Методический материал "Игры которые уходят"
методическая разработка

Весёлые подвижные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто не знает любимых пряток, ловишек, салочек? Кто их придумал?  Когда они возникли? Ответ на этот вопрос только один: они созданы народом, так же как песни, сказки. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции. Собираются мальчишки и девчонки вечером на улице так же, как 100 лет назад бегают, играют в догонялки, жмурки, состязаются в силе, ловкости, быстроте. Зимой катаются с гор, играют в снежки, строят крепости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_kotorye_uhodyat.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Методический материал

Игры, которые уходят

Весёлые подвижные игры – это наше детство, детство наших родителей, наших бабушек и дедушек. Кто не знает любимых пряток, ловишек, салочек? Кто их придумал?  Когда они возникли? Ответ на этот вопрос только один: они созданы народом, так же как песни, сказки. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие местные традиции. Собираются мальчишки и девчонки вечером на улице так же, как 100 лет назад бегают, играют в догонялки, жмурки, состязаются в силе, ловкости, быстроте. Зимой катаются с гор, играют в снежки, строят крепости.

К сожалению, многие игры наших бабушек и дедушек (горелки, лапта, камешки, пекарь, бабки, чижик и другие) потеряли популярность или совсем забыты. По итогам анкетирования, проведенного среди учащихся 4 – 5 классов нашей школы выяснилось, что92% опрошенных предпочитают играть в спортивные игры, такие как пионербол, баскетбол, футбол, так как других игр просто не знают. Особой популярностью у ребят пользуются компьютерные игры, которые, по-моему, приносят вреда больше чем пользы. Но, несмотря на это 100% респондентов желают научиться играть в игры их родителей и бабушек. Поэтому основной целью данной работы является популяризация народных игр, приобщение сверстников к изучению и сохранению народных игр, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки. Названия игр, правила были различны в разных областях, районах нашей страны вследствие этого проблемой исследования становятся варианты игр, характерные именно для нашей местности, откуда родом вся наша семья. Методами работы явились анкетирование, опрос, работа с литературой. В результате была составлена игротека народных игр нашей местности, относящаяся к 50 – 80 годам прошлого века.  

 

Игротека

Казаки и разбойники.

Играющие делятся на две группы. Одна – казаки, другая – разбойники. Разбойники разбегаются и прячутся. Казаки имеют свой стан. Все уходят ловить разбойников, один остаётся сторожить стан. Пойманных разбойников приводят в стан. Игра заканчивается, когда все разбойники будут пойманы. Затем группы меняются ролями.

Лапта

Для этой игры требуется плотный резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см), площадка 25 – 30 метров. На площадке проводят 2 линии на расстоянии 20 метров. С одной стороны площадки находится город, с другой -  кон. Участники игры делятся на две равные команды .Одни идут в город, другие водят. Команда города начинают игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Задача водящих поймать мяч и осалить мячом бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. Если нет, все остаются на своих местах. Игра продолжается, метальщиком становится другой игрок. Но если игроку не удаётся сразу вернуться в город, его могут выручить, при условии, если следующий метальщик далеко отобьет мяч. За линию кона бегут уже 2 игрока. Если все игроки города, кроме одного находятся за линией кона, тогда метальщику разрешается ударить трижды. Если он промахнется, то горожане уступают своё место водящим. Игра начинается сначала.

Цепи кованые

Играют две команды, которые, держась за руки стоят на расстоянии 15 – 20 метров. Игроки первой команды кричат: «Цепи кованые, раскуйте нас!». Противники отвечают: «Кем из нас?» Первые называют любого игрока. Он разбегается и пытается разбить цепь противников, если ему это удается, то он забирает с собой любого игрока из разбитой пары. Если не разбивает цепь, то сам остаётся в команде противника. Перекличку начинают по очереди. Выигрывает команда, в которой будет больше игроков.

   

Двенадцать палочек

Игра проводится на местности, где есть возможность спрятаться. Количество игроков не ограничено. Выбирается водящий. Копается небольшая канавка, глубиной 15 – 20 см, длиной 20см. Готовятся 12 палочек, длиной 10 – 15 см и большая  палка, длиной около 50 см. Один край большой палки отпускается в канавку, а на свободный край укладываются 12 палочек – это кон. Любой игрок разбивает кон, ударяя ногой по свободному краю палки, остальные прячутся, пока водящий собирает и складывает кон. Если игрок найден, то водящий разбивает кон и прячется. Найденный игрок становится водящим. И игра продолжается. Кон может разбить игрок, незаметно подкравшийся к кону, тогда водящий снова его собирает. Водящие меняются. Игра продолжается до тех пор пока ненадоест. 

