащиеся знают: - гипертекстовое представление информации; - метод толстых и тонких вопросов; - чтение с пометками, чтение с пропусками; - метод смысловой догадки; - интегральный алгоритм чтения; - правила выделения ключевых слов; - выделение основного смысла отрезков текста. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - пересказывать прочитанный текст; - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде; - составлять план текста; - строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Способы обработки полученной информации | Учащиеся знают: - понятия: план, выписка, цитаты, тезисы, аннотации, конспект, реферат, рецензия. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - пересказывать прочитанный текст; - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде; - составлять план текста; - составлять тезисы; - представлять информацию в различных видах; - строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Способы представления информации в различных видах | Учащиеся знают: - способы представления информации: вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический; - графические методы; - кодирование и декодирование информации. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - составлять план текста; - представлять информацию в различных видах (вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический); - выявлять закономерности; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Работа с устными текстами. Библиографический поиск. Справочная литература | Учащиеся знают: - правила дискуссии; - виды каталогов; - правила работы с каталогами; - роль и назначение справочников; - правила работы со справочной литературой. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение, библиографический поиск, работа со справочником); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. |
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
| Познавательные общеучебные действия
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать:
- правила конструирования определений, формулирования выводов;
- правила классификации и сравнения;
- методы решения творческих задач: разрешения противоречий, метод от противного, контрольные вопросы, преобразование свойств;
- способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
- правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
- способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
- правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причнно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
- слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
- проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
- владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
1.Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2022
2.Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2004
3.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996
Технические средства обучения
- Мультимедийный компьютер
- Мультимедиапроектор
- Средства телекоммуникации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-21354-1516602113.jpg)
Программа "Развитие познавательных способностей учащихся - 5 класс"
Программа "Развитие познавательных способностей учащихся 5 классов" содержит пояснительную записку, темы занятий, основные виды деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/27/picture-461153-1403884440.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/20/picture-498125-1450611127.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/01/picture-928893-1496299611.jpg)
Развитие познавательных способностей учащихся на уроках литературы (на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева)
Статья посвящена развитию познавательных способностей учащихся на уроках литературы на примере изучения творчества Ф.И. Тютчева...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/04/picture-804037-1499165968.jpg)
Статья "развитие познавательных способностей учащихся и формирование духовно-нравственной личности на уроках литературы»
Пути анализа художественного произведения, фотрмирование познавательных способностей,которые неразрывно связаны с формированием нравственных идеалов,на примере художественных произведений. Внеклассная...