Пятнашки

Играющие выбирают пятнашку – водящего. Остальные разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Кого он заденет рукой, становится пятнашкой. Существуют разные варианты этой игры:- выше ноги от земли – играющий может спастись от пятнашки в случае если встанет на какой-нибудь предмет;- пятнашки с домом – игрок может «спрятаться» от пятнашки в «доме», очерченном на земле круге;- колдун дерева боится – пятнашка не может запятнать игрока, если он встанет на деревянный предмет и т. д. 

Расколдуйте меня вороного коня

Игроки выбирают водящего – колдуна. Все разбегаются, колдун старается осалить убегающих. Кого осалил, тот отводит руки в стороны и кричит: «Расколдуйте меня вороного коня!» Другие игроки, задев осаленного, могут расколдовать его.  

Из круга вышибала

Все играющие делятся на две команды. На площадке чертится круг диаметром 10 метров. Игроки одной команды  становятся по линии круга – они вышибалы. Другая команда располагается внутри круга. Вышибалы стараются мячом выбить игроков в круге. Когда выбьют всех, команды меняются местами. 

Гага

 Игра проводится в воде – в пруду, озере, реке, бассейне. была распространена в селе Новая Чемровка в перовой половине ХХ века. Выбирается водящий – гага. Остальные игроки плавают, гага старается их осалить, задев по голове. Осаленный игрок становится гагой.  

Пекарь

На площадке чертится круг диаметром 30 см, в него ставится пустая жестяная или пластиковая банка высотой 25 – 30 см. В двух метрах от неё проводится первая черта, она соответствует званию «король».Через 1 метр проводится ещё шесть черт с соответствующими званиям -  «принц», «офицер 2», «офицер 1», «солдат 3», «солдат 2», «солдат 1». Каждый игрок имеет биту – круглую  палку длиной до 1 метра.Особым образом определяется пекарь – водящий. Бита ставится одним концом на ногу, другой конец придерживается рукой и производится бросок, у кого бита падает ближе, тот становится пекарем.            Пекарь стоит около банки, остальные игроки выстраиваются на линии «солдат 1». По очереди они бросают биту, стремясь сбить банку. Пекарь ставит банку на место. Когда все игроки сделали броски, они должны забрать свою палку и вернуться за черту «король». Задача пекаря осалить игрока своей битой, сбить банку и забежать за черту. Осаленный становится пекарем, а сбившие банку получают очередное звание «солдат 2», возможность делать броски с более близкого расстояния. Игра заканчивается, когда первый игрок получает звание «король».

Штандер

Водящий становится в центр круга, очерченного на земле. Вокруг него выстраиваются игроки. Водящий высоко подбрасывает мяч вверх несколько раз, когда он  произнесет: « Штандер!» ,игроки разбегаются. После того как водящий поймал мяч, он кричит: «Стой!». Все останавливаются,  водящий бросает в любого игрока мяч с тем, чтобы осалить. Осаленный становится водящим, а игра продолжается.

Жмурки

Водящему - жмурке завязывают глаза, ставят в центр круга, поворачивают вокруг себя со словами:-Где стоишь?- Намосту!- Что продаёшь?-Квас!- Лови мышей, а не нас!            После этих слов игроки разбегаются по площадке, хлопая в ладоши. Жмурка ловит игроков и определяет их имя, после этого пойманный становится жмуркой , игра продолжается.

Чиж

Для игры нужен чиж и бита. Чиж это короткая заостренная с двух концов палка, длиной около 20 см. На площадке чертят кон – круг диаметром 1 метр, в центр кладут чиж и определяют поле, куда направлять чижа. Играют два человека. Один водящий. Другой – метальщик ударяет битой по заостренному концу чижа, стремясь выбить его в поле. Причем, сначала чижа подбрасывают вверх, а потом вторым ударом выбивают подальше в поле. Если метальщик промахнулся три раза или чиж улетел не далеко, на расстояние длины палки, то он меняется местами с водящим. Задача водящего – поймать чиж на лету или задержать его и с того места, куда упал чиж, ударом биты забросить его обратно в кон. Метальщик препятствует этому, стремясь отбить чиж, и снова отправить его в поле.

Снежки

Водящий заготавливает снежки, игроки разбегаются по площадке. Задача водящего осалить игроков снежками. Осаленный становится помощником водящего и нем сходя со своего места он может салить снежками других игроков. Игра прекращается, когда будут осалены все игроки. 

Заключение

Я думаю, что все перечисленные здесь игры незаслуженно забыты, так как они веселые, интересные. Развивают ловкость, быстроту, сноровку. В данной работе представлена лишь часть игр популярных в середине  и конце прошлого века. Это подвижные игры, игры в воде, зимние игры, ролевые игры. Конечно же, все эти игры существуют с незапамятных времён, передаются от родителей к детям. Это часть нашей истории, нашей культуры. Необходимо отметить, что на Алтай  в 50-60 годы съезжались люди со всей нашей необъятной страны. Поэтому  время и люди вносили изменения в сюжеты и  правила. Игры обогащались, совершенствовались. До сих пор создаются новые варианты. Но все же характерной чертой всех игр является яркость, легкое запоминание, эмоциональность.            Лучшими распространителями и пропагандистами игр являемся мы – дети. И для того, чтобы игры  жили о них нужно рассказывать. В них нужно играть!   

Приложение

Для многих игр необходимо рассчитаться, разделиться на команды, выбрать водящего, произвести жеребьёвку. Сделать это можно с помощью считалок, сговорок, жеребьёвок.

Считалки

Шёл баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто травку возьмёт,

Тот вон пойдет. 

 

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду,

Буль, буль,  буль.

 

 Катился горох по блюду,Т

ы води, а я не буду.

 

 Катилось яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет. 

 

Шла кукушка мимо сети, 

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи тебе водить.

 Аты – баты, шли солдаты,

Аты – баты, на базар.

Аты – баты, что купили?А

ты – баты, самовар! 

 

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич

,Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей, не задерживай

Добрых и честных людей. 

Сговорки 

Есть игры, где все играющие делятся на группы, команды. В таких случаях выбирают капитанов, а затем определяют состав команд. Играющие делятся на пары, отходят в сторону  и сговариваются между собой, придумывая себе названия, имена .А капитаны по очереди делают выбор. 

Из ведра ерша

Или из корзины ежа. 

 

Конь вороной

Или хомут золотой.

 

 Шары катить

Или воду лить.

Сено носить

Или дрова рубить. 

 

Медведь лохматый

Или козел рогатый. 

Серая утка

Или деревянная дудка. 

Сахара кусочек

Или красненький платочек. 

Жеребьёвки

Чтобы участники игры не спорили, кому водить, кому начинать игру бросают жребий. Жребий – это условный знак, какой-нибудь предмет, например, дощечка, палка, маленькие палочки.             Если нужно выбрать вожака, берут палочки по числу игроков. На одной ставят метку, кладут в коробку, шапку, перемешивают. Затем игроки тянут палочки по очереди, кому попадет отмеченная, тот становится вожаком.            Были и другие жеребьёвки – угады. Нужно было угадать, в какой руке находится жребий.            Ещё один способ жеребьёвки – конание. Бралась палка длиной около метра. Те, кто конались охватывали палку рукой по очереди, кто последний охватит, тот выиграл кон.             

Литература. 

1. Кенеман А. В.  Детские подвижные игры народов СССР. Москва. Просвещение 1989. 

2. Литвинова М. Ф. Народные подвижные игры. Москва. Просвещение 1986. 

3. Минский Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня. Москва Просвещение  1985. 

4. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения детей на воздухе.  Москва Просвещение 1983.                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с презентацией по социально-бытовой ориентировке по теме: «Уход за волосами.»

Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке по теме: "Уход за волосами."...

Методическая разработка урока с презентацией по социально-бытовой ориентировке по теме: «Уход за руками. Маникюр.»

Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке по теме "Уход за руками. Маникюр"...

Методические рекомендации для старшеклассников и их родителей по правилам ношения формы одежды и уходу за ним.

Это по сути часть номер два. В первой части описание подобного было для воспитанников обучающихся в начальной школе и их родителей....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационных процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел 1. «Сестринский уход в терапии

Традиционно сложилось, что медицинская сестра первой начинает контактировать с пациентом, получает дополнительную медицинскую информацию и провидит доврачебные  экстренные медицинские манипуляции...

Методическая разработка. Тема "Уход за одеждой"

Методическая разработка урока 6 класс. Тема "Уход за одеждой"...

Методическая Разработка учебного проекта, посвященного 130-летию со дня рождения В. В.Маяковского и литературной гостиной «Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет», 2023

МР учебного проекта, посвященного 130-летию со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского, и литературной гостиной «Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет». Роль я